Petite psyché


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Юнгианство простыми словами🦚
Люблю свою профессию 🌈
Мнение без копипаста 🔥
Практикующий аналитик 🗝
Поэт🌙
Обо мне на сайте ассоциации:
https://www.maap.pro/analitiki/stasevich-aleksandra.html


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Сопровождаю текст про тело волшебной картиной Рауля Дюфи. Здесь женщина из воды, из жемчуга, где хранит она свою душу.


Часть 2

Например, женщины, которые любят в себе больше профессионализм, нежели женственность и в дочери тоже видят достигателя и супер полезного человека, нежели Женщину в красивом (или любом) теле. Когда важно не кто ты, а насколько полезна и успешна. Здесь вообще нет места для тела. И тогда у девочки тело отдельно, голова отдельно. Немного Франкенштейн.

То, как мама воспринимала себя и тело своего ребенка влияют на то, как ребенок будет воспринимать свое тело. «Если потребности ребенка не встречают адекватно, тогда чувство ярости, разочарования в матери, ненависти к ней приводят к порочность и опустошению его внутреннего мира, к базальному неверию в добро. Продолжительная депривация на этом этапе, когда ребенок ощущает, что не получает и не приносит удовлетворения, может привести в низкой самооценке и к тому, что в будущем ему будет трудно проявлять и принимать любовь и заботу».


Осмысление тела
Часть 1

Я сама с собой договорилась писать без надрыва, стихийно, когда просит душа, не выдумывая особенно. И простыми словами. Например, тема телесности, о чем я сегодня поговорю, пришла ко мне из песни. Мне везет на музыку: вот так спешишь на работу и врывается какая-то медитативная или с чудесными словами как, например, Manizha Woman:

Тело ты мне главный друг
И верный враг.
Сотни трещин прячет каждая из нас.
Сквозь трещины я в теле женщины,
Которой не жаль.
Мне себя не жаль.
Да, я не ваш идеал,
Но кто вам его показал?

Восемь строк, и она все сказала. Я поддалась вдохновению и искушению и начала думать про тело женщины. Нырнула в любимую книгу «Бессознательное использование своего тела женщиной» психоаналитика Диноры Пайнз. Она созвучна мне своим клиническим подходом, без воды и кристальная ясность в послевкусии.

А почему бы вообще про это писать? Я, как юнгианец, чувствую пустотность в этом месте. Не встречала у юнгианцев про тело. Про психэ и материю, да, в этом весь поздний Юнг. Но я хочу говорить именно про тело, исключительно про тело, про тело женщины. Пусть это будет и гимн и инициация в телесность, в прекрасное женское телесное.

Тело - это очень буквально, буквальнее некуда. Его можно потрогать, в отличие от архетипа и комплекса))) и иногда оно болит не меньше, чем душа, но его гораздо проще полечить, закинув таблетку. Но тело дает о себе знать не только когда болит!

Рискну и попробую реанимировать моими скромными усилиями значимость тела и всего телесного для психики и для жизни. Вот о чем я думала всю прошлую неделю, прежде чем сесть за стол и написать:

- тело – это дом души

- доверить себе свое тело, признать за собой право на свое тело и отвечать за него: за здоровье, сексуальность, отдых, питание

- любить без слов можно, а без тела нельзя

- мы точно не знаем, что случается с душой… но кажется, когда заканчивается тело, души тоже нет. По крайней мере, ей нет места в физическом мире. Хотя, наверное, лучше сказать не про душу, а про психику. Когда заканчивается тело, психика тоже умирает. Или видоизменяется. Словом, доступа к ней без тела нет

- тело «сшито» по лекалам души

- тело женщины. Любить быть женщиной, не любить свое теле женщины. Не понимать, как это быть женщиной, с телом женщины. Идеальная женщина, неидеальная женщина и женщина как есть. Я такая, как есть, иного не будет. Все, что есть – это мое и я.

- проявляться через тело. Проявлять психическое через психику, а телесное через тело. Иногда здесь сбоит, и психика говорит языком тела, это я про психосоматику. То есть иногда они играют порознь, в разных командах, не за одно

Все мы рождаемся из тела матери. Тело вырастает из тела, вернее из союза двух тел. Наше тело – это доказательства союза двух тел. По любви или не по любви, но мы – результат контакта мужчины и женщины или творческого акта. Мы – творение.

