Paracinemascope (Британо-русская кинокунсткамера имени Безумного Сессила Б)


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Видео и фильмы


Для обсуждения фильмов у нас есть закрытый киночат.
К нему, как и к другим катабачатам, можно присоединиться только через Привратника, пройдя тест с загадками @ostiary_bot
Для всех остальных сделал открытый чат за пределами лабиринта. (с) @krumgolds


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Видео и фильмы
Статистика
Фильтр публикаций


Я искал этот фильм много лет. В отличии от других потерянных фильмов Джармена он был подробно описан в его книге «Kicking the Pricks» так что я более менее знал чего ожидать. Но в случае с любым художником описание на бумаге, даже авторское, не может заменить просмотра. И именно просмотр был недоступен. Я находил сообщения о показах в музеях, стримах в инстаграме и выкладывании в vimeo под паролем, но каждый раз опаздывал и упирался в мёртвую ссылку. Даже когда саундтрек был издан на «Cold Spring», к нему не приложили двд. Музыка есть, фильма нет, довольно необычная ситуация. В итоге, когда я уже совсем отчаялся, фильмом просто поделились у меня в чате в ответ на чужой вопрос. Не знаю откуда его взял владелец канала @patwooe, подозреваю что он был быстрее меня при единичных стримингах. Канал, кстати, отличный, сам подписался и вам советую.

Итак, что я знал до просмотра. В октябре 84-го года молодого и прогрессивного режиссёра с фильмом по Шекспиру привезли в Москву, на фестиваль. Молодой и прогрессивный режиссёр взял с собой любительскую камеру, сразу решив снять фильм про такое приключение. Посмотрел на Москву и Баку (на этом месте я ждал, что кто-нибудь подскажет гостю про существование Параджанова, к сожалению не дождался), оценил монументальный соцарт и народное наивное искусство. Посмотрел и советские фильмы, причём по удивительному зигзагу удачи гостям показали студенческий фильм напомнивший ему по эстетике про «Eraserhead». Он не привёл в книге ни названия ни автора, но по описанию сюжета невозможно не узнать великое «Соло» Лопушанского. Что позволяет с новым интересом посмотреть на один поздний фильм Джармена, про войну и музыку. Разумеется, в определённый момент партийное начальство догадалось посмотреть интерпретацию классики от молодого и прогрессивного и осознало, какой гадюке они позволи пролезть в социалистический райский сад. Разумеется, Джармен в ответ полез в бутылку, прямо на дискуссии ответив что надо было везти сюда «Себастьяна» (с пояснениями почему), чем закрыв себе все возможности для дальнейших поездок по стране. Но плёнка была уже отснята, включая эпизод в доме-музее Эйзенштейна, где Наум Клейман позволил гостю покопаться в библиотеке и снять зацензуренные страницы из рабочей копии «Десяти дней которые потрясли мир». Добавить снятые уже в Англии соцреалистические сцены с британскими военными в роли натурщиков, присыпать музыкой от Пи-Орриджа и Болла из «Soft Cell» и фильм готов. Всё вроде бы заранее понятно и вовсе не нужно самому смотреть на реализацию.

Пропустив таким образом мастерский пример кинематографа малых жестов.

Джармен смотрел на СССР и, как всегда, видел свою ненавистно-любимую Англию. Экзотическая разница только подчёркивала сходство. И фильм получился именно про это сходство, про кривое зеркало двух систем. У него есть поздние фильмы где он проповедовал (в его ситуации иначе было нельзя) но в целом его искусство всегда было про эмоцию вместо ясного высказывания. И тут его по настоящему взволновал цвет неба над Москвой и пламени в зораострийском храме. Не представляю как он мог так красиво снимать примитивной любительской камерой. Я видел уже сотни фильмов снятых так и нигде не наблюдал ничего подобного.

И саундтрек, каким бы хорошим он не был, всё таки целиком зависит от видеоряда. Все эти искажённые семплы из русских песен и пение «O Rose thou art sick» в оперном стиле (вполне возможно что первое обращение к этому стихотворению Блейка в контексте индустриальной культуры, соответствующий альбом «Coil» был куда позже) вне контекста звучат всё таки странно, словно подвешенными в пустоте.

