Психология спорта


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Психология в спорте имеет решающее значение. Канал помогает лучше справляться со спортивной жизнью. Необходимые ментальные навыки и стратегии преодоления психологических барьеров.
Связь – @feliks_shifrin


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Недавно мне написал тренер, который ищет возможность более быстрого преодолевания ошибок своими подопечными. Честно говоря, я был впечатлен таким его внимательном отношением к значимости психологической составляющей.

– Как я могу донести идею, чтобы они не зацикливались на том, что уже произошло и они не могут это поменять?, – говорит он. – Я им постоянно твержу, что у меня короткая память, поэтому вы можете не нервничать из-за плохого паса или пропущенного гола. Но как тренер, я вижу, что игрок будто бы смотрит видео своего неудачного момента. По его позе я вижу, что он расстроен, он может ругаться, бить клюшкой о лед. Его отношение к себе в этот момент очень негативное. Кто-то скажет – да это же хорошо! Но я понимаю, что эти эмоции ему мешают, ему не хватает уверенности. И мои слова ободрения в этот момент, похоже, не дают никакого эффекта. А мне хочется быстро что-то сделать, чтобы он продолжил играть с максимальной концентрацией и уверенностью.

Во время консультации я решил зацепиться за такую готовность тренера реализовывать психологические идеи.

– Не стоит говорить о безошибочном хоккее, – начинаю. – Это повышает ожидания ваших подопечных. Вместо этого говорите, что ошибки будут случаться, но именно реакция на них имеет принципиальное значение. Твердите эту идею на каждой тренировке. Транслируйте это своим поведением, а именно – не набрасывайтесь на своих игроков в случае ошибок.

– Ключ к дальнейшей игре, – продолжаю, – успешная перефокусировка. Научите ребят эффективно переключать внимание после ошибки. Это можно сделать разными путями. С помощью дыхания (пару глубоких вдохов) или самонаставлений (по типу заранее придуманной триггерной фразы). Можно пользоваться знаками и действиями. Использовать любую форму внешнего контроля. Да хотя бы на клюшках написать что-то типа "играем дальше" – как напоминание.

Наконец, нужна осознанность. Игрокам полезно знать обстоятельства, которые их отвлекают, из-за чего они теряют концентрацию? Еще просите игроков противопоставить и сравнить те игры, когда они действовали под гнетом ошибок и те, когда все было прекрасно.

Кстати, причина, по которой игрок расстраивается из-за ошибок обычно иррациональна. Например, он может думать, что должен быть самым результативным и чтобы сохранить свое место в команде, не должен допускать никаких ошибок.

Это самоогранивающие убеждения. Чтобы они теряли силу, надо, во-первых, помочь игрокам понять, что рационально в ошибках, а что нет. А во-вторых, содействовать спортсменам при нажатии на кнопку мысленного сброса. В этот момент хорошо подойдут несколько известных ободряющих тренерских фраз, которые можно использовать после ошибок.


Во время общения с родителями касательно их любимых игроков, проскакивает такая фраза. "Тренер хочет, чтобы он был более агрессивен на поле".

Интересно, а какие факторы влияют на уровень агрессивной игры спортсмена во время матчей? Является ли агрессивность чертой личности или агрессивность – это продукт мышления?

По мне, так второй вариант. Некоторые игроки действительно по своей природе более агрессивны, но все же больший вклад в способность быть агрессивным является мышление.

Идея такая: если у игрока в фокусе то, что может произойти в случае ошибки, он думает о последствии своих действий, значит он будет более сдержан. Это мышление, в основе которого лежит страх.

Например, игрок нервничает, что может совершать ошибки, и это приведет к негативной оценке партнеров по команде. Или он боится, что когда вступит в единоборство за мяч, потерпит в нем неудачу, его поймают вне позиции, пойдет ответная быстрая атака с голевым моментом у своих ворот. Еще он осторожничает при работе с мячом, потому что опасается негативной оценки тренера, а дальше можно и на скамейку запасных присесть.

Это все режим мыслей, который провоцирует робость, колебание и стеснение во время игры. Естественно, это позволяет играть сопернику, от которого ты всегда на шаг позади.

