О начале
Недавно в одном редакторском чате приходил парень и почти требовал сказать, как ему стать копирайтером/редактором в штате. Я хотел было его осадить, но было влом. Хотелось дать ему универсальный совет, но их не существует. Я же не знаю, какой у него профиль. Поэтому просто расскажу о своем опыте здесь, может быть поможет кому.
В 2013 году я продал долю в своей фирме и думал, чем заниматься. Выбрал копирайтинг, потому что постоянно писал какой-то текст. В штат пробоваться не было смысла, да и рынок тогда был не сильно развит. Вышел на фриланс, сложил какое-то портфолио из ошметков. Сел ждать.
Заказы не приходили. Параллельно читал книги: Шугермана, Огилви, Каплунова. Пока не было Ильяхова, мы читали что могли. В 2013 году был бум «Бизнес-молодости». Участникам движения постоянно были нужны презентации (они называли их маркетинг-китами) и лендинги. Я начал писать для них текст.
Текст был не очень, если объективно. Получал я за него мало. К тому же, при работе в таком формате, самого текста тоже получается мало. Ну сколько знаков на обычном ленде? Наверное, 2–3 тысячи. Умножаем на ставку на бирже, получаем 200–300 рублей. Пиздец? Пиздец.
Тогда в голову пришла идея сделать продукт, который нужен всем, имеет меньше конкуренции и за который не придется ни с кем бороться. В агентстве мы часто заказывали для сложных сайтов прототипы. Специальный человек, Аделя, собирала их в программе Axure. А что, если давать клиенту не голый текст, а собранный прототип?
Окей, освоил программу, научился делать что-то базовое из квадратиков и кружочков. Писал клиентам, предлагал за 5000 рублей ($120 по тем временам). Говорил, что это им выгоднее, чем просто текст.
1. Можно сразу проверить логику работы
2. Видно, борщ или не борщ с текстом
3. Видно, цепляет или не цепляет идея
4. Легче утвердить с клиентом
5. Реже меняется решение на стадии дизайна или верстки
6. Дизайнер меньше работает, экономия на его трудочасах
Многим это заходило, потому что это сам по себе собранный продукт. Причем сначала я предлагал его БМ-овцам частникам, но мало кто сам приходит за прототипом сайта. Тогда я начал присасываться к агентствам и студиям, которые делали сайты на потоке. Но качество тоже оставляло желать лучшего. Пиздец стыдно, конечно, за те тексты. Иногда даже не вычитывал, так отдавал.
Далее я познакомился с Романом Князевым, владельцем roicross.com. Это был апрель 2014 года. Охренеть, как время летит. Рома делал 3 вещи:
1. Писал мне правки в духе «пиздец, тебя по голове что ли ебнули, раз ты так хуево написал»
2. Прокачивал меня в плане маркетинга
3. Постоянно накидывал интересные фишки. Например, квизы мы с ним пилили уже в 2015 году, задолго до их бума. А я научился в Axure собирать интерактивные вещи.
Заказы от него шли довольно регулярно, другие агентства тоже что-то как-то подгоняли. За его лещи я серьезно прокачался и писал довольно осознанные вещи.
Первую более-менее осознанную работу в штате я получил спустя 4 года, в 2017 году. Меня пригласили в FIX, в финтех-проект. Полтора года я пилил тексты для коммуникаций, справочных порталов, новостей, статей и нативки. То есть был в совсем другой вселенной по сравнению с лендингами для БМ-овцев.
Потом вообще подался в спорт и делал регулярный контент и спецпроекты для спортивных клубов и сборных. Потом дорос до руководителя отдела и брал пишущего новичка для себя. И себя образца до 2017 года точно бы не взял.
Что можно сказать в итоге?
1. Соберите сначала портфолио. Без него точно никуда не возьмут. Сделайте пару проектов под себя, просто придумайте фирму и соберите ей сайт на тильде. Или пару пдф-презентаций в поверпоинте.
2. Потом выходите на фриланс. Попробуйте разные форматы. Статьи, нативки, сайты, презентации, посты и так далее.
3. Дальше уже с норм портфолио стучитесь в фирмы. В телеге куча каналов с вакансиями для пишущих людей, вот, например, https://t.me/normrabota. Как сказал Паша Федоров, «работы много, писать некому». Я сам каждую неделю отказываюсь от заказов и вакансий, потому что уже работаю и сайд-проекты тоже надо делать.
