История в искусстве


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Искусство


Канал с обзорами шедевров архитектуры и живописи в контексте исторических событий.
Автор: @Hasenok
Предложения, сотрудничество: @shahtarov

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Искусство
Статистика
Фильтр публикаций


Краткая история живописи за 5 минут

https://www.youtube.com/watch?v=4BJG8y6ewgo
Вся история живописи за 5 минут ART I FACTS
Вся история живописи за 5 минут ART I FACTS Давно задумывались о том, что хотели бы получить предельно точное представление о развитии мировой художественной...


Пьета. 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан.

Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы.
Среди его архитектурных свершений — проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела.


Сегодня начинаем разговор о важнейшей фигуре мирового художественного искусства,  мастере на все руки - Микеланджело Буонарроти. И как вы понимаете, в один пост мы не уложимся :))
Полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаррлти Симони.
6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим.
Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации.
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.


Низкий поклон нашим ветеранам! Спасибо за мирное небо над головой!


Сотворение человека, фреска в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, 1684—1686, Лука Джордано


Лука Джордано (18 октября 1634, Неаполь — 12 января 1705, Неаполь) — итальянский живописец, представитель неаполитанской школы. За быстроту, с которой он работал, получил прозвище Лука Фа-Престо.
В течение 9 лет учился у Хосе де Риберы, в родном городе, а потом занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершил своё образование копированием работ Рафаэля и Микеланджело.
Впоследствии трудился в Болонье, Париже и Флоренции, в 1692 году был приглашён королём Карлом II в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо.
Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Одни из них прекрасно задуманы, нарисованы и написаны; другие слабы по концепции и небрежны по исполнению. Лучшими из работ Джордано считаются «Основание ордена Золотого Руна», плафон в одной из зал дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, «Триумф Юдифи» и другие фрески в неаполитанском музее Чертоза-ди-Сан-Мартино, «Михаил-архангел, поражающий Сатану» в Вене и «Суд Париса» в Берлине.
В Эрмитаже представлены картины Джордано «Спаситель, снятый со креста», «Отдыхающий Бахус», «Суд Париса», «Кузница Вулкана», «Триумф Галатеи», «Похищение Европы», «Аполлон и Дафна», «Святой Франциск Ассизский», «Рождество Св. Иоанна Крестителя», «Битва лапифов с кентаврами», «Изгнание торгующих из храма».


Исаак благословляет Иакова. Фрагмент фрески. Ассизи. Церковь Сан Франческо,1295. Джотто.

Итальянская фреска

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи, ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто. Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью секко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку довольно быстро закрепляются, у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако, он расписывался в течение одного дня.

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились яркие цвета (зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском.

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески. В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой.

В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.


Дорогие друзья!
Поздравляем вас с днём мира, весны и труда!


Святой Николай. Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь.

Продолжаем знакомство с фресками, дорогие друзья :)

Древняя Русь.

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка, нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса ( штукатурка) изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.


Друзья! Христос Воскресе!


Повышение Адама и Евы из их могил, фреска, Стамбул.

Византия

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг. н. э.) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.


Римская фреска, 40-30 г. до н. э.

Продолжаем разговор о фресках..

Античная фреска

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo (по сырому). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.


Жак Луи Давид (1748-1825) - Коронация императора Наполеона I Бонапарта и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года (Лувр)


К слову о недавних событиях...

История Нотр-Дам-де-Пари начинается в далёкие античные времена, когда на том месте Парижа, где сейчас стоит собор Парижской Богоматери находился галло-римский храм, посвящённый богу Юпитеру. С усилением влияния христианства античный языческий храм уступил место базилике.

В 1163 году по воле епископа Мориса де Сулли на этом месте было начато строительство Собора Парижской Богоматери. Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительные работы закончились в 1345 году.

Трансепт - поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.

В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент Франции. В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя - Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.

Когда во Франции королём был Людовик XIV, Собор Нотр-Дам-де-Пари начал терять свою значимость и влиятельность, гробницы в стенах храма были разграблены а великолепные витражи в розах разбиты и уничтожены.

Ещё более усугубила положение Собора накатившаяся Французская революция. В планах лидера якобинского движения Робеспьера значилось полное уничтожение собора. Но жители Парижа не хотели лишиться своего великолепного храма и собрали откупные.
Сам Собор был спасён, но скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули. Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.

Приход к власти Наполеона I вернул к жизни уже порядком обветшалое и разрушающее здание Парижского собора. Наполеон выбрал этот храм для своей коронации как императора, облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии.

Время, небрежность людей, войны и попытки грабежей причинили зданию собора значительные повреждения, и в 1844 году под руководством Э.Э. Виолле-ле-Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864 году.

Виктор Гюго сюжетом своего популярного романа "Собор Парижской Богоматери", в котором он детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму Парижа. Он много хлопотал по поводу возрождения Нотр-Дам-де-Пари и это принесло плоды - в 20-х годах XIX столетия началась долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери.

Виктор Гюго (1802-1885), как и многие другие писатели-романисты, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для "измученных душ".