Нам же нужен принципиально другой режим функционирования. Это режим восприятия и реагирования. Когда ты находишься в моменте без каких-либо мыслей. Можно сказать, это единственный способ оказать сильное влияние на игру – искать возможность получать мяч и полностью посвятить себя этому. Полный вперед – без опасений худшего. В общем-то, это и есть агрессивное мышление.

🔑Чтобы преодолеть робость на поле, нужно отбросить "что если" и просто дерзать. Допустил ошибку, значит продолжай следить за мячом и не переставай бороться.

👉Что еще:

✅Определить, что для тебя агрессивность. Каковы конкретные модели поведения, которые помогают играть агрессивно? Например, можно заранее решить, что буду действовать быстрее и жестче на ничейных мячах.

✅Создать себе фразу, которая будет напоминать о необходимости агрессивной игры. Простая фраза, сказанная самому себе (например, "этот мяч мой") будет заставлять ум сосредотачиваться на борьбе за мяч и атакующих действиях.


Не все знают, у нас еще есть блог на Sports.ru. Накануне там вышел довольно большой материал под названием "Как в футболе справляться с психологическим давлением. Путь подсказали Аршавин и Хиддинк". Это заметка про ожидания – те самые, которые ваши проблемы.


Есть такая проблема в командных видах спорта: некоторые игроки попадают в ловушку сравнения. Эта ловушка – привычка не замечать свой набор способностей и переоценивать набор навыков партнеров по команде. Проще говоря, партнеры воспринимаются как более квалифицированные и талантливые – быстрые, техничные и сильные.

В этот момент сравнивающий не признает свои сильные стороны. Сводит к минимуму свою роль в команде. Чувствует, что на него постоянно смотрят как на слабого игрока.

Во время матча он дает возможность играть другим, а сам сдерживается – из-за страха совершить ошибки. У таких ребят вклад в успехи команды снижается и признается незначительным. А когда спортсмен показывает хорошую игру, то приписывает это удаче.

Таким спортсменам важно понять – они часть общего пазла, поэтому нужно сосредоточиться на своем вкладе в успех команды. Победа в любой спортивной игре требует от каждого винтика команды максимальных усилий и сосредоточенности. Никто не может выиграть матч в одиночку.

Когда спортсмен понимает свою роль и определяет себя по своим сильным сторонам, то обретает чувство комфорта и свободы для игры без страха.

Как преодолеть ловушку сравнения? Четко определить свою роль и то, как можешь помочь команде. Можно задать себе правильные вопросы:

❓ В чем мои сильные стороны
❓ Какова моя роль в команде
❓ Как я могу внести свой вклад в успех моей команды
❓ Как я могу улучшить игру на поле и развить свой набор навыков

Когда в фокусе внимания будет поиск того, каким образом можешь внести свой вклад в успех команды, сразу появится мотивация вывести свою игру на новый уровень.


Чтобы стать лучшим спортсменом, которым вы только можете стать, нужно обладать высокой степенью ментальной выносливости.

Психологическая стойкость развивается с помощью решения задач. Она формируется в каждом рывке, упражнении, спринте, в каждом повторении или единоборстве.

При этом желание уйти или выложиться не на все сто – это проблема, с которой сталкивается каждый. Момент появления этой проблемы – самое подходящее время для развития у себя психологической устойчивости.

Иными словами, ситуация сложности – это тот момент, когда психическая стойкость растет.

Вот ваши конкретные решения, которые к этому приведут:

✅ Повышать концентрацию внимания во время усталости
✅ Сохранять позитивный настрой, когда тренироваться трудно
✅ Выжимать из себя максимум, когда уже измотан
✅ Переключаться после того, как допустил ошибку и слышишь критику тренера
✅ Сильно исполнять в концовке
✅ Иметь чувство перспективы перед лицом сложных упражнений или подготовки
✅ По окончании тренировки иметь чувство выполненного долга вместо чувства наказания

Каждое из этих решений – это всегда выбор в области своего контроля. И все они имеют кумулятивный эффект. Чем больше обстоятельств вы преодолеваете, тем больше растет ваша ментальная сила.


Спортивному психологу непросто реализовывать себя в индустрии спорта.

