Microbiz


Гео и язык канала: Россия, Русский


Умный канал о реалиях малого бизнеса от практикующего специалиста. Вопросы и предложения @Ask_Microbiz_Bot

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


Как найти себя на рынке
Вчера многие СМИ написали о том, что сеть подарков «Красный куб» уходит с рынка, сегодня ее владельцы это опровергли. Они на рынке очень давно, помню, как заходила к ним еще школьницей. Но за эти пару десятков лет в торговле поменялось примерно все, а они как будто застыли в 90-х. Концепция стала какой-то невнятной: интерьерные безделушки, канцелярка, мягкие игрушки. И ценник неоправданно высок.

Так они не могут тягаться с онлайн-торговлей, тем более Алиэкспрессом. Хотя по сути продают те же китайские штучки. Им нужно была уникальность, как, например, у Le futur – магазина оригинальных подарков (кстати тоже оч давно на рынке). У последних кстати интернет-магазин, а розничные точки совсем маленькие, в отличие от просторных краснокубовских.

Пока «Красный куб» говорит о том, что уберет франчайзинговую программу и сосредоточится на онлайн-торговле. Что ж, посмотрим. В магазине рядом с моим домом вместо них появился другой подарочный магазин, тоже какой-то невнятный🤨 Скорее всего бывший франчайзи.

И продолжая тему ритейла – понравилась пошаговая статья о том, как предприниматель открывал магазин спорттоваров. Цифры выглядят вполне реальными, и с концепцией все четко.
#новости


Эволюция маркетинговых исследований
Хочу рассказать о новом подходе в изучении потребительских предпочтений, но начну с примера, чтобы было понятнее.

Есть менеджер среднего звена в корпорации, 37 лет. Женат, двое детей. Выплачивает ипотеку и ездит в отпуск в жаркие страны дважды в год. Что из вышеперечисленных параметров повлияло на то, что он ходит в тренажерный зал трижды в неделю?

Правильный ответ – ничего. Походы в зал определяются не его социально-демографическими характеристиками, а стремлениями: подкачать мышцы, похудеть или просто расслабиться после рабочего дня. Рядом с ним на беговой дорожке могут быть люди самых разных возрастов и профессий – их объединяют только мотивации. То, что описано выше называется аватаром клиента. И это классика маркетинговых исследований – узнать максимум о потребителе.

Сейчас этот подход устарел, потому что, с одной стороны, товаров и услуг стало больше, а с другой – границы в обществе размываются, и стереотипы рушатся. В одном и том же возрасте, семейном статусе, должности могут быть совершенно разные типы поведения, чем в условной Америке 50-х – когда зарождались принципы маркетинга.

Правильно сейчас объединять потребителей по контексту потребления или мотивации, потом уже внутри этих сегментов можно пробовать разделить по соцдему. А изучать нужно эти сегменты, чтобы ориентировать на них свой продукт и коммуникации. А не настраивать рекламу на «всех женщин 20-40 лет», исходя из какого-нибудь стереотипа о том, что все хотят худеть, например.
#полезное


Что происходит с подкастами
Вы, наверное, не в курсе, а те, кто связан с маркетингом и медиа уже второй год поднимают шум вокруг подкастов. Им прочат славу нового Ютуба, миллионы слушателей и денег. Когда я обдумывала пост сегодня и зашла на Фейсбук, увидела там рекламу курса по созданию этих же самых подкастов.😀 Для тех, кто не в теме, подкаст – это аудиодорожка: монолог, интервью или беседа. Большое скопление русскоязычных подкастов есть в Яндекс музыке.

Если смотреть на подкаст как на рекламную площадку, то у нас нет внятной статистики даже по количеству прослушиваний, не говоря уже о демографии. Во многих уважаемых медиа ходит цифра о якобы миллионе слушателей подкастов в России. Но источник этой цифры как-то призналась, что она подсчитана буквально на коленке Хорошо покупают рекламу в подкастах СМИ вроде «Медузы», но если она создаст Ютуб-канал, то трафик туда тоже сразу польется.

