Записки маркетолога

@marketing_from_Julia Нравится 0

Канал ведётся @YuliaZhilkina и посвящён маркетингу и маркетинговым исследованиям/ Customer Development.
🔸14 лет маркетинга и 11 лет исследований
🔸Клиенты: Mail.ru Group, BlaBlaCar, “Иль де Ботэ”, “Яндекс” и др.
🔸IT, фарма, ритейл, банки, FMCG, B2B
Гео и язык канала
Россия, Русский


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Маркетинг, PR, реклама
Добавлен в индекс
04.07.2020 02:20
реклама
Необходимо Монетизировать свой Канал?
Начните уже Сейчас с Tagio.Pro!
Telegram Analytics
Подписывайся, чтобы быть в курсе новостей TGStat.
TGStat Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
486
подписчиков
~188
охват 1 публикации
~86
дневной охват
~3
постов / нед.
38.7%
ERR %
1.72
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
151 упоминаний канала
24 упоминаний публикаций
7 репостов
Нейромаркетинг
Digital-полезности
💡Маркетинг ТОП
#VTELEGRAM - LIST
#VTELEGRAM - LIST
Каналы, которые цитирует @marketing_from_Julia
ProMarketing
SMM RIP
AdIndex
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Такая мысль. Оценивая что-либо в маркетинге, гораздо проще обращать внимание на плохое, нежели на хорошее.

Я сейчас, конечно, не про исследования. Я про те ситуации, когда у меня есть возможность только смотреть со стороны.

➡️Видишь что-то спорное - и сразу понимаешь, что вот тут наверняка могут быть/ есть проблемы.
➡️Видишь хорошее/ НЕ явно плохое - и фиг его знает, как оно воспринимается. Возможно - хорошо. Возможно - плохо/ никак🤷🏼‍♀️.

Ну, а что вы хотели? Потребители, они такие. Непредсказуемые. За исключением моментов, которые уже изучались и уже точно вызывают явный негатив😂.
Читать полностью
И напоследок про тестирование рекламных роликов. Понимаю, что не все это знают - а оно пригодится😉.

Тестирование уже готового и отснятого рекламного ролика на фокус-группах - это исключительно про те ситуации, о которых писала выше. Когда мы уже не можем/ почти не можем вносить изменения.

То есть наиболее наглядный, но не самый удачный формат.

Традиционно ролики тестируются:
➡️Либо в виде бордов с раскадровкой (в мультяшном стиле, модератор при этом показывает борды, зачитывая происходящее в кадре и реплики героев)
➡️Либо в виде аниматиков (та же раскадровка в мультяшном стиле, но собранная в видео с озвучкой)
➡️Либо в виде текста с сюжетом ролика и репликами героев, все зачитывается модератором группы (этот вариант не рекомендую - он наименее наглядный)

Готовит эту красоту, конечно же, креативное агентство. Оно же делает сразу несколько (чаще 3-4) креативных идей для рекламного ролика.

Да, вот так. НЕ одну идею, а сразу несколько😏. Чтобы по итогам тестирования было из чего выбирать.

P.S.: А если у вас есть какие-то дополнительные вопросы по этой теме, то самое время их задать😉.
Читать полностью
Кратко про тестирование рекламных роликов постфактум.

В таком случае совершенно точно не рекомендую проводить большое исследование. Как бы ни хотелось изучить всех и сразу.

В этом просто нет великого смысла. Опять же, изучать очень уж глубоко и подробно восприятие снятого ролика (если мы все равно не можем существенно менять его!) нет смысла, а от тестирования следующих роликов это не избавит.

Лучше остановитесь на минимальных 4-х/ максимум 6-ти фокус-группах с самыми фокусными возрастными сегментами. Можно даже взять по 2 группе на регион и сравнить, скажем, Москву и какой-нибудь миллионник.

Оставшиеся деньги лучше пустите на изучение потребителей. То самое с построением сегментации, «точками контакта» и вот этим всем. Заодно будете лучше понимать не только про продукт, но и что необходимо транслировать в рекламных коммуникациях😉.
Читать полностью
Вообще тестирование рекламных роликов на потребителях перед их запуском на ТВ и в Digital - вещь хорошая и полезная…

Особенно если это происходит впервые. Тут часто приходим к «переделать надо все». Короче, мероприятие не для слабонервных😂.

Порой, правда, тестируем то, что переделать уже нельзя. Или можно внести только мелкие изменения.

