Путеводитель по человеко-компьютерному взаимодействию: эмоциональные технологии. Часть 2: История: «воскрешение эмоций»
Но с подъемом новой волны исследований в 90-е годы эмоции были «реанимированы» и получили новую роль. Стало ясно, что эмоции являются основой для рационального поведения. Без эмоциональных процессов мы бы не выжили. Когда вас преследует хищное животное (или вражеский самолет), требуется концентрация всех ваших ресурсов, чтобы бежать или атаковать. Применение «туннельного зрения» имеет смысл в этой ситуации. Если мы не сможем связать чувство беспокойства с опасными ситуациями, например, как с пищей, которую нам не следует есть, или людьми, желающими причинить нам боль, мы будем повторять одни и те же ошибки снова и снова, (см. рисунок 2).
Хотя страх и гнев могут казаться наиболее важными с точки зрения наших навыков выживания, но положительные и более сложные социально ориентированные эмоции не менее ценны для сохранения жизни. Если мы не понимаем эмоций других особей в нашей группе приматов, мы не сможем поддерживать мир внутри группы, делиться едой, создавать альянсы и завязывать дружеские отношения, чтобы распределять то, что может быть создано коллективными усилиями. Чтобы воспитать детей для функционирования в этом сложном ландшафте социальных отношений, опыт позора, вины и смущения используется в качестве фактора, способствующего формированию навыков поощряемого обществом поведения. Но положительные эмоции также играют важную роль в воспитании детей: они выражают родительскую гордость детьми, чтобы они почувствовали, что взрослые обращают на них внимание, нуждаются в них, любят их, не ставя никаких условий.
Рисунок 2: для того, чтобы сосредоточить внимание на самолетах противника, пилоту необходимо воспользоваться «туннельным зрением».
Продолжение в новом посте!
Но с подъемом новой волны исследований в 90-е годы эмоции были «реанимированы» и получили новую роль. Стало ясно, что эмоции являются основой для рационального поведения. Без эмоциональных процессов мы бы не выжили. Когда вас преследует хищное животное (или вражеский самолет), требуется концентрация всех ваших ресурсов, чтобы бежать или атаковать. Применение «туннельного зрения» имеет смысл в этой ситуации. Если мы не сможем связать чувство беспокойства с опасными ситуациями, например, как с пищей, которую нам не следует есть, или людьми, желающими причинить нам боль, мы будем повторять одни и те же ошибки снова и снова, (см. рисунок 2).
Хотя страх и гнев могут казаться наиболее важными с точки зрения наших навыков выживания, но положительные и более сложные социально ориентированные эмоции не менее ценны для сохранения жизни. Если мы не понимаем эмоций других особей в нашей группе приматов, мы не сможем поддерживать мир внутри группы, делиться едой, создавать альянсы и завязывать дружеские отношения, чтобы распределять то, что может быть создано коллективными усилиями. Чтобы воспитать детей для функционирования в этом сложном ландшафте социальных отношений, опыт позора, вины и смущения используется в качестве фактора, способствующего формированию навыков поощряемого обществом поведения. Но положительные эмоции также играют важную роль в воспитании детей: они выражают родительскую гордость детьми, чтобы они почувствовали, что взрослые обращают на них внимание, нуждаются в них, любят их, не ставя никаких условий.
Рисунок 2: для того, чтобы сосредоточить внимание на самолетах противника, пилоту необходимо воспользоваться «туннельным зрением».
Продолжение в новом посте!