Подкасты для собственного продвижения, по мне, сомнительная затея. Я не знаю ни одного эксперта-подкастера, хотя я подписываюсь блоги в соцсетях и на Ютубе. Кроме экзотического для большинства формата здесь встает проблема продвижения, потому что нет сервиса для вирального продвижения вроде «рекомендованных» на Ютубе. То есть, за трафиком придется идти в СМИ и соцсети, а не проще ли сразу разместить свой контент там.

В общем, подкасты – это такая узконишевая игрушка для тех, кто любит говорить, а не писать. Остальным лучше делать тексты и видео – эта история уже доказала свою жизнеспособность. Я периодически пробую слушать, но так и не подписана ни на один подкаст. Когда хочется послушать что-нибудь содержательное фоном, по привычке включаю Ютуб.


Минутка аналитики
The Bell сделал интересный спецпроект об экономических итогах десятилетия. Самые знаковые цифры:
✔️Доля малого и среднего бизнеса почти не растет и составляет около 20% (против 40-50% в развитых странах)
✔️А доля госкомпаний, по оценке Кудрина, выросла на 10%
✔️Прямые иностранные инвестиции сократились в 10 раз
✔️Средние темпы роста ВВП не превышали 1,8% – «потерянная декада»
✔️Реальные доходы «среднего класса» (Альфа-Банк относит к ним 30% россиян, но четких критериев кого считать «средним» нет) снизились.

Еще итоги прошлого года для малого бизнеса в материале INC:
✅Доля микробизнеса в структуре малого и среднего бизнеса по-прежнему превышает 95%
✅Большинство закрытых компаний ликвидировались в возрасте от 10 лет (29%) и 2-4 года (27%). А не в первый год, как говорится в тиражируемом мифе.
✅Помимо IT растет количество компаний в сфере свадебного бизнеса (внезапно!), вендинга (торговля через автоматы), допобразования детей и взрослых (при этом, детей тоже активно учат онлайн) и др.


Делаем скидки с умом
Я не помню декабря без снега, но каждый праздник неизменно наблюдаю парад неадекватных рекламных предложений. В начале года я писала про минимализм в коммуникациях, и это по-прежнему актуально. В этот раз мое внимание привлекли скидки.

У меня даже возникло ощущение, что их как-то очень много. Возможно, иначе вообще не покупают (и даже берут микрозаймы на празднование). Но в целом я против чрезмерного увлечения скидками – это рискованно для рентабельности в долгосрочной перспективе.

Если все-таки решили предоставить скидку в честь праздника, то она должна быть существенной. Иначе ваши скромные 5-10% потонут в хоре других предложений, и потребитель просто не зафиксирует на этом свое внимание. Другой вариант – сделать эксклюзивное новогоднее предложение и объединить скидку со специальным ассортиментом, сервисом, другими бонусами и т. д.

И не называйте ваши скидки подарком. Вы же близким скидки под елочку не кладете?😁 Скидки предоставляют, делают, как угодно, но только не дарят. Дарят уже готовую ценность, а не потенциальную экономию. Получила на днях многословно лицемерное письмо: Новый год – прекрасный праздник блаблабла, не можем оставить вас без подарка, вот ловите скидку 10%. Не надо так
#полезное


Фрики в рекламе
Недавно у одного широко известного в узких кругах рекламщика услышала, что будущее коммерческого трафика за всякими необычными персонажами вроде людей с необычной внешностью, лиц с нетрадиционной ориентацией и проч. Засомневалась.

Если что,я толерантно отношусь к любым формам человеческого самовыражения, лишь бы не мешали окружающим. Но речь не об этом. Россия пока остается традиционной страной с соответствующими ценностями. Поэтому я думаю, что такие эксперименты в целом очень рискованны. Конечно, если через исследование целевой аудитории выяснили, что она оценит такой экстрим, то это другое дело (и то сначала лучше потестить).

Прошлой весной «Бургер кинг» выпустил рекламу с трансвеститом (в ролике человек играет сам себя). И огреб много хейта, несмотря на то, что ядро целевой аудитории бренда – это молодые люди. Более того, марка и раньше отличалась забористыми креативами, типа «смотри не обосТрись».

