Записки маркетолога


Гео и язык канала: Россия, Русский


Канал ведётся @YuliaZhilkina и посвящён маркетингу и маркетинговым исследованиям/ Customer Development.
🔸14 лет маркетинга и 11 лет исследований
🔸Клиенты: Mail.ru Group, BlaBlaCar, “Иль де Ботэ”, “Яндекс” и др.
🔸IT, фарма, ритейл, банки, FMCG, B2B

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


С перерывом, но таки добью последним постом серию про рекрут😉

Чем же хорош рекрут по базе и почему имеет смысл использовать его (и когда)?

▪️Вы четко понимаете, что набранные респонденты соответствуют критериям, не являются подставными. Они же набраны по базе - по каждому есть информация.

▪️Если вы никогда не проводили исследования целевой аудитории, проще (и результативнее) начать со своих пользователей:
- Будете понимать, как привлекать таких же, которые купят
- Они находятся на «расстоянии вытянутой руки» и с ними проще связаться, в том числе организовать рекрут своими силами
- Они смогут поделиться восприятием и особенностями использования именно вашего продукта - респонденты со стороны такими знаниями не обладают🤷🏼‍♀️.


Репост из: MARKUS - стратегии и исследования
Где брать респондентов на глубинное интервью/кастдев?

Когда ты стратег, продакт или маркетолог и тебе предстоит провести интервью и найти точки роста для компании.

В последние 2 года фокус проектов нашего агентства смещается в сторону CX-проектов, то есть мы чаще изучаем клиентский «опыт» или впечатления клиентов. Это привело к тому, что сейчас основной источник респондентов – это клиентская база данных.
Какие плюсы, если брать респондентов из CRM-базы компании?
1. Точно нет «профессиональных респондентов», которые ходят на интервью и фокус-группы за деньги и фантазируют о своем якобы клиентском опыте за эти деньги. Понятно, что на интервью такие «профи» раскрываются на раз, но это лишние затраты времени, сил и эмоции – не очень приятные.
2. Можно отобрать клиентов, отталкиваясь от их фактического поведения: сколько раз покупали, какой средний чек, как давно покупали в последний раз, что покупали и т.д.. Да, это больше для розницы, хореки и услуг, но это обеспечивает важную фокусировку – иногда представленность высокочастотников, иногда клиентов с низким чеком. Зависит от задач.
3. Доверие заказчика. Важный момент – наш Заказчик конечно больше доверяет своей CRM, как источнику респондентов, а не рекрутерам. Эффект доверия сильнее, когда сотрудники Заказчика сами проводят рекрут на интервью – а это происходит в большинстве случаев.
4. Тонко, но тоже упомяну. Общение с клиентом компании в рамках интервью – это прямо часть «развития на базе клиентов» [customer development по смыслу. Клиент на интервью немного рефлексирует о своем опыте, о своем клиентском пути и барьерах на нем, понимая, что часть его картины мира – это когнитивные искажения, не связанные с реальностью. То есть просто помехи в искаженном восприятии компании, клиентом которой он является. И прямо на интервью ушедший клиент говорит – а я думаю вернуться. То есть эта прямо такой маленький, но коммерческий результат. Который имеет отношении к стратегии роста – как модель возврата ушедших клиентов на примере конкретного респондента.
Есть и минусы:
1. Больше времени на проект и больше трудозатрат на рекрут 1 респондента. Поскольку это живые люди, и очень часто люди без какого-либо опыта участия в интервью, с ними приходится дольше возиться – уговаривать и ждать, когда у них будет возможность. И даже с учетом больших трудозатрат все равно может не получиться.
В прошлом году у нас был опыт, когда из примерно сотни контактов CRM согласилось только 2 человека, и они отвалились на последней стадии – когда речь зашла о Зуме и необходимости включить камеру.
2. Необходимость соблюдения закона о персональных данных, а в случае медицины, еще и сохранности врачебной тайны, при передаче контактов из CRM заказчика нам. Приходится обезличивать и кодировать данные, а также учитывать безопасность такой передачи.
3. Мотивация сотрудника у Заказчика, который делает рекрут. Может стать существенным фактором плохого отклика. Для сотрудника службы сервиса или продаж – это лишняя деятельность, порой нудная и лишняя. По последним проектам прихожу к мнению, что надо отдельно заниматься этим вопросом, внедряя процедуру рекрута и стимулируя сотрудника к ее выполнению.

Конечно, CRM больше подходит, как источник респондентов, когда стратегия роста про текущих клиентов, когда речь идет об их лояльности и о наращивании LTV [lifetime value] – а именно как и за счет чего наращивать лояльность – за счет каких изменений в продукте и сервисе.
Однако, даже если задачи роста про привлечение новых клиентов CRM может стать одним из источников респондентов. Например, если ушедших клиентов приравнивать к новым) Или когда в CRM есть лиды, не сделавшие покупку.

