Кажется, надо прояснить одну очень важную вещь. Нельзя построить нормальный университет в авторитарной стране. Жаждущие этого хотят на елку залезть и не поцарапаться. Университет по сути своей пространство свободы, невозможно проводить исследования в атмосфере цензуры и контроля, если это, конечно, не проект строительства ядерной ракеты. Университет, который можно разрушить просто поменяв ректора (который назначается, а не избирается ученым советом); университет, в котором приходится жертвовать политически активными преподавателями ради сохранения остатков департамента; университет, в котором руководство живет мантрой «как бы чего не вышло» - это университет курильщика.
Как и простые граждане России, университеты - заложники режима, в котором нельзя строить долгосрочные планы, потому что завтра могут прийти за тобой, твоими коллегами: выгнать, уволить, вынудить уехать из страны. В таком климате невозможно инвестировать в смелые исследования, сложно добиваться высоких мест в международных рейтингах.
Душнилы из МГУ сейчас, конечно, скажут: «Ха! Как же тогда самый фундаментальный университет занимает места в топ-100 университетов мира?» Тут надо понимать, что составляет основу публикаций российских университетов (Вышки в том числе) - естественно-научные публикации. Но и тут, не все так радужно. Исследователи уезжают и продолжают уезжать. Забюрократизированная система закупок реактивов, лабараторных материалов и банальное отсутствие сильно усложняет проведение конкурентно способных естественно-научных исследований. Конечно, всегда есть надежда на математиков - они генерируют чуть ли не 40% всех публикаций ВШЭ в международных журналах. Но с 2015 ни один победитель международной олимпиады по математике не поступил в МГУ, некоторые из них также предпочитают уезжать за границу.
И если математики еще как-то публикуются на иностранных языках, то российское наука в целом плохо интегрирована в мировое научное сообщество. Исследователи плохо говорят по-английски, не знают и не желают знакомиться с зарубежными публикациями. Особенно это заметно в гуманитарных и социально-экономических исследованиях о России: «Ну что эти пиндосы/китайцы/гейропейцы (нужное подчеркнуть) могут нам о нас самих рассказать?» Надеяться на то, что носители этого менталитета вымрут, и на смену им придет более открытое поколение не приходится. Нафталиновый советский университет успешно воспроизводит сам себя, новым молодым исследователям просто неоткуда взяться.
Те, кто винит в этом Садовничего, Кузьминова, Кудрявцева больше чем Путина либо обманывают сами себя, либо притворяются. Проблема российских университетов в том, что они развиваются в нездоровом политическом режиме, который перевел ведущие федеральные университеты на ручное управление и который душит малейшие попытки реального университетского самоуправления. Борьба за демократию в России - это борьба и университетов тоже. Только создав пространство для свободной дискуссии, в которой смогут участвовать представители всех (!) идеологических взглядов, можно будет говорить о каком-то дальнейшем развитии образовании и науки в нашей богоспасаемой.
Как и простые граждане России, университеты - заложники режима, в котором нельзя строить долгосрочные планы, потому что завтра могут прийти за тобой, твоими коллегами: выгнать, уволить, вынудить уехать из страны. В таком климате невозможно инвестировать в смелые исследования, сложно добиваться высоких мест в международных рейтингах.
Душнилы из МГУ сейчас, конечно, скажут: «Ха! Как же тогда самый фундаментальный университет занимает места в топ-100 университетов мира?» Тут надо понимать, что составляет основу публикаций российских университетов (Вышки в том числе) - естественно-научные публикации. Но и тут, не все так радужно. Исследователи уезжают и продолжают уезжать. Забюрократизированная система закупок реактивов, лабараторных материалов и банальное отсутствие сильно усложняет проведение конкурентно способных естественно-научных исследований. Конечно, всегда есть надежда на математиков - они генерируют чуть ли не 40% всех публикаций ВШЭ в международных журналах. Но с 2015 ни один победитель международной олимпиады по математике не поступил в МГУ, некоторые из них также предпочитают уезжать за границу.
И если математики еще как-то публикуются на иностранных языках, то российское наука в целом плохо интегрирована в мировое научное сообщество. Исследователи плохо говорят по-английски, не знают и не желают знакомиться с зарубежными публикациями. Особенно это заметно в гуманитарных и социально-экономических исследованиях о России: «Ну что эти пиндосы/китайцы/гейропейцы (нужное подчеркнуть) могут нам о нас самих рассказать?» Надеяться на то, что носители этого менталитета вымрут, и на смену им придет более открытое поколение не приходится. Нафталиновый советский университет успешно воспроизводит сам себя, новым молодым исследователям просто неоткуда взяться.
Те, кто винит в этом Садовничего, Кузьминова, Кудрявцева больше чем Путина либо обманывают сами себя, либо притворяются. Проблема российских университетов в том, что они развиваются в нездоровом политическом режиме, который перевел ведущие федеральные университеты на ручное управление и который душит малейшие попытки реального университетского самоуправления. Борьба за демократию в России - это борьба и университетов тоже. Только создав пространство для свободной дискуссии, в которой смогут участвовать представители всех (!) идеологических взглядов, можно будет говорить о каком-то дальнейшем развитии образовании и науки в нашей богоспасаемой.