А вот реклама маркетплейса «Беру». Там артист играет трех героев одновременно, в том числе женщину. Это не выпячивается в общей структуре ролика – и отклики, в целом, положительные.

В общем, хоть за ванильные ролики «мама, папа, я – счастливая семья» Каннских львов не дают, но у нас пока это беспроигрышная стратегия.
#разбор_кейса


Вы должны...
С таким заходом в заголовке мне прислали продающее письмо в Черную пятницу. Сначала я удалила его не читая, но потом подумала о том, что об этом стоит написать. Продавали кстати курсы по росту (не старту) бизнеса. Интересно, как они себе это представляли: сидит такой предприниматель с работающей бизнес-моделью и думает, как бы масштабироваться, открывает почту, видит скидку в 3 копейки на курс и наконец решается.

Продажи через апеллирование к каким-то вечным ценностям, призывы «будь лучше» или такие заходы сверху типа «должен, обязан» работают через эмоциональную мотивацию к покупке. На самом деле так можно продавать самые разные продукты от квартир («построй семейное гнездышко») до пластических операций («настоящая женщина должна быть красивой»).

Но у людей еще бывает интеллектуальная, практичная или разумная мотивация. Те же бизнес-курсы из первого абзаца нужно продавать через формирование доверия, а не за грош в базарный день. Например, мне как-то рассказывал человек, который был на дорогой программе «Бизнес-молодости» для продвинутых предпринимателей, о том, что там не было никаких плясок на сцене и кричащих лозунгов: все серьезно, все с ноутбуками в зале работали. Фишка в том, что действующие предприниматели вряд ли поведутся на обещания волшебных таблеток или эмоциональные призывы – им нужны конкретные ценности.

А самое интересное в том, что продать, например, услуги для бизнеса через эмоции тоже может получиться. Но что потом делать с этими волшебнотаблеточниками: они будут выносить мозг, хотеть «на ручки», чтобы за них все сделали или просто не получат результат и запилят плохой отзыв. Сомнительное удовольствие, я считаю.
#полезное #разбор_кейса


До каких пределов сузить нишу
С одной стороны, сейчас много доступной информации во всех областях знаний, а с другой – поверхностно понятые мысли пересказываются дилетантами и превращаются в мифы.

В свое время идея целиться в конкретный сегмент, а не на весь рынок стала революционной. Чем продавать «вкусные кукурузные хлопья» лучше сделать «фитнес-хлопья» или «детский завтрак».

В результате, во многих пособиях для начинаюших стартаперов пишут про сужение ниши. Иногда приводят западный опыт – что в Штатах чуть ли не кремы для указательных пальцев рук уже продаются. Действительно, там более развитые рынки, но и платежеспособность выше, чем у нас. Важно понимать, насколько нужный целевой сегмент велИк, есть ли у него деньги и желание столько потратить на ваш продукт.

Приведу пример. На днях увидела вопрос от психолога, которой хотелось работать с женщинами. Она услышала на курсах совет «сузить нишу» и мучительно думала, что ей выбрать: карьерное консультирование, семейное и т. п. Я спросила, почему нельзя быть просто «женским психологом», и она зависла)

Конечно, в случае с частным специалистом важно учитывать его личные особенности. Например, для меня максимально узкая ниша – это слишком мелко и скучно, а кто-то любит каждый день делать одно и то же, доводя до филигранности.

Но вопрос величины и платежеспособности сегмента для эксперта тоже актуален. Если вернуться к психологу, то в России полстраны живет бедно, а такие услуги в час зачастую равняются недельному бюджету среднего человека. Еще приличная доля населения ассоциирует психологов с зомбарями-Кашпировскими.😱 В сухом остатке очень маленькая доля платежеспособных думающих людей. Если при таких вводных уйти в мелкий сегмент, то развиваться будет труднее.

