Красный тебе к лицу

@leftyparty Нравится 2

"Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции".
Пишу об истории русской революции и политической философии марксизма.
По всем вопросам: @red_feedback_bot
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Образование


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Образование
Добавлен в индекс
29.06.2018 14:53
реклама
Telegram Analytics
Подписывайся, чтобы быть в курсе новостей TGStat.
TGAlertsBot
Мониторинг упоминаний ключевых слов в каналах и чатах.
SearcheeBot
Ваш гид в мире Telegram-каналов
1 839
подписчиков
~699
охват 1 публикации
~1k
дневной охват
~2
постов / день
38%
ERR %
15.28
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
183 упоминаний канала
7 упоминаний публикаций
101 репостов
Politopticon
Politopticon
Русский SJW
Politopticon
СССР
КРАСНЫЙ ПЕРЕДЕЛ
Соцреализм
DHARMA1937
Antinazi Channel
Агитка
BELARA.GA
BELARA.GA
Маоизм.Ру
Беларускі піонэр
Tankie's R&R
СССР
СМИныч
я просто текст
Antinazi Channel
Politeconomics
Antinazi Channel
Красный богомол
Politeconomics
VATNIKSTAN
КРАСНЫЙ ПЕРЕДЕЛ
ХУНТА
CHUZHBINA
Пробковый шлем
Имя и память
Стальной шлем
North Korea Daily 🇰🇵
Левый Блок
BELARA.GA
СССР
Каналы, которые цитирует @leftyparty
Левый Блок
Левый Блок
Левый Блок
Левый Блок
СССР
DHARMA1937
Беларускі піонэр
Агитка
КРАСНЫЙ ПЕРЕДЕЛ
Tankie's R&R
Маоизм.Ру
Antinazi Channel
СССР
Соцреализм
Левый Блок
Memes War
Стальной шлем
Залесская Земля
СССР
Соцреализм
ХУНТА
CHUZHBINA
VATNIKSTAN
Имя и память
Беларускі піонэр
Пробковый шлем
Глубинный
ШУЛЬЦ
North Korea Daily 🇰🇵
Politeconomics
Красный богомол
Antinazi Channel
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
​​Ипполит Мышкин (1848-1885) — русский революционер-народник, занимавшийся нелегальной печатью народнической литературы, а также участвовавший в «хождении в народ». В 1874 году он даже пытался организовать побег Н.Г. Чернышевского из ссылки, но был раскрыт и арестован полицией. 15 ноября 1877 года в ходе знаменитого процесса 193-х революционер произнес пламенную речь, впоследствии ставшую хрестоматийной. Предлагаю вашему вниманию отрывок из этой речи, не потерявшей актуальность и спустя полтора века:

"Теперь я вижу, что у нас нет публичности, нет гласности, нет не только возможности располагать всем фактическим материалом, которым располагает противная сторона, но даже возможности выяснить истинный характер дела, и где же? В стенах зала суда! Теперь я вижу, что товарищи мои были правы, заранее отказавшись от всяких объяснений на суде, потому что были убеждены в том, что здесь, в зале суда, не может раздаваться правдивая речь, что за каждое откровенное слово здесь зажимают рот подсудимому. Теперь я имею полное право сказать, что это не суд, а пустая комедия... или... нечто худшее, более отвратительное, позорное, более позорное...

При словах «пустая комедия» первоприсутствующий сенатор Петере закричал: — Уведите его..!

Жандармский офицер бросился на Мышкина, но подсудимый Рабинович, загородив собою дорогу.., не пускал офицера; последний после нескольких усилий оттолкнул Рабиновича и другого подсудимого, Стопане, старавшегося также остановить его, и обхвативши одною рукою самого Мышкина, чтобы вывести его, другою стал зажимать ему рот. Последнее, однако ж, не удалось: Мышкин продолжал все громче и громче начатую им фразу:

...более позорное, чем дом терпимости: там женщина из-за нужды торгует своим телом, а здесь сенаторы из подлости, из холопства, из-за чинов и крупных окладов торгуют чужой жизнью, истиной и справедливостью, торгуют всем, что есть наиболее дорогого для человечества".