Наше тело (поэтапно): продолжение тела матери, ее часть, НЕ часть тела матери, по мере взросления - нечто не похожее на мать или похожее, но явно отделившееся (физически, не факт, что эмоционально) и, если вы девочка – это будущее тело матери. Мы, девочки, пришли из тела матери и обратимся в тело матери, сами став матерями, если захотим. Психоаналитик Динора Пайнз пишет, что перед женщиной стоит дополнительная задача взросления, ибо тело зрелой женщины повторяет тело ее матери, и женщина оказывается перед двойственной и противоречивой необходимостью: идентифицироваться с возможностями матери-женщины и отделиться от нее эмоционально, принять на себя ответственность за сексуальность и свое тело. Я как мама, но я в то же время и не как мама и сама отвечаю за свое тело.

«То, что женщина получила от своей матери, от ее способности быть матерью и женщиной – самое важное в установлении зрелой женкой идентичности у дочери».

Если мама не любит свое тело и не поддерживает женственность тела дочери, есть вероятность, что девочка не будет любить свое тело и воспринимать его, как то, что дает любовь и заботу и принимает любовь и заботу. Тот, кого не любили, не умеет любить.


Будь терпелив по отношению к тому, что еще не нашло решение в твоем сердце и …постарайся полюбить сами вопросы так, как запертые комнаты и как книги, написанные на совершенно незнакомых языках. Не ищи сейчас ответов, что не могут быть даны тебе, поскольку ты не смог бы прожить их. А смысл в том, чтобы прожить все. Проживай сейчас вопрос. И возможно тогда, постепенно, не замечая этого, в какой-нибудь далекий день ты проживешь и ответ.  


А это "сиротка" Мерлин Монро. Моя картина "Море Мерлин в море Монро"


Вот немного фотографий с конференции


Вот положительный полюс комплекса, цитирую из доклада «Осиротеть означает утрату родительской поддержки и разрушение родительских проекций, необходимый этап развития всех нас; она также составляет предварительное условие сознательного переживания индивидуации». Здесь я немного «утонула» в предварительном условии сознательного переживания индивидуации… Можно ли индивидуацию переживать сознательно? Вот встать утром и взять курс на сознательное переживание. Наверное, можно, но как? Думается, индивидуация как-то проходит по касательной через символ и не без воли божественного, назовем прямо, функции Бога (чего-то, что выше нашего понимания, если бог слишком религиозно. Пусть – высшая сила) и накрывает потом чем-то вроде «о вот это да, я такой, и я об этом не знал, я что-то новое узнал о себе, и мне это нравится, мне с этим хорошо». И ключевое здесь, что новое приносит радость. Тут можно поспорить про радость, потому что интеграция тени, как один из этапов индивидуации – это больно. Но это освобождает и от этого радостно.

"Дети, пережившие или воображающие себя отвергнутыми, имеют бессознательную и твердую убежденность, что они уже родились злыми и деструктивными детьми». Как если бы у них не было табула раса, а была табличка с надписью – я плохой, потому что я родился.

"Брошенный ребенок идентифицирован исключительно с деструктивностью, живет в небытии, во внутреннем мире отчаяния…»

"Комплекс сироты становится проблема, когда энергии самоповреждения слишком много в структуре личности, и она оказывает воздействие на судьбу человека». Напомню, что энергия может быть и в теле, и тогда мы имеем дело с чудовищной психосоматикой. Когда психика говорит языком тела.

И уже совсем коротко, что я записывала:

- страдание и боль – единственные подтверждения, что я есть

- индивидуация в деструкции (развитие в деструкции)

- зависть и инстинкт смерти – все это атаки на жизнь

- цель жизни – помешать и отнять

- избавиться от мертвости внутри – убить жизнь снаружи. Вот это мне особенно понравилось. Это в полной мере описывает специфику комплекса сироты. Очень простые и одновременно глубокие слова. Спасибо докладчику за них

- оставаться с вездесущей тягой к смерти

Я со всех сторон окружила комплекс сироты своим вниманием. Тоже ведь своебразная забота о своей «сиротке» внутри. И ваша вовлеченность и мысли, чувства, которые возникнут от прочтения…- небольшая, а реанимация комплекса. Словом, легкая терапия).


Комплекс сироты… и какие-то шальные мысли

Я разморозила канал и столкнулась с собственной заморозкой. Ну, приехали). Думаю, что я сейчас в состоянии, когда надо «расписаться». Найти свои слова, свои темы. Промелькнула шальная мысль написать про женщину, феминность. И фраза огненными буквами в какой-то части мозга – быть женщиной трудно, правда трудно. Что с этим откровением делать пока не знаю). Продолжаю развивать и думаю про идеальную женщину, неидеальную женщину и женщину Как есть. Жду вдохновения, чтобы вдохновить, чтобы получился инициирующий текст, который дает веру в себя. Вымученное повторение чего-то не хочу. Должны родиться свои слова из коллективного бессознательного, чтобы меня поняли. Чтобы срезонировало, вошло в самое сердце. И при этом очень просто.

