Репост из: Econ. Growth Channel
Неожиданные издержки инфляции
Инфляция вредит экономике по многим каналам. При высокой инфляции невыгодно держать наличные на руках, нужно вкладывать их в банки или ценные бумаги. Походы в банк приводят к трансакционным издержкам. Фирмы при высокой инфляции чаще вынуждены менять свои цены: есть издержки принятия решения о новых ценах и издержки по доведению новых цен до населения (печати меню и каталогов). Новые кейнсианцы полагают, что положительная трендовая инфляция искажает решения потребителей и производителей.
Но в эпоху высокой инфляции 1970-х гг. Джеймс Бьюкенен (получит нобелевскую премию по экономике в 1986 г.) и Ричард Вагнер обнаружили неожиданные издержки инфляции – моральные. В своей книге «Демократия в дефиците: Политическое наследие лорда Кейнса» они писали о «разложении общественной и частной морали, всё более либеральном сексуальном поведении, спаде пуританской рабочей этики, ухудшении качества продуктов, взрывном росте выплат от государства, повсеместной коррупции в частном и государственном секторе и, наконец, наблюдающемся росте отчуждения избирателей от политического процесса».
Причиной этих бед Вагнер и Бьюкенен считали инфляцию. «Инфляция разрушает ожидения и вызывает неопределенность; она увеличивает чувство несправедливости и приводит к отчуждению. Она подталкивает к такому поведению, которое отражает более короткие временные горизонты. «Наслаждайтесь, наслаждайтесь», - вот императив нашего времени, который становится рациональным в мире, где неясно, что будет завтра, а сделанные вчера планы сегодня кажутся напрасными». Так тридцать лет спустя после смерти Джон Мейнард Кейнс с помощью инфляции подрывал духовные скрепы американского общества.
Инфляция вредит экономике по многим каналам. При высокой инфляции невыгодно держать наличные на руках, нужно вкладывать их в банки или ценные бумаги. Походы в банк приводят к трансакционным издержкам. Фирмы при высокой инфляции чаще вынуждены менять свои цены: есть издержки принятия решения о новых ценах и издержки по доведению новых цен до населения (печати меню и каталогов). Новые кейнсианцы полагают, что положительная трендовая инфляция искажает решения потребителей и производителей.
Но в эпоху высокой инфляции 1970-х гг. Джеймс Бьюкенен (получит нобелевскую премию по экономике в 1986 г.) и Ричард Вагнер обнаружили неожиданные издержки инфляции – моральные. В своей книге «Демократия в дефиците: Политическое наследие лорда Кейнса» они писали о «разложении общественной и частной морали, всё более либеральном сексуальном поведении, спаде пуританской рабочей этики, ухудшении качества продуктов, взрывном росте выплат от государства, повсеместной коррупции в частном и государственном секторе и, наконец, наблюдающемся росте отчуждения избирателей от политического процесса».
Причиной этих бед Вагнер и Бьюкенен считали инфляцию. «Инфляция разрушает ожидения и вызывает неопределенность; она увеличивает чувство несправедливости и приводит к отчуждению. Она подталкивает к такому поведению, которое отражает более короткие временные горизонты. «Наслаждайтесь, наслаждайтесь», - вот императив нашего времени, который становится рациональным в мире, где неясно, что будет завтра, а сделанные вчера планы сегодня кажутся напрасными». Так тридцать лет спустя после смерти Джон Мейнард Кейнс с помощью инфляции подрывал духовные скрепы американского общества.