Репост из: Стоунер
Выступлю в качестве Капитана Очевидность и посоветую читать Лотмана, а также напомню про чтение классических текстов с комментариями. Происходящее в романах XIX века отдаляется от нас всё больше, и мы всё меньше понимаем соль описанных в них деталей, а иногда и даже основного сюжета. Не потому, что мы не филологи, а потому что жили раньше по-другому, у слов и поступков был иной контекст.
Самая известная книга такого рода — комментарий Юрия Лотмана к «Евгению Онегину», где много говорится о быте и культуре рассматриваемой поры. Собственно, у Лотмана есть целая книга отдельных лекций про это, «Беседы о русской культуре»; их еще можно посмотреть на видео. Кроме того, есть книга Ю.Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века», где на примере множества текстов рассматриваются не дошедшие до нас традиции и правила, без которых иногда сложно понять, в чем подоплека описываемых событий. Еще можно вспомнить книгу действующего преподавателя И.Сухих «Русская литература для всех», где о классиках говорится популярно и с завидной энергией. «Мел» как-то даже собирал подборку книг, которые популярно рассказывают о том, что может быть непонятно в литературе не-филологу или не-историку.
К чему я вспомнил про это всё — на выходных, когда уезжал, перечитывал «Сотворение Карамзина» Ю.Лотмана. Вообще я очень люблю читать биографии, в них как раз и разворачивается дух того времени, когда писатель жил и творил. И книги Лотмана (у него еще есть биография А.С.Пушкина), с одной стороны, написаны не как «стандартные» биографии, с другой — рассчитаны все же на читателей, знакомых с темой (то есть большинство из них, собственно, и являются пособиями для учителей-словесников, но полезны они будут всем). Поэтому, кому интересен Карамзин (а он, безусловно, должен быть вам интересен, хоть он и оттенен немного фигурой Пушкина по школьной программе), можете взять биографию Карамзина в исполнении В.Муравьева, погрузиться в факты и прочитать бесчисленное множество первоисточников, а уже потом браться за Лотмана, хорошенько погружаясь в контекст.
Самая известная книга такого рода — комментарий Юрия Лотмана к «Евгению Онегину», где много говорится о быте и культуре рассматриваемой поры. Собственно, у Лотмана есть целая книга отдельных лекций про это, «Беседы о русской культуре»; их еще можно посмотреть на видео. Кроме того, есть книга Ю.Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века», где на примере множества текстов рассматриваются не дошедшие до нас традиции и правила, без которых иногда сложно понять, в чем подоплека описываемых событий. Еще можно вспомнить книгу действующего преподавателя И.Сухих «Русская литература для всех», где о классиках говорится популярно и с завидной энергией. «Мел» как-то даже собирал подборку книг, которые популярно рассказывают о том, что может быть непонятно в литературе не-филологу или не-историку.
К чему я вспомнил про это всё — на выходных, когда уезжал, перечитывал «Сотворение Карамзина» Ю.Лотмана. Вообще я очень люблю читать биографии, в них как раз и разворачивается дух того времени, когда писатель жил и творил. И книги Лотмана (у него еще есть биография А.С.Пушкина), с одной стороны, написаны не как «стандартные» биографии, с другой — рассчитаны все же на читателей, знакомых с темой (то есть большинство из них, собственно, и являются пособиями для учителей-словесников, но полезны они будут всем). Поэтому, кому интересен Карамзин (а он, безусловно, должен быть вам интересен, хоть он и оттенен немного фигурой Пушкина по школьной программе), можете взять биографию Карамзина в исполнении В.Муравьева, погрузиться в факты и прочитать бесчисленное множество первоисточников, а уже потом браться за Лотмана, хорошенько погружаясь в контекст.