* * *
Недавно в одном редакторском чате приходил парень и почти требовал сказать, как ему стать копирайтером/редактором в штате. Я хотел было его осадить, но было влом. Хотелось дать ему универсальный совет, но их не существует. Я же не знаю, какой у него профиль. Поэтому просто расскажу о своем опыте здесь, может быть поможет кому.
В 2013 году я продал долю в своей фирме и думал, чем заниматься. Выбрал копирайтинг, потому что постоянно писал какой-то текст. В штат пробоваться не было смысла, да и рынок тогда был не сильно развит. Вышел на фриланс, сложил какое-то портфолио из ошметков. Сел ждать.
Заказы не приходили. Параллельно читал книги: Шугермана, Огилви, Каплунова. Пока не было Ильяхова, мы читали что могли. В 2013 году был бум «Бизнес-молодости». Участникам движения постоянно были нужны презентации (они называли их маркетинг-китами) и лендинги. Я начал писать для них текст.
Текст был не очень, если объективно. Получал я за него мало. К тому же, при работе в таком формате, самого текста тоже получается мало. Ну сколько знаков на обычном ленде? Наверное, 2–3 тысячи. Умножаем на ставку на бирже, получаем 200–300 рублей. Пиздец? Пиздец.
Тогда в голову пришла идея сделать продукт, который нужен всем, имеет меньше конкуренции и за который не придется ни с кем бороться. В агентстве мы часто заказывали для сложных сайтов прототипы. Специальный человек, Аделя, собирала их в программе Axure. А что, если давать клиенту не голый текст, а собранный прототип?
Окей, освоил программу, научился делать что-то базовое из квадратиков и кружочков. Писал клиентам, предлагал за 5000 рублей ($120 по тем временам). Говорил, что это им выгоднее, чем просто текст.
1. Можно сразу проверить логику работы
2. Видно, борщ или не борщ с текстом
3. Видно, цепляет или не цепляет идея
4. Легче утвердить с клиентом
5. Реже меняется решение на стадии дизайна или верстки
6. Дизайнер меньше работает, экономия на его трудочасах
Многим это заходило, потому что это сам по себе собранный продукт. Причем сначала я предлагал его БМ-овцам частникам, но мало кто сам приходит за прототипом сайта. Тогда я начал присасываться к агентствам и студиям, которые делали сайты на потоке. Но качество тоже оставляло желать лучшего. Пиздец стыдно, конечно, за те тексты. Иногда даже не вычитывал, так отдавал.
Далее я познакомился с Романом Князевым, владельцем roicross.com. Это был апрель 2014 года. Охренеть, как время летит. Рома делал 3 вещи:
1. Писал мне правки в духе «пиздец, тебя по голове что ли ебнули, раз ты так хуево написал»
2. Прокачивал меня в плане маркетинга
3. Постоянно накидывал интересные фишки. Например, квизы мы с ним пилили уже в 2015 году, задолго до их бума. А я научился в Axure собирать интерактивные вещи.
Заказы от него шли довольно регулярно, другие агентства тоже что-то как-то подгоняли. За его лещи я серьезно прокачался и писал довольно осознанные вещи.
Первую более-менее осознанную работу в штате я получил спустя 4 года, в 2017 году. Меня пригласили в FIX, в финтех-проект. Полтора года я пилил тексты для коммуникаций, справочных порталов, новостей, статей и нативки. То есть был в совсем другой вселенной по сравнению с лендингами для БМ-овцев.
Потом вообще подался в спорт и делал регулярный контент и спецпроекты для спортивных клубов и сборных. Потом дорос до руководителя отдела и брал пишущего новичка для себя. И себя образца до 2017 года точно бы не взял.
Что можно сказать в итоге?
1. Соберите сначала портфолио. Без него точно никуда не возьмут. Сделайте пару проектов под себя, просто придумайте фирму и соберите ей сайт на тильде. Или пару пдф-презентаций в поверпоинте.
2. Потом выходите на фриланс. Попробуйте разные форматы. Статьи, нативки, сайты, презентации, посты и так далее.
3. Дальше уже с норм портфолио стучитесь в фирмы. В телеге куча каналов с вакансиями для пишущих людей, вот, например, https://t.me/normrabota. Как сказал Паша Федоров, «работы много, писать некому». Я сам каждую неделю отказываюсь от заказов и вакансий, потому что уже работаю и сайд-проекты тоже надо делать.
* * *