Читая поздние работы Маркса и Энгельса, обнаружил два интересных момента, которыми хочу с вами поделиться. Первый — это замечание Маркса по поводу «Немецкой идеологии»: «Фридрих Энгельс, с которым я со времени появления его гениальных набросков к критике экономических категорий поддерживал постоянный письменный обмен мнениями, пришел другим путем к тому же результату, что и я; и когда весной 1845 г он также поселился в Брюсселе, мы решили сообща разработать наши взгляды в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии, в сущности свести счеты с нашей прежней философской совестью. Это намерение было осуществлено в форме критики послегегелевской философии. Рукопись – в объеме двух толстых томов в восьмую долю листа – давно уже прибыла на место издания в Вестфалию, когда нас известили, что изменившиеся обстоятельства делают ее напечатание невозможным. Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, что наша главная цель – уяснение дела самим себе – была достигнута».
Прежде всего нужно отметить, что слова Маркса о «сведении счетов с прежней философской совестью» говорят о его радикальном разрыве с фейербахианством и отказе от своих прежних философских воззрений, наиболее полно выраженных в экономическо-философских рукописях 1844 года. В этом смысле показательно располагающееся немного ниже замечание Маркса, о том, что решающие пункты собственных воззрений были впервые научно изложены им только в 1847 году в «Нищете философии». И еще, запомните, что лучший способ прояснить для себя какой-либо вопрос — это написать два толстых тома в восьмую долю листа по его поводу.
Также хочу обратить ваше внимание на то, что Энгельс пишет по поводу знаменитых «Тезисов о Фейербахе»: «Но зато в одной старой тетради Маркса я нашёл одиннадцать тезисов о Фейербахе, которые и напечатаны в качестве приложения. Это — наскоро набросанные заметки, подлежавшие дальнейшей разработке и отнюдь не предназначавшиеся для печати. Но они неоценимы как первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения». Даже несмотря на последнее замечание, вряд ли Энгельс мог оценить степень важности этих «наскоро набросанных заметок», заключительные слова которых, пожалуй, знакомы каждому: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Прежде всего нужно отметить, что слова Маркса о «сведении счетов с прежней философской совестью» говорят о его радикальном разрыве с фейербахианством и отказе от своих прежних философских воззрений, наиболее полно выраженных в экономическо-философских рукописях 1844 года. В этом смысле показательно располагающееся немного ниже замечание Маркса, о том, что решающие пункты собственных воззрений были впервые научно изложены им только в 1847 году в «Нищете философии». И еще, запомните, что лучший способ прояснить для себя какой-либо вопрос — это написать два толстых тома в восьмую долю листа по его поводу.
Также хочу обратить ваше внимание на то, что Энгельс пишет по поводу знаменитых «Тезисов о Фейербахе»: «Но зато в одной старой тетради Маркса я нашёл одиннадцать тезисов о Фейербахе, которые и напечатаны в качестве приложения. Это — наскоро набросанные заметки, подлежавшие дальнейшей разработке и отнюдь не предназначавшиеся для печати. Но они неоценимы как первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения». Даже несмотря на последнее замечание, вряд ли Энгельс мог оценить степень важности этих «наскоро набросанных заметок», заключительные слова которых, пожалуй, знакомы каждому: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».