Отсутствие доверия к профессии выходит из следующих причин:

- Поход к психологу даже сейчас может считаться у нас в стране чем-то зазорным. Такова российская ментальность.
- У большинства людей в спорте при возникновении проблем (с результатами, в отношениях, со здоровьем) не возникает мысль о том, что это может быть как-то связано с психологией.
-"Лучший психолог – это тренер". "А какой это тренер, если он не психолог?"
- Косность установок ("Я лучше знаю как").
- Неудачный прошлый опыт взаимодействия

👉🏻И одна из самых больших трудностей – нужно показать конкретный измеримый результат, при этом за небольшой промежуток времени.

В связи с этим, перед психологом стоит важная задача – сделать такой онлайн-продукт, ценность которого была бы очевидна.

Мне такой продукт создать удалось. Как можно заметить, я приглашаю на бесплатную консультацию, где о нем и рассказываю. Это хорошая возможность узнать о том инструменте, о котором я говорил в предыдущем посте.

Итак, что будет на бесплатной консультации:

1. Определим вашу точку А, где вы находитесь сейчас, какие у вас текущие проблемы и задачи.

2. Обозначим вашу точку Б – по сути, это то, куда вы хотели бы прийти в ближайшие 3-6 месяцев.

3. Я дам вам персональную пошаговую стратегию, что нужно делать, чтобы оказаться в этой точке Б.

Например, сейчас у вас не очень хорошие результаты, не реализуете свой потенциал или имеете ментальные сложности с выступлением на соревнованиях (к примеру, есть неуверенность, страх совершить ошибку, неумение справляться с неудачами и т.д). Я расскажу, как попадать в нужное психологическое состояние, выработать ментальную устойчивость и тем самым выйти на совершенно другой уровень при решении ваших спортивных задач.

Пишите @feliks_shifrin слово "консультация". После этого я свяжусь с вами и назначим день и время для созвона.


Хоккей из тех видов спорта, который достаточно жестко пронизан психологическим аспектам.

👉Принятие решений – вот, что у хоккеиста во многом зависит от его ментальности.

Сейчас приведу несколько примеров, когда внешние события приводят (или не приводят!) к изменению состояния, а вместе с тем и игры.

⛔️ Противостояние физически сильной команде, действующей на грани грубости ≫ появляется чувство запуганности, что ведет к робости.

⛔️ Несколько перехваченных соперником передач на синей линии ≫ поломка доверия к навыку, которая заставляет играть с большей осторожностью.

⛔️ Сомнительное удаление ≫ сильное разочарование, приводящее к дальнейшим нарушениям правил.

⛔️ Крики тренера у борта ≫ появление боязни совершить ошибку и подрыв уверенности в себе.

Надо понимать, что все эти ментальные аспекты – лишь верхушка айсберга. Это внешние события в игре, приводящие к изменению игры внутренней.

Но это не обязательно должно быть так. Вернее, если это так, то спортсмену точно имеет смысл поработать с ментальным тренером.

Такая работа вооружит инструментом, который можно будет внедрить в свою игру, а это ≫ выведет хоккеиста на новый уровень.


​​Как не вылетать на ранних стадиях турнира

В тех видах спорта, где борьба идет по кубковой системе, существует проблема настроя на первые раунды. Спортсмены с хорошим набором качеств для победы в турнире, вполне могут вылететь из борьбы на самой ранней стадии.

Основная причина – загадывание наперед. Спортсмен беспокоится о том, с кем будет играть дальше по сетке, а это значит, что его внимание отвлекается от борьбы с текущим соперником.

Шансы на поражение в этом случае по понятным причинам возрастают, поскольку действия одного из соперников в этот момент нестабильны.

На днях обращение спортсмена было именно в таком ключе. Он выявляет у себя некоторую склонность к тому, чтобы уступать в начале турниров. Запрос соответствующий – играть на самом высоком уровне с самого начала.

Все знают своих основных соперников, поэтому склонны фокусироваться на том, с кем соперничать в следующий раз, а не на том, с кем играют сейчас.

