Психотерапия — просто | Данила Плотников, психолог, гештальт-терапевт, супервизор


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Данила Плотников. Психолог, гештальт-терапевт. http://plotnikov.spb.ru
Лекции об эмоциональном интеллекте:
http://mezhdunami-club.ru
По всем вопросам: @danila_plotnikov

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Напоминаю, что завтра, в 14:30 (мск) пройдет очередная лекция "Я чувствую". Поговорим о страхе. Регистрация закрывается перед началом вебинара. Запись будет доступна только тем, кто зарегестрировался. Так что, уже сейчас, переходите по ссылочке: http://mezhdunami-club.ru/


Крайний

Возьмём утрированную и упрощённую ситуацию. Маленький мальчик спрашивает у мамы — как работает двигатель в автомобиле? Мама не знает и обращается к папе. Папа чешет затылок и понимает, что его роль предполагает, что надо бы объяснить. Он понимает, что он крайний в этой цепочке. Поэтому что-то придумывает, зажатый в угол находит какой-то ответ.

Во взрослом возрасте, стараясь найти о себе какой-то ответ, мы тоже обращаемся к кому-то. К психологу, к священнику, к книге, к ютубу, телеграм-каналу. И эти поиски могут продолжаться бесконечно, пока вы не поймёте, что крайний в этом процессе — вы сами. Пока вы не сделаете себя крайним, не зажмёте себя в угол и не скажете: «Ну всё, друг мой, ты тут единственный, кто действительно может разбираться в этом вопросе. Больше никто. Так что — хочешь, не хочешь, а ответить придётся».

Пока же есть надежда, что кто-то знает лучше, ответа не будет. А как надежда пропадет, любой ответ будет приходить сам собой. Пусть сначала неумело, но с каждым разом всё точнее и увереннее.

— ну смотри, сын, бензин очень хорошо горит, мы заливаем его в машину на заправке...

@plotnikov_spb


А моя жена продолжает набор на очную женскую группу. Уже в эту пятницу. Группа очень женская, и даже место для её проведения выбрано какое-то удивительно красивое.

На ближайшую субботу осталось ещё два места. Дашу рекомендую не как муж, а как коллега. Знаю, что к ней приходят многие женщины с самым разным. Знаю Дашу, как очень чувствительную внимательную и бережную.

По всем вопросам в лс — @plotnikova_daria2003


Правильный выбор.

Если есть правильный выбор и неправильный, то это не выбор. Это решение задачи. Настоящий выбор предполагает, что варианты равнозначны.

Чтобы найти ответ на решение задачи необходимо набрать как можно больше исходных данных. Например, задача выбрать машину. Максимально конкретизируйте, что нужно от автомобиля, в какой ценовой категории, узнайте, какие машины бывают, возьмите лучшие варианты на тест-драйв, и в итоге решение прийдёт само собой. Если не приходит, значит информации недостаточно.

Повторюсь, это не выбор, это решение задачи.

Ситуации же, когда мы выбираем между А и Б, где А и Б равнозначны — крайне редки. Подобный выбор сильно отличается от привычного решения задачи. Это творчество в чистом виде, в котором важно уйти от понятий «правильно» и «неправильно». В творчестве их нет. Вы просто берёте чистый лист и пишете, рисуете, чертите...

И как бы нас ни учили в школе, но реальные авторы зачастую не могут ясно и исчерпывающе ответить, что они имели в виду в том или ином своём произведении, как они его создавали. Реальное творчество не поддаётся алгоритму.

Взгляните на это с другой стороны. В момент, когда перед вами встаёт сложный равнозначный выбор, на самом деле жизнь предлагает вам стать автором.

Вот тебе белый лист...

@plotnikov_spb

504 1 16 6 62

Я чувствую... страх

20 апреля, 14:30 (мск) — на час раньше обычного — пройдёт очередная лекция из моего курса об эмоциональном интеллекте. В этот раз тема — страх.

Содержание:
- отчего возникает страх? В чем отличие от ужаса и паники?
- как страх управляет нашей жизнью?
- как справляться со страхом, бояться и делать?
- как возникают фобии? Что можно с ними делать?
- из-за чего возникают панические атаки? Как себе помочь?

Регистрация уже доступна по ссылке: http://mezhdunami-club.ru/

@plotnikov_spb


Как такое возможно

Бывает, мы говорим о разных вещах в жизни: «я не понимаю, как такое может произойти». И кажется, подобные слова нас оберегают от произошедшего. Если не понимаю, значит в моей жизни это невозможно. Но чаще всё происходит в точности наоборот.

Это касается многих процессов. Так, например, если я не понимаю, как кого-то могут обокрасть, обмануть, развести, то я могу стать хорошей целью для мошенника. Если не понимаю, как человек может заблудиться в лесу, то я и сам могу заблудиться.

