Увидел фото полуголого Скотта Брауна в Петербурге, поежился, вспомнил о главном питательном средстве для того, чтобы согреться на стадионе. «Боврил» (bovril) – это такой бульонный концентрат, загустевшая мясная эссенция, которую часто разводят водой, чтобы ее хоть как-то можно было пить. Идея горячего, почти кипящего, да еще и сверхпитательного бульона лучше всего прижилась как раз на холодных и ветреных стадионах Шотландии – недаром один из сайтов про шотландский футбол называется Pie & Bovril.
Довольно специфический вкус и согревающие свойства «Боврила» для многих поколений стали первой ассоциацией с футболом. В Британии почти каждый пробовал «Боврил» – и почти наверняка именно на стадионе. Джон Николсон в книге «Как футбол поглотил Британию целиком» объяснял этот феномен так: «Кто-то любит «Боврил», кто-то терпит его вкус, но большинство, безусловно, его ненавидит. Его продолжают продавать на стадионах исключительно в целях сохранения традиций. Мы, британцы, предпочитаем с мазохистской стойкостью употреблять продукты, которые нам не нравятся – вместо того, чтобы признать, что они ужасны».
Окей, забудем о вкусе «Боврила», но его символическая ценность для футбола неоспорима. Легендарный нападающий Джимми Гривз еще в конце 50-х заявлял, что не стал бы футболистом без «Боврила», а полвека спустя компания-производитель провела акцию поддержки клуба «Бертон Альбион», которому предстояло играть в Кубке Англии с «Ман Юнайтед». Специально к матчу была выпущена партия бульона в памятных банках. Результат? «Бертон» выстоял против Руни и Роналду – 0:0.
Довольно специфический вкус и согревающие свойства «Боврила» для многих поколений стали первой ассоциацией с футболом. В Британии почти каждый пробовал «Боврил» – и почти наверняка именно на стадионе. Джон Николсон в книге «Как футбол поглотил Британию целиком» объяснял этот феномен так: «Кто-то любит «Боврил», кто-то терпит его вкус, но большинство, безусловно, его ненавидит. Его продолжают продавать на стадионах исключительно в целях сохранения традиций. Мы, британцы, предпочитаем с мазохистской стойкостью употреблять продукты, которые нам не нравятся – вместо того, чтобы признать, что они ужасны».
Окей, забудем о вкусе «Боврила», но его символическая ценность для футбола неоспорима. Легендарный нападающий Джимми Гривз еще в конце 50-х заявлял, что не стал бы футболистом без «Боврила», а полвека спустя компания-производитель провела акцию поддержки клуба «Бертон Альбион», которому предстояло играть в Кубке Англии с «Ман Юнайтед». Специально к матчу была выпущена партия бульона в памятных банках. Результат? «Бертон» выстоял против Руни и Роналду – 0:0.