Полную речь Мышкина вы можете почитать здесь.
Читать полностью
​​С интересом читаю мемуары Бориса Савинкова «Воспоминания террориста», в которых он подробно описывает свою деятельность в качестве члена Боевой организации эсеров и непосредственного организатора ее основных террористических акций (убийство Плеве, убийство великого князя Сергея, покушение на Дубасова и Дурново). Отдельная глава уделяется разоблачению Азефа — лидера Боевой организации и по совместительству агента царской охранки. Воспоминания охватывают ярчайшие моменты деятельности Савинкова 1903-1908 годов.

Дальнейшая же судьба Бориса Викторовича была извилиста. В 1906 году революционер, спасаясь от смертной казни бежал в Париж. 1908-1914 годы стали для него временем активной литературной деятельности, именно тогда и были написаны «Воспоминания террориста». Стоит отметить, что к этому времени Савинков серьезно пересматривает свое отношение к революционному террору, что не могло не отразиться на его мемуарах.

Политическую деятельность он возобновил только после Февральской революции, вернувшись в Россию 9 апреля 1917 года. Однако за время эмиграции бывший террорист значительно поправел во взглядах и стал активно выступать за продолжение империалистической войны и введение смертной казни на фронте. Впоследствии он даже пытался руками Корнилова установить в стране военную диктатуру, однако, видя неминуемое поражение генерала, в итоге встал на сторону Временного правительства.

Октябрьская революция окончательно перевела Савинкова в лагерь реакции. В 1918 году он пытался организовать заговор в Москве с целью свержения советской власти и установления военной диктатуры, но был раскрыт. В 1919 году вёл переговоры с Антантой о наращивании интервенции и помощи белому движению. С окончанием Гражданской войны Савинков порвал с белыми и окончательно ударился в националистический угар. Так, в 1922-1923 он активно встречался с Бенито Муссолини.

Чтобы поймать Савинкова и ликвидировать связанное с ним подполье, советским ОГПУ даже была разработана специальная операция под названием «Синдикат-2». Операция сработала гладко, и уже в 1924 году Савинков был завлечён в СССР и арестован. Суд приговорил его к смертной казни, но впоследствии приговор был смягчен до 10 лет тюрьмы.

Историки отмечают, что условия заключения были поистине беспрецедентны: в камере, где с ним периодически проживала любовница, был ковёр и мебель, узнику было разрешено писать воспоминания, некоторые из которых даже издавались, и ему выплачивался гонорар. Находясь в тюрьме, Савинков признал советскую власть и даже послал письма многим видным деятелям белого движения с призывом прекратить борьбу против Советской России. Но несмотря на это, уже 7 мая 1925 года жизнь Бориса Викторовича Савинкова оборвалась. Он покончил с жизнью, выбросившись из окна своей тюремной камеры.
Читать полностью
В тему полемики народников и марксистов предлагаю вашему вниманию главу из книги Б.Ю. Кагарлицкого "Периферийная империя", в которой социолог анализирует противоречия этих течений сквозь призму взглядов самого Маркса и мир-системного анализа.

https://teletype.in/@holy_father/8kTqWSGCK
Марксизм vs народничество

"Это переживание сопровождает историю русского марксизма с самого начала — с 1880-х годов, когда учение, утверждавшее, что проникновение капиталистических отношений во все сферы общественной жизни является исторически неизбежным этапом на пути к освобождению человека, проникает в страну, для которой капитализм был скорее будущим, чем прошлым. Миссией импортированного марксизма становится не столько борьба за посткапиталистическую перспективу, сколько обоснование неизбежности капиталистического развития для России. Согласно большинству канонических историй русской социал-демократии в этот момент происходит теоретическое размежевание марксистов и народников, рассматривавших докапиталистическую крестьянскую общину как основу будущего российского социализма. Народники ориентируются на крестьянство (исторически проигрышный выбор), тогда как марксисты на пролетариат — такова простая и неверная схема.

