Юра, прости


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Новости и СМИ


Хроники падения космонавтики, науки и техники.
Чат - @prostinas_chat - обсуждение.
Бот - @prostinas_bot - расшифровывает аббревиатуры и связь с админом

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Новости и СМИ
Статистика
Фильтр публикаций


Утраченные технологии древних.

Все знают, что американцы не были на Луне. Ведь если они уже летали на «Сатурне-V», то почему сейчас не могут произвести? Раз не могут сделать «Сатурн-5» — значит его и не было!

Можно ли сейчас произвести простой телевизор на радиолампах? Не оправдывайтесь, что нет заводов, а все, кто помнил тонкости производства радиоламп, уже умерли. Не можете — значит телевизоров с круглым экраном тоже не было!

Другой пример — «Конкорд», единственный гражданский сверхзвуковой самолёт, который летал 30 лет (1969–2000). Проект закрыт из-за ряда проблем, но особенно из-за шума — ударной волны, которая для человека, находящегося на неподвижной земле, звучит как взрыв.

Недавно компания Sonic Boom разработала технологию, которая снова позволяет выполнять сверхзвуковые полёты, и на этот раз без звукового удара. Это стало возможно благодаря физическому явлению когда звуковая волна преломляется в атмосфере на границе различных плотностей. Как брошенный под углом камень отскакивает от воды, как лучи света преломляются при прохождении сквозь воду, так и звуковые волны преломляются в плотной и главным образом холодной атмосфере, ведь скорость звука зависит от температуры.

Если вкратце: сверхзвуковая волна, возникающая в холодной разрежённой среде, отражается от тёплых плотных слоёв и не достигает поверхности земли. Недавние полёты прототипа под названием XB-1 полностью подтвердили отсутствие шума на земле.

Для реализации этого режима нужны мощные двигатели, способные преодолеть звуковой барьер на большой высоте, а также разница температур между слоями воздуха в 50–70°C. Кроме того, требуется авионика со всепогодным радаром, системой мониторинга, предсказания погоды в реальном времени и алгоритмы прогнозирования распространения звуковой волны. Подобная аппаратура автоматически подберёт оптимальную скорость и высоту для бесшумного полёта. Оптимальная скорость для безударного сверхзвука, полученная в результате испытаний, составляет диапазон от 1,1М до 1,3М. На скоростях «Конкорда» (2М) удар всё же будет слышен.

У «Конкорда» было много недостатков, но у него была одна «киллер-фича»: можно было утром вылететь из Нью-Йорка, заключить сделку в Лондоне, выпить в пабе «Гиннеса» и вернуться домой в Нью-Йорк в тот же день без джетлага. Поток богатых пассажиров Лондон–Нью-Йорк был едва достаточен, чтобы покрывать расходы на сверхзвуковое путешествие — там летали бизнесмены, политики и бандиты.

А вот цельнотянутый клон «Конкорда» Ту-144, или как его называют на Западе «Конкордский», не мог существовать не столько из-за технических проблем, сколько потому, что ему некуда и незачем было летать. Не возить же хлопкоробов из Москвы в Алма-Ату.

Сейчас повторить «Конкорд» сложно по следующим причинам:
• Даже если технология XB-1 станет массовой, она обеспечит скорость только 1,3M против 2M у «Конкорда». Перелёт между континентами на скорости 1,3M за один день уже невозможен.
• С каждым годом всё меньше смысла в физических встречах после распространения интернета и особенно после COVID-19.
• После терактов 11 сентября процедуры безопасности в аэропортах ужесточились, и теперь стояние в очередях занимает больше времени, чем сам полёт.
• Лондон перестал быть мировым финансовым центром, особенно после «брекзита», теперь это скорее Сингапур. До Сингапура расстояние в три раза больше, и вернуться за один день без гиперзвука не получится.
• Технология XB-1 позволяет значительно сократить время перелётов над сушей, например, маршруты внутри США могут стать до 90 минут короче. Однако текущая бюрократия запрещает сверхзвуковые полёты над сушей, даже если удар абсолютно не слышен. Сейчас разработчики XB-1 проводят всё свое время не оттачивая технологию, а в Вашингтоне пытаясь добиться смягчения правил сверхзвука от новой власти.