Есть ли в этом смысл? Для этого конкретного ролика его немного. Для понимания ситуации с ним и планирования дальнейших действий - безусловно.

Но скажу сразу. Протестировать ролики один раз и «понять все» о том, как делать рекламу для бренда дальше, не выйдет🤷🏼‍♀️. Все наперёд учесть просто нельзя. Именно поэтому условные Pepsi тестируют ролики каждый/ почти каждый раз. Хотя, казалось бы, давно могли бы познать дао и «сразу делать хорошо»…

Что можно. Можно в следующий раз подготовить более удачные варианты, которые потребуют меньше изменений, чем «надо переделать все».

P.S.: У меня тут в голове небольшая серия постов про тестирование рекламных роликов, так что держитесь😂.
Читать полностью
Пока у всех новогодние праздники, мы начинаем понемногу работать….😏

Немного про клиентский опыт, его последствия и KPI.

В мире, где правит Performance (который лично я маркетингом не считаю - хотя это важная часть бизнеса, просто не маркетинг), кажется, что действия клиента линейны. Конкретное действие вызывает конкретный результат.

Отсюда, если в ответ на конкретное действие пользователь не развернулся и не ушёл, все нормально. Это незначительный «нюанс».

Но потом пользователь уходит/ начинает заказывать меньше. И почему-то сам собой напрашивается вывод, что причина этого - некое событие, которое произошло именно сейчас.

А дело вовсе не в том. Отказываясь от работы с лояльностью клиента (со всем этим выстраиванием позиционирования, брендингом и прочим), вы приучаете его к тому, что вы просто конкретная функция.
А если это функция - ну, какая же разница, кто ее делает?🤷🏼‍♀️

И начинаются разговоры про то, что «это не мы - это рынок так поменялся, кто ж знал…».
Читать полностью
30 и 31 декабря - дни, когда писать посты про маркетинг кажется почти кощунственным: все совершенно точно в праздновании Нового года и предстоящем отдыхе☺️.

Поэтому просто с Новым годом!🎄Хорошо отдохнуть в начале января (тем, кто все-таки отдыхает) и вдохновляющих проектов уже в следующем году! Пусть 2022-й будет классным😜
Интересная мысль пришла в голову за чтением очередной (кстати, хорошей!) книги.

Там как раз была глава про историю маркетинга. И вот что я подумала.

С развитием технологий маркетинг как будто откатился к уровню конца XIX века, когда ключевым было произвести хороший продукт. И все. На этом можно расслабиться.
«Хороший продукт сам себя продаст». Ага-ага.

В IT на первое место вышли продакт-менеджеры, которые в новой трактовке этого слова не особенно про маркетинг - они про фичи и непосредственное развитие продукта.
Отдельные люди, отвечающие за маркетинг, все ещё могли быть… но в какой-то жопе, отвечая непонятно за что.

«Мы тут придумали продукт и сделали все, а вы… ну, не знаю, рекламу придумайте, что ли».

Хотя это странно. Потому что создание хорошего продукта (действительно хорошего = нужного потребителю) - про что оно, если не про маркетинг, как понимание рынка и потребителей? Что там этот маркетолог потом напридумывает, если продукт… хм, не так хорош?

А в текущей ситуации, когда все делают одно и то же, не имея никакого конкретного позиционирования, это вообще «задачка со звёздочкой». Ну, только врубить больше плохо сделанной рекламы, чем у конкурента, да дать больше скидок.

P.S.: Мнение авторское - но пишите свое, если есть, о чем поспорить/ что обсудить🙂.
P.P.S.: Книгу рекомендовали в нашем основном канале/ соцсетях - «Квантовый скачок маркетинга», Раджа Раджаманнар.
Читать полностью
И, конечно, наше новое видео на YouTube про различие цен в CustDev🙂 (оно же - про различие цен между традиционным Customer Development и маркетинговыми исследованиями):

https://youtu.be/qbOEds8QK9M

Только имейте в виду, что это часть вторая. Первая вот:

https://youtu.be/7GyHkzir0Jw

Оба видео в общей сложности чуть меньше, чем 25 минут😉
Почему стоимость CustDev ниже, чем стоимость маркетингового исследования? Ч.2
В этом видео мы продолжим рассказывать, в чем различия между CustDev и маркетинговыми исследованиями и почему они отличаются по стоимости проведения. Советуем вам посмотреть наше предыдущее видео, чтобы иметь более полное представление о данной теме. Подписывайтесь на наши каналы: Telegram https://t.me/market_qual_research Instagram https://www.instagram.com/market_qual_research А если вдруг Вы хотите узнать подробнее про маркетинговые исследования, то читайте наш блог на сайте https://mqresearch.ru (там же можно оставлять заявки на маркетинговые исследования)!
Продолжаю прошлый пост про JTBD vs. Сегментация.