Джармен действительно был гением, всё расцветало после его прикосновения. И этот маленький фильм был очередным лёгким прикосновением к чужому для него и очень знакомому нам миру.

Imagining October (1984)


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Imagining October (1984)


Начинаю новый киносезон странным итальянских хоррором, оказавшемся в поле моего зрения довольно необычным образом. Недавно мне в руки попался альбом Стива фон Тилла и его сайд-проекта «Harvestman», оказавшийся саундтреком (издание лимитированное, мой экземляр 439-ый из напечатанных 1000). Музыка явно отличалась от привычного уже неоязыческого спейсрока, что вызвало интерес к контексту. Тем более что фильм по описанию выглядел скорее стандартным современеым хоррором. Плюс у меня слабость, не люблю держать на полке музыку к фильмам которых не видел.

Поскольку на двд это издано только в Италии (что для меня означает дикую переплату за почту) я пошёл по пути наименьшего сопротивления и посмотрел фильм на youtube. Фильм меня всё равно интересовал только как добавление к музыке. Был не прав, к середине просмотра я уже иногда забывал о звуке ради изображения. В плане переноса на современную почву старых итальянских тем и создания маловменяемой атмосферы этот фильм напоминает любимый мной с девяностых «Kolobos». Не в плане прямого влияния, скорее общие источники вдохновения. Сюжет скорее формальный, пять девушек едут в особняк на уединённом острове ради недельного нью-эйдж поста на одной воде (который всерьёз собираются соблюдать далеко не все) и быстро обнаруживают себя в эпицентре плановой мистической трансформации. Смотрят такие фильмы не ради сюжета и с сценами безумия и одержимости тут всё точно в порядке. Плюс музыка.

Хороший фильм.
Правда вот чего я точно не ожидал, так это диалога о русской и украинской национальной идентичности.

Да, к моему удивлению в конце оказались поясняющие часть сюжета титры на итальянском без перевода. Пришлось перепечатать с экрана для гугл-переводчика.

Размещаю их здесь, но это, частично, спойлер (насколько вообще можно говорить о спойлерах в фильмах такого рода) так что советую сперва посмотреть до конца:

La sindrome del gemello evanescente si verifica nelle gravidanze che presentano una sacca gemellare, da cui nel corso del primi tre mesi di gestazione. Scompare uno dei feti. Il feto sopravvissuto ingerisce o assorbe i resti del gemello morto nell'utero. I teratomi sono cisti composte di frammenti di capelli, denti o ossa fetali, che possono rivelare negli adulti la presenza di un gemello scomparso.
Una gravidanza su otto ha un' origine gemellare anche se si risolve in una nascita singola.

Se tu il sopravvissuto?

H2odio (2006)


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
H2odio (2006)


Советский режиссёр Александр Митта очень любил остросюжетное западное кино. Готовясь к этому посту я прогнал через поиск ключевых слов его «Кино между Раем и Адом» в надежде увидеть упоминания выкладываемого сегодня фильма, и оказалось что он пишет о своей любви и к «Челюстям», увиденным уже в семидесятые, и к «Крёстному Отцу». Но как мы знаем, с открытой демонстрацией такого увлечения в застойном Союзе были некоторые проблемы. Тем более с открытым подражанием. Приходилось маскироваться, пример «Экипажа» в данном случае очень показателен. Для того, что бы показать советскому зрителю полный трюков фильм катастрофу сперва нужно было потратить всю первую серию на зануднейшую мелодраму. Ну и потом разогнаться с полоборота пытаясь вместить в оставшееся время все возможные препятствия на пути героев. Ритм невменяемый, правдоподобности ноль, но очевидно что это был единственный возможный способ снять желаемое. И на удивление успешный, Виктор Доценко даже постарался приписать себе максимум заслуг в мемуарах, мол это он достал макет завода и придумывал трюки. Веры его хвастовству немного, в титрах его нет, но уже сам факт что он так стремится быть рядом с «Экипажем» говорит о многом.

Вот только мало кто знает, что у этого фильма было полуподпольное хулиганское дополнение. Монтажный фильм без долгой мелодрамы. И вообще без всего лишнего.

Строго говоря про этот фильм почти нет никакой информации. Человек, оцифровавший вхс для рутрекера даже поставил годом выпуска 1989-ый год. Ошибся лет на десять, но эту ошибка логична, содержание кассеты совсем не похоже на застойное кино.