Таким образом, хотя сверхзвук и вернулся, но «слишком мало и слишком поздно». Возможностей, которые предоставлял «Конкорд», сейчас нет и, видимо, больше никогда не будет. Но не из-за технических причин, а скорее из-за социальных.

Не можете повторить «Конкорд» — значит его и не было!

4k 0 73 115 285

Гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов — уволен. На его место пришёл Дмитрий Баканов из спутниковой системы «Гонец».

На решение об увольнении повлияли проблемы со строительством… нет, не марсианских зондов, а Национального космического центра «Роскосмоса» в Москве («Космоскрёб»).

🚀 «Юра, прости»

10.9k 2 141 91 352

Произошёл традиционный «халвинг», то есть «уполовинивание», «полураспад обещаний».

Заместитель главы правительства Татарстана официально заявил о невозможности выполнения в срок и в полном объёме планов на 2025 год, которые правительство РФ заложило в скорректированную программу развития авиапрома.

Теперь планируется, что в 2025 году вместо четырёх Ту-214 на Казанском авиационном заводе будет выпущено два.

Ранее прогнозировалось, что в 2024 году будет произведено семь Ту-214, а в 2025-м — десять. Однако в 2024 году фактически не было произведено ни одного самолёта, а в планах на 2025 год вместо десяти, а затем семи сначала значились четыре, а вот теперь — два.

Понятие «самолёт Ту-214 произведён», вообще говоря, совсем не тождественно «поставлен заказчику и пассажиры летают» и может означать всё что угодно — от «отремонтирован из старых заделов» до «совершил испытательный полёт на заводе».

Таким образом, планы изменяются не только во времени, пространстве, количестве, но и в качестве, образуя многомерный гиперкуб, в котором непросто разобраться человеческому мозгу, не привыкшему к четырёхмерным массивам данных.

Для простоты понимания планов сделаем рассечение четырёхмерной проекцией (см. таблицу):
- на сегодняшний день до 31 декабря 2030 года запланирована поставка 115 самолётов Ту-214;
- до этой даты осталось 82 месяца, следовательно, Казанский авиационный завод должен выпускать один Ту-214 каждые три недели.

Но реальные показатели пока вполне укладываются в классическую и неизменную с 1996 года скорость выпуска Ту-214 на КАЗ: один-два борта в год.

Для справки: в 2024 году американский «Боинг» поставил заказчикам 265 самолётов семейства B737 (1 борт каждые 33 часа), а европейский «Эйрбас» — 602 самолёта семейства А320 (1 борт каждые 14,5 часа).

🚀 «Юра, прости»

11.8k 4 297 38 356

Коммерческий зонд «Голубой призрак М1» (Blue Ghost M1) компании FireFly прислал видео прощания с Землёй (видео ускорено).

Сейчас аппарат находится на высокой эллиптической орбите, прилунение запланировано на 2 марта 2025.

Полезная научная нагрузка «призрака» включает:
• систему сбора и анализа реголита,
• изучение адгезии реголита к разным материалам,
• лазерный отражатель для точных измерений расстояния до Луны,
• рентгеновский датчик для исследования магнитосферы Земли,
• магнитотеллурический зонд для изучения структуры лунной мантии,
• зонд для измерения тепловых потоков из недр Луны,
• камеры для изучения воздействия реактивной струи на поверхность Луны,
• электродинамический щит для защиты от лунной пыли,
• GPS-эксперимент для навигации на лунных расстояниях.

Интересно сравнение с российской «Луной ☦️︎ 25», их сравнивать вполне можно и нужно.