Однако отношения марксизма и народничества были куда сложнее. Вопросы, которые были центральными для их полемики, — о роли крестьянства, о перспективе «буржуазной демократии» в России, о необходимости сплоченной революционной организации, способной бросить вызов неблагоприятным обстоятельствам, наконец, о самой возможности освободительной социалистической революции в экономически отсталой, периферийной стране — вставали перед русскими социал-демократами на каждом новом историческом повороте. И сам большевизм образца 1917 года является не результатом теоретического триумфа плехановского марксизма над народничеством, но скорее — продуктом их сложного синтеза. Можно даже сказать, что во второй русской революции два течения русской радикальной мысли как бы диалектически «снимают» друг друга. Каждое из них в чистом виде — эсеры и меньшевики — терпит политическое поражение, тогда как их странное сочетание — ленинский большевизм — оказывается способным лучше, чем кто-либо другой, понять динамику революции и возглавить ее".

О других противоречиях марксистов и народников, проблеме государства и о том, почему Октябрьская революция произошла вопреки ортодоксальному марксизму, читайте в статье Ильи Будрайтскиса: https://gorky.media/context/tajna-krasnoj-planety/
Читать полностью
​​Александр Блок

Фабрика

В
соседнем доме окна желты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

24 ноября 1903
Читать полностью
​​Экономист А.В. Бузгалин наглядно показывает классовый характер экономической науки и противоречие между марксисткой политической экономией и мейнстримным «экономикс»:

«Борьба за законодательное сокращение рабочего дня с точки зрения мейнстрима экономически неправомерна, ибо может привести к сокращению предельной производительности труда и общему падению совокупной производительности факторов. А введение минимума зарплаты ведет к падению спроса на труд и сокращению уровня занятости. Мейнстрим может признать социально-политическую необходимость ограничения рабочего дня, равно как и введение минимальной зарплаты, но не экономическую. Марксизм же видит, как в установлении пределов рабочего дня, так и установление минимума зарплаты рациональные (с точки зрения капиталистических производственных отношений!) экономические нормативы, устанавливающие граничные условия нормального воспроизводства рабочей силы. То, что несправедливо с точки зрения мейнстрима, то справедливо с точки зрения марксизма.

Эти нормативы есть предмет неизбежного конфликта интересов между рабочими и капиталистами, что в частности выражается в применении ими разных критериев оценки экономической рациональности, а потому и допустимых границ рабочего дня и уровня минимальной зарплаты. Что плохо для прибыли, может быть хорошо для воспроизводства рабочей силы и тем более, для воспроизводства работника как Человека.

Так мы приходим к весьма банальному, но принципиально важному выводу. Теория марксизма дает объяснение существующим явлением и подтверждается практиками, но это те практики (прежде всего практики социализации капитализма) и те объяснения (указывающие на историческую ограниченность капитализма), которые прямо противоречат интересам тех экономических акторов, которые в условиях рыночной экономики... концентрирует в своих руках основное богатство и экономико-политическую власть».
Читать полностью
Урок правильного отношения к шахматам от Бенедикта Спинозы.

Однажды домохозяин Спинозы, с которым они часто играли в шахматы, обратился к философу с вопросом: «Почему, когда я проигрываю, я волнуюсь, а вы нет, разве вы так равнодушны к игре?» — «Нисколько, — отвечал Спиноза, — но кто бы из нас ни проиграл, какой–то король получает мат, и это радует мое республиканское сердце».
💣 Шах 13
🚩Мат 50
Колонна представителей Северного профессионального Союза садоводства на Дворцовой площади, 18 апреля 1917 года. Фотограф — Яков Штейнберг.
​​Роль Троцкого в обороне Петрограда от войск Юденича сложно переоценить. Во-первых, Лев Давидович, вопреки мнению Ленина, решительно настоял на недопустимости сдачи города. Во-вторых, именно поспешное прибытие наркома в Петроград возимело решающий эффект на боевой дух и дисциплину войск.