Так, я обещала про конференцию журнала «Юнгианский анализ» написать. Это выездная конференция, проходит за городом в чудесном месте с прудом (как нам, юнгианцам, без воды; напомню, что воды - это символ бессознательного). Меня долго «догоняет» информация, потому что у меня больше развита чувственная функция. Мыслитель я эпизодический, но меткий). А информации было много, изобильно. Всегда конференции напитывают впрок с излишком. И хорошо на этой энергии работать. Я еще в процессе «укладки» мыслей по нужным полочкам. О чем готова поговорить сейчас…, о комплексе сироты – один из докладов конференции. Давайте я сначала простыми словами, как я это понимаю и вижу в процессе терапии, а вы прислушивайтесь, что отзовется, а уже потом немного теории из доклада:

- живое здесь не живет, no man’s land

- а живет страдание. Оно живучее. За него держатся, как то, ради чего стоит жить

- только представьте, он один во всем мире, к одиночеству примешивается покинутость. Зачастую она безобъектна, то есть не связана с кем-либо. Он покинут по праву рождения. Не любим безусловно, а безусловно покинут
- говорить о себе через страдание, о страдании, ради страдания

- страдание - основа жизни, оно подтверждает, что человек живет

- страдание ради страдания, как смысл жизни

- зависть к витальному, радостному, изобильному

- здесь и брошенность и бездомность и безысходность

- ощущение поражения, «я проиграл», все двери закрыты

- из страдания невозможно действовать. Единственное действие – это нападение

- могут звучать такие вопросы: Почему я не счастлив? Почему я не могу быть радостным как все (и здесь в этой точке много зависти)

- от комплекса брошенности и бездомности отличает, что сирота один в поле воин. Поэтому терапия проблематична, если возможна. Сирота должен оставаться один. Если отношения, то ради разрушения Другого

- «нападение» на себя, критика себя, самоуничижения. Например, в кабинете психолога из раза в раз, клиент «нападает» на себя

- деструкция буквальная (опасные рискованные поступки, зависимость) и через тело, когда оно болеет. Здесь речь о психосоматике
- переживать иногда покинутость, брошенность и одиночество – это нормально. До тех пор, пока это не превращается в цель и жизнь устроена ради страдания

- другой полюс – вовсе не переживать покинутость. Мыслители, шаманы, провидцы уходили в пустыню, чтобы остаться одни и услышать свой голос. В покинутости может прозвучать громко Я

- покинутость – это упражнение по укрощению эгостной жизни, которая ориентировано часто на успех и пользу. Примите себя покинутым?

- я покинут и это очень плохо, я становлюсь плохим и негодным со своей покинутостью

А теперь то, что мне полюбилось в докладе. И наверное, будут вкрапления моих интерпретаций, потому что контрл ц, контрл в, в этом нет развития. А я послушала, подумала (эпизодически, но с отдачейJ) и написала.

"Ощущение покинутости может быть нормальным". В разные моменты жизни мы можем это чувствовать. От патологической покинутости отличает вера в будущее, «это пройдет».


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Поговорим про дар замешательства. Как важно иногда НЕ знать.


А в выходные я была на конференции Юнгианского журнала. Напишу еще отдельно об этом. И вот вернулась обогощенная в свою психическую обитель - в кабинет, где происходят чудесные изменения. Нашла в заметках фразы спикеров конференции. Пусть они будут посланием для вас:

А что было бы если бы вы себя любили?

Самость и инфляция, в чем разница?

Самость состоит из символов и проживается как метафора.

В инфляции - восторг,
А в самости - теплота.

Анализ встраивается внутри аналитика.

Стремление к связи и соединенности - самое важное стремление!

Зачем-то ведь нужны нечувствительные люди.


И как иллюстрация моя картина "Прижалось зеленое" про чудо слияния


Любовь - это слияние и это хорошо
(Про слияние, сексуальность и любовь)

Слияние и абьюз лакомства для нарекания. Сливаться нельзя, потому что... и тут много пунктов обычно идет. Абьюзер это... и опять много пунктов о том, как понять, что Он абьюзер, а вы жертва и так нельзя. Мы так боимся слияния, потому что это погубит нашу индивидуальность. А абьюзивные отношения - это быть использованным. И надо бежать из таких отношений, учиться быть Одиноким, потому что в этом столько ресурса (правда? И сколько?). Да мы боимся любви, дорогие. Но Без слияния любви не бывает.  Слиться физически - это творчество. А душевно - кошмар-кошмар, и я вот-вот потеряю себя. Можно потерять работу, деньги, но себя-то как потерять? И здесь как терапевт, я исследую, что такое потеря, каким становится человек потеряный, что именно в себе он теряет. И как Другой может так катастрофически повлиять, что клиент теряет себя. Потому что быть потеряным - это абстракция. А когда абстрактно - это не работает. Нужно называть вещи своими именами, подбирать "работающие" конкретные слова.