По полезной нагрузке:
• масса «Л25» — 1750 кг, масса научных приборов — 30 кг;
• масса «Blue Ghost» — 1550 кг, масса научных приборов — 94 кг.
По срокам:
• программа «Л25» началась в 1997 году и пуск был выполнен в августе 2023 (26 лет);
• программа «Blue Ghost» началась в марте 2021, пуск был выполнен в январе 2025 (3 года 10 месяцев).
Деньги:
• Сколько средств на «Л25» было суммарно потрачено — точно неизвестно, ведь затраты размазаны между НИИ, НПО, заводами, центрами управления и чиновниками. Но из имеющихся документов: точно только по Л25 задокументировано 12 млрд ₽. При курсе доллара за 26 лет менявшемся в диапазоне от 12₽/$ до 120₽/$ — смотря как считать, но это от $100 млн до $1 млрд;
• за всё про всё NASA заплатило Firefly ровно $92 млн и дальше это ответственность Firefly как реализовывать, как пускать, на чём, как управлять — это проблемы не NASA.

У Firefly есть собственная ракета Alpha, но она не обладает достаточной грузоподъёмностью для Луны, и поэтому они решили пускать на дешёвой, но конкурирующей F9. Также Firefly лицензировал софт для симуляции и управления космическим аппаратом ASI MAX у другой космической компании — Rocket Lab — для аппаратов на операционной системе реального времени VxWorks. Управление аппаратом осуществляется из собственного ЦУП компании в городе Сидар-Парк (Техас). Надеемся, что ASI MAX не подведёт, и импульс посадки на Луну будет рассчитан правильно.

Вторая миссия M2 запланирована на 2026 год, а третья M3 — на 2028 год. На M2 и M3 компания FireFly хочет сэкономить, и пускать их на собственном носителе FireFly Beta.

🚀 «Юра, прости»

11.4k 1 119 32 269

Разработка «Амур-СПГ» может завершиться к 2030 году.

Об этом рассказал руководитель «Роскосмоса» Юрий Борисов на ежегодных «Королёвских чтениях» — пленарном заседании XLIX академических чтений по космонавтике памяти С. П. Королёва.

«Союз-СПГ», он же «Амур-СПГ», он же «убийца SpaceX Falcon 9» — это оригинальный российский проект многоразовой ракеты среднего класса на метане, разрабатываемый уже 12 лет с марта 2013 года, сразу после первых посадок F9.

В октябре 2020 исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам Александр Блошенко назначил первый старт на 2026 год.

В апреле 2023 года Борисов заявил, что создание метановой ракеты-носителя «Амур-СПГ» завершится к 2028-2029 гг.

Сегодня, в январе 2025 Борисов дословно сказал так: «Мы уже приступили к созданию космического ракетного комплекса "Амур-СПГ" (...) Он разрабатывается для запусков с космодрома Восточный в Амурской области и будет оснащён возвращаемой первой ступенью. Надеемся завершить разработку к 2030 году».

После того, как разработка будет завершена, начнётся этап лётных испытаний.

🚀 «Юра, прости»

18.2k 4 136 116 381

Серийное производство самолётов МС-21 переносится на 2026 год.

Согласно Первому закону производства российской авиатехники,

Каждые полгода программа обещаний выпуска самолётов к 2030 году в РФ сокращается в 2 раза.


«КБ Яковлева» ведёт разработку «российского убийцы боинга и аирбаса» с 1987 года, первый эскизный проект был готов в 1993 году. Первые поставки планировалось начать в 2016 году, однако сроки неоднократно переносились. За это время самолёт несколько раз переделывался, потяжелел на 6,8 тонны, а его дальность полётов снизилась почти на 2,6 тысячи километров с 6 до 3,4 тысячи.

Нам надо сейчас завершить все сертификационные испытания. Вот за этот год, я надеюсь, мы завершим все полёты. Там очень много полётов. И начиная со следующего года уже начнется серийное производство,


— сказал руководитель госкорпорации журналистам.

Твёрдо и чётко!