А самое прикольное, что совет максимально сужать нишу этой психологине дал человек, который занимается консалтингом в интернет-продвижении, контент-маркетинге и онлайн-школах😏
#полезное


Чего ждать от маркетолога
Я много общаюсь в разных предпринимательских сообществах и обратила внимание, что маркетологами стали называться самые разные люди. Поэтому сегодня хочу рассказать о том, чего бизнесу ждать от маркетинга.

По классике маркетологом называется тот, кто умеет подружить компанию с рынком – найти целевую аудиторию, отстроить продукт от конкурентов, выбрать нужные способы продвижения и т. п. То есть, маркетолог – это тот, кто знает, куда целиться. И знание это дается многолетним образованием и практикой (отсутствие первого компенсируется только солидным опытом).

А чем стрелять – это уже прикладные инструменты: SEO, SMM, контекстная реклама и проч. Освоить их можно довольно быстро на курсах – тем более в диджитал все постоянно меняется. Там первым блоком часто дают понятия целевой аудитории, позиционирования и т.п. И в результате некоторые выпускники таких курсов (обычно они называют себя онлайн-маркетологами) сразу считают себя способными глубоко влезать в бизнес заказчика. А те и рады два в одном получить. В результате, бюджет сливается, клиент разочаровывается. На днях я наблюдала на Фейсбуке, как копирайтер пытался проводить маркетинговое исследование, и это был ад😈

Выход здесь только один – не ждать знания всего комплекса маркетинга от узкого специалиста и по возможности искать профильных специалистов под разные задачи.

Вторая проблема в том, что в маркетинге есть направления-матрешки, которые сочетают сразу несколько навыков. Например SMM-менеджер: тексты, визуал, таргет, иногда даже видео. В агентствах на каждом из них сидят разные люди, но и его услуги всегда дороже. Соответственно, пытаясь нанять SMM в одном лице, приходится мириться с тем, что по какому-то из направлений специалист может не дотягивать. Как вариант, для ведения аккаунта в соцсети можно сотрудничать с двумя фрилансерами: копирайтером и таргетологом – такие примеры я тоже вижу.

P.S. Вообще на рынке маркетинга и смежных направлений я встречаю много неквалифицированных фрилансеров (иногда они даже называют себя агентством, что не прибавляет им профессионализма). Отчасти проблема в плохих курсах и отсутствии экзаменов на выходе, но в Интернете полно информации. Только знать ее и уметь применять – не одно и то же. Плюс такие курсы часто продаются через идею «Заработай дофига с нуля за пару часов в день» – что в общем-то невозможно ни в одной профессии, но до сих пор на это часто ведутся.
#полезное


Нужно ли вести соцсети вашему бизнесу
Недавно в одной из предпринимательских тусовочек на Фейсбуке я спорила с коллегой-маркетологом о том, нужно ли активно развивать соцсети частнопрактикующим врачам и юристам (люблю поспорить, чего уж там😈). Речь шла о контенте, чуть в больших объемах, чем «девочки, записывайтесь на ноготочки». Я считаю, что это зависит от того, одноразовая или многоразовая потребность в вас у клиента.

Разберу на примере врача. У многих офисных сотрудников проблемы со спиной (кто еще не видел ужасную модель офисного работника с 20-летним стажем — она тут). Соответственно, блог какого-нибудь ортопеда с упражнениями, массажными техниками и тому подобными лайфхаками привлечет внимание, потом вызовет доверие. А когда в очередной раз заболит спина, то читатель вспомнит об этом враче. Тут, конечно, нужен геотаргетинг, но, если имидж раскачан и очень надо, то из другого города тоже приедут.

А на блог какого-нибудь онколога заранее будет подписываться только упоротый ипохондрик (или Анджелина Джоли). Это, конечно, не значит, что ему совсем не нужно продвигаться в Интернете. Но тут нужно работать на поисковых запросах от клиентов, которым уже горит.
#полезное


Что объединяет Chanel и «Магнит»
В прошлый номер журнала Cosmo вложили мини-формат туши Шанель и буклетик сети продуктовых дискаунтеров «Магнит». Адское сочетание, конечно, и отличная иллюстрация растущего неравенства в России. А называется это – прицельная работа с разными сегментами потребителей.