К счастью есть ещё соцсети, и в недрах фейсбука нашлась рецензия с предысторией от человека, присутствовавшего на подпольном показе в 81-ом году. В присутствии автора, то есть лично Митты. Захаров из титров - ещё один псевдоним, хотя учитывая контекст ситуации он мог бы честно подписаться Рабиновичем.
Описанный свидетелем сюжет явно отличается в лучшую сторону от доступной версии, там название осмысленно. Логичнее всего предположить что фильм был озвучен два раза. То есть что была лихая версия для своих (с намёками на Брежнева) и смягчённая рекламная версия с демонстрацией возможностей советской школы спецэффектов, которую можно было смело показывать всяким функционерам в поисках государственного финансирования. Если гипотеза верна, то в списке потерянных фильмов появилась ещё одна строчка, ведь эту версию тоже нужно найти. По сути этот странный артефакт наглядно показывает, как именно из советских опытов с жанров естественным образом выросло перестроечное кино.

Благодарю за наводку @ultimomondobscura, сам бы я такую дичь не нашёл. Да, дату поставил гипотетическую, исходя из предположения что обе версии были смонтированны после премьеры основного фильма.

Челюсти крёстного отца (1980)


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Челюсти крёстного отца (1980)


Вчера вспомнил, что очень давно не прочёсывал видеохостинги на предмет советского кинолюбительства. Решил слегка покопаться и теперь чувствую себя как золотоискатель, нашедший самородок с первого удара киркой.

Итак, открытие года в категории «параллельные шестидесятые», Валерий Лебедев и его студия «МойФильм». Одна находка радикально поменявшая моё представление о всём феномене советского кинолюбительства.

Сперва я заметил, что фильм цветной, несмотря на 66-ой год выпуска. Думал что опять стилизация под прошлое, я уже ловил пару таких вещей с фальшивой датировкой. Помотал - все выглядит аутентично, и в середине, внезапно, анимационная вставка. Тут стало ясно, что нужно смотреть не отходя от кассы.

Посмотрел. Поднял с пола челюсть, погуглил автора (философ, журналист, эмигрировал в начале девяностых в Америку и уже оттуда разоблачил афёру Петрика), понял что все его ранние фильмы были оцифрованы и отложил сон на час, скачивая и просматривая всё доступное.
Просто у меня уже сложился определённый стереотип про внестудийное советское кино шестидесятых, в котором максимум свободы можно найти в фильмах снятых внутри субкультуры туристов. Да, там были и фильмы поразительно похожие в деталях на существовавший в тоже время американский жанр «beach party», но я точно не ожидал полного аналога. То есть комедии целиком состоящей из поиска партнёрши на пляже с довольно рискованными шутками буквально в духе ранней «Troma». Никакая приёмная комиссия не пропустила бы туалетного юмора вроде показа «как мочится фашист», если честно я вообще не помню других примеров подобного из той эпохи.

В итоге сразу просмотрел их всех и очень доволен. Первый же фильм оказался самоироничной комедией про бодибилдеров, снятой изнутри неофициальной качалки. Голых торсов, ягодиц и тестостерона там хватило бы на пять фильмов Энгера, но главная особенность Лебедева, всё таки, в наличии чувства юмора. Второй фильм в подборке по визуальному ряду - стандартная съёмка поездки на Кавказ (я уже десятки таких фильмов нашёл), но при этом на неё наложен монолог откровенно высмеивающий туристические штампы. Третий - отличная пародия на детективы (причём среди реквизита - реальная книга на английском с пародируемыми иллюстрациями, библиотека у автора явна была неплохой). К лету 65-го все элементы уже сложились в цветную звуковую комедию про «коммунаров», отбивающихся на отдыхе от коварных соблазнительниц, с закадровым текстом полным реально рискованных острот. На следующий год снято ещё три отличных фильма и затем всё. Возможно Лебедева смутило то, что один из этих фильмов похвалили в КГБ, цитирую по найденным в сети мемуарам: «Затем "не возражал" против моих любительских киносъемок игровых короткометражных комедий. Сказал, что в одной критикуется конструкция совмещенного санузла и это - правильная критика (у меня почти все фильмы сохранились - в упомянутом, он назывался "Гордиев санузел", речь шла о том, как один мужик, у которого схватило живот, никак не может попасть в туалет, ибо там моется соседка. Критики санузла там никакой не было, просто придумывали разные забавные ситуации "вокруг").»
Если честно, я бы тоже от такого диалога напрягся камера там очень внимательно изучает тело актрисы, хотя и без ключевых мест. Плюс в реквизите дореволюционная книга про вопросы пола, при желании полковник Шпикалов мог всё иначе повернуть.