🚀 «Юра, прости»

14.8k 1 218 57 399

В Звездном городке состоялся необычный религиозный обряд — воздушный Крестный ход. Настоятель храма Преображения Господня в Звёздном городке иеромонах Пафнутий (Фокин) поднялся в небо на вертолете, чтобы освятить крещенской водой ключевые объекты. В зону благословения попали Центр подготовки космонавтов, храм и вся территория городка.

С высоты птичьего полета отец Пафнутий окроплял территорию Звездного и его окрестностей крещенской водой, называемой иначе великой агиасмой — водой, освящённой особым чином на Великом водосвятии. На борту вертолета находились основные почитаемые космические храмовые святыни: тихвинская икона Божией Матери и, конечно же, икона покровителя российских космонавтов преподобного Сергия Радонежского.

Этот уникальный ритуал уже стал традицией для Звездного городка. В прошлом году иеромонах Пафнутий также совершил подобный полёт, объединив современные технологии и традиции.

🚀 «Юра, прости»

12.5k 8 183 125 473

Пока в США разворачивается эпическая схватка между Маском и Безосом — чей носитель более сверхтяжёлый и более многоразовый, «Старшип» или «Нью Гленн» — их амбиции всё ещё остаются на стадии громких заявлений и испытаний.

Тем временем, в Ракетно-космической корпорации «Энергия» уже вовсю решают типичные проблемы освоения Марса. В легендарной столовой «РК-Сервис» развязалась нешуточная борьба между интеллектуалами госкорпорации и чужеродной белковой формой жизни.

🚀 «Юра, прости»

11.1k 0 191 27 354

Хорошо-хорошо, нашутились про то, что на двоих у Маска с Безосом все получилось; посмеялись над объединением названий ракет (StarGlenn или NewShip, ахахахаха, очень смешно); сделали парочку картинок, где склеили первую ступень от Starship, а вторую от New Glenn

1. Мы не знаем, сколько у Безоса еще ракет New Glenn в производстве. Утверждается, что половина ракеты готова, но оптимистичные заявы Безоса про старт в марте заставляют думать иначе. Но в любом случае мы знаем, что у Маска построен полный цикл производства, который сразу же применяет новые данные и вносит поправки в конструкцию. У Безоса? Пока большой вопрос.

2. После запуска у Маска спокойно вернулся бустер. Который, возможно, не полетит ещё раз никогда, но двигатели вполне себе могут. У Безоса не вернулось ничего — первая ступень испытала RUD, вторая улетела и не обещала вернуться.

3. Исходя из двух пунктов выше, Безос не строит конкурента SpaceX. Он строит конкурента Boeing. Два-три запуска в год, дорого-богато. Project Kuiper? Не, не слышал. Куда нам торопиться...

4. «Безос же первый на метане смог добраться до орбиты!» — Совершенно нельзя поспорить. Правда, тут возникает интересный вопрос: а кто-то сомневается, что Starship смог бы добраться до орбиты в одноразовом исполнении? Нет. Поэтому это соревнование из разряда Second to none. SpaceX просто не нужно было добраться до орбиты, им нужно было другое. Что они и делали.

5. Starship пытался (и будет продолжать) сделать то, что куда как сложнее: он пытался оттуда вернуться, прожигая и тестируя различные варианты тепловой защиты. Ничего подобного у Безоса нет даже близко.

6. На это мало кто обратил внимание, но судя по натужному набору высоты движки New Glenn не работали на 100% тяги. Почему? Оу, эту причину хорошо может объяснить мошенник Муск: дело в том, что первый старт Starship разнёс стартовый стол. Но тут вот какое дело: если у мошенника Муска по этому поводу свой особый стартовый стол, то Blue Origin, судя по всему, не особо переработали стартовую площадку под себя, хотя арендуют ее уже очень давно. Либо сильно осторожничали на запуске, что тоже вполне себе может быть.

12k 0 27 95 235

Пока все рыдают или смеются над успехом или неудачей мошенника Маска или мошенника Безоса, «Бюро 1440» без устали работает.