Вот как вспоминает сам Троцкий первые бои под Петроградом: «В этом небольшом эпизоде мне пришлось в первый и единственный раз за всю войну играть роль полкового командира. Когда отступающие цепи почти вплотную навалились на штаб дивизии в Александровке, я сел на первую попавшуюся лошадь и повернул цепи кругом. В первые минуты было замешательство, не все понимали, в чем дело, некоторые продолжали отступать. Но я на лошади заворачивал всех поодиночке. Тут только я заметил, что за мной по пятам мчится мой ординарец Козлов, подмосковный крестьянин, из бывших солдат. Он был в полном опьянении. С наганом в руке он метался по цепи, повторял мои призывы, потрясал револьвером и вопил изо всех сил: "Не робей, ребята, товарищ Троцкий вас ведет"... Наступление шло теперь таким же темпом, как раньше отступление. Ни один красноармеец не отстал. Верстах в двух началось сладенькое и гнусное посвистывание пуль, свалились первые раненые. Командир полка стал неузнаваем. Он показывался на наиболее тревожных участках, и, пока полк вернул покинутые перед тем позиции, командир был ранен в обе ноги. Я возвращался в штаб на грузовике. По дороге мы подбирали раненых. Толчок был дан. Я всем существом почувствовал, что Петроград мы отстоим».

На фото — нарком по военным и морским делам РСФСР Л.Д. Троцкий приветствует войска под Петроградом, октябрь 1919 года.
Читать полностью
В свете грядущего обнуления голосования по конституции напомню о «Референдуме об экспроприации князей», проходившем в Веймарской республике 20 июня 1926 года. Это был первый референдум в истории Германии, и организован он был по инициативе социалистов и коммунистов.

Лишить имущества отрекшихся от престола Гогенцоллернов и их приспешников страстно желал практически весь немецкий народ (за экспроприацию проголосовало почти 14,5 миллионов граждан, что составило 96,11 % от всех участников референдума), однако исполнить его волю не удалось из-за низкой явки (39,27 %).

В тему – заметка из «Огонька» об участии в референдуме Союза красных фронтовиков и карикатура в поддержку голосования на референдуме со слоганом «Ни пфеннига князьям! Они должны быть заклеймлены!»
Читать полностью
​​Из воспоминаний американского журналиста Альберта Риса Вильямса о революции 1917 года:

«Мы оказались рядом с плохо одетым рабочим, который тоже явно устал от речей.

— Спросите его, правы ли вы, что никто, кроме большевиков, сейчас не хочет работать, — проговорил Рид. Это было для него характерно — он любил проверять все услышанное словами рабочих.

Я попытался остановить русского. Он бесстрастно, но пристально оглядел нас с ног до головы. Рид добавил пару слов из своего скудного запаса русского языка.

Его произношение было чудовищнее моего, чтобы не сказать больше. Рабочий снова посмотрел на двух странных молодых людей, выплюнул шелуху от семечек, покачал головой и медленно произнес:

— Не понимаю, чего вы спрашиваете. Это не мое правительство. Может, это ваша война, но не моя. Вы буржуи, — он так и сказал, буржуи, — а я — рабочий.

И ушел прочь.

Рид пришел в восторг. Он сказал, что одного последнего предложения было бы достаточно. Всех интеллектуальных эсеров и меньшевиков следовало забыть. История пройдет мимо них».

На фото — картина кисти В.Г. Гремитских "Этюд рабочего".
Читать полностью
Серия карикатур Бориса Кустодиева на высокопоставленных чиновников царской России, опубликованная в журнале "Адская почта" в 1906 году. Слева направо: Дубасов, Горемыкин, Коковцов, Победоносцев.
Товарищи, рекомендую подписаться на канал Рабочего Фронта Украины — динамично развивающейся марксистской организации, регулярно публикующей статьи и заметки по актуальным вопросам теории, аналитику тех или иных событий, разбор мифов и прочие тематические посты.