Давайте посмотрим, что из себя будет представлять сегментация на примере одного сегмента (их в данном случае было 5).

- Женщина 36-45 лет
- Восприятие ухода за собой. В уходе ориентирована на заботу о своём здоровье и поддержании себя и своего организма в тонусе.
- Восприятие косметики. Не верит в радикальное действие уходовых средств, лишь в поддержку для кожи => не считает необходимым покупать премиальную косметику для себя.
- Ключевая потребность в косметике. Поддержание ухоженного и «свежего» внешнего вида с помощью очищения и увлажнения.
- Погружение в категорию. Регулярно ухаживает за собой, однако придерживается базового набора средств по уходу.

Как строить коммуникацию: идти от концепции поддержания здоровья тела и кожи в частности, приятных текстурах и заботе, разумного потребления (в том числе, с точки зрения стоимости средств).

Ну, что, в каком случае у вас есть четкое представление о том, что за люди вообще ваша ЦА, и что с ними делать?😏

P.S.: Не забываем, что в данном случае это лишь один из полученных сегментов + это скорее его вольная интерпретация для наглядности и сравнения + это сегмент для очень конкретной продуктовой категории.

P.P.S.: Вообще насколько понятно написала? Или есть какие-то вопросы/ комментарии/ кейсы? Давайте обсудим😉.
Читать полностью
Вот кто-то читает и не задаёт вопросы - а кто-то не стесняется задавать, и это прям супер🙂.

В комментариях к предыдущему посту дала пример отличия сегментации от JTBD.
Давайте приведу ещё один.

Беру пример из давнего исследования, чтобы не выдумывать несуществующие вещи. Здесь чуть подробнее про JTBD, а в пятницу закончу мысль постом про сегментацию.

Категория - уходовая косметика эконом-сегмента с заявкой на натуральность.

Если опрашивать клиентов в концепции JTBD, как правило, это будут весьма прямые вопросы. Типа того, зачем человек пользуется уходовой косметикой, что она ему даёт и пр.
А на прямые вопросы мы часто получаем очень поверхностные и ожидаемые ответы.

Прибавьте к этому ещё и то, что в кастдев традиционно не любят расписывать вопросы. Поэтому вопросов конкретно по этой теме может быть всего 2-3. Что опять-таки снижает потенциальную эффективность опроса.

Но, тем не менее, вопросы задали и информацию получили.
И вот мы узнаём, что уходовая косметика - это забота о себе, помощь в поддержании здорового внешнего вида кожи, увлажнение, «вклад» в свой внешний вид и статус, поддержание комфорта и избавление от проблем.

Идеальная ситуация - когда эти вещи говорят разные люди и вы сразу четко делите их на сегменты.
Скорее всего - разные сегменты будут упоминать разные вещи и вы запутаетесь, какие у кого «джобы» являются основными. Уж про увлажнение-то вам наверняка скажут все🙈.

[продолжение следует]
Читать полностью
Небольшая «полезняшка» на случай, если вы планируете кого-то изучать😉.

Буквально вчера обсуждали план клиента по исследованиям, предполагающий в том числе сегментацию потребителей. Причём они хотели провести только по этой теме аж 3 исследования за год.

Вот только смысла в этом нет. Если мы строим сегментацию по нуждам-потребностям, это предполагает изучение весьма глубоких базовых установок, которые совершенно точно не будут изменяться каждые 3-4 месяца. На то они и «глубокие и базовые».

Вот годика через 3 или через 5 - да, такое исследование стоит повторить и проверить. А до этого времени лучше успокоиться.

Успокоиться, конечно, в отношении исследований по этой конкретной теме, но не с исследованиями в целом😂🙈.
Ну, потому что бизнес подкидывает новые задачи для исследований с завидной регулярностью, че уж там😏.

Исключение - если есть желание изучить разные регионы, но хочется делать это step by step, а не все и сразу одним махом. Что оправдано по многим причинам.