Поэтому встречайте спутниковое оборудование нового поколения от «Бюро 1440»: размер до 60 см в длину и ширину и весом не более 15 кг.

Чтобы было понятно: новость от «Бюро 1440», разумеется, из будущего. Нет ни цен, ни количества производимых терминалов, ничего кроме фотки какого-то оборудования на фоне гор. Непонятно, нужна ли ориентация терминала вручную или же он, как у мошенника Маска, моторизован? WiFi-роутер встроен или идет в виде отдельного устройства, на котором нарисована орбита РОСС?

Если хихикать над весом, то сравнимым по весу у Starlink является только терминал High Performance, он весит 17,5 килограмма, но это брутто-вес в упаковке. Очевидно, что никаким спутниковым оборудованием нового поколения терминал от «Бюро 1440» не является, но пока заявленные спецификации хоть как-то укладываются в общемировые.

Starlink в РФ не будет никогда; спутниковый интернет от «Бюро 1440» ожидается к концу 2030 года.

🚀 «Юра, прости»


Кучно пошли. Испытательный полёт IFT-7 закончился движухой!

Ускоритель B14 великолепно сел на старт с захватом манипуляторами без помарок, а вот корабль S33 через 8 минут потерял управление и связь, а затем сгорел в плотных слоях атмосферы недалеко от Багамских островов.

В системе «Аджайл», по которой работает SpaceX, аварии — это не кошмар, а рядовой этап процесса развития.

Сейчас уже понятно, что ускоритель работает хорошо и нужно сфокусироваться на корабле. Пройдёт быстрая проверка гипотез, ретроспектива, работа над ошибками, и можно будет пускать опять.

Но сегодня счёт 1:0 в пользу Безоса и «Нью Гленна».

🚀 «Юра, прости»

9.9k 1 118 35 249


11.2k 0 208 8 485

Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Первый успешный пуск нового сверхтяжа «Нью Гленн».

16 января 2025 в 2:03 восточного времени (0703 UTC) выполнен первый пуск NG-1 сверхтяжёлого носителя «Нью Гленн» компании «Блю Ориджин».

Груз выведен успешно, единственная проблема — не удалось спасти ускоритель. Прошёл тормозной импульс и перезапуск посадочных двигателей, но спасти ускоритель в первом полёте не удалось. Грузом являлся прототип спутниковой платформы Blue Ring Pathfinder, который успешно выведен на орбиту.

Высота носителя 98 м (примерно с 33-этажный дом), диаметр — 7 м. По грузоподъёмности «Нью Гленн» в 2 раза превышает самую лучшую будущую Ангару А5М, которой ещё нет, и при этом он является многоразовым (хотя в этом полёте не получилось).

Носитель, подобный «Нью Гленн», в РФ создать невозможно по следующим причинам:
– диаметр 7 метров абсолютно невозможно транспортировать по территории РФ. Ограничение габарита РЖД — 3,9 метра без перекрытия встречного движения и 4,1 с перекрытием. Реки зимой замерзают. А авиатранспортом — нет таких самолётов.
– Лобби двигателистов РД-170/180 требует использовать их самый лучший двигатель везде. Но эти двигатели перетяжелены, переусложнены, не подходят для многоразовых реалий наших дней и морально устарели.
– «Роскосмос» делает акцент на проверенных решениях, таких как «Союз» и 30-летняя «Ангара», предпочитая надёжность инновациям.
– Метан как топливо в «Роскосмосе» не освоен.
– В New Glenn широко применяются композитные материалы. «Роскосмос» традиционно больше ориентирован на металлы, на алюминиевые сплавы и не обладает компетенциями в массовом производстве крупных композитов.
– Переход на многоразовость требует изменения всех подходов к проектированию, инфраструктуре и оплате. Когда многоразовая ступень изготовлена и всё никак не взрывается при посадке, что рабочие на заводах будут дальше делать? В карты играть или нужно всех увольнять?

А сегодня можно сказать, что «лысый из Амазона» обошёл Маска и раньше «Старшипа» вывел метановый носитель на орбиту.