Если ты у себя есть, ты себя не потеряешь.

Так что я "разрешаю" слияние и подкрепляю свои мысли пассажами прекрасной лекции Аурэлии Коротецкой из института психоанализа на чистых прудах. От души спасибо ей за реанимацию слияния, связи, любви и сексуальности и низкий поклон.

Сексуальность связывается с подавленным я (в глубинах, которое под запретом)  для высвобождения части безумия.

Сексус от слова нексус,  а это связь.
Но Сексуальность связывает не с другими, а с собой, со своим подавленным я.

Сексуальность не удовлетворение я, а потеря.

Безумие обитает в сексуальности.

Другой нужен для связи со своей сексуальностью: чтобы сопроводить в глубины, в потаенное и вернуться обратно.

Любовь - активное создание.

Чем более надёжным становится другой, тем меньше почвы для проявления страсти.

Эротическая любовь связана с опасностью. Нет безопасного секса.

Желание - противоположность любви. Любовь требует создание. А желание -  это что-то очень новое изменяющееся мимолетное. Поэтому страсть не про брак.

Ничто не остаётся под действием времени в первоначальном виде. Это касается и любовных отношений.

Любовь стремиться к погашению желаний, которые она видит как негативные, вносящие нестабильность. Желание - это полет и жертва. Оно не стремиться к обмену.


Дать другому то чего у тебя нет. любить по Лакану.

Выходить за пределы себя, чтобы любить.

Любовь - восприятие другого. Не отношение с другим, а восприятие. Познание. Любовь начинается там, где заканчиваются отношения. Отношения, ведь это про относительности, оценки, а любовь - процесс познания совместного и познания себя через другого.


Воображение обладает создающий силой, идеализация влияет на объект , он становится лучше.

Любовь созидательна, страсть деструкьивна. Брак и страсть и любовь м.б. не совместимы. По своей сути

Любовь создаёт новую реальность. Так как идеализация меняет объект в соответствии с фантазией.

Любовь не пассивная а созидательная.

В половом акте границы стираются и физические и психические. Это единое существо.

Там где начинается Сексуальность заканчивает я.


Не у пола есть я. А я есть у пола.
Сексус нексус старание границ, но и спуск к другим своим частям.
Связь с другими своими частями.

Территории секса недоступных в других человеческих переживаниях. Всега выходим обновлённые, с новым знанием о себе. Единств в жизни место соединения души и тела

В любви индивид ничто. Но он понимает в себе это и принимает.

Любить это Дать другому то, чем ты не обладаешь, то что он имеет но не знает что имеет, именно это раскрывается с помощью  другого.


Любовь это когда я потерялся, а ты пришёл сообщить мне обо мне новости.


И как иллюстрация - мое сонное дерево и вот эти глаза с картины современного индийского художника, которые закрываясь, видят вещие сны о главном


Спи глазок, спи второй. Упражнение на ночь. Давайте пригласим сны рассказать что-то важное про вас.

Сны важны для процесса психотерапии: они как нить Ариадны.  Даже если вы их не анализируете,  они могут приносить эстетическое удовольствие: иногда бессознательное шлёт прекрасные образы. И уже этого бывает достаточно.  Герт Зауэр, аналитический психолог, который долгое время работал в Кемерово и развивал в Сибири идеи Юнга, предлагает весьма простой подход в работе со снами.
"Мой опыт работы со снами таков: вечером, перед тем как заснуть, сначала прокручивать  в голове весь свой день и задаю вопрос: "Что ты думаешь по поводу всего этого дня?" Ближе к утру мне снится сон, который часто бывает ответом на заданный вопрос. Я его записываю, даже если не все запомнил. Пишу пару ключевых фраз и походу вспоминаю фрагменты. Помните, если вы задаёте вопрос "Что мне делать?", вы ведёте себя как ребёнок. Человек со взрослой позицией задаёт своему бессознательному вопрос "Что ты думаешь по этому поводу?".
Итак, что думает ваше бессознательное о... задайте свой и вопрос. Если захотите, поделитесь в комментариях о том, что вам приснило ваше внутреннее Оно.