Из-за этого ранние матчи рассматриваются в качестве разминки, то есть идет неполная выкладка. Разум находится где-то в другом месте, голова в игре не участвует. Наш спортсмен – не лучшая версия самого себя.

Это дает возможность противнику начать накапливать игрокой перевес. По мере лидерства в счете андердог становится более уверенным и агрессивным. А тот, кто на бумаге должен побеждать, оказывается в ситуации, которая требует камбек. В этот момент трудно найти свой ритм, поскольку базовые эмоции – это беспокойство, которое может переходить в панику.

Дальше по накатанной – форсирование игры, совершение нехарактерных для себя ошибок. Спортсмен пытается преодолеть себя, но уже слишком поздно: соперничество безнадежно ускользает по счету.

Делаем главный вывод: сосредоточенность на будущем вредит эффективности в настоящем. Без полного погружения в текущий матч, просто не получиться восстановить свое внимание и продвинуться в турнире дальше.

Мои рекомендации шли вокруг этого. Вы можете играть только в одном матче за раз, поэтому и уделяйте все свое внимание и усилия игре с соперником за раз, оставаясь погруженными в настоящий момент.

1. Составлять план игры для текущего соперника. Сосредоточиться на своих сильных сторонах и на его слабостях. Во время игровых пауз напоминать себе об этом плане.

2. При необходимости корректировать свой план по ходу дела, чтобы быть гибким, но при этом головой неизменно находиться в текущей борьбе.

P.S. Проведу бесплатную стратегическую консультацию для спортсмена (родителя, тренера, киберспортсмена).

На консультации вы узнаете:

1. Как улучшить результат и показывать максимум для развития спортивной карьеры

2. Как стать эффективнее в спорте с помощью конкретных ментальных стратегий.

3. Как выступать на играх и соревнованиях не хуже, чем на тренировках

4. Как улучшить концентрацию, уверенность, самоконтроль


Ментальная проблема спортсменов, с которой работаем – ребята уверены в себе, когда выступают хорошо, но если сталкиваются со сложной ситуацией, их уверенность резко падает.

Например, я взаимодействовал с теннисистом, которому достаточно было совершить несколько ошибок подряд, чтобы потерять уверенность в себе. То есть, его уверенность была основана на том, как он действует в данный момент.

Это существенная уязвимость. Когда вера в себя основана на результатах, значит уверенность упадет при первых же проблемах.

Что нужно, чтобы была стабильная и крепкая уверенность? Здесь есть 3 кита, на которые можно опираться.

1. Знание того, кто ты есть. Уверенный спортсмен четко определяет свои сильные стороны, положительные характеристики своих способностей. Мнения других людей не определяют их, а сам спортсмен справляется с вызовами и неприятностями.

2. Знание того, чего ты хочешь. Уверенный спортсмен имеет определенные цели, которые сами по себе подталкивают к расширению возможностей. Цели не только определены и сформулированы, но еще и есть план их достижения, подсвечивающий путь к успеху.

3. Знание того, что ты можешь этого достичь. Уверенный спортсмен верит в свой талант, в способность развивать необходимые навыки для достижения цели.

Получается, ты хорошо знаешь себя и понимаешь, что нужно сделать. У тебя есть план атаки, и ты полон решимости преодолеть любое препятствие на своем пути.

Терминатор какой-то выходит – вот кому уверенности не занимать.


Как я и писал ранее, мы не можем контролировать то, что говорят или делают другие. По сути, главная идея уравновешенного состояния – стараться не позволять тому "шуму" быть в центре нашего внимания.

Однако отвлечения все равно неизбежны. Установка не реагировать на то, что являются для нас неконтролируемым снижает вероятность потери нужного фокуса, но и не исключает этого.

Все отвлечения условно можно разделить на те, что исходят извне и те, что являются продуктом нашего мышления. Сейчас мы поговорим о том, как противостоять внешним отвлекающим факторам.

Сперва мы можем выписать все то, что обычно отвлекает нас больше всего. Как правило, это повторяющиеся сценарии отвлечений, которые легко структурировать.

Дальше – формируем отношение к этим отвлечениям. Отношение какое: либо нас это не отвлекает, либо только добавляет нам ментальных сил.