🚀 «Юра, прости»

14.6k 9 331 161 350

В пустыне Мохаве проходят испытания американской частной коммерческой орбитальной станции «Haven-1», разработанной компанией Vast.

В настоящее время туристические полёты на кораблях серии «Дракон» продолжаются всего несколько дней. Например, полёт Inspiration 4 длился 3 дня, а миссия Polaris Dawn — 5 дней. С одной стороны, этого недостаточно, так как организм только успевает адаптироваться к условиям невесомости и сразу приходится возвращаться на Землю. С другой стороны, столь длительные полёты некомфортны, ведь несколько дней приходится спать в креслах. На туристической станции пребывание будет возможно до 30 дней, а условия для сна будут значительно удобнее.

МКС будет затоплена через 5 лет. На замену ей готовятся три станции:

[1] Государственная станция «Гейтвей» на окололунной орбите.
[2] Коммерческая станция «Аксиом», созданная по твёрдому контракту. Она будет временно пристыкована к МКС для переноса оборудования.
[3] Ещё одна станция, разрабатываемая в рамках конкурса коммерциализации низкой околоземной орбиты (CLD — Commercial LEO Destinations). В этом конкурсе участвуют:
• «Орбитальный риф» (Orbital Reef) — совместный проект компаний Blue Origin и Sierra Space.
• «Старлаб» (Starlab) — проект компаний Nanoracks, Lockheed Martin, Voyager Space и недавно присоединившейся Northrop Grumman.
Этим компаниям было выделено от 125 до 160 миллионов долларов на разработку проектов. Один из них будет выбран NASA для создания второй станции.
• Vast Haven-1 — разрабатывается полностью на частные средства. Проект получил от NASA доступ к некоторым технологиям, но не финансирование. Он также претендует на контракт CLD.

Технические характеристики станции Haven-1:
• 14-тонный модуль длиной 10,1 м, диаметром 3,8 м и объёмом 24 м³ с панорамным окном диаметром 1,1 м.
• Внутри — спальные места, жилой модуль и стойка для 10 отсеков полезной нагрузки и экспериментов, каждый размером примерно с микроволновую печь.
• Станция будет выведена на орбиту с оборудованием и запасом питания для первой миссии.
• На станцию отдельными рейсами будут прилетать от 2 до 4 человек на кораблях SpaceX Dragon.
• На станции будет постоянный доступ к Wi-Fi через сеть Starlink.
• Планируется приём 4 туристических кораблей с пребыванием от 2 недель до месяца.
• Срок службы станции рассчитан на 3–4 года с возможностью продления.

Коммерческие компании стремятся выйти на рынок орбитальных станций не только ради контрактов с NASA. Основная проблема космонавтики в том, что сейчас в космос практически нечего выводить. Современные спутники служат 15–20 лет, и после их запуска возникает вопрос: что делать дальше? SpaceX частично решила эту проблему, массово отправляя спутники Starlink, самосоздавая себе спрос, но даже у таких проектов есть предел. Запустишь 10 тысяч спутников, пусть даже 30 тысяч, ну поддерживаешь группировку, но что потом? Чем занять эти новые мощные многоразовые ракеты в ожидании новых заказов?

Гораздо перспективнее отправлять в космос людей с туристическими целями. Число людей на Земле — 8 миллиардов и постоянно появляются новые. В отличие от спутников, люди никогда не закончатся.

🚀 «Юра, прости»


В этом году — юбилей: 10 лет со дня создания постоянной российской станции на Луне для добычи гелия-3 для термоядерных реакторов.