Тревоге все возрасты покорны, а еще если вы тревожитесь, вы творческий человек

Юнгианский аналитик Дэвид Ротман считает, что тревога зависит от возраста. Юношеская тревога связана с взрослением. В среднем возрасте - с оценкой своей жизни: что было достигнуто, а что упущено. В старости тревога может быть связана со страхом смерти.
В конце каждого пассажа описываю терапевтическую стратегию, как это можно, на мой взгляд, проработать в терапии.

Тревога в молодом возрасте связана с переходом, взрослением, инициацией. Например, в австралийских племенах молодых людей пугали, делали надрезы и т.п. перед инициацией. То было часть ритуалы. Зачем? Так они искусственно повышали тревогу, заставляя бояться. Он тревожился. Тревога призвана уничтожить идентичность ребёнка, она помогала пройти переход повзрослеть. И в инициации он перерождался, он больше не ребёнок. Сейчас ритуалы не проводят, инициации нет. Тревога, которая возникала тогда в племенах на короткий период искусственно, сейчас пролонгирована из-за отсутвия инициации. Благодаря инициации тревога была краткосрочной и помогала повзрослеть. Испугался, прошел инициацию и стал взрослым. Сейчас мы долго созреваем, нет мудрого старца и слов и ритуала, которые бы вывели из тревожности, которая по своей сути о том, что такое взрослая жизнь. Для современных молодых людей снизить тревогу можно, укрепляя эго. Терапевтическая стратегия здесь - нормализация, хорошее отражение, укрепление, поддержка, присутствие и разговоры о том, что такое взрослая жизнь, помимо институтов и школы, как к ней прирасти, как найти место под солнцем и идти своим путем.

В среднем возрасте можно представить, что человек на вершине горы и видит и оценивает, что было с ним в детстве, какие установки привели его к этой жизни, во что сложилась именно его жизнь. Потом он спускается к подножью (это все образно) и продолжает жить, осознавая свои паттерны. Здесь тревога связана с тем, что знание о себе, полученные "на вершине" не годятся для интеграции, не получается встроить их в жизнь и жить учитывая их. Можно услышать от пациентов, что что-то мешает идти вперёд, не клеится, хотя понятно, откуда ноги растут. Тревога от нестыковки прошлого и настоящего. Терапевтическая стратегия здесь - уходить с "археологического" поля, когда мы пытаемся найти ответы в детстве. Удерживать перспективный полюс. Как с этим со всем жить, не пытаясь найти виноватого.

В конце жизни - тревога по поводу смерти, если установка была слишком рациональной. Проработка темы смерти, обращение к ней могут помочь снизить тревогу. Терапевтическая стратегия здесь - прощание с упущенными возможностями, принятие как есть. Исследования образов конца, перехода.

Ну и чтобы не утонуть в мыслях о конечности жизни, привожу ещё один взгляд на тревогу. Ролло Мэй считает, что если вы тревожитесь, вы творческий человек. Далее прикрепляю пассажи об этом из книги "Мужество творить".


Добро пожаловать всем новеньким и стареньким невротикам) Этот канал я создала несколько лет назад, когда только начала практиковать․ Я была неуверенным начинающим психологом, прокручивающим внутри вопросы, а точно это мое, а не случайно ли я сюда попала, в то время, как напротив меня сидит целый человек с целой вселенной, и я должна во всем разобраться и помочь․
https://zen.yandex.ru/media/id/629daa9c9cd04c7f1c667505/petite-psyche-vozvrascenie-629dabee1011f805fc7360da


Как оценить привязанность? Вот ваш ребёнок спокойно играет с незнакомым взрослым, пока вы вышли на минуту из комнаты. Хорошо или плохо? Вот вы уходите, и он не очень то переживает. Привязан или нет? А у подруги сын маму не отпускает. Значит крепче привязан?! А вот и нет. Есть тест на привязанность, который показывает, что дети, которые отпускают маму и могут три минуты проявлять интерес к игрушке, оставаясь, с незнакомым человеком в незнакомом помещении, на самом деле правильно привязаны, надёжно привязаны. Подробности читать здесь. https://is.gd/R71Lmz


Эрих Мария Ремарк о кризисе середины жизни в письмах к Марлен Дитрих: «Я очень стар и очень молод одновременно, и поскольку ничего не осталось, да и не могло ничего остаться, я – чистый лист, на котором ничего не написано и который начинается с тебя...» невероятно, что это говорит талантливейший и признанный при жизни писатель. Но кризисы не зависят от внешней реализации и покоятся на сваях тонкой и уязвимой души, как стены Венеции, омываемые сожалениями, утратами, несбывшимся.


Ремарк и Дитрих и кризис середины жизни

Показано 20 последних публикаций.

250

подписчиков
Статистика канала