P.S.: Важный момент. Я про нормальную и качественную сегментацию, а не про все эти Jobs To Be Done, Personas и «мы о чем-то общались с пользователями».
Читать полностью
Кажется, я об этом писала - но даже если так, не вижу проблем повторить…

Стандартная стратегия очередного стартапа стоит на том, что надо вовлечь как можно больше людей в свой продукт (как правило, ещё и за счёт демпинга) - а дальше «дело в шляпе». Пользователи уже не откажутся, если привыкнут пользоваться продуктом.

По-моему, супер-спорно.

Вот используете вы, скажем, «Самокат»/ «Яндекс.Лавку» для заказа продуктов. И все прекрасно. Да, цена чуть выше, чем в стандартном супермаркете - но зато доставка бесплатная и удобно.

А сервисы тем временем убыточны при такой модели (ориентируюсь на официальные заявления), юнит-экономика не сходится.

Внимание вопрос: насколько много людей продолжит пользоваться таким сервисом, если каждая доставка будет платной? Скажем, 300 рублей.
Заставляет задуматься, а не проще ли дойти до супермаркета (а до него чаще идти всего-ничего к тому же). Да и ходить полезно же, че🙄.

P.S.: По мотивам недавней попытки воспользоваться «Яндекс.Такси» и последующим шоком от увиденной цены. В 2,5 раза (!) больше обычной. Никогда не поверю, что «цена обоснована, это просто высокий спрос»🤨. «А что, метро мне всегда нравилось» тут же решила я и поехала на метро😂.
Читать полностью
Мы тут продолжаем четко раз в 2 недели делать новое видео для Ютуб:

https://youtu.be/7GyHkzir0Jw

Меньше 15 минут, про разницу в стоимости кастдевов, часть первая🤓.
Почему стоимость CustDev дешевле, чем стоимость маркетингового исследования? Ч.1
В этом видео мы расскажем почему CustDev и маркетинговые исследования отличаются по стоимости проведения и чем их различия. А для большей наглядности мы приведем примеры, чтобы вы точно поняли разницу между столь схожими понятиями. Подписывайтесь на наши каналы: Telegram https://t.me/market_qual_research Instagram https://www.instagram.com/market_qual_research А если вдруг Вы хотите узнать подробнее про маркетинговые исследования, то читайте наш блог на сайте https://mqresearch.ru (там же можно оставлять заявки на маркетинговые исследования)!
Смотрите, есть такое естественное желание в ответ на претензию респондента порой ответить «да они просто не понимают, что у нас тут происходит/ как все устроено».

➡️Например, когда респондент недоволен тем, что обещанная доставка «до 30 минут» занимает час.
➡️Или магазин привезёт одежду, но с предварительной предоплатой и без примерки.
➡️Или доставка продуктов вдруг стала платной, но всегда была бесплатной.


Есть у этого объективные причины? Конечно, есть.

Могут они служить оправданием/ помочь сделать пользователя более лояльным, если эти моменты являются действительно важными для него?
Нет.

Да, можно объяснить ему, что доставлять продукты бесплатно означает работу себе в убыток (поэтому «Яндекс.Лавка» и «Самокат», а также «Яндекс.Еда» и «Деливери Клаб» пока убыточны).
Но это не поменяет принципиального момента: «если доставка будет платной, я лучше в магазин соседний схожу».

Вот как-то так🤷🏼‍♀️.
Пользователи просто не обязаны входить в положение компании и ее проблемы.

P.S.: я сейчас ни в коем случае не утверждаю, что это так для всех пользователей. Просто хорошо бы различать принципиальные барьеры и то, что можно «просто объяснить»/ на что можно забить.
Читать полностью
Безусловно радующий меня тренд, с которым встречаюсь в некоторых исследованиях.
Конечно же, я про экологию и все, что с этим связано.

Причём я не про компании (бог с ними, с компаниями, тем более что под маркой «sustainability» и «экологичности» они часто творят всякий бред). Я про людей.

Нет, наши люди пока не бросаются массово сортировать мусор, тем более что это требует приличных таких усилий😏. Но все меньше встречается тех, кто спокойно скажет, что плевать хотел на эко-повестку. Все больше тех, кто хоть что-то да делает в этом направлении: носит свою кружку для кофе, не покупает полиэтиленовые пакеты в супермаркетах, а то и прям сортирует-таки мусор.