В итоге кинолюбительство Лебедева продолжалось всего четыре года, но за это время он успел снять отличные фильмы, дико выделяющиеся на фоне этого забытого жанра.

Вершина подборки - чёрная комедия про интеллигента, пытающегося покончить с собой по причине невыносимости бытия (без ушедшей жены) и про жизнерадостных качков джазменов, пытающихся одновременно его ограбить. Ключевой гэг, вокруг которого всё крутится - несчастный страдалец перепутал мышьяк с пургеном и поэтому ничего не замечает.

Говорю же, лихие фильмы.

Силы нет - ума не надо (1962)
Горы - выдумка идиота, никчёмная вещь? (1964)
Ночной позор (1964)
Жди меня за колючей проволокой (1965)
Гордиев Сан-Узел (1966)
Пессимистическая комедия (1966)
Зыркающие Буркалы (1966)


Силы нет - ума не надо (1962)


День рождения Ридли Скотта выглядит идеальной датой для завершения саги об Адаманте. К сожалению второй сезон был стёрт почти целиком, и это включает ещё две серии, снятые юным Скоттом, так что мы можем только прочитать их сценарии и представить как он их реализовал. В одном гениальный но безумный пластический хирург взял под контроль дом престарелых для подготовки преступления века с помощью молодых бандитов с лицами убитых стариков. Во втором - гигантская машина для изменения личности была замаскированна под салон красоты. Очень жаль, что мы это не увидим в движении, столь параноидальные сюжеты идеально влились бы в его фильмографию.

Вообще сезон был явно очень хорошим, это видно и по сценариям и по двум сохранившимся сериям. Сюжеты умнее, шутки смелее (хотя зря дважды использовали в разных контекстах фразу «decline and fall of Adam Adamant», одного раза хватало), тема потерянности в чужом времени ясно проговорена, что, кстати, превращает сериал в ранний пример обратного исекая/попаданчества. Разумеется остался шовинистический ориентализм, в этом плане шестидесятые не особенно отличались от нулевых. Досталось как арабам, так и русским, последнее даже можно увидеть (попытка актёров говорить на русском просто чудовищна, хуже не слышал). Описанная серия, правда, должна была быть ещё круче, там в первом варианте сценария речь шла о секте хлыстов пытающихся свергнуть советское правительство и считающих Адаманта пророком. Впрочем замена на сообщников возвращённого эдвардианского злодея в маске тоже получилась неплохой. Наличие этого самого злодея и связанных с ним сквозных сюжетов тоже выгодно отличало второй сезон от фрагментального первого. Но, к сожалению, уже не могло спасти от закрытия сериала и уничтожения плёнки.

Хорошо хоть последняя серия осталась, с управляемыми компьютером эсэсовцами шестидесятых под видом охранной фирмы, в качестве текста этот цирк бы не работал.

A Slight Case of Reincarnation (1966)[pdf]
Black Echo (1967)
Conspiracy of Death (1967)[pdf]
The Basardi Affair(1967)[pdf]
The Survivors(1967)[pdf]
Face in a Mirror (1967)[pdf]
Another Little Drink(1967)[pdf]
Death Begins at Seventy(1967)[pdf]
Tunnel of Death(1967)[pdf]
The Deadly Bullet(1967)[pdf]
The Resurrectionists(1967)[pdf]
Wish You Were Here(1967)[pdf]
A Sinister Sort Of Service (1967)


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Adam Adamant Lives![S2-13] A Sinister Sort Of Service (1967)






Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Adam Adamant Lives! [S2-02] Black Echo (1967)


Adam_Adamant_Lives!_S2_01A_Slight_Case_of_Reincarnation_1966.pdf
3.4Мб
Adam Adamant Lives! [S2-01]A Slight Case of Reincarnation (1966)


Среди первых постов на этом канале был выложен один короткий ирреальный телевизионный spy-fi из британских шестидесятых, «The Corridor People». Но потом я как то забросил копать эту эстетику, не выкладывать же всем известного «The Prisoner». Но последний изученный боксет оказался достаточно любопытным для нового нырка в британское психическое телевидение.

