Читаю обзор по интрузиям памяти: это непроизвольно возникающие в сознании воспоминания, часто интенсивные и яркие, нередко связанные с прошлыми травматичными событиями.
С интрузиями столкнется или уже столкнулись большинство людей. Это очевидно даже по таким данным: 75% людей после автомобильного столкновения сообщают о насильственных наплывах воспоминаний о происшествии. Через месяц интрузии остаются у 25%, через год – у четверти от этих 25%. И эти цифры не учитывают число вышедших из под контроля воспоминаний о событиях менее чрезвычайных. На лекгость создания интрузий намекает и trauma film paradigm – способ, которым исследователи искусственно создают у подопытных пугающие флэшбэки с помощью соответствующих видеороликов. В частности, используют сцену в красном переходе из фильма "Необратимость".
Интрузии, как предполагают, проходят консолидацию немного иным способом, рецепт эпизодического воспоминания искажается, в результате больше веса отдается перцептивной информации (образы, звуки, запахи), меньше – контекстному компоненту. Причем плохо усваивается именно пространственная и темпоральная информация (где, кто и что находилось; что после чего происходило), а концептуальный контекст (к примеру, первые оценочные суждения, интерпретации и т.д.), наоборот, запечатлевается лучше, чем следовало бы – это связывает интрузии с руминированием.
Плохое запоминание контекста может быть как постоянной характеристикой чьей-то памяти, так и временным состоянием. Например, небольшие дозы алкоголя усиливают запоминание ярких деталей ситуации, но с усвоением контекста будут проблемы – в результате в лёгком и умеренном опьянении вы прекрасно настроены на создание своевольных мнестических образов.
Кроме консолидации, похоже, большую роль играет механика извлечения воспоминаний – она становится слишком реактивной и сумасбродной. И здесь, вероятно, дело в индивидуальных или временных настройках Павловского обусловливания: как быстро нейтральный стимул связывается с аверсивным, как легко и в каком направлении идёт генерализация этой связи, насколько успешно угасание этой связи.
Ну и ещё про "Необратимость" – это фильм в целом, похоже, является изобретательным примером, как вдавить неприятный/пугающий опыт подальше в голову. Начиная от перевернутой с ног на голову хронологии, продолжая манерой съёмки и работой со светом, и заканчивая жёсткостью и нелогичностью поведения персонажей.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6475651/#!po=10.4167
С интрузиями столкнется или уже столкнулись большинство людей. Это очевидно даже по таким данным: 75% людей после автомобильного столкновения сообщают о насильственных наплывах воспоминаний о происшествии. Через месяц интрузии остаются у 25%, через год – у четверти от этих 25%. И эти цифры не учитывают число вышедших из под контроля воспоминаний о событиях менее чрезвычайных. На лекгость создания интрузий намекает и trauma film paradigm – способ, которым исследователи искусственно создают у подопытных пугающие флэшбэки с помощью соответствующих видеороликов. В частности, используют сцену в красном переходе из фильма "Необратимость".
Интрузии, как предполагают, проходят консолидацию немного иным способом, рецепт эпизодического воспоминания искажается, в результате больше веса отдается перцептивной информации (образы, звуки, запахи), меньше – контекстному компоненту. Причем плохо усваивается именно пространственная и темпоральная информация (где, кто и что находилось; что после чего происходило), а концептуальный контекст (к примеру, первые оценочные суждения, интерпретации и т.д.), наоборот, запечатлевается лучше, чем следовало бы – это связывает интрузии с руминированием.
Плохое запоминание контекста может быть как постоянной характеристикой чьей-то памяти, так и временным состоянием. Например, небольшие дозы алкоголя усиливают запоминание ярких деталей ситуации, но с усвоением контекста будут проблемы – в результате в лёгком и умеренном опьянении вы прекрасно настроены на создание своевольных мнестических образов.
Кроме консолидации, похоже, большую роль играет механика извлечения воспоминаний – она становится слишком реактивной и сумасбродной. И здесь, вероятно, дело в индивидуальных или временных настройках Павловского обусловливания: как быстро нейтральный стимул связывается с аверсивным, как легко и в каком направлении идёт генерализация этой связи, насколько успешно угасание этой связи.
Ну и ещё про "Необратимость" – это фильм в целом, похоже, является изобретательным примером, как вдавить неприятный/пугающий опыт подальше в голову. Начиная от перевернутой с ног на голову хронологии, продолжая манерой съёмки и работой со светом, и заканчивая жёсткостью и нелогичностью поведения персонажей.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6475651/#!po=10.4167