Репост из: Грузопоток
Наша патриотическая пропаганда частенько рисует Северный морской путь как конкурента Суэцкому каналу. Чтобы понять, насколько это неадекватно реальному положению дел, достаточно привести несколько цифр. За 2017 год через Суэц перевезено чуть больше 1 млрд тонн грузов. Через СМП в прошлом году - 20 млн. Запланированные показатели на 2024 год - 80 млн. О какой конкуренции в обозримой перспективе можно говорить?
До обеспечения глобального транзита по СМП еще очень далеко, и главная стратегическая задача на сегодня - его загрузка собственными товарами. Сделать маршрут экономически обоснованным за счет собственного рынка, иначе вкладываемые в его развитие колоссальные суммы деньги будут уходить в пустоту.
Основной груз сейчас - СПГ с новатэковского завода на Ямале. Через несколько лет должны запустить еще один. Они и обеспечат пока основной трафик. Но этого недостаточно. Поэтому на повестку встают вопросы с освоением иных северных месторождений - антрацит Таймыра, нефть Ванкора и Пайяхи.
Поэтому Сечин и вышел на днях с инициативой построить 600 км трубы от своего Ванкорского месторождения до побережья Таймыра, подключив к этому проекту Нефтегазхолдинг Эдуарда Худайнатова (один из бывших руководителей Роснефти), который разрабатывает расположенную по соседству Пайяхскую группы месторождений.
На самом деле, эти планы озвучиваются, как минимум, с начала года. И строительство нефтепровода, и морского нефтеналивного терминала у поселка Диксон мощностью 25 млн тонн в год (с возможностью увеличения до 50 млн). И, естественно, огромные налоговые льготы, которые и Роснефть, и Нефтегазхолдинг потребуют себе для реализации проекта (варианты прорабатываются).
Правда, есть одна проблема - Ванкор уже подключен к системе Транснефти, и, если потоки будут переведены на север, ее трубы останутся полупустыми. Роснефть считает, что через СМП доставлять значительно дешевле. А Транснефти, в ванкорских договорах которой нет жестких обязательств по заполнению ее трубопроводов, остается только говорить, что к конкуренции с новыми маршрутами она готова.
Учитывая, что на стороне Сечина выступает Росатом, для которого развитие СМП - задача № 1, шансы Токарева помешать проекту весьма призрачные.
До обеспечения глобального транзита по СМП еще очень далеко, и главная стратегическая задача на сегодня - его загрузка собственными товарами. Сделать маршрут экономически обоснованным за счет собственного рынка, иначе вкладываемые в его развитие колоссальные суммы деньги будут уходить в пустоту.
Основной груз сейчас - СПГ с новатэковского завода на Ямале. Через несколько лет должны запустить еще один. Они и обеспечат пока основной трафик. Но этого недостаточно. Поэтому на повестку встают вопросы с освоением иных северных месторождений - антрацит Таймыра, нефть Ванкора и Пайяхи.
Поэтому Сечин и вышел на днях с инициативой построить 600 км трубы от своего Ванкорского месторождения до побережья Таймыра, подключив к этому проекту Нефтегазхолдинг Эдуарда Худайнатова (один из бывших руководителей Роснефти), который разрабатывает расположенную по соседству Пайяхскую группы месторождений.
На самом деле, эти планы озвучиваются, как минимум, с начала года. И строительство нефтепровода, и морского нефтеналивного терминала у поселка Диксон мощностью 25 млн тонн в год (с возможностью увеличения до 50 млн). И, естественно, огромные налоговые льготы, которые и Роснефть, и Нефтегазхолдинг потребуют себе для реализации проекта (варианты прорабатываются).
Правда, есть одна проблема - Ванкор уже подключен к системе Транснефти, и, если потоки будут переведены на север, ее трубы останутся полупустыми. Роснефть считает, что через СМП доставлять значительно дешевле. А Транснефти, в ванкорских договорах которой нет жестких обязательств по заполнению ее трубопроводов, остается только говорить, что к конкуренции с новыми маршрутами она готова.
Учитывая, что на стороне Сечина выступает Росатом, для которого развитие СМП - задача № 1, шансы Токарева помешать проекту весьма призрачные.