Затем, всякий раз, когда мы слышим посторонний шум, то можем использовать специальные слова. Например, используем слово "наушники" или придумываем любое другое. Их основной смысл – напомнить себе, что эти комментарии просто шум, важности в них нет. А дальше – перефокусировка на то, что является для нас сигналом эффективности.

Такая работа также помогает проявить осторожность, чтобы не превратить то, что говорят другие в ожидания. Обычно родители, тренеры, партнеры по команде и не пытаются давить, но спортсмен может легко интерпретировать их слова как ожидания. Феномен ожиданий – отдельная большая тема, на которую в этом месяце я планирую сделать большой материал в блоге на Sports.ru.


Очередная убедительная победа Зенита над Спартаком позволяет констатировать психологический кризис красно-белых в играх с петербургским клубом. Я думаю, это видно невооруженным взглядом по тому, как в определенный момент матча Спартак ведет единоборства, с какой легкостью позволяет создавать голевые моменты у своих ворот. Вот она проблема неудобного соперника – пышным цветом.

Поговорим об этой ситуации со стороны обоих клубов, которые на каждый очный матч выходят с повышенной внешней мотивацией – большими социально-значимыми требованиями в достижении результата. В этот момент основная направленность сознания игроков идет на соответствие/несоответствие текущего хода событий желаемому успеху. Этим можно объяснить, например, многочисленное транжирство Зенитом голевых моментов в первом тайме. Чрезмерная активация НС, вызванная пропущенным голом, не вытекавшим из логики игры.

Но у Зенита есть уверенность, выращенная чемпионскими титулами и серией успешных игр против Спартака в последнее время. Уверенность здесь выступает как позитивная оценка спортсменами возможности достижения цели. Свои способности и навыки определяются как достаточные для победы.

Психическое отражение соревновательной ситуации (могу/не могу) запускает биохимические процессы приспособления, которое на физиологическом уровне проявляется в усилении соматических процессов, активации возбуждения нервной системы. До определенного уровня это является мобилизующе, что и произошло: Зенит играл очень сильно с точки зрения интенсивности командных взаимодействий, но спокойствия в завершающей стадии явно не хватало.

У Спартака же в играх с Зенитом – неадекватность желаний и заявленных целей реальным возможностям. Социально-значимые требования обязуют мерить себя по чемпиону, но разница в уровне команд пока что слишком большая. Отсюда состояние некомпенсируемой психической напряженности, выраженное в запредельном охранительном торможении, нарушение баланса функционирования нервных процессов, потеря способности к контролю за своим действиями. Две травмы игроков Спартака во 2-м тайме можно интерпретировать как подсознательный "стоп" системы после отражения соревновательной ситуации с оценкой "я не могу".

За последние 10 лет было лишь 2 игры, когда Спартак в матче с Зенитом подсознательно оценивал себя с позиции силы. Это сезон 2016/2017 – чемпионский Спартак Карреры против Зенита Луческу. И сезон 2017/2018 – действующий чемпион Спартак против Зенита Манчини. Обе игры Спартак выиграл. Кстати, эти два Зенита – слабейшие за десятилетие.

Интересно, что в этом сезоне с учетом Кубка команды сыграют между собой еще минимум 3 раза. У Спартака будет возможность разобраться в этой проблеме, которая решится только на дистанции и лишь системным построением успешного клуба – не на словах, а на деле.


В индивидуальной работе с футболистами понимаешь, как комментарии других частенько влияют на их выступление.

Перед игрой родители непремянут заметить, что в последнее время результаты были не очень, а значит "надо сосредоточиться". Во время игры они же, к примеру, командуют с бровки о том, что ты залез в офсайд и надо бы из него выйти, а после матча обязательно скажут, что в таком то моменте нужно было бить, а ты сделал лишнюю передачу.

Партнеры по команде тоже постоянно лезут со своими комментариями. "Я был один". Или: "Что ты делаешь". Понятно, что и тренер не отмалчивается во время игры, акцентируя внимание на повторяемости одних и тех же ошибок.

Иногда происходящее на тренировках и играх может напоминать хаос. Тренеры выкрикивают установки и инструкции, кричат об ошибках. Партнеры по команде расстраиваются из-за других тиммейтов и отпускают колкие замечания. Родители же тренируют со стороны.

