РЕСЕНТИМЕНТ ИЛИ МОРАЛЬ РАБОВ
Ресентимент - понятие, введенное философом Фридрихом Ницше.
Это бессильная зависть к тому, кто в чем-то преуспел больше, которая приводит к формированию системы ценностей, отрицающей ценности этого "врага".
Представьте пирата, которого пригласили на обед к аристократу и дали столовые приборы. Вряд ли пират скажет «спасибо» за возможность научиться пользоваться ножом и вилкой. Наоборот, он выразит презрение аристократу за то, что тот брезгует есть руками.
Ницше называет ресентимент "моралью рабов", так как он растет из невозможности человека изменить положение вещей и свой статус в обществе. Как у раба в плену. Чтобы избавиться от чувства неполноценности, психика включает защитный механизм. Вместо попыток измениться, человек обесценивает объект зависти и отрицает его достижения.
Так, пират, не имея возможности стать аристократом, всячески унижает изнеженную знать и находит романтику в своем образе жизни. Хотя если абстрагироваться, положить на одну чашу весов цингу, голод и драки, а на другую книги, науку, искусство и спорт – выбор очевиден.
Ресентимент укрепляется множеством ментальных моделей:
- выученная беспомощность (не могу изменить своё положение в обществе, поэтому не буду пытаться),
- социальное доказательство (буду жить, как другие люди моего круга)
- ведро с крабами (мои друзья тащат меня вниз)
- пропаганда (лидеры моего круга говорят, что «там» - плохо)
- рационализация (я так жил, значит так правильно)
и т.д.
Иногда ресентимент становится национальной идеологией. В России "врагом" традиционно считается коллективный Запад, и это выливается в ненависть к "их" системе ценностей.
Но если считать любое более развитое общество источником своих неудач и самоутверждаться за счет отрицания чужих ценностей, не будет никакого развития и прогресса. Получится логика вроде «враги моют руки перед едой? А мы назло им перестанем!»
Ментальные модели
Ресентимент - понятие, введенное философом Фридрихом Ницше.
Это бессильная зависть к тому, кто в чем-то преуспел больше, которая приводит к формированию системы ценностей, отрицающей ценности этого "врага".
Представьте пирата, которого пригласили на обед к аристократу и дали столовые приборы. Вряд ли пират скажет «спасибо» за возможность научиться пользоваться ножом и вилкой. Наоборот, он выразит презрение аристократу за то, что тот брезгует есть руками.
Ницше называет ресентимент "моралью рабов", так как он растет из невозможности человека изменить положение вещей и свой статус в обществе. Как у раба в плену. Чтобы избавиться от чувства неполноценности, психика включает защитный механизм. Вместо попыток измениться, человек обесценивает объект зависти и отрицает его достижения.
Так, пират, не имея возможности стать аристократом, всячески унижает изнеженную знать и находит романтику в своем образе жизни. Хотя если абстрагироваться, положить на одну чашу весов цингу, голод и драки, а на другую книги, науку, искусство и спорт – выбор очевиден.
Ресентимент укрепляется множеством ментальных моделей:
- выученная беспомощность (не могу изменить своё положение в обществе, поэтому не буду пытаться),
- социальное доказательство (буду жить, как другие люди моего круга)
- ведро с крабами (мои друзья тащат меня вниз)
- пропаганда (лидеры моего круга говорят, что «там» - плохо)
- рационализация (я так жил, значит так правильно)
и т.д.
Иногда ресентимент становится национальной идеологией. В России "врагом" традиционно считается коллективный Запад, и это выливается в ненависть к "их" системе ценностей.
Но если считать любое более развитое общество источником своих неудач и самоутверждаться за счет отрицания чужих ценностей, не будет никакого развития и прогресса. Получится логика вроде «враги моют руки перед едой? А мы назло им перестанем!»
Ментальные модели