На этой неделе у меня случился рабочий инсайт, который поставил под вопрос весь мой стиль взаимодействия с профессией. У меня довольно большие резервы энергии и воли. Многие жизненные задачи я решаю под флагом “надо”. На этой тяге упрямства и отсутствия жалости к себе я регулярно проворачиваю фокусы, которые в моей индустрии считаются трудновыполнимыми — сделать классный проект на скучном бренде, добиться картинки на полмиллиона при бюджете в сто тысяч, выиграть глобальный тендер за две недели. Я всегда считала, что это умение преодолевать себя — моя главная супер-способность и гордилась тем, что могу вытащить любой проект из любой жопы.
А недавно до меня дошло, что сила воли — мое главное слабое место. Потому что подчинение собственному “надо” по внутренним ощущениям неотличимо от подчинения чужому. Подавляя любой внутренний протест и желание сдаться, ты постоянно тренируешься задвигать подальше собственные потребности в пользу приоритетного дела. А уж кто его назначил приоритетным - ты сама или случайный мимокрокодил – это достаточно тонкие детали, не всегда очевидные в угаре героического преодолевания.
Умение на любое “надо” реагировать быстрой мобилизацией всех ресурсов превращается в беззащитность перед чужой волей. Мой первый порыв на любой входящий запрос с пометкой “проблема” - обойти все препятствия, победить всех драконов - и уже потом разбираться, зачем я в это ввязалась.
И не то, чтобы я была безответной рабочей лошадкой — в мирных условиях на меня где сядешь, там и слезешь. Но стоит загореться красной лампочке “трудно, но надо” — и все, пиши пропало, критическое мышление отключается, и я на автомате начинаю сворачивать горы.
На этой неделе я решила провести эксперимент под названием “я не могу и не хочу” и результаты меня удивили.
Пример первый: режиссер живет в Лос-Анджелесе и предлагает созваниваться каждый день в восемь вечера по Лондону для оптимизации процессов препродакшена. Эта оптимизация стоила бы мне нормальных ужинов, спорта и отдыха. Продакшен – это всегда аврал и ненормированный график. Но тут мне в первый раз пришло в голову сказать, что я бы не хотела созваниваться так поздно, давайте искать варианты в течение рабочего дня. И внезапно выяснилось, что “оптимизация процесса” заключается в том, что режиссер не любит вставать до одиннадцати утра. В итоге режиссер оптимизировала свой утренний кофе, что, я считаю, гораздо меньшая жертва.
Пример второй: глава дизайн-департамента в последний момент заменил нужного мне дизайнера на большом проекте на, скажем так, не самого загруженного члена дизайн-команды. На практике это означало, что вместо того, чтобы раз в неделю полчаса всем восхищаться и отправлять почти без изменений клиенту, мне нужно было перейти в режим ручного управления и добавить часов пять к своей рабочей неделе на постоянный фидбек. Обычно в таких обстоятельствах я начинаю Преодолевать Препятствия, но в качестве эксперимента отказалась начинать проект без нужного дизайнера и попросила перенести дату старта. Вопрос решился за два имейла.
Пример третий, классический: младший аккаунт-менеджер просит срочно выбрать вариант логотипа для спонсорской заставки бренда и прислать какой-нибудь смешной копилайн. Дел на полчаса, дольше команду брифовать, поэтому она идет сразу к креативному директору - то есть ко мне. Но у меня нет этих получаса — только от собственного вечера опять отнять. Младшего-аккаунт менеджера жалко. Но, в порядке эксперимента, я решила попробовать пожалеть себя. И сказала, как есть — я не могу, у меня встречи одна за другой, давай искать джуниора, у которого есть свободное окно. И тут случился интересный побочный эффект. В моей голове это был обычный имейл - “прости, в этот раз не получится”. Но в контексте британской культуры это был настолько прямолинейный посыл в жопу, что на том конце провода вся аккаунт-команда переполошилась и решила целиком пересмотреть отношение к таким задачам – о чем они мне радостно сообщили в конце дня - мол, да, непорядочек был, все исправили, больше так не будем.
А недавно до меня дошло, что сила воли — мое главное слабое место. Потому что подчинение собственному “надо” по внутренним ощущениям неотличимо от подчинения чужому. Подавляя любой внутренний протест и желание сдаться, ты постоянно тренируешься задвигать подальше собственные потребности в пользу приоритетного дела. А уж кто его назначил приоритетным - ты сама или случайный мимокрокодил – это достаточно тонкие детали, не всегда очевидные в угаре героического преодолевания.
Умение на любое “надо” реагировать быстрой мобилизацией всех ресурсов превращается в беззащитность перед чужой волей. Мой первый порыв на любой входящий запрос с пометкой “проблема” - обойти все препятствия, победить всех драконов - и уже потом разбираться, зачем я в это ввязалась.
И не то, чтобы я была безответной рабочей лошадкой — в мирных условиях на меня где сядешь, там и слезешь. Но стоит загореться красной лампочке “трудно, но надо” — и все, пиши пропало, критическое мышление отключается, и я на автомате начинаю сворачивать горы.
На этой неделе я решила провести эксперимент под названием “я не могу и не хочу” и результаты меня удивили.
Пример первый: режиссер живет в Лос-Анджелесе и предлагает созваниваться каждый день в восемь вечера по Лондону для оптимизации процессов препродакшена. Эта оптимизация стоила бы мне нормальных ужинов, спорта и отдыха. Продакшен – это всегда аврал и ненормированный график. Но тут мне в первый раз пришло в голову сказать, что я бы не хотела созваниваться так поздно, давайте искать варианты в течение рабочего дня. И внезапно выяснилось, что “оптимизация процесса” заключается в том, что режиссер не любит вставать до одиннадцати утра. В итоге режиссер оптимизировала свой утренний кофе, что, я считаю, гораздо меньшая жертва.
Пример второй: глава дизайн-департамента в последний момент заменил нужного мне дизайнера на большом проекте на, скажем так, не самого загруженного члена дизайн-команды. На практике это означало, что вместо того, чтобы раз в неделю полчаса всем восхищаться и отправлять почти без изменений клиенту, мне нужно было перейти в режим ручного управления и добавить часов пять к своей рабочей неделе на постоянный фидбек. Обычно в таких обстоятельствах я начинаю Преодолевать Препятствия, но в качестве эксперимента отказалась начинать проект без нужного дизайнера и попросила перенести дату старта. Вопрос решился за два имейла.
Пример третий, классический: младший аккаунт-менеджер просит срочно выбрать вариант логотипа для спонсорской заставки бренда и прислать какой-нибудь смешной копилайн. Дел на полчаса, дольше команду брифовать, поэтому она идет сразу к креативному директору - то есть ко мне. Но у меня нет этих получаса — только от собственного вечера опять отнять. Младшего-аккаунт менеджера жалко. Но, в порядке эксперимента, я решила попробовать пожалеть себя. И сказала, как есть — я не могу, у меня встречи одна за другой, давай искать джуниора, у которого есть свободное окно. И тут случился интересный побочный эффект. В моей голове это был обычный имейл - “прости, в этот раз не получится”. Но в контексте британской культуры это был настолько прямолинейный посыл в жопу, что на том конце провода вся аккаунт-команда переполошилась и решила целиком пересмотреть отношение к таким задачам – о чем они мне радостно сообщили в конце дня - мол, да, непорядочек был, все исправили, больше так не будем.