Многое из этого мешает сосредоточиться, накладывает дополнительное беспокойство и вообще "бесит". Притом что способность психологически справляться с этим – ответственность спортсмена.

Ментальная работа в этой области требует осознанности. Я предлагаю относиться к этим отвлекающим факторам, как к просто внешнему шуму. Умение профессионального спортсмена – в способности сосредоточиться не на шуме, а на том, что ты можешь контролировать.

Многие сложности с игрой во взрослом спорте растут именно из этого внешнего шума. Он влияет на обучение и развитие новых навыков, потому что любой навык требует совершения определенного количества ошибок. Спортсмен боится совершать ошибки в играх, поэтому сдерживает себя на проявление каких-то активных действий. В подсознании сидит страх того, что серьезная ошибка в матче повлечет за собой изменение его игрового статуса.

Так вот, вопрос подавления внешнего шума – это контроль того, на чем ты решаешь сосредоточиться. Инструкции от тренера все же часто необходимы, но остальной шум снаружи не имеет большого значения.

В следующий раз поделюсь несколькими идеями, как можно справляться с этим эффективнее.


Андрей Аршавин выступал на Всероссийской конференции по спортивной психологии, которая проходила в рамках XV Международного турнира памяти Юрия Морозова. На ней лучший футболист России своего поколения, а ныне заместитель гендиректора Зенита по спортивному развитию высказал свое мнение относительно работы спортивного психолога в профессиональных клубах.

Позиция Аршавина – в команде психологом должен быть тренер. "Именно он является одновременно и педагогом, и наставником. Талант тренера и заключается в том, что он должен уметь объяснить не только технику и тактику, но и оказывать на футболиста определенное воздействие. В моей жизни большую роль сыграл Сергей Владимирович Гордеев, объяснявший мне простые истины и, по сути, бывший моим психологом", – отметил Аршавин.

Аршавин также вспомнил два случая командного взаимодействия с психологом в своей карьере. Первый был при Юрии Морозове в "Зените" в 2000-м году, когда психолог отработал с командой два зимних сбора, но на третий не поехал. "На втором сборе Юрий Андреевич видит, что футболисты идут не к нему, а к психологу".

Еще один случай был в Арсенале: из Франции психолога выписал Арсен Венгер, потому что его команда проигрывала на выезде и вылетала на ранних стадиях кубка. "Полтора месяца прошло, мы опять проиграли, и психолог прекратил работать. Как я вижу, если бы психологи оказывали влияние на результат, самые богатые клубы мира ввели бы их в штат, причем платили бы очень приличные деньги. Но, видите, в спорте дело не в этом", – подытожил Аршавин.

Выскажу свою позицию по этому вопросу. Сразу скажу, что речь идет не об индивидуальной работе с игроками в рамках психологического сопровождения (такая работа должна вестись по инициативе самих игроков и не зависит от клуба). Мы обсуждаем только работу спортивного психолога в команде по психологическому обеспечению профессиональной деятельности коллектива. Итак, чтобы спортивный психолог приносил реальную помощь команде, особенно профессиональной, должно совпасть несколько условий:

1) Компетентность психолога относительно специфики вида спорта. Если психолог, скажем, не знает, по какой тактической схеме играет команда, не может предложить свой вариант старта на ближайший матч или не в состоянии назвать лучших игроков мира на определенных позициях и т.д., – это отсутствие компетентности. Взаимодействие с командой эффективной не будет.

2) Доверие. Очень тонкая штука, которую не просто достичь, но довольно легко потерять. Это требует от психолога высоких личностных и нравственных качеств.

3) Один вектор с тренером. Если психолог находится в команде, он должен работать в связке с тренером. По сути, это еще один тренер, который осуществляет содействие главному по вопросам психологии. В ином случае работа психолога в команде просто невозможна.

4) Дистанция. Психолог – это не хирург, который проводит операцию, после чего все в порядке.

В примере, который привел Аршавин в случае с работой психолога в Зените, мы ничего не знаем о компетентности. А вот 2-й и 3-й пункт, очевидно, выпадают. 4-й – отсутствует в обоих примерах Андрея, поскольку за полтора месяца видимого эффекта от работы достичь сложно.