Также это касается и процессов психологических. И мне это, конечно, наиболее интересно.

Ведь если я не знаю, как человек может выгореть и в миг возненавидеть любимую работу; как может из-за зависимости продавать вещи своей матери или ребёнка; как может разрешить себе насилие; как может эксплуатировать кого-то; как может причинять боль себе; как может дойти до идеи об убийстве или самоубийстве; как, в конце концов, кто-то может увлечься идеями фашизма...

Если я не понимаю этого, если не могу найти в себе ответов, не вижу, как Я САМ могу дойти до этого, значит, я нахожусь в зоне риска. Сон разума рождает чудовищ.

Именно поэтому не задумываться о таких неприятных вещах — один из самых опасных выборов.

@plotnikov_spb

623 2 12 1 74

10 мыслей о любви

Много пишу про разные чувства и совсем редко — о любви. Наверное, потому что это самое сложное, да и не уместить всего в один короткий пост. Попробую исправиться и поделиться некоторыми мыслями на этот счёт.

1. Важно разделять любовь, влюбленность, привязанность. Редко бывает что-то одно, чаще коктейль, только пропорции разные.

2. Сама любовь — не столько чувство, сколько выбор. Задаваясь вопросом «люблю ли я» мы оперируем к влюбленности или привязанности. Выбор любить может быть только осознанным.

3. Любовь — это принятие другого, искренняя заинтересованность в его росте, развитии, благополучии. Желание обладать — совсем другое.

4. Любовь требует от нас личностных изменений, роста, развития. Это жернова, в которых оттачивается личность. Особенно это заметно, если от решения, которое я должен принять, если люблю, зависит моя жизнь. Невсегда это просто, поэтому требуется осознанный выбор, чтобы на это идти.

5. Стоит также разделить потребность в принятии и потребность в любви. Если первая реализуется благодаря чужому принятию, то вторая — благодаря тому, что я люблю, моим активным действиям. Я не способен почувствовать любовь другого (это фантазии), я могу чувствовать только то, что происходит внутри меня. Если мне кажется, что любви стало меньше, значит я стал меньше любить. Хотя, конечно, того, кто ко мне не безразличен, любить легче.

6. Пожалуй, чтобы появилась смелость выбирать любовь, может быть необходимо, чтобы любовь была в разряде личностных ценностей, смысложизненных ориентаций. Иначе не ясно, зачем на неё соглашаться.

7. В отличие от влюбленности, которая ориентирована на обнаружение сходств, любовь скорее ориентирована на обнаружение различий. Вместе с тем, любовь к другому не может быть без любви к себе. Это не жертвенность. Это поиск, как нам с нашими различиями быть вместе.

8. Идея любви намного глубже и сложнее распространенных романтических представлений. Образ идеальной любви отображён в образе Бога, что возносит выбор любить до своего рода духовной практики. Искусством любить невозможно овладеть в совершенстве, как и невозможно стать Богом. Но ему можно учиться. Можно выбирать учиться любить. Спотыкаться, совершать ошибки, получать новый опыт, совершенствоваться.

9. Невозможно совершить выбор «любить» на всю жизнь и дальше двигаться по накатанной. Это выбор, который постоянно ставится под сомнение и пересматривается, в зависимости от постоянно изменяющихся обстоятельств. Именно это делает его осознанным, не бездумным.

10. Спорный вопрос о верности слов типа: «Я его люблю, но не могу принять, что он...» Точнее будет: «Мне сложно его любить».

@plotnikov_spb


Я чувствую... одиночество

Ну что же, пора уже регистрироваться на следующую лекцию, которая пройдет в эту субботу, 13.04 в 15:30. Более того, эта лекция будет бесплатна для всех кто успеет зарегестрироваться до вебинара. Бесплатна, потому что опирается на мою статью, которая уже много лет в открытом доступе. Расскажу то, что уже написано в ней, плюс то, что успел накопить и понять за годы после её написания.

— Разберёмся в таком многоликом одиночестве, которое может восприниматься и как что-то пугающее, и как что-то желанное.
— Ответим на вопрос, что мы имеем в виду, говоря «одиночество»
— Поговорим о страхе одиночества.
— Затронем всё: от приятного тёплого уединения до понятия экзистенциальной изоляции.

Регистрация здесь: http://mezhdunami-club.ru

P.S. Сайт сейчас технически устроен так, что на завершающем этапе регистрации надо будет как будто оплатить 0 рублей, не пугайтесь этой кнопки 😉

@plotnikov_spb #ячувствую


Границы и отношения

Отношения — это по определению нарушение границ. Подходим, касаемся, где-то заступаем, наблюдаем, что с нами происходит, общаемся... Без всего этого никаких отношений не будет. Останется только безопасный пузырь одиночества.

