Поговорим о романе Павла Санаева "Хроники раздолбая"
Мне, как человеку не жившему в СССР, всегда было интересно узнавать что-нибудь новое о быте тех времён. Учебники истории пересказывают биографии лидеров, упоминая обычных людей холодными фразами вроде "общественные беспорядки" или "народные волнения". Разве это дело?
Павел Санаев в свое время ворвался в литературу с трогательной историей своего детства "Похороните меня за плинтусом". Мальчик, "враждующий" со своей бабушкой, конечно, не Том Сойер, но тоже достаточно запоминающийся персонаж. Запоминающийся он хотя бы потому, что взгляд из детства всегда необычайно притягателен.
Не меньшей притягательностью обладает и молодость. Герой "Хроник" 19-летний парень, юность которого проходит в позднесоветском периоде. Его сверстники слушают западную музыку, смотрят западные фильмы, и уже не особо верят в коммунизм. Но сам Раздолбай не сомневается в вечности существующего порядка. Вообще, Раздолбай слабо интересуется политикой, его больше волнуют любовные вопросы, где он тоже неопытен.
Проза Санаева хороша тем, что он ненавидит писать. Да, в своих интервью он называет писательство каторгой. Именно поэтому в "Хрониках Раздолбая" главный герой не так интересен, как окружающие его люди. Автор не старается преподнести себя в выгодном свете, у него нет стремления высказаться, поэтому больше внимания достается другим лицам. Например, Мартин - вполне фактурный персонаж. Он эдакий Вавилен Татарский до того, как стал знаменитым: образован, расчётлив. Свои внутренние противоречия он топит в деловой активности. В отличие от бесформенности Раздолбая, он эту форму имеет.
Ещё чем мне понравился роман, так это тем, как описываются в нем события начала 90-х. Раздолбай здесь предстаёт типичным обывателем, для которого крушение всех былых устоев стало по-настоящему неожиданностью. Нерушимый Союз пал, как карточный домик. И тут наш герой недоумевает от того, что обломки можно приватизировать. Для него это фантастика, не более. Растерянность - всеобщее чувство граждан новопровозглашенного государства. Раздолбай лишь показательный проводник.
Из минусов - зацикленность героя на собственных чувствах. Львиная доля книги - это самобичевание и рефлексия. На определенном этапе читателю становится невыносимо погружаться во все заморочки юного Дон Жуана. Ну это не что иное, как последствие посредственности героя, чей образ далеко не самый важный в романе. Его роль и следовало бы "порезать".
Санаев сейчас пишет вторую часть "Хроник раздолбая". С удовольствием жду.
#книги
Мне, как человеку не жившему в СССР, всегда было интересно узнавать что-нибудь новое о быте тех времён. Учебники истории пересказывают биографии лидеров, упоминая обычных людей холодными фразами вроде "общественные беспорядки" или "народные волнения". Разве это дело?
Павел Санаев в свое время ворвался в литературу с трогательной историей своего детства "Похороните меня за плинтусом". Мальчик, "враждующий" со своей бабушкой, конечно, не Том Сойер, но тоже достаточно запоминающийся персонаж. Запоминающийся он хотя бы потому, что взгляд из детства всегда необычайно притягателен.
Не меньшей притягательностью обладает и молодость. Герой "Хроник" 19-летний парень, юность которого проходит в позднесоветском периоде. Его сверстники слушают западную музыку, смотрят западные фильмы, и уже не особо верят в коммунизм. Но сам Раздолбай не сомневается в вечности существующего порядка. Вообще, Раздолбай слабо интересуется политикой, его больше волнуют любовные вопросы, где он тоже неопытен.
Проза Санаева хороша тем, что он ненавидит писать. Да, в своих интервью он называет писательство каторгой. Именно поэтому в "Хрониках Раздолбая" главный герой не так интересен, как окружающие его люди. Автор не старается преподнести себя в выгодном свете, у него нет стремления высказаться, поэтому больше внимания достается другим лицам. Например, Мартин - вполне фактурный персонаж. Он эдакий Вавилен Татарский до того, как стал знаменитым: образован, расчётлив. Свои внутренние противоречия он топит в деловой активности. В отличие от бесформенности Раздолбая, он эту форму имеет.
Ещё чем мне понравился роман, так это тем, как описываются в нем события начала 90-х. Раздолбай здесь предстаёт типичным обывателем, для которого крушение всех былых устоев стало по-настоящему неожиданностью. Нерушимый Союз пал, как карточный домик. И тут наш герой недоумевает от того, что обломки можно приватизировать. Для него это фантастика, не более. Растерянность - всеобщее чувство граждан новопровозглашенного государства. Раздолбай лишь показательный проводник.
Из минусов - зацикленность героя на собственных чувствах. Львиная доля книги - это самобичевание и рефлексия. На определенном этапе читателю становится невыносимо погружаться во все заморочки юного Дон Жуана. Ну это не что иное, как последствие посредственности героя, чей образ далеко не самый важный в романе. Его роль и следовало бы "порезать".
Санаев сейчас пишет вторую часть "Хроник раздолбая". С удовольствием жду.
#книги