Ядерная (основная) аудитория Cosmo – это молодые девушки из крупных городов со средним доходом. Я сейчас не про средний класс, который постоянно ищут российские экономисты и находят с переменным успехом, а про шкалу оценки дохода в опросах. В этой статье наглядно описано, как его меряют.

Основные покупатели Шанель – это женщины с высоким уровнем дохода. В данном случае бренд хочет познакомить со своей продукцией представительниц другого сегмента, которые не могут позволить его себе в обычной жизни. И это срабатывает. Кто-то попробует, оценит качество и купит, чтобы потом неделю сидеть на гречке из того же «Магнита». А кто-то будет покупать в качестве подарка на праздник или после премии. В обоих случаях идет работа на запоминание через бесплатное тестирование – это хороший подход для неядерного сегмента.

Буклетом с рецептами и яркой фотосессией в глянцевом журнале «Магнит» заманивает молодых покупательниц. Его основный сегмент – это семейные домохозяйки с доходом ниже среднего. Соответственно, классические акции типа «Купи две бутылки молока и получи третью в подарок» для одиночек бессмысленны. А те 35% россиян, которые могут позволить себе больше, чем еда и одежда, как правило, предпочитают более опрятные магазины. Поэтому «Магниту» приходится идти на такие нетипичные ходы, чтобы их заинтересовать.

P.S. В гипермаркете я часто наблюдаю распакованные журналы – оттуда вынимают эти косметические пробники. При том что журнал стоит как две поездки в метро


Бизнес в сериале
С тех пор как я просмотрела целиком «Доктора Хауса» (8 сезонов!), подобная любовь к сериалам меня не посещала, пока мне не порекомендовали «Миллиарды» (Billions). Там речь идет о приключениях капитала в большом американском городе, но были и любопытные моменты про стартапы, которые характерны для любой страны.

Сотрудники уволились из корпорации, открыли свой стартап-конкурента и увели пару-тройку крупных клиентов. Потом их бывший босс сделал более интересное предложение, и у новоиспеченной компании начались проблемы (спойлеры опустим). Мораль этой истории в том, что бизнес – это не идея, а налаженный сбыт, и не зависимость от 1-2 клиентов.

Кто-то скажет, что в таких случаях не надо было увольняться, а развивать свое дело отдельно. Тут, конечно, зависит от контракта, но в целом, это расхожая рекомендация в статьях о том, как начать бизнес.

Но есть и другая сторона, имя которой – выгорание. Я лично наблюдала несколько историй, когда люди уставали от бизнеса и запускали его, в лучшем случае – продавали. А ответственная работа плюс новое дело – это двойная нагрузка, как ни крути, поэтому универсальных советов тут быть не может – каждый выбирает по себе.


Кому и зачем нужна сквозная аналитика
Наблюдаю активную рекламную кампанию одного из сервисов сквозной аналитики в Телеграме. В целом, это полезная штука – помогает понять, из какого рекламного канала пришел клиент, какие креативы лучше сработали, и сколько все это стоило. По сути это объединение данных веб-аналитики и CRM.

Но внедрять СА (а это небыстро и недешево) имеет смысл если:
1️⃣Работает больше двух рекламных площадок в онлайне
2️⃣На рекламу регулярно откручивается более 100 тысяч рублей в месяц
3️⃣Периодически тестируются разные подходы: акции / креативы
4️⃣Длинный цикл сделки
5️⃣Относительно высокая стоимость привлечения клиента
А в остальных случаях лучше обойтись привычными способами анализа по сайту и соцсетям.
#полезное


Минутка макроэкономики. На днях у Дудя вышло прекрасное интервью с экономистом Гуриевым. С 30-й минуты коротко и ясно о госдолге, долларе и облигациях. Отличный способ провести снежный октябрьский вечер с пользой🤓

Я не комментирую состояние экономики страны, потому что у меня маркетинговое образование, а диванных экспертов итак достаточно. Но в целом, упаднические настроения не поддерживаю. И на самом деле еще ни разу не встречала преуспевающего человека с ментальными конструкциями типа «все разворовали до нас» или «в России невозможно делать бизнес». Вопрос не в вечном позитивчике и розовых очках, а в фокусе внимания.