@plotnikov_spb

993 1 10 1 67

От интереса до отвращения

Сегодня, в 15:30 пройдёт очередная моя лекция по эмоциональному интеллекту. Как и ранее, регистрация закроется прямо перед лекцией, так что поспешите: http://mezhdunami-club.ru/

И ещё к этой лекции у меня две хорошие новости:

1. На сайте появилась возможность оплатить иностранной картой.

2. Я купил себе новый микрофон ;)

@plotnikov_spb #ячувствую

1k 1 0 19 30

О чём спор

Кажется, пора отдавать ведение блога по психологии своему трёхлетнему сыну. Диалог:

Рома: мама, это у тебя что?
Мама: творожок
Рома: жук?
Мама: творожооок
Рома: а мне послышалось «жук» (ржет)
Мама: а я сказала «творожок» :)
Рома: а мне послышалось «жуууук» (еще больше ржет)
Мама: а я сказала «творожооок» :)
Рома: (серьезно) не понимаю, а о чем у нас сейчас спор
?

И правда ведь, часто мы можем спорить о том, чья субъективность истинна, в то время, как одновременно существуют обе — один сказал «творожок», второй услышал «жук».

А вот позиция, где я могу увидеть и то, и другое, и задаться вопросом, что вообще происходит, называется «мета-позицией». Можно потренироваться на следующем примере:

Она: Мне не хватает твоего внимания!
Он: Я столько для тебя делаю!


@plotnikov_spb


Знание о себе

Каждому из нас хочется понять, кто он. Ведь если знать, кто я, то тогда как-то понятнее, что делать в этой жизни, от чего отталкиваться. Естественно, что сын музыканта и сын профессора-физика по-разному будут смотреть на техническое образование.

Вместе с тем нам хочется, чтобы это знание "кто я" было бы максимально простым и ясным. Оттого мы можем цепляться за описания в соционике, гороскопах, психологических тестах, нумерологии и т.д. тревога, возникающая на почве незнания себя снижается, если я, вдруг, обнаруживаю, наконец, что я холерик/козерог/шизоид/Бэтмен или кто там ещё.

Но мало того, что ни одна классификация не может описать человека полностью, со всем его уникальным жизненным опытом, структурой и средой, так мы ещё и меняемся в течение жизни. А значит, знание о себе приходится собирать, как мозаику (так, вот это похоже на меня, вот это я и это), так ещё и отсеивать ненужное (а вот это не я) и пересматривать уже прожитое (а вот это теперь уже не я, вот тут я изменился).

@plotnikov_spb

987 1 10 1 69

Пост для закрепа

Основные проекты можно найти здесь. Пост буду обновлять. Пока самое важное:

1. Рабочая тетрадь для пар

2. Курс лекций об эмоциональном интеллекте

+ важная новость, появилась возможность оплаты иностранными картами!


Роль психолога.

У русского человека в своём большинстве пока ещё нет модели поведения с психологом, он не знает, что с ним делать. Есть модель поведения с врачом, который вылечит, есть модель поведения с преподавателем, который научит. Но что делать с психологом — не ясно. Потому и приходят чаще всего с запросом "научи" или "вылечи". А психолог не делает ни того, ни другого. И потому непонятно вообще, за что платить.

На самом же деле роль психолога — поддерживать человека в исследовании себя и быть рядом. Быть рядом в том, в чём обычно рядом с ним никого нет или никто из окружения не способен оставаться.

@plotnikov_spb

1.5k 4 23 1 112

Рекомендую от души ;)

По всем вопросам в ЛС к Даше: @plotnikova_daria2003


А давайте в честь 1 апреля соберём в комментариях шуток и мемов на тему психологии? ;)

852 1 20 85 68

Готовь сани летом...

... а на субботний вебинар записывайся за неделю, в воскресенье ;)

Раз уж были те, кто не успел на прошедшую лекцию вчера зарегистрироваться до 15:30, сообщаю о следующей уже сейчас, за неделю. Регистрация открыта:

http://mezhdunami-club.ru

Тема: от интереса до отвращения.

Что затронем:
- Аппетит и отвращение
- Возможные причины расстройств пищевого поведения
- Интерес и удовлетворение
- Очарование и разочарование
- Идеализация и обесценивание

Много, да. Но постараюсь выдать самое главное и самое вкусное ;)

@plotnikov_spb


Разрешение

Этот пост — официальное разрешение для каждого из вас.

Разрешение жаловаться, злиться, быть неидеальным. Разрешение с чем-то не справляться, чего-то не мочь. Разрешение быть хуже, чем того от вас ждут другие. Разрешение не брать на себя всё. Разрешение печалиться, грустить, унывать. Разрешение хотеть большего. Разрешение выполнить задачу не на отлично. Разрешение делать что-то без пользы для себя. Разрешение не заниматься саморазвитием и личностным ростом. Разрешением расслабиться.

