Репост из: sacred violence
МАЙДАН И ГРАММАТИКА МУЧЕНИЧЕСТВА
Один читатель предложил мне написать про Майдан. Тема эта – очень важная и интересная, я мало что по ней знаю, но что-то сказать смогу, и лучше всего издалека и по порядку.
1. Майдан – безусловно, учредительное событие, «день рождения» нового государства. Для национальных государств Нового времени в роли такого, неизменно жертвенного, события выступали либо революции, либо войны, но и в тех, и других должны быть мученики. Для России таким событием стал не распад СССР и события 1991 г., а «Великая отечественная война». Выяснить это нетрудно – достаточно обратить внимание на дату на всякого рода плакатах: там будет написано не «25 лет новой России», а «65, 70 и т.д. лет с Великой победы».
2. Прототип всех «жертвенных» революций – Французская 1789-го (aka «Великая») – сначала там почитали «мучеников Бастилии» – т.е. людей, погибших при ее штурме, – а потом ряд личностей, погибших за Республику – прежде всего Марата и Лепелетье. Идеология Французской революции определила всю последующую грамматику «секулярного» мученичества, хотя и возникла на пересечении католического культа и греко-римской идеи «благородной смерти». Основные черты этой грамматики таковы:
а) Мученик – не пассивная жертва насилия, а активный борец, убитый «врагами» - и мы должны продолжать его борьбу, сражаться за «общее дело»;
б) Его кровь и смерть изменила реальность, позволила возникнуть чему-то новому;
в) После гибели он продолжает участвовать в «общем деле», всячески помогает его сторонникам и жаждет возмездия за свою смерть (в эпоху Французской революции был популярен культ «манов» – «теней», духов мучеников, которые мстят сами и должны быть отомщены);
г) Мученичество отражается не только в идеологии, но и в культе: мученикам строят мемориалы, называют в их честь улицы, площади и города, посвящают им дни в календаре и т.д.
Однако при всех нюансах эта идея «жертвы основания» – в основе своей христианская: например, у Оригена «Церковь начинается на Голгофе», у Тертуллиана – «кровь христиан – это семя». Сам подвиг ранних мучеников – это агон, борьба (прежде всего с дьяволом), а без особого плата с частицей мощей мученика до сих пор нельзя служить литургию. До христианства идея, видима, была несколько другой – не мученичество, а учредительное убийство, но это отдельный вопрос.
3. После XVIII века эта грамматика проявилась во множестве других войн и революций – скажем, в Войне за независимость США, Пасхальном восстании 1916-го, Пивном путче НСДАП 1923-го, венгерской революции 1848-го, китайской, корейской, кубинской и т.д. Везде – одно и то же: освященные кровью стяги, мемориалы, памятные кладбища, новые ордена и схожая идеология, которая используется либо для продолжения борьбы (как в Ирландии), либо для легитимации нового государственного образования как «освященного кровью».
4. Совершенно та же грамматика проявилась и в Майдане в образе «Небесной сотни»: в основном это активисты, погибшие 20 февраля 2014-го, но к ним присоединяли и других людей, погибших при более или менее сомнительных обстоятельствах. Соответственно, они отдали жизнь за «новую Украину», их называют мучениками, им сочинили акафист, посмертно наградили, учредили в их честь орден, проводят шествия с их портретами, до сих пор приносят на импровизированный памятник цветы и свечи, а в 2017-м, кажется, нашли место под мемориал. И несмотря на то, что их смерть была «необходима» для создания новой реальности, в их убийстве кто-то виноват – в частности, Виктор Янукович и бойцы «Беркута». Остальное, наверное, каждый может додумать сам по мере поступления материала. Добавлю, что «Небесная сотня» продолжает расширяться за счет погибших бойцов АТО – т.е. этот образ продолжает легитимировать и освящать нынешнюю борьбу, которая еще далеко не окончена.
Один читатель предложил мне написать про Майдан. Тема эта – очень важная и интересная, я мало что по ней знаю, но что-то сказать смогу, и лучше всего издалека и по порядку.
1. Майдан – безусловно, учредительное событие, «день рождения» нового государства. Для национальных государств Нового времени в роли такого, неизменно жертвенного, события выступали либо революции, либо войны, но и в тех, и других должны быть мученики. Для России таким событием стал не распад СССР и события 1991 г., а «Великая отечественная война». Выяснить это нетрудно – достаточно обратить внимание на дату на всякого рода плакатах: там будет написано не «25 лет новой России», а «65, 70 и т.д. лет с Великой победы».
2. Прототип всех «жертвенных» революций – Французская 1789-го (aka «Великая») – сначала там почитали «мучеников Бастилии» – т.е. людей, погибших при ее штурме, – а потом ряд личностей, погибших за Республику – прежде всего Марата и Лепелетье. Идеология Французской революции определила всю последующую грамматику «секулярного» мученичества, хотя и возникла на пересечении католического культа и греко-римской идеи «благородной смерти». Основные черты этой грамматики таковы:
а) Мученик – не пассивная жертва насилия, а активный борец, убитый «врагами» - и мы должны продолжать его борьбу, сражаться за «общее дело»;
б) Его кровь и смерть изменила реальность, позволила возникнуть чему-то новому;
в) После гибели он продолжает участвовать в «общем деле», всячески помогает его сторонникам и жаждет возмездия за свою смерть (в эпоху Французской революции был популярен культ «манов» – «теней», духов мучеников, которые мстят сами и должны быть отомщены);
г) Мученичество отражается не только в идеологии, но и в культе: мученикам строят мемориалы, называют в их честь улицы, площади и города, посвящают им дни в календаре и т.д.
Однако при всех нюансах эта идея «жертвы основания» – в основе своей христианская: например, у Оригена «Церковь начинается на Голгофе», у Тертуллиана – «кровь христиан – это семя». Сам подвиг ранних мучеников – это агон, борьба (прежде всего с дьяволом), а без особого плата с частицей мощей мученика до сих пор нельзя служить литургию. До христианства идея, видима, была несколько другой – не мученичество, а учредительное убийство, но это отдельный вопрос.
3. После XVIII века эта грамматика проявилась во множестве других войн и революций – скажем, в Войне за независимость США, Пасхальном восстании 1916-го, Пивном путче НСДАП 1923-го, венгерской революции 1848-го, китайской, корейской, кубинской и т.д. Везде – одно и то же: освященные кровью стяги, мемориалы, памятные кладбища, новые ордена и схожая идеология, которая используется либо для продолжения борьбы (как в Ирландии), либо для легитимации нового государственного образования как «освященного кровью».
4. Совершенно та же грамматика проявилась и в Майдане в образе «Небесной сотни»: в основном это активисты, погибшие 20 февраля 2014-го, но к ним присоединяли и других людей, погибших при более или менее сомнительных обстоятельствах. Соответственно, они отдали жизнь за «новую Украину», их называют мучениками, им сочинили акафист, посмертно наградили, учредили в их честь орден, проводят шествия с их портретами, до сих пор приносят на импровизированный памятник цветы и свечи, а в 2017-м, кажется, нашли место под мемориал. И несмотря на то, что их смерть была «необходима» для создания новой реальности, в их убийстве кто-то виноват – в частности, Виктор Янукович и бойцы «Беркута». Остальное, наверное, каждый может додумать сам по мере поступления материала. Добавлю, что «Небесная сотня» продолжает расширяться за счет погибших бойцов АТО – т.е. этот образ продолжает легитимировать и освящать нынешнюю борьбу, которая еще далеко не окончена.