Интересна ли эта тема – поиска респондентов для интервью?
Поставьте лайк, если да.


Совершенно бескорыстный репост коллег из Владивостока (которые еще и занимаются исследованиями в Китае), ибо с постом согласна.

🤔Добавила бы еще такой момент, о котором не раз писала: изучение текущих клиентов из своей CRM помогает также привлекать аналогичных пользователей - именно за счет того, что мы начинаем понимать лучше тех, кто уже покупает.


Теперь про рекрут по базе отдельно.

Кажется, что это проще - на деле нет.

▪️Базы бывают разного качества. С условной базой без мобильных телефонов или со старыми/ недействительными контактами каши не сваришь. Сделать 10 интервью на базе из 12 человек тоже провальная затея.

Стоит ли за это браться, если клиент потом будет требовать, а ты не факт, что сможешь сделать? Вот и рекрутеры многие не рвутся.

▪️Люди в базе так же будут отказываться от участия, отваливаться в процессе и прочее. Ни разу это не «да просто прозвоните и пригласите».

▪️Респондентов из базы так же надо поощрять подарком или деньгами. Если мы хотим получить адекватные интервью (а это не по 20 мин).


Рекрут на фокус-группы (в дополнение к предыдущему посту) еще сложнее. В нем меньше возможностей для маневра:

▪️Все участники должны собраться в определенное время, дойти в целом до группы - а это требует постоянного контроля. Кто-то отваливается в процессе, и это нормально.

▪️Нужно набрать запасных респондентов, чтобы гарантировать проведение группы. Потому что, опять же, кто-то может отвалиться в последний момент (заболеть/ не выйти на связь/ решать внезапные проблемы/ не смочь подключиться со звуком и видео).

Сложно все это. Поэтому если вдруг клиент рекрутирует сам, я очень настойчиво рекомендую интервью🙄.


«Да можно найти респондентов в LinkedIn» хорошо и здорово только в теории.

Искать их там (в случае B2B), конечно, можно - но дело это непрогнозируемое по времени: стучимся в контакты - ждем, кто подтвердит - подтвердившим (а это не все!) пишем - с ответившими (а это не все из подтвердивших контакт!) обсуждаем формат и приглашаем на интервью - кто-то еще отваливается в процессе и не доходит, под кого-то необходимо подстраиваться, ждать.

Много работы, в общем. А еще им тоже надо платить вознаграждение. Вот незадача.

Ну, и скажите мне, как это все может стоить дешево?🤔

«Посадим ассистента - пусть делает»? Ассистент на то и ассистент, что будет делать еще хуже.


Если вдруг вы думаете, что рекрут - это легко («Подумаешь, прозвонить всех и договориться» - и да, так считают многие), то не стоит так думать.

Рекрут - это время, силы и ответственность. Я, например, думая о нем, всегда предпочитала делегировать:

▪️Если говорить про Россию, это стоило небольших денег, за которые не было смысла так напрягаться.
▪️Если готовить про остальной мир - а как искать респондентов? Как коммуницировать с ними грамотно с учетом культурных особенностей каждой страны? Выплачивать вознаграждение, если вы в разных странах?
▪️Профессиональный рекрут на порядок более четкий и быстрый: ты даешь расписание - тебе в это расписание вставляют интервью. Да, что-то может слететь/ перенестись. Но обычно речь про максимум 1-2 интервью из 20 - и этим респондентам быстро найдут замену, оно все равно будет сделано в срок.


Рассказывала недавно на мероприятии про особенности исследований в Бразилии - получился набор особенностей/ общих трендов, но не четкая инструкция.

Потому что исследования, они и есть исследования. И подходы там те же самые.

С поправкой на культурные особенности, необходимость знания языка и все такое - но это скорее детали, которые помогают. База - все та же.

И если человек не умеет проводить интервью/ организовывать исследование в целом на русском языке - за пределами страны это будет получаться так же. Умеет - сориентируется относительно быстро.

А культурные особенности… Это важные мелочи, но ключевое слово тут «мелочи». Это нюансы, которые помогают, не база.


Заметила давно, что нетворкинг действительно прекрасен! Как только ты начинаешь знакомиться с людьми и расширять свои контакты (не формально в виде «друзей» в Фейсбук или «контактов в LinkedIn, а реально знакомиться), появляются новые возможности😃.