Онлайн-школы как бизнес
Сейчас на российском рынке онлайн-образования любопытная картина. С одной стороны, ненависть к «инфоцыганам» в соцсетях, а с другой – огромный интерес стартаперов к запуску обучающих проектов. Есть разные точки зрения по поводу насыщенности российского рынка. Я придерживаюсь мнения, что, в целом, аудитория пока не очень доверяет онлайну, но учиться и повышать квалификацию как-то надо, а многие вузы отстают безнадежно.

Если смотреть на онлайн-школу с позиции эксперта – то есть, поставщика знаний для учеников, то это никакой не бизнес, а самозанятость. Причем полного цикла – и производство, и продажа продукта. Капитализации там нет, и продать такой проект не получиться. Но в качестве монетизации своей экспертности – идея интересная. Запустить, действительно, можно с малыми вложениями, тем более стандарт этого рынка – предпродажи, а потом продакшн.

А вот вторая модель работы – продюсерская, которую настойчиво пропагандируют разные курсы по запуску курсов, гораздо сложнее. Суть этой идеи в том, что можно найти эксперта и вместе запустить онлайн-школу. Только крутые эксперты могут все сделать сами или при необходимости нанять человека на оклад. А специалисты со скромным опытом могут быть просто не интересны рынку, потому что конкуренция уже высока.

Стать привлекательным как бизнес-партнер здесь можно только в двух случаях: быть прокачанным в области интернет-продвижения (потому что оно постоянно дорожает) или иметь бюджеты на раскрутку. А это, согласитесь, уже не совсем вяжется с призывом «запусти онлайн-школу с нуля за 3 месяца, а потом езжай на Бали»😏


Что такое MVP, и как его сделать
MVP – это минимально жизнеспособный продукт – то есть, та стадия разработки(товара, работы, услуги), когда можно представить его на рынок и получить обратную связь. Это экономит массу времени и ресурсов на заведомо не интересные рынку затеи. Эту концепцию впервые описал в своей книге Эрик Рис в своей книге Lean Startup («Бережливый стартап»).

MVP не надо путать с сырым продуктом, он должен удовлетворять свою основную функцию. А задача предпринимателя на этом этапе – не массированная реклама и, соответственно, большие затраты на нее, а тестирование его пригодности. Если базовые тесты пройдены, то можно думать о дополнительных фишках, маркетинговых и других расходах. Само тестирование возможно с помощью пробных продаж по минимальным ценам или бесплатно (если ниша очень узкая) и последующего опроса потребителей с пристрастием.

Изначально термин MVP зародился в IT-сфере. Но эта идея актуальна и для многих интернет-проектов, услуг, особенно, сложносоставных, вроде, консалтинга. Например, MVP для Телеграма – это мессенджер с усиленными настройками конфиденциальности. Если бы пользователям это не было бы интересно, то работать месяцами над дополнительным функционалом вроде каналов было бы бессмысленно. В оффлайне концепция MVP практически не используется, например, нельзя запустить ресторан без дизайн-проекта, чтобы проверить спрос на концепцию.
#полезное


Видеореклама рвется вперед
На неделе было несколько интересных новостей из мира рекламы, прокомментирую их разом. То, что реклама на ТВ и печатных СМИ сдает позиции – заметно уже давно. Интересен растущий тренд на рекламные видеоролики. В России это отчасти объясняется двумя моментами:

1️⃣Рост популярности Ютуба в качестве блог-платформы (вДудь и аналоги) – он стал новым ТВ, где пока что можно высказываться. В одном из таких шоу с миллионными просмотрами я видела рекламные вставки буквально каждые 10 минут.

2️⃣Аналогично растут платные сервисы с фильмами и сериалами (Ivi и проч.). Да, это неожиданно для российских реалий – у нас привыкли к халяве, но тем не менее.