Очевидно, совпадение всех четырех условий – большая редкость. А ведь есть еще и пятое условие – уж в психологии то спортивный психолог разбираться обязан.

Так что, проще не заморачиваться. Это я к аршавинской реплике о том, почему самые богатые клубы мира не вводят психологов в штат для работы со взрослыми командами.


Продолжаю обсуждать различные вопросы из спорта касательно спортивной психологии. Вот довольно популярная тема. Почему некоторые спортсмены, как правило, выигрывают равные матчи? А другие, например, склонны к тому, чтобы упустить преимущество?

Среднестатистический спортсмен склонен все сводить к конкретной работе. К примеру, теннисист имеет более мощную подачу или у него отличный удар справа, который в итоге и реализовался в решающий момент.

Развитие отдельных навыков должно идти постоянно, все это очень важно. Но успех – это всегда нечто большее, чем просто идеальные удары, тактические приемы или физическая готовность.

Нужна еще и психическая сила – это и есть то, что определяет разницу в сложных матчах. Эту силу и нужно в себе накапливать.

Укрепление здесь начинается с последовательной подготовки. Прежде всего, это фокус внимания на том, чтобы делать правильные мелочи на тренировках и перед играми на постоянной основе.

Дисциплина при выполнении мелочей улучшает подготовку именно для таких ситуаций, где спортсмену нужно быть лучше под давлением. Когда независимо от обстоятельств, он все делает последовательно.

О каких "правильных мелочах" идет речь? Я думаю, что опыт каждого спортсмена ему это подскажет. Обычно это те вещи, которые работают на дистанции, но результат сразу не виден. При этом они требуют усилий, поэтому и не исполняются.

Это работа над своей "внутренней игрой" на тренировках. Отработка того, как ты хочешь играть в конкретном матче. Приложение всех своих усилий и концентрации в ходе тренировочного процесса. Использование конкретных методов саморегуляции перед выполнением спортивного упражнения. Последовательность при выполнении разминки. Практика принятия и отпускания текущих результатов. Объективная оценка своей игры после выступления. Сбалансированный подход ко сну и питанию. Внимание различным укрепляющим упражнениям и растяжке. Ну и так далее.

Тут важно понять. Ты не можешь делать это время от времени и при этом рассчитывать на то, что будешь работать на максимуме под давлением.

А вот когда возьмешь на себя личную ответственность за подготовку, то и получишь в этот момент психологическое преимущество.

Сначала делается выбор. Потом прикладываются усилия. Затем появляется привычка.

Работай над правильными мелочами и на дистанции обязательно увидишь разницу.

Итак, какие 2 привычки ты мог бы внедрить на этой неделе, из тех, что помогут выйти на новый уровень? Пишите @feliks_shifrin буду рад дать обратную связь.


Одна из ментальных сложностей современного молодежного спорта, которая довольно ярко проявляет себя и среди детей спортшкол, – это необходимость заявить о себе в случае топ-навыка.

То есть, спортсмен начинает выделяться, а одновременно с этим у него отсутствует готовность к публичности.

Но я думаю, что сегодня все понимают, что восхождение на топовый уровень означает 100% публичность и заявка о себе миру.

Одна из задач спортивных психологов как раз и состоит в том, чтобы учить спортсменов о себе заявлять.

Она быстро решается, когда спортсмен начинает понимать, что вход и выход находятся в одном месте. А именно: там, где есть твой главный страх или сидит самая большая ментальная заноза, существует и твоя потенциальная суперсила. Надо просто открыть эту дверь и войти.


Приближаем последние выходные лета и отправляем себе обратно в работу. Это я про себя. Ну и вам – флаг в руки. Буду рад помочь разобраться в хитросплетениях большого и малого спорта. А может, киберспорта. А может, бизнеса. Да-да, недавно пошли запросы и оттуда.

Молодой руководитель столкнулся с тем, что подчиненные саботируют его рабочие команды. Не выполняют договоренностей. Могут даже не явиться на собрание.