Это работало в России, это же работает и в Бразилии. Не так быстро, конечно, есть своя специфика и особенности. Но работает!😌

С чем столкнулась в Бразилии:
1️⃣Писать в LinkedIn оказалось не слишком эффективным - люди просто этого не видят. Слишком много рекламы и активности в нем.
2️⃣Люди раскрываются и начинают общаться как только узнают поближе. А еще - активно советуют и рекомендуют других! Ну, а я - спрашиваю! Ибо LinkedIn не так хорошо работает вхолодную.
3️⃣Как только ты спрашиваешь про эвенты и мероприятия, тут же вспоминают, что есть, и приглашают.
4️⃣Разговариваем далеко не только о работе - прежде всего, спрашивают о тебе, как о человеке. И, конечно, куда ж без разговоров о том, почему именно я живу в Бразилии, и вопросов про Россию. Я сама стараюсь не слишком форсировать события и не переходить быстрее к рабочим вопросам - ибо зачем, общаемся же хорошо😉.

И здесь важная сноска: разговариваем мы по-португальски - и это очень важно, с английским такое общение вряд ли бы получилось. А еще - я уже знакома со многими культурными особенностями и могу поддержать диалог.

P.S.: Подумала, что стоит писать про Бразилию - ибо 1.это интересно; 2.знание особенностей одной страны может пригодится и в других.


Всем (включая меня) хочется волшебную таблетку: чтобы сразу понять, что именно делать и бить четко в цель.

Но развитие компании в целом и маркетинг в частности такого не подразумевают. Или я недостаточно умна, чтобы находить те самые беспроигрышные варианты, которые дадут быстрый результат вдолгую - тоже вариант, да?😏

Именно по формуле: гарантированный результат + быстро + вдолгую. Чтобы все сходилось.

Но получается выделять тренды/ направления/ потенциальные зоны роста. И всегда все «вдолгую» не дает быстрый результат в моменте🤷🏼‍♀️


Давайте поясню про продажи и CustDev.

Чтобы хорошо и успешно продавать, создавать и развивать те самые продукты, которые нужны потребителю, вам нужно его хорошо знать и понимать.

Потребители/ клиенты (хоть в B2C, хоть в в В2В) НЕ разговаривают инсайтами и НЕ выдают напрямую гениальные идеи о продукте. Их надо расспрашивать. С разных сторон, про разные моменты. Это все занимает время. Именно поэтому стандартное интервью и длится 1,5-2 часа.

Как только на интервью начинается продажа, интервью отводится минут 20 в лучшем случае (чаще - даже меньше). Что можно узнать за это время? Практически ничего.

Прибавляем к этому, что если планируется продажа, интервью проводит не особенно специализирующийся на этом человек => он просто задает вопросов 5 в начале и все. Каких-то вопросов. И получает какие-то ответы🤷🏼‍♀️.

Итог: интервью не провели, подажа вряд ли получилась - и непонятно, почему и что с этим делать (интервью же не провели).


«Хороший кастдев ведет к продаже» - это, конечно, прям 😣.

Кастдев (aka маркетинговые исследования в мире за пределами России) вообще никак не связан с продажами. Это про изучение целевой аудитории. И цель у него - изучить/ собрать информацию/ понять. Не продать.

Если вы еще ничего не знаете о клиенте - 99% что вы ему это продать не сможете. Оно сырое и оторванное от реальных потребностей. Ну, так работает🤷🏼‍♀️

Это нормально. Это вот так вот постепенно строится продукт и выстраивается бизнес. Не за один день и не с первой (разумеется - «гениальной») идеи.

P.S.: Custdev я по умолчанию использую в значении «маркетинговое исследование». Да, некорректно - но уж как пошло в РФ.


Немного бразильской специфики. И заодно важный момент для планирования В2В-исследований😏.

Решила я несколько месяцев назад, что таки надо начинать общаться с бразильскими маркетологами/ продактами/ стратегами.

И даже не исследований ради (хотя в перспективе зайдем и к ним, конечно). Пока просто хочется понять, а что вообще происходит на рынке, как он устроен, как работают с продуктами и пр. Да и пообщаться с коллегами всегда приятно, что уж там☺️.

И знаете что? Linked-In в стандартном варианте работает так себе. При том, что им все активно пользуются. Вот только пользуются настолько активно, что там много рекламы и всякого спама => сообщения не особенно читают и почти никогда не отвечают.

Такие дела. Приехали.

Пошла пока более спокойным и размеренным вариантом (прежде всего, посты и постепенное вовлечение, привыкание), подключая Instagram.

Даже при том, что времени на активную работу в этом направлении нет (классика жанра, да?🙈), это понемногу дает свой результат😌.


Знаете, что губит компании при выходе на новые рынки? Отсутствие к ним интереса.

Или так: есть интерес к зарабатыванию денег - но не к тому, чтобы понять местную культуру, особенности коммуникации, быта. То есть не к выстраиванию глубоких и стабильных отношений с клиентами/ потребителями.

С как без этого строить эффективный маркетинг и работать в долгую?
Никак. Они и не строят. 99% в итоге прогорают.