12.4k 2 379 65 631

Поскольку не перевелись еще люди, верующие в эффективный европейский спутниковый интернет, то вот внезапно у Eutelsat OneWeb случился былинный отказ

Сколько не работали? Ну всего лишь 48 часов, подумаешь. А почему? Ну тут такая история, что поскольку сервис нормально запустился только в 2023 году, то ни разу в високосный год он еще не работал. А 2024 как назло оказался високосным. Ну повалялись, поднялись, отряхнулись, пошли дальше, большое дело... Пикантности, наверное, тут добавляет только то, что в годовом отчете за 2023-2024 год спутниковая группировка OneWeb была оценена как «платиновая» (по мнению Space Sustainability Rating — ну это такая инициатива чтобы космос все развивали равноправно, устойчиво и с учетом всех пожеланий коренных жителей геостационарной орбиты).

Что смешного в отказе на 48 часов? Дело в том, что это (пока) единственный, хоть и достаточно воображаемый, но конкурент Starlink. Поскольку после банкротства в 2020 году дела шли не очень, спасать компанию от банкротства пришлось индусам. Дальше стало очевидно, что тащить это на себе не очень интересно, и в итоге OneWeb был радостно отдан в Eutelsat (за счет общей структуры владения). Так-то Eutelsat мог бы и сам построить себе такую группировку, однако он мыслит только категориями спутников на геостационаре.

Кстати, в уже упомянутой отчетности Eutelsat себя теперь гордо называет «первым полностью интегрированным ГСО-НОО оператором», что полный бред с точки зрения любого, кто умеет пользоваться арифметикой третьего класса начальной школы: задержки в передаче сигнала на ГСО делают полностью бессмысленным попытки как-то интегрировать одно в другое. Если для передачи видеосигнала и ТВ (которая чаще всего делается только в одну сторону) задержка в пару секунд вообще не проблема, то для спутникового интернета в 2024 году при наличии Starlink — это просто нонсенс.

Пример OneWeb хорошо показывает, что запустить 600 спутников на орбиту это одно. А эффективно эксплуатировать такую группировку и не допускать падений сервиса на 48 часов — дело совсем другое.


Состоялся традиционный рождественский телемост Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Международной космической станцией.

В начале поздравления владыка вспомнил «тяжёлые времена», когда «государственная политика практически исключала такой важный фактор как вера в Бога». Космонавты с содроганием вспомнили эти мрачные советские годы без освящения ракет и молебнов на орбите. Просто кромешный ад!

Затем патриарх поделился своими детскими воспоминаниями как он сам хотел стать космонавтом, стремясь таким образом оказаться ближе к небесной тверди: «Вот смотрю на вас в космическом корабле и вспоминаю свои юношеские мечты. После полета Гагарина космос стал по-особому восприниматься в сознании нашего народа и я, тогда ученик седьмого класса, тоже загорелся идеей — не стать ли мне космонавтом. Но Господь повернул мою жизнь так, что я к небесам в материальном смысле слова не имею отношения, но в духовном смысле, конечно, имею, потому что служу тому, чтобы дух нашего народа был сильным».

В ответ российские космонавты выразили признательность его святейшеству за радость общения в светлый праздник Рождества Христова.

🚀 «Юра, прости»

13.7k 2 141 31 528

И к новостям из будущего. Теперь со вкусом Италии

В прошлом материале было прямо сказано: Европа не осилит свою спутниковую систему в достаточной для всех стран конфигурации. Отставание от SpaceX (не от США, а от SpaceX) в ракетах-носителях таково, что стоимость создания и запуска IRIS2 составляет 11 миллиардов евро за те 290 спутников, которые вряд ли смогут покрыть потребности одной страны ЕС в надежной связи.

А теперь супостат наносит удар в спину, тьфу, Италия первой прямо говорит о том, что IRIS2 им не нужен. Как говорит? Фактически находясь на этапе финального обсуждения контракта на 1,6 миллиарда долларов на построение для них системы спутниковой связи в рамках спутниковой группировки SpaceX.

Да, еще раз и медленно — частная компания SpaceX находится в одном шаге, чтобы начать оказывать услуги связи правительству другой страны.

Но как же безопасность?!

Любой, кто арендовал каналы связи, знает, что оператор предоставляет тебе трубу, а уж что в нее заливать — дело твое. Можно не шифровать передаваемые данные в канале, тогда оператор сможет их смотреть. А можно шифровать (что и будет делать Италия), поэтому шуточки о том, что SpaceX (а с ними и американские разведки) смогут читать переписку между Мелони и ее коллегами — в основном шуточки.

