Научно-образовательная политика
Образовательные трансформации и элитные «перестрелки»
Перед выборами в Госдуму и в рамках продолжающегося Трансфера ключевые элитные группы продолжают «перебрасываться» посланиями. Традиционно научно-образовательная сфера является одним из лучших пространств, где эти «перестрелки» видны лучше всего, равно как и позиции их участников.
Совсем неслучайный сигнал «либералам» озвучен по вопросам школьного образования. В «Аргументах недели» широкой критике подвергся Герман Греф за следующие слова:
«Вся модель образования, от детских садов и до вузов, должна быть изменена! Мы пытаемся сегодня воспроизводить старую советскую абсолютно негодную модель образования, напихивание детей огромным количеством знаний. За это время знания мультиплицированы особым образом, и сотрудники системы образования, и учителя, и родители, и дети в шоке от того, что надо делать! Какое количество информации напихать в этого ребёнка, какое количество его времени занять и в какой период времени начать его напихивать всем этим ненужным барахлом! Я не верю в науку, которая не связана с практикой. Я не верю в образование, которое не связано с практикой и наукой. Я не верю в бизнес, который не связан с наукой».
В статье жестко критикуется цифровая модель образования, продвигаемая Сбером – в частности, его экосистема Сбер.Класс. Германа Грефа критикуют за навязывание своих продуктов, одержимости прибылью, резком снижении здоровья школьников, формировании «сбер.поколения», ориентированного исключительно на потребление.
Однако, если изучить слова Германа Грефа – говорит он совсем о другом.
Первое – необходимый трансфер от простого накопления знаний к формированию умений и навыков, в первую очередь – soft skills. Советская модель этим аспектам всегда уделяла мало внимания.
Второе – новый формат потребления и работы с информацией нынешнего поколения детей. Эти особенность – вариативность контента, ориентация на поиск информации, а не ее запоминание, большая «клиповость» мышления – является данностью, под которую должна подстраиваться система образования.
Третье – «конфликт» версий. С учетом двух указанных обстоятельств налицо несоответствие содержания и формата. «Советская модель» с присущей ей методикой и дидактикой плохо подходит к необходимым трансформациям, которые в образовании вызывает реальность. Попытка «упаковать» новые компетенции в старый формат приводит как раз к информационной перегрузке. Еще больше ее усугубляет предметное структурирование содержания образования – а в каждом из них доминирует именно знаниевый компонент.
Четвертое – интеграция в треугольнике: образование – наука – бизнес. Этот синтез происходит в настоящее время. Исследования все глубже проникают в школьный уровень подготовки – через СУНЦ, «школы РАН», предуниверсарии, широкий спектр программ «Сириуса» и его региональных филиалов, механизмы дополнительного образования детей (самый яркий пример – «Кванториумы» и IT-кубы»). Очень быстро и по особой траектории развивается СПО – не как «рабочая» надстройка над школьным образованием, но как особый тип образовательных программ (тут очевидно лидерство WorldSkills Russia).
Пятое – онлайн. COVID-19 продемонстрировал достоинства и недостатки дистанционного обучения. Теперь перед образовательным и управленческим сообществом стоит задача – взять лучшее и сделать применение данных форматов полезным и безболезненным. Цифровая образовательная среда служит четко обозначенным целям – выровнять уровень технической оснащенности школ, открыть новейшие технологии для всех школ и школьников страны, расширить возможности получения образования для детей, которые не могут по разным причинам присутствовать очно.
Итог – мы имеем дело с очередной «перестрелкой» элитных групп на научно-образовательном поле, а меткий выстрел в виде статьи доверили автору мэтру Чуйкову.
Герман Греф говорит о важных и необходимых переменах, другой вопрос в том, что часто его выступления провокативны по форме. Впрочем, это дает лишнюю возможность для саморефлексии образовательного сообщества.
Статья в «Аргументах недели».
@
Образовательные трансформации и элитные «перестрелки»
Перед выборами в Госдуму и в рамках продолжающегося Трансфера ключевые элитные группы продолжают «перебрасываться» посланиями. Традиционно научно-образовательная сфера является одним из лучших пространств, где эти «перестрелки» видны лучше всего, равно как и позиции их участников.
Совсем неслучайный сигнал «либералам» озвучен по вопросам школьного образования. В «Аргументах недели» широкой критике подвергся Герман Греф за следующие слова:
«Вся модель образования, от детских садов и до вузов, должна быть изменена! Мы пытаемся сегодня воспроизводить старую советскую абсолютно негодную модель образования, напихивание детей огромным количеством знаний. За это время знания мультиплицированы особым образом, и сотрудники системы образования, и учителя, и родители, и дети в шоке от того, что надо делать! Какое количество информации напихать в этого ребёнка, какое количество его времени занять и в какой период времени начать его напихивать всем этим ненужным барахлом! Я не верю в науку, которая не связана с практикой. Я не верю в образование, которое не связано с практикой и наукой. Я не верю в бизнес, который не связан с наукой».
В статье жестко критикуется цифровая модель образования, продвигаемая Сбером – в частности, его экосистема Сбер.Класс. Германа Грефа критикуют за навязывание своих продуктов, одержимости прибылью, резком снижении здоровья школьников, формировании «сбер.поколения», ориентированного исключительно на потребление.
Однако, если изучить слова Германа Грефа – говорит он совсем о другом.
Первое – необходимый трансфер от простого накопления знаний к формированию умений и навыков, в первую очередь – soft skills. Советская модель этим аспектам всегда уделяла мало внимания.
Второе – новый формат потребления и работы с информацией нынешнего поколения детей. Эти особенность – вариативность контента, ориентация на поиск информации, а не ее запоминание, большая «клиповость» мышления – является данностью, под которую должна подстраиваться система образования.
Третье – «конфликт» версий. С учетом двух указанных обстоятельств налицо несоответствие содержания и формата. «Советская модель» с присущей ей методикой и дидактикой плохо подходит к необходимым трансформациям, которые в образовании вызывает реальность. Попытка «упаковать» новые компетенции в старый формат приводит как раз к информационной перегрузке. Еще больше ее усугубляет предметное структурирование содержания образования – а в каждом из них доминирует именно знаниевый компонент.
Четвертое – интеграция в треугольнике: образование – наука – бизнес. Этот синтез происходит в настоящее время. Исследования все глубже проникают в школьный уровень подготовки – через СУНЦ, «школы РАН», предуниверсарии, широкий спектр программ «Сириуса» и его региональных филиалов, механизмы дополнительного образования детей (самый яркий пример – «Кванториумы» и IT-кубы»). Очень быстро и по особой траектории развивается СПО – не как «рабочая» надстройка над школьным образованием, но как особый тип образовательных программ (тут очевидно лидерство WorldSkills Russia).
Пятое – онлайн. COVID-19 продемонстрировал достоинства и недостатки дистанционного обучения. Теперь перед образовательным и управленческим сообществом стоит задача – взять лучшее и сделать применение данных форматов полезным и безболезненным. Цифровая образовательная среда служит четко обозначенным целям – выровнять уровень технической оснащенности школ, открыть новейшие технологии для всех школ и школьников страны, расширить возможности получения образования для детей, которые не могут по разным причинам присутствовать очно.
Итог – мы имеем дело с очередной «перестрелкой» элитных групп на научно-образовательном поле, а меткий выстрел в виде статьи доверили автору мэтру Чуйкову.
Герман Греф говорит о важных и необходимых переменах, другой вопрос в том, что часто его выступления провокативны по форме. Впрочем, это дает лишнюю возможность для саморефлексии образовательного сообщества.
Статья в «Аргументах недели».
@