Из совсем свежих прекрасных запросов, которые совсем не то, чем являются😏.

▪️«Нужен рекрут в стране N. А, ну, и интервью провести, всего одно».

Выясняется, что хотят понять в деталях, как именно импортировать товары в страну, какие правила существуют, как обходить пошлины и прочее.

А это не «одно интервью провести», за которое с вероятностью 99,99% хотят заплатить 2 копейки («Да че там, одно интервью же всего!»). Здесь необходимо проведение целого кабинетного исследования - и лучше с экспертными интервью.

Нет, всего лишь один специалист НЕ расскажет за час обо всем. Исключено. Я уж молчу про то, что какие-то моменты будут всплывать в процессе работы. К сожалению.

▪️«Нужна помощь с маркетингом».

Выясняется, что надо продвигать продукт на каком-то новом рынке (без уточнения страны - к чему такие мелочи, да?).

А это не «помощь». Здесь нужен опытный специалист, который возьмет на себя море ответственности, будет настраивать все процессы, набирать команду и выстраивать маркетинговую стратегию. Немного другой уровень, да?🤔 И оплата другая, нежели за «помощь».

Конечно, они пишут, что сейчас «изучают рынок и формируют стратегию». Но если бы собирались «доизучить» и «доформировать», то зачем им человек, который будет «заниматься продвижением продукта»? Искали бы уже на продажи, на настройку контекстной рекламы и прочие весьма конкретные направления.

——————
Как все вышеперечисленное называется? «Хочу найти человека, который за дешево порешает мне глобальные вопросы и построит бизнес». Обожаю!🤣


Иногда бывает, что клиент очень хочет провести исследование только так и никак иначе, а я считаю это неоптимальным или даже не отвечающим поставленным целям и задачам.

У меня здесь подход простой. Я в любом случае должна дать обратную связь, объяснить и предложить варианты. Клиент может с этим не согласиться - его право. Мы даже не против сделать исследование, если он готов заплатить.

Но. Он берет на себя полную ответственность за происходящее. И за результат работы.

Готов? Тогда по рукам, приступаем.

По факту не все готовы к этому почему-то🤔.

P.S.: Разумеется, это не отменяет того, что работа должна быть сделана качественно. Просто выше того, что можно «выжать» в текущих условиях, мы не прыгнем🤷🏼‍♀️.

P.P.S.: А хештеги ТГ почему-то ставить не дает.


А вы знаете, как можно заблокировать пользователя с концами? Эта мадам (несмотря на блокировку) продолжает оставлять комментарии🤔


Вы, наверное, не обращали внимания (а я да) на бесконечные бестолковые комментарии от разных людей (ботов?).

Такой вот способ продвинуть свой канал/ контент? Или что это?

Неужели это может работать?🙈


- «А сколько стоят Ваши услуги?»
- «А какой у Вас запрос?»


Да, вопросом на вопрос. И в России-то нет единой цены за исследование - она может существенно отличаться в зависимости от задач, формата, целевой аудитории, количества респондентов.

Вне России вообще все сложно. В каждой стране будут свои партнеры со своими ценами, подходами, вариантами оплаты…

Эмираты или Саудовская Аравия будут стоит однозначно дороже, чем Бразилия. Китай еще и сам модерировать будет, и без этого никак (отсюда дополнительно платим за модерацию, синхронный перевод/ перевод транскриптов). А вот в Индию можно платить из России (пока что) - и это тоже существенно влияет на цену, в уже позитивном ключе.

Прибавляем к этому потенциальное изменение выбранного формата, если он не соответствует заявленным целям, коррекцию количеств и пр.

Поэтому - «А что вообще Вам нужно?» ни разу не праздный вопрос.

P.S.: А поскольку в Телеграм теперь возможем поиск по хештегам, кажется, самое время начать их использовать😏
#маркетинговоеисследование #custdev #кастдев #стоимостьисследования #стоимостьcustdev.


Готовили недавно общий файл по нашим возможностям/ направлениям работы и я подумала, что таки стоит поделиться этим. Мало ли, вдруг кто-то не знает/ не совсем понимает, когда и по какому поводу можно обращаться…🤔

1️⃣.Ключевая специализация – качественные маркетинговые исследования (фокус-группы, глубинные интервью)/ Customer Development.
• Включая UX-исследования и исследования в сфере B2B.

Количественные и кабинетные исследования можем организовать по запросу.

2️⃣.География работы.
• Основной фокус на странах ЛАТАМ (португалоязычная Бразилия и испаноязычные страны);
• Делаем исследования на английском языке (в англоязычных странах и не только);
• Организуем исследования на местных языках – через агентства в каждой стране;
• По запросу продолжаем делать исследования в России.

И прикреплю сверху😉

Показано 20 последних публикаций.