Производство видеорекламы дороже условного Директа, но при правильном и своевременном (на старте сразу идти в дорогой продакшн не стоит) подходе окупается. У рекламного ролика больше шансов быть просмотренным, если есть оригинальный оффер (то есть, предложение рынку), либо интересный креатив (вот отличный пример – ролик про вампира-покупателя квартир).
#полезное #новости


Я обычно не комментирую стилистику СМИ, но сегодняшние «Ведомости» с «лучшим курортом мира» в заголовке применительно к ялтинской Mriya меня поразили. Я даже прочитала всю заметку, но признаков сарказма или нативной рекламы (формат платного размещения в медиа) там нет. Для тех кто не в теме: это оч дорогой по ценам российского юга курорт, построенный Сбербанком (но выглядит красиво и в реале, что тут скажешь).

Понятно, что Сбер фактически действует вне рынка и может себе позволить и ребрендинг, и премиальный ресторан. Но о политике я писать не люблю, лучше про общепит. Я уже писала, что среднеценовой сегмент сейчас размывается. Так вот, работать в концепции именно ресторана (а не просто назваться им, как, например, московские «Грабли» по факту являющиеся кафе с линией раздачи) сейчас очень рискованно. Например, Ксения Собчак свой ресторан закрыла, а Ольга Бузова до сих пор борется за окупаемость, что говорить об остальных.

Различные вариации эконом-сегмента и фаст-фуда, в том числе более цивилизованный (fast-casual) я вижу очень перспективными. Конечно, сроки окупаемости сейчас повыше, чем несколько лет назад. С другой стороны, если посмотреть на перспективу, то есть люди будут всегда, и интересные тщательно просчитанные концепции в проходных местах имеют шанс удержаться ( о том, как смотреть вдолгую я тоже рассказываю в моем курсе про ниши)

Чего не скажешь о многочисленных интернет-магазинах, за которых особенно любят агитировать бизнес-тренеры. Запустить их действительно можно чуть ли не за день. А стабильно зарабатывать без особых компетенций, с огромной конкуренцией и постоянно растущей рекламой у поисковиков и соцсетей, очень трудно.


Как выбрать нишу и не облажаться
У меня вышел мини-курс о правильном выборе ниши для своего дела. Тема заезженная в паблике, но еще ни у кого я не видела основательного погружения. В результате, мы имеем множество мифов, особенно про тестирование ниши. А тем временем есть исследование, что почти половина новых бизнесов идет ко дну, потому что их продукт изначально не был нужен рынку.

Всех начинающих новое дело, новое направление и самозанятых буду рада видеть на курсе. Возможность личной консультации у меня также предусмотрена. Подробности и условия участия тут. По всем вопросам пишите в бота @Ask_Microbiz_Bot


Имидж продает
На выходных у нас был день города (вместе с выборами). Такое ощущение, что чем хуже идут дела, тем яростнее организуются все эти праздники. Хотя увидеть слегка полысевшие, но любимые со студенчества группы – это бесценно, а для всего остального видимо тоже есть бюджет Москвы 😏

У нас вообще любят всю эту показную пышность. В бизнесе, особенно B2B, часто продвигаются с дорогой атрибутикой и образами красивой жизни. Есть и сервисы по аренде премиальных авто и охапок роз для фотосессий.

Кстати, в Европе и Штатах – это моветон. Цукерберг в серой футболке и Джобс в черной водолазке были оригинальны разве что в наших глазах. Я давно за этим наблюдаю и пока вижу, что дорогой имидж у нас продает и больше того – восхищает до потери здравого смысла. Так что, если вам лично показушность не претит, то на ближайшие лет 10 – это вполне рабочая стратегия.

Но есть и другие варианты. Например, самый известный маркетолог начала нулевых Игорь Манн свою Инсту оформил очень просто и даже написал, что у него некрасиво, но полезно. Сейчас у него издательство с миллиардными оборотами, и видимо он уже всем все доказал.

Показано 20 последних публикаций.

1 087

подписчиков
Статистика канала