Я твердо убежден в бесполезности любой фэнтези литературы.
Во-первых, эта литература работает на укрепление разрыва между условным реальным миром и тем магическим, который есть только на страницах книги. "Если вы хотите сказки - прочитайте её".
Во-вторых, фэнтези литература вторична и дегенеративна по отношению к источникам, на которых она спекулирует. Будь то германо-скандинавская мифология и рыцарский эпос у Толкина либо славянская демонология у Сапковского.
Третье, как следствие: фэнтези-литература является симулякром аутентичных мифов. Паразитируя и спекулируя на прямых заимствованиях из мифов, она создает другие, сугубо вымышленные вселенные, в которые слабые умом люди начинают верить. От толчков-ролевиков, до попыток создать Церковь Силы из фильмов Лукаса.
Четвертое: так или иначе, фэнтези литература - явление нового времени, имеющее автора и модерновую структуру и форму повествования, "канон вселенной", что радикально отличается от живой традиционной литературы и устного предания.
Пятое: это сфера развлечения и досуга, в которой зашифрованы простые моральные арки и установки из гуманистической / христианской культуры Запада.
Обратное: аутентичные мифы, саги, эпосы, сказки и фольклор - они на то и "аутентичные", что не являются художественной литературой вообще, а являются свидетельствами жизни и бытия высшей реальности, и бытия самых разнообразных проявлений священного. Фэнтези насквозь вторично по отношению к мифам, ergo обращение к мифам - это обращение к первоисточникам, которые превыше самой литературы, ибо они и есть жизнь и её наследие в слове.
Иными словами, если вы хотите сказки - живите в ней, в мифе. Миф призван уничтожить деление на "реальное и нереальное [сказочное, живущее в тексте]", посредством раскрытия чуда в непосредственном опыте жизни.
Во-первых, эта литература работает на укрепление разрыва между условным реальным миром и тем магическим, который есть только на страницах книги. "Если вы хотите сказки - прочитайте её".
Во-вторых, фэнтези литература вторична и дегенеративна по отношению к источникам, на которых она спекулирует. Будь то германо-скандинавская мифология и рыцарский эпос у Толкина либо славянская демонология у Сапковского.
Третье, как следствие: фэнтези-литература является симулякром аутентичных мифов. Паразитируя и спекулируя на прямых заимствованиях из мифов, она создает другие, сугубо вымышленные вселенные, в которые слабые умом люди начинают верить. От толчков-ролевиков, до попыток создать Церковь Силы из фильмов Лукаса.
Четвертое: так или иначе, фэнтези литература - явление нового времени, имеющее автора и модерновую структуру и форму повествования, "канон вселенной", что радикально отличается от живой традиционной литературы и устного предания.
Пятое: это сфера развлечения и досуга, в которой зашифрованы простые моральные арки и установки из гуманистической / христианской культуры Запада.
Обратное: аутентичные мифы, саги, эпосы, сказки и фольклор - они на то и "аутентичные", что не являются художественной литературой вообще, а являются свидетельствами жизни и бытия высшей реальности, и бытия самых разнообразных проявлений священного. Фэнтези насквозь вторично по отношению к мифам, ergo обращение к мифам - это обращение к первоисточникам, которые превыше самой литературы, ибо они и есть жизнь и её наследие в слове.
Иными словами, если вы хотите сказки - живите в ней, в мифе. Миф призван уничтожить деление на "реальное и нереальное [сказочное, живущее в тексте]", посредством раскрытия чуда в непосредственном опыте жизни.