Итак, Адам Адамант (полное имя - Adam Llewellyn De Vere Adamant, выговорить довольно трудно). Эдвардианский суперагент, аристократ и джентельмен, на котором провёл эксперимент по криогенике эдвардианский суперзлодей, внезапно размораживается и просыпается в свингующем Лондоне, в окружении чудовищно эмансипированных женщин с чудовищно короткими юбками. Это идеальная предпосылка для политической сатиры, причём автор идеи, Сидней Ньюман, конкретно вдохновлялся феноменом Мэри Уайтхаус, как раз в те годы начавшей свой крестовый поход тётушек, идущих маршем разврат с насильем запрещать. Мысль про столкновение викторианской (и эдвардианской) морали с реальностью шестидесятых совместилась с размышлениями про возможность перезапуска на современном материале Секстона Блейка (детектив из популярных дешёвых книг конца девятнадцатого/начала двадцатого века). Прав на Блейка получить не удалось, поэтому на свет и появился наш новый герой.

Вообще я сперва был сильно разочарован (судя по всему как и современные первому показу зрители). Отличная идея вовсе не означает отличного исполнения и сценаристам так и не удалось найти нужный балланс между сатирой и серьёзным следованием штампам эпохи. Сериал тогда не взлетел, возможно потому что выделялся поначалу из общей массы только абсурдной предпосылкой. В вышедших одновременно рассказах для юношества иронии в принципе нет, Адамант там просто непобедимый герой побивающий врагов направо и налево (сейчас такие тексты выглядят просто по фашистски и Алан Мур любит их деконструировать). Эволюция комикс версии тоже характерна, первые две арки ещё пытались обыграть культурный шок, но всё быстро свелось к примитивному «одним махом семерых побивахом».

Сериал, в отличии от печатной продукции, всё таки был далеко не безнадёжен и начал разгонятся к второй половине сезона. Культурная панорама эпохи была дана в полном объёме (хотя меня поражает тот факт, что никто не заметил очевидное: человек в эдвардианском костюме тогда должен был восприниматься в субкультурном контексте, как повзрослевший тэдди бой). Актёрский состав хорошо взаимодействует (добровольная помощница постоянно обеспечивает культурным шоком нашего героя, пока дворецкий импровизирует лимерики, к ужасу потенциальных переводчиков). Состав «злодеев недели» с каждой серией становился всё своеобразнее (в смысле queer) что достигло апогея в серии с эстетом, решившим напустить на человечество смертельный вирус и потом заново заселить землю новой расой из красавцев и (к сожалению) красавиц. Серия, убедившая меня в необходимости написать про сериал, вышла как раз под конец сезона. Она в целом хороша своей абсурдностью (тётушки из благотворительной организации истребляют ради пацифизма политиков, с помощью загипнотизированных членов их семей) но самое важное в ней - имя режиссёра. Ридли Скотт, на тот момент молодой дизайнер на BBC. Похоже это единственный сохранившийся пример его работы на телевидении шестидесятых и я не могу его выложить отдельно, без контекста.

Только одна серия сезона была стёрта, выкладываю её сценарий в формате pdf. Жаль, что диалоги про феминизм и знакомство с юной Сильвией Панкхёрст оказались тоже потеряны. Остатки второго сезона выложу через неделю, мне сперва нужно будет кучу сценариев прочитать.

Adam Adamant Lives! [Season 1] (1966)
A Vintage Year For Scoundrels
Death has a thousand Faces
More Deadly Than The Sword
Sweet Smell Of Disaster
Allah Is Not Always With You
The Terribly Happy Embalmers
To Set A Deadly Fashion
The Last Sacrifice
Sing a Song of Murder
The Doomsday Plan
Death By Appointment Only
Beauty Is An Ugly Word
The League Of Uncharitable Ladies
Ticket to Terror [pdf]
The Village Of Evil
D For Destruction


Adam Adamant Lives! [S1-16] D For Destruction (1996)

Показано 16 последних публикаций.