Подписывайтесь на @RFU_media
Хочу вам порекомендовать статью выдающегося советского философа М.А Лифшица «Ветер истории», написанную в 1960 году к 140-летию со дня рождения Фридриха Энгельса. Объектом ближайшего рассмотрения в этой работе стал феномен трагедии революции, выражающийся в коллизии «между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления». Отстаивая «эстетическую точку зрения», Лифшиц доказывает, что ни деятельность Маркса и Энгельса в 1848 году, ни деятельность Ленина в 1917 году нельзя подвести под категорию ошибки, несмотря на отсталость и «неготовность» Германии и России к социальной революции. «В крайнем случае здесь можно было бы говорить о том, что Ленин назвал «ошибкой гигантов», то есть неизбежном преувеличении возможностей дальнейшего углубления революционной ситуации и близости решающего часа».

Позволю себе подробно процитировать Михаила Александровича: «Другими словами, несвоевременное в истории революционных событий является с известной точки зрения очень своевременным, и завоевания самые реальные выступают сначала в ореоле героических иллюзий так называемой революционной романтики. Можно даже сказать, что чем более незрелой является историческая обстановка, тем дальше забегает вперед мысль участников растущего в этих рамках общественного движения. А разве это не влечет за собой жестокой мести истории, падающей равно на виноватых и невинных?

Какая ирония судьбы для честных якобинцев - стремиться к уравнительной республике в духе Спарты и проложить дорогу культу императора! Как посмеялся действительный ход вещей над религией Разума, превращенной в официальный культ осенью 1793 года, когда на исходе французской революции стихийное развитие рынка смело все эти иллюзии и общество вернулось к старой вере в то, что не просвещение, а темная сила страстей делает историю, не слезы милосердия, а кровь поливает ее молодые побеги, что слово римского первосвященника так же непогрешимо в XIX столетии, как в средние века. Одним словом, сама французская революция, которую принято считать классической в своем роде, произошла несвоевременно! Странный вывод, но как объяснить иначе тот факт, что она привела в конце концов к реставрации Бурбонов».

http://spinoza.in/theory/veter-istorii.html
Читать полностью
Известно, что агитационные плакаты белых в Гражданской войне не отличались ни оригинальностью, ни художественной ценностью. Но я не знал, что все было настолько плохо. Оказывается, один из самых известных белогвардейских плакатов «Отчего вы не в армии» представлял собой наглую и безыскусную кальку с итальянского агитационного плаката 1917 года. Причём, я думаю, вы согласитесь, что итальянский плакат выглядит в разы красочней и выразительней.
Читать полностью
Российскую империю начала XX века было сложно назвать веротерпимой страной. Православная российская церковь занимала положение «господствующей», в то время как другие вероисповедания имели статус «терпимых». Закон не допускал свободного выбора веры, прежде всего для православных подданных. Более того, переход православного лица в иную, даже христианскую, конфессию был невозможен.

Относительную либерализацию в положение дел внес указ о веротерпимости 17 апреля 1905 года, установивший ограниченную свободу вероисповеданий. Отныне православные получили право переходить в другие христианские конфессии, а также существенно улучшилось положение старообрядцев, которых наконец перестали преследовать. Однако, как и большинство реформ николаевского правительства, реформа носила половинчатый характер. Так, в новом законодательстве сохранился запрет перехода из христианства в нехристианские вероисповедания, указ не затрагивал правового положения наиболее дискриминируемой в российском законодательстве конфессии – иудаизма, по-прежнему не допускался атеизм.

Подобная половинчатость привела к тому, что ни левые, ни правые силы Империи не остались довольны реформой. Для первых она казалась слишком непоследовательным решением накопившихся в стране религиозных проблем, а для вторых — предательством традиционных устоев русского государства. Окончательное закрепление свободы совести принесла только Февральская революция 1917 года.
Читать полностью