И если есть ещё что-то, что вы не можете себе разрешить — этим постом я даю вам такую возможность.

Естественно, что власти дать себе разрешение у вас больше, чем у меня. Но если так вышло, что вы ждёте разрешения от кого-того другого — вот оно.

@plotnikov_spb

958 1 15 3 103

Тревога и возбуждение

Напоминаю, что сегодня в 15:30 (мск) провожу 3 лекцию курса об эмоциональном интеллекте. Тема — возбуждение и тревога. Запись доступна только тем, кто зарегистрировался на вебинар. Регистрация закрывается в 15:30.

Подробнее здесь.

@plotnikov_spb #ячувствую


Чувства и долг.

Всё чаще сталкиваюсь со взглядами психологов об изменениях в современной психотерапии, с которыми не могу не согласиться. Попробую в этом посте на пальцах объяснить суть.

Уверен, вы знаете, кто такой Фрейд. Возможно также вы знаете его теорию личности. Он выделял в психике три части: эго, суперэго, ид. Суперэго — это все предписания, как себя необходимо вести; всё, что нас сдерживает. Позднее в транзактном анализе это назовут "внутренним родителем". Гештальт-терапевты нечто подобное называют функцией Personality. Нейробиологи — большими полушариями головного мозга, особое развитие которых отличает наш вид от остальных.

Ид — это наши тайные желания. Как показал Фрейд, они имеют над нами огромнейшую власть. Если вам снится поезд, въезжающий в тоннель; если вы заходите в глубокую и влажную пещеру; если вы поднимаетесь во сне на башню, или держите в руке карандаш — всё это говорят они, подавленные желания. Сексуальная революция, кстати, тоже проросла из семян, посеянных психоанализом. В транзактном анализе ид это "внутренний ребёнок". В гештальт-терапии — одноименная функция id. Что же касается мозга — это самые древние (эволюционно) его отделы.

А вот эго — это то, что лавирует между предписаниями и желаниями. В транзактном анализе — это "взрослый". В гештальт-терапии — функция ego, совершающая творческий выбор. В головном мозге — префронтальная кора. Именно это можно назвать нашей душой. То, что делает человека человеком. И рождается она (тут самое главное в этом посте) — исключительно в конфликте между двумя другими структурами. Между желаниями и предписаниями. Между родителем и ребёнком. Между "хочу" и "надо". Между тем, куда меня движет моё тело и тем, что я о себе знаю.

Человек, движимый исключительно предписаниями, превращается в робота. Человек, движимый исключительно желаниями — в животное.

А теперь к тому, о чём этот пост.

Изначально задачей психотерапии было освободить человека от неясных, запутанных, устарелых, ригидных предписаний, коих в начале 20 века в головах людей было очень и очень много. Дальше это понесли, как флаг: свобода, секс, гедонизм и т.д. Уверен, вы сталкивались с фразой "я никому ничего не должен" — это отголосок того времени, да. И до какой-то степени обретение свободы очень и очень важно для человека. До той степени, пока ранее перевешивающие предписания не уравновесятся подавленными желаниями. Сейчас объясню.

Представьте себе весы. На одной стороне — предписания (суперэго, "родитель" — называйте, как хотите). На другой — желания (id, "ребёнок" и т.д.). Человек становится человеком только когда самостоятельно совершает выбор, разрешая сложный внутриличностный конфликт. Это возможно только когда на весах абсолютное равенство. Потому что если перевешивают предписания — мы выберем их. Если желания — пойдём по их пути. Ни в одном из этих случаев мы не совершаем выбора. Выбор может быть только когда мы принимаем в расчёт и одно, и другое.

Так вот, о современных тенденциях психотерапии. К сегодняшнему дню "ид" победил. Гедонизм — основная философия. Все слушают свои желания, удовлетворяют свои потребности. Живут так, как чувствуют. Даже дети скорее ответят на вопрос "что ты хочешь?", чем "что тебе нужно сделать?" Суперэго сдаёт позиции.

Именно поэтому сегодня важен не только вопрос "Что ты чувствуешь?", но и вопрос "Кто ты такой?" Муж, отец, жена, мать, сын, дочь, подчинённый, руководитель... Да, все эти роли предписывают нам некие ограничения. И эти ограничения важны, потому как они создают конфликт с нашими чувствами. Конфликт, который ставит нас перед необходимостью выбора — как учесть и то, и другое? Это решение всегда особенное, всегда творческое. И это то, что делает нас людьми. Не руководство чувствами и не руководство предписаниями, а самостоятельный поиск решения в признании важности и того, и другого.

В сложной ситуации мы уже привыкли задавать себе вопрос: "А что ты хочешь?" Но не стоит забывать важности вопроса: "А что ты должен?" Особенно, если в большей степени привык руководствоваться первым.

@plotnikov_spb

997 1 34 7 112
Показано 20 последних публикаций.