29 мая 1913 года в Париже выдалось знойным. На улице было жарко, но в Театре Елисейских Полей было еще жарче: во время премьеры балета Le Sacre du printemps разгорелся бунт. Культурная элита столицы культуры орала, ругалась, дралась (культурно). За криками было едва слышно музыку. Композитор, Игорь Стравинский, не выдержал шума и покинул оркестровую яму, в ярости хлопнув дверью. За сценой он обнаружил Сержа Дягилева, ритмично бьющего по выключателю; свет в зале гас и снова загорался, но на публику это никакого эффекта не возымело.
***
Когда Серж Дягилев, успешно погастролировав по Франции с русской живописью и русской оперой, искал композитора для своего следующего парижского сезона — балетного — Стравинский далеко не сразу пришел ему на ум. Лишь после того, как два более известных русских композитора послали его в жопу с его охуительной идеей ПЕРВОГО ИСКОННО РУССКОГО балета «Жар-птица», вспомнил он про Игореху. Тот пару раз оркестровал для него Шопена и еще там всяких, и врооооде было ниче так. Короче, за неимением годной альтернативы Дягилев нанял Стравинского — и не прогадал. «Жар-птица» в Париже зашла на отличненько. Год спустя Стравинский написал для Ballet Russe «Петрушку», от которого все также были в восторге. Новую премьеру Стравинского ждали с нетерпением.
Le Sacre du printemps, он же The Rite of Spring, он же «Весна священная» стал звездной коллаборацией, или как там это у нас называется. К постановке привлекли Николая Рериха; он, будучи специалистом по древнему славянству и язычеству, задизайнил костюмы и декорации и написал сюжет. Звезда всех предыдущих сезонов Ballet Russe, танцор Вацлав Нижинский, поставил хореографию. Стравинский, автор идеи и композитор, занимался и всем остальным понемножечку (но в основном все-таки орал на танцоров и хуячил кулаком по роялю).
Краткое содержание балета: древние славяне-язычники много танцуют, а потом избранная девственница приносит себя в жертву, танцуя до смерти.
…и, в общем, как-то не вышло. Странные ритмы, диссонансы, отсутствие гармонии и мелодии в музыке, а также ну ооочень неортодоксальная хореография — все вместе было воспринято достаточно неоднозначно, несмотря на классный сюжет. Спустя десяток выступлений постановку забросили.
В общем, неудивительно, потому что оригинальный балет был СТРАННЫЙ. По нашим-то временам это нишевое искусство, а уж в 1913! Год назад утонул «Титаник», год спустя начнется Первая мировая, Лавкрафт начнет писать только года через 3. А тут ТАКОЕ (смотрите ниже по ссылке).
Правда, музыка «Весны священной» почти сразу стала хитом в концертном исполнении, и успешно исполняется и по сей день. Хер их разберешь, этих ценителей искусства.
***
После войны, в 1920, Дягилев решил возродить балет. Собрал танцоров, кого нашел (кроме Нижинского, который на тот момент сидел под домашним арестом и вообще болел шизофренией), но обнаружил, что никто не помнит оригинальную хореографию. Пришлось приглашать нового хореографа и заново ставить танцы. Получилось, ну, такое. Впоследствии появилось еще несколько вариантов балета.
«Весну священную» в ее оригинальном (почти) виде все-таки возродили в 1980х. С помощью каких-то там черно-белых картинок, редких записей, почеркушках на полях и воспоминаний первого состава. Посмотрите! https://youtu.be/l8TQH-5Vrhk?t=1540
Вообще по ссылке есть еще коротенькая документалка на английском (первая половина ролика), которая тоже рекомендуется к просмотру. Там есть даже кадры бунта на премьере!
Ну и, наконец, если вы срать ебали эти балеты, вот вам Лондонский симфонический, инджой https://youtu.be/EkwqPJZe8ms
***
Когда Серж Дягилев, успешно погастролировав по Франции с русской живописью и русской оперой, искал композитора для своего следующего парижского сезона — балетного — Стравинский далеко не сразу пришел ему на ум. Лишь после того, как два более известных русских композитора послали его в жопу с его охуительной идеей ПЕРВОГО ИСКОННО РУССКОГО балета «Жар-птица», вспомнил он про Игореху. Тот пару раз оркестровал для него Шопена и еще там всяких, и врооооде было ниче так. Короче, за неимением годной альтернативы Дягилев нанял Стравинского — и не прогадал. «Жар-птица» в Париже зашла на отличненько. Год спустя Стравинский написал для Ballet Russe «Петрушку», от которого все также были в восторге. Новую премьеру Стравинского ждали с нетерпением.
Le Sacre du printemps, он же The Rite of Spring, он же «Весна священная» стал звездной коллаборацией, или как там это у нас называется. К постановке привлекли Николая Рериха; он, будучи специалистом по древнему славянству и язычеству, задизайнил костюмы и декорации и написал сюжет. Звезда всех предыдущих сезонов Ballet Russe, танцор Вацлав Нижинский, поставил хореографию. Стравинский, автор идеи и композитор, занимался и всем остальным понемножечку (но в основном все-таки орал на танцоров и хуячил кулаком по роялю).
Краткое содержание балета: древние славяне-язычники много танцуют, а потом избранная девственница приносит себя в жертву, танцуя до смерти.
…и, в общем, как-то не вышло. Странные ритмы, диссонансы, отсутствие гармонии и мелодии в музыке, а также ну ооочень неортодоксальная хореография — все вместе было воспринято достаточно неоднозначно, несмотря на классный сюжет. Спустя десяток выступлений постановку забросили.
В общем, неудивительно, потому что оригинальный балет был СТРАННЫЙ. По нашим-то временам это нишевое искусство, а уж в 1913! Год назад утонул «Титаник», год спустя начнется Первая мировая, Лавкрафт начнет писать только года через 3. А тут ТАКОЕ (смотрите ниже по ссылке).
Правда, музыка «Весны священной» почти сразу стала хитом в концертном исполнении, и успешно исполняется и по сей день. Хер их разберешь, этих ценителей искусства.
***
После войны, в 1920, Дягилев решил возродить балет. Собрал танцоров, кого нашел (кроме Нижинского, который на тот момент сидел под домашним арестом и вообще болел шизофренией), но обнаружил, что никто не помнит оригинальную хореографию. Пришлось приглашать нового хореографа и заново ставить танцы. Получилось, ну, такое. Впоследствии появилось еще несколько вариантов балета.
«Весну священную» в ее оригинальном (почти) виде все-таки возродили в 1980х. С помощью каких-то там черно-белых картинок, редких записей, почеркушках на полях и воспоминаний первого состава. Посмотрите! https://youtu.be/l8TQH-5Vrhk?t=1540
Вообще по ссылке есть еще коротенькая документалка на английском (первая половина ролика), которая тоже рекомендуется к просмотру. Там есть даже кадры бунта на премьере!
Ну и, наконец, если вы срать ебали эти балеты, вот вам Лондонский симфонический, инджой https://youtu.be/EkwqPJZe8ms