Да, это может показаться «таким себе» достижением - но я хорошо помню, как 10-12 лет назад респонденты на фокус-группах отвечали в духе «экология - это, конечно, мило - но только как бонус при хорошем качестве/ цене, не более того».

P.S.: Тут отдельно стоит отметить, что представления людей об экологичности не всегда корректны. Но когда кто-то выбирает крафтовый пакет или сумку из ткани вместо полиэтиленового пакета - это, согласитесь, уже действие. Даже если это, как внезапно оказывается, ни фига не экологичнее🙈. Человек начал действовать, а дальше разобрать уже будет проще.
Читать полностью
Интересный момент про «поколение Z».

Периодически в рамках исследований и даже вне их так или иначе сталкиваюсь с теми, кому сейчас 18-25 лет. Те самые Z’ты, которые считаются такими осознанными в отношении экологии, потребления и прочего.

Вот только этой «осознанностью» зачастую не особо пахнет. Не ходят голосовать на выборах и вообще пытаются быть вне этого. Имеют смутное представление об экологических проблемах и не так сильно обеспокоены ими. Курят и едят что попало.

Да, отдам должное - «поколение У» в этом возрасте было таким же😏.
Но тогда в принципе подобными темами никто не занимался, о них не говорили. А сейчас - везде. Согласитесь, есть разница.

Невольно задумываешься, откуда берутся все эти исследования, рассказывающие нам про осознанность новых поколений, и особенно какие такие вопросы там задаются, что получают эти ответы🤔.

Тот самый случай, когда мне ооооочень интересно будет мнение каждого.
Вы с этим же встречаетесь? С другим? Особенно интересно в плане регионов, ибо мы все помним, что «Москва - не Россия»😂.

P.S.: На точный вывод ни в коем случае не претендую, ибо полноценное исследование я не проводила, это лишь отдельные из моих наблюдений.
P.P.S.: Теория поколений вообще весьма спорная, если мы говорим о практическом маркетинге - изучать придётся не умные статьи, а конкретных людей😉.
Читать полностью
Возражение
на заявление о взыскании судебных расходов

Истец возражает против удовлетворения заявления о взыскании судебных расходов на основании следующего:

1) Стоимость оформления доверенности 2 307 руб. не подлежит взысканию в качестве судебных расходов на настоящему делу.

Доверенность 54 АА 3793377 от 05.04.2021 на представление интересов Черняковой Т.Е. Клюковкиным К.В. не содержит указание на конкретный номер дела и позволяет при этом осуществлять широкий круг полномочий от имени Черняковой Т.Е. помимо представления интересов в судебном споре по факту причинения ущерба в результате залива квартиры.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 (далее – Постановление Пленума ВС РФ) расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

2) Расходы на оказание экспертно- консультационных услуг в размере 6 000 руб. не могут рассматриваться как судебные расходы, т.к. понесены ответчиком до даты обращения Истца в суд с заявлением о защите своих прав.

Согласно ч.1 ст. 88 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Договор на оказание экспертно-консультационных услуг №441/СН/2020 был заключен Черняковой Т.Е. и АНО «Независимая экспертиза» 08.12.2020 г.
При этом, согласно картотеке судебного дела №2-769/2021 следует, что Истец обратился в суд с исковым заявлением только 02.02.2021 г.
Таким образом, заключение договора №441/СН/2020 и понесенные, в связи с этим расходы в размере 6 000 руб. не связаны с рассмотрением дела №2-769/2021 и не могут рассматриваться как судебные расходы.
Кроме того, законом не предусмотрена возможность признания судебными расходами, понесенных Ответчиком расходов, до подачи Истцом искового заявления.

3) Расходы на проведение товароведческой экспертизы в размере 13 480 руб. не являются обоснованными.

Проведение Ответчиком экспертизы в рамках судебного разбирательства было проведено во внесудебном порядке по своей инициативе вне процессуальной процедуры назначения и проведения судебной экспертизы, в связи с чем расходы на данную экспертизу не могут рассматриваться как судебные издержки.

Представленные документы Акт выполненных работ, а также кассовые чеки не подтверждают, понесенные расходы,
Читать полностью
А у нас тем временем новая статья на vc - давненько их не было🙂

В этот раз по мотивам одного из последних видео про то, почему не стоит проводить небольшое исследование в куче разных регионов сразу🤔.

https://vc.ru/u/190922-julia-zhilkina/321673-kak-vybirat-regiony-provedeniya-custdev