Архитектор Виолл-ле-Дюк, которому поручили реставрировать собор, произвёл объёмные и очень тщательные работы по восстановлению здания, многие специалисты сошлись во мнении что архитектор переусердствовал и реставрацию можно смело назвать новоделом.

Утраченные статуи на фасадах восстановили, а оригиналы разместили в Национальный музей Средневековья Франции, к строению добавили шпиль, но самым ярким и спорным в реставрации стали скульптуры горгулий, которыми украсили водосливные трубы.


Мадонна с младенцем и святыми. Частное собрание.

Биографии художников

Ченнино Ченнини (1360 — 1440г) итальянский художник, родом из Колле-ди-Валь д'Эльса (близ Флоренции), автор трактата «Книга об искусстве» (Il Libro dell'Arte).
О Ченнино не сохранилось почти никаких архивных документов. Нет сведений о том, что он вступал во флорентийские гильдии или братства, имеющие отношение к искусству. Единственные два нотариальных документа, касающиеся его жизни, обнаружены в Падуе: один от 13 августа 1398 года сообщает, что Ченнини поступил на службу к правителю Падуи Франческо де Каррара, где в качестве трубача служил и его брат Маттео; второй, от 19 августа 1398 года сообщает, что художник женился на некой Рикке ди Читтаделла. Предполагают, что в Падую художник прибыл по приглашению Бонифачо Лупи, основателя госпиталя Св. Бонифация, так как в этом учреждении сохранилась единственная работа Ченнини, которую довольно уверенно приписывают художнику. Вероятно, в этом городе Ченнини прожил какое-то существенное время, так как его жена происходила из Контадо (района вокруг Падуи).

Джорджо Вазари сообщает, что в его время в лоджии госпиталя Св. Бонифация находилась фреска «Мадонна со святыми», которая принадлежит кисти Ченнини. В 1787 году во время реконструкции госпиталя, её перенесли на холст, и с тех пор она хранится во флорентийских галереях (впервые была показана на выставке в 1957 г.).
Далее ему были приписаны две панели от крупного полиптиха — «Св. Августин » и «Св. Григорий» (Берлин, Государственный музей) и три разных «Мадонны с младенцем» из частных коллекций.

Настоящая слава художника связана не с его произведениями живописи, а с трактатом «Книга об искусстве», которым он увековечил своё имя. По общему мнению специалистов, эта книга суммирует все средневековые технологии производства живописи, подводит им итоги и иногда намечает пути разработки новых художественных проблем, которые решали уже художники Возрождения. Почти все главы книги посвящены проблемам ремесла и их практическому решению. Автор рассказывает, как нужно подготавливать материалы: грунтовать доску, растирать краски, готовить кисти; как делать подготовительные рисунки на доске и стене, как рисовать разными способами, как писать по влажной стене (фреска), и как писать по сухой стене, как накладывать и полировать золото, как писать миниатюру, как расписывать ткани и делать слепки и т. д.

Кроме того, в трактате Ченнини есть разделы, имеющие скорее теоретическое значение, чем практическое. В них даётся определение основных составляющих живописи: рисунок, колорит, рельеф. Эти определения были приняты и развиты в дальнейших рассуждениях теоретиков искусства, таких как Леон Баттиста Альберти и Леонардо да Винчи.
Трактат был известен уже во времена Вазари, но опубликован впервые в Италии в 1821 году.


Св. Григорий, Берлин, Государственный музей, Чиннино Чиннини, 14 век.


Рождество Марии. 1390-1400, Сиена, Пинакотека, Ченнино Ченнини.

Поговорим немного о фресках.

Фреска от итальянского fresco — свежий, аффреско (affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой: фон, верхние прописки с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.




Панагия Халкеон, внутреннее убранство.

Церковь построена из кирпича, создающего декоративный эффект (многочисленные стрельчатые арки, опоясывающие храм зубчатые ленты). Храм не имеет галереи, купол опирается на четыре колонны в центральной части храма, имеющей форму квадрата. Алтарная часть имеет три апсиды (жертвенник, алтарь, диаконник). На западной стороне храма имеется неф, соединяющийся с основной частью храма через трое ворот. К нефу примыкает галерея более поздней постройки.

До 1934 года церковь до горизонтального каменного пояса была покрыта землёй. Раскопки произвел профессор Димитрий Евангелидис, который в ходе восстановительных работ придал храму первоначальный вид.

В церкви находятся плохо сохранившиеся фрески времён её постройки. Купол украшен фреской Вознесение Господне: вокруг образа Христа расположены Богородица в окружении двух ангелов, а также двенадцать апостолов. Ниже на стенах барабана купола изображения библейских пророков с грамотами в руках, на которых написаны их предсказания, относящиеся к Иисусу Христу.

Алтарная часть украшена фресками со сценами Тайной вечери, Рождества, Сретения и Успения Богородицы. В нефе основной фреской является композиция Второе пришествие.

Из архитектурных украшений сохранились только украшенные барельефами и крестами капители четырёх колонн, поддерживающих купол.


Панагия Халкеон, Греция, 11 век

Показано 20 последних публикаций.

298

подписчиков
Статистика канала