Виньетка с каникул: в ушедшем году посмотрел «Еще раз про любовь» (1968) — советскую мелодраму Георгия Натансона по мотивам пьесы подающего надежды драматурга Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Там много прекрасного: кино на 70% состоит из эвфемизмов, причем не только в области постельных сцен, но и всего остального: человеческая жизнь описывается в категориях полета (главная героиня — страдающая от всеобщей симпатии стюардесса) или же науки (ее ухажер модели «упоительный хам с эрудицией» — героически исследует электроны), диалоги — панч на панче, афоризм на афоризме, каждый второй — значит ровно обратное по отношению к тому, что слышат уши.
Вдобавок это такой soviet feminism: Татьяна Доронина (она стюардесса) не питает никаких иллюзий ни по поводу ухажера, ни по поводу необходимости их отношений (вернее — так, подпитывает), Александр Лазарев, носящий гордое имя Электрон и похожий с одних ракурсов на Майкла Фассбендера, с других — на Беллу Лугаши, в какой-то момент обнаруживает под гулкой самоуверенностью что-то человеческое. В финале совершенно неожиданный плот-твист, кажется, легший в основу песни «Следи за собой».
В общем, это обаятельно-слащавое кино, которое при этом, как в некоторых еще советских фильмах 60-х, — эдаких картинах без заусенцев — умудряется иногда пихать тебя локтем под дых, хотя оптимистичная степень условности высока, как в поэтическом кафе, где все начинается (кстати, на старте в кадре мелькает открывшийся в 1967 году кинотеатр-юноша «Октябрь»). (Отдельно хочется заметить, что молодой Александр Ширвиндт тут похож на Никиту Кукушкина — вернее наоборот — во всяком случае, интонационно.)
p.s. Этот фильм очень удачно лег на запоздалую на пару веков мысль, что мега-популярные в нулевые гениальные сериальные нарциссы, вроде Хауса или Шерлока, которые безжалостно смешивают с гравием всех вокруг, — это просто иначе закодированные любители похвалы и по-обывательски падкие на реакцию люди с талантами. Иначе большая часть самодовольных перфомансов лишается смысла. Электрон, в общем, как раз из этих — нежно-трусливых строителей крепости из слоновой кости (у него дома буквально стоит какая-то африканская маска), так успешно симулирующих самодостаточность при острой недостачи онной.
Вдобавок это такой soviet feminism: Татьяна Доронина (она стюардесса) не питает никаких иллюзий ни по поводу ухажера, ни по поводу необходимости их отношений (вернее — так, подпитывает), Александр Лазарев, носящий гордое имя Электрон и похожий с одних ракурсов на Майкла Фассбендера, с других — на Беллу Лугаши, в какой-то момент обнаруживает под гулкой самоуверенностью что-то человеческое. В финале совершенно неожиданный плот-твист, кажется, легший в основу песни «Следи за собой».
В общем, это обаятельно-слащавое кино, которое при этом, как в некоторых еще советских фильмах 60-х, — эдаких картинах без заусенцев — умудряется иногда пихать тебя локтем под дых, хотя оптимистичная степень условности высока, как в поэтическом кафе, где все начинается (кстати, на старте в кадре мелькает открывшийся в 1967 году кинотеатр-юноша «Октябрь»). (Отдельно хочется заметить, что молодой Александр Ширвиндт тут похож на Никиту Кукушкина — вернее наоборот — во всяком случае, интонационно.)
p.s. Этот фильм очень удачно лег на запоздалую на пару веков мысль, что мега-популярные в нулевые гениальные сериальные нарциссы, вроде Хауса или Шерлока, которые безжалостно смешивают с гравием всех вокруг, — это просто иначе закодированные любители похвалы и по-обывательски падкие на реакцию люди с талантами. Иначе большая часть самодовольных перфомансов лишается смысла. Электрон, в общем, как раз из этих — нежно-трусливых строителей крепости из слоновой кости (у него дома буквально стоит какая-то африканская маска), так успешно симулирующих самодостаточность при острой недостачи онной.