Но действительно, SpaceX сможет в любой момент остановить оказание этих услуг и тем самым сделать очень неприятно Италии. Но у Италии так же нет своей операционной системы, нет своего сетевого оборудования, нет еще множества вещей, которые ей предоставляют в основном поставщики технологий и устройств из США. Поэтому это не выглядит особой проблемой. Да, да, в 2016 году Италия всерьез говорила про переход на LibreOffice, именно поэтому Microsoft там достаточно активна и вкладывает деньги.

Но ведь проще построить своё?

Очевидно, что на сегодня ни у одной организации нет ни такого опыта эксплуатации группировки спутников, как у SpaceX, ни опыта запусков, как у SpaceX.

А как же OneWeb? Он же принадлежит Eutelsat, которая будет успешно строить IRIS2 с двумя другими компаниями?

Принадлежит, да. Но вот почему-то 648 спутников на орбите — это примерно в 10 раз меньше того, чем оперирует SpaceX. И очевидно, что Италия не очень хочет кормить OneWeb, поскольку с момента их покупки Eutelsat уже было понятно, что если ты разок обанкротился в 2020, то вряд ли тебя ждет великое будущее.

И ещё странно, что почему-то группировка в 648 спутников не была выбрана для IRIS2. Почему же? То есть, зачем-то ЕС потратит 11 миллиардов на новую группировку в 290 спутников, хотя на орбите уже есть 648?

Сможет ли кто-нибудь вообще оспорить лидерство SpaceX в спутниковой связи?

Кажется, что нет. Очевидно, что в рамках президентского срока Трампа ничто не будет угрожать монополии SpaceX, а вот что может случиться потом (и как может повести себя антимонопольный регулятор США) — вопрос крайне интересный.


Космическая отрасль США в кризисе

Ограниченное число космодромов в стране грозит формированием заторов в плане запусков, сообщает ТАСС.

Несмотря на то, что в США насчитывается 15 космодромов и около 45 пусковых площадок, основная масса пусков производится с трёх: «Кейп-Канаверал» и «Кеннеди-Спейс-центр» во Флориде, и «Ванденберг» в Калифорнии. Их пропускной способности не всегда хватает, и на площадках регулярно возникают заторы из готовящихся к старту ракет.

Подобная ситуация, усугубляемая переносами полётов из-за неблагоприятных погодных условий, может привести к тому, что важные грузы не будут доставляться на орбиту вовремя. Одним словом, в США острая нехватка космодромов. В этих условиях компании ищут альтернативы основным площадкам. Так, космодром на острове Кадьяк в штате Аляска в настоящее время работает над получением разрешения на проведение до 25 запусков в год. Ожидается, что старты с этой площадки будут проводить небольшие компании, которые больше других страдают из-за задержек запусков. А компания «Рокет Лаб» уже давно отказалась от запусков с перегруженных космодромов Флориды и для нового носителя «Нейтрон» построила старт на космодроме «Уоллопс» в Вирджинии.

«Роскосмос» же креативно решил проблему, заранее уменьшив количество пусков до исторического минимума в прошлом году.

Все продумано, все по плану.

🚀 «Юра, прости»

10k 2 139 36 359

В 2023 году SpaceX обещал 100 пусков, а по факту было 98 (91xF9 + 5xFH + 2xSS).

В 2024 году SpaceX обещал 144 пуска, а по факту было 138 (132xF9 + 2xFH + 4xSS).

В 2025 году SpaceX обещает 180 пусков (т. е. по одному пуску через день).

Для сравнения:
В 2023 «Роскосмос» обещал 40, по факту было 19.
В 2024 «Роскосмос» обещал 40, по факту было 17.

🚀 Подписаться на «Юра, прости»

11.2k 3 178 170 297
Показано 20 последних публикаций.