Это вопрос личного авторитета, который напрямую связан с готовностью к лидерской роли. И того, как именно ведет и ощущает себя эффективный руководитель.

👉В беседе мы выявили 5 важных тезисов, им нужно учиться:

1. Ничего личного – только бизнес. Знаменитая фраза из западной социальной культуры работает и у нас. Есть социальные роли, которые надо уметь исполнять.

2. Стратегия пластилина. Ее суть в том, что ты можешь присоединяться к любому бреду снаружи в случае, если тебе удается держать отрешенность внутри.

3. Я имею право на ошибку, при этом я обучаем. Делать не идеально, а функционально.

4. Если обижаются – это их проблема. Брать чужие эмоции на себя – ход неточный.

5. Обнаружил себя в эмоциональном сценарии – надо оттуда выйти. Как это сделать не поддавливая свои эмоции и не нарушая культурных норм – вполне себе мастерство.


🎬Для возобновления подачи контента совсем не нужно ждать окончания лета, хотя многие спортсмены не относят это время года как возможность поработать над своей психологией.

Могу только догадываться о причинах, но что есть, то есть: со многими по их инициативе распрощались до осени. С некоторой опаской жду начала сентября, когда парни и девчонки все разом выйдут с летних каникул.

Но ничего, будем работать. Зато сейчас появляется время для чего-то другого.

Например, на днях я снялся в сериале в роли спортивного психолога, где играл самого себя. Звучит интригующе, правда?

Подробности раскрывать пока не буду, но отмечу, что для меня это был интересный опыт – никогда раньше не принимал участия в производстве кинопродукта.

Один из базовых шагов предигровой ментальной подготовки – войти в роль спортсмена. Это значит, что нужно оставить все жизненные заботы и отвлечения где-нибудь на парковке возле спортивной арены.

К ним можно будет вернуться после игры, а все то время, что идут соревнования, ум спортсмена сфокусирован на выполнении целей его состязательного процесса.

Во время съемки я хорошо прочувствовал этот шаг на себе, когда под пристальным взором камер и зрителей, ты вживаешься в свою роль.

Мысленные отвлечения почти неизбежны, но неважно сколько раз ты отвлекся. Главное, что каждый раз ты вернул свое внимание назад – мягко и настойчиво.


Я знаю некоторых спортсменов, которые отнюдь не прочь получить негативный комментарий от партнера по команде или тренера. Или услышать пренебрежение от соперника. Это как раз то, что нужно им для повышения мотивации.

Эти слова оборачиваются для них мотивацией к усердной работе и более тщательной подготовкой. Появляется потребность доказать неправоту сомневающихся собственным увеличением продуктивности.

Это вполне хорошо себе работает. Правда, никогда не оказывает длительного воздействия. Чаще всего это временный стимул для участия в одном соревновании, но он оказывается не слишком эффективным, когда речь идет о поддержании долгосрочной мотивации.

Мотивация в долгосрок важна. Она влияет на уверенность, а ее отсутствие затрудняет преодоление препятствий. С низкой мотивацией появляется чувство напрасно потраченного времени и утрачивается чувство перспективы.

Вот почему элитные спортсмены и ставят себе цели – это наиболее эффективная стратегия для создания долгосрочной мотивации. Цели являются поддержкой мотивации в течение долгого и трудного сезона.

Спортсмен по-прежнему может продолжать питаться негативными комментариями для повышения мотивации, но именно поставленные цели дадут наибольшее преимущество перед конкурентами и мотивацию стабильно выступать на пике возможностей.

Постановка целей дает осознанность и мотивацию, чтобы проявлять себя на соревнованиях, регулярно тренироваться много и стабильно, быть готовым на самом высоком уровне и преодолевать любые препятствия.

Посмотрите на свой уровень мотивации. Ждете ли вы, что кто-то будет вас мотивировать или же у вас есть четко определенные цели для поддержания вашей мотивации?

Самый лучший прием для постановки целей: перед началом каждого сезона просить своего тренера или психолога помочь определить конкретные цели на год.

Так вы получите четкое представление о том, чего хотите достичь, а это поможет разжечь необходимую мотивацию.

Сейчас во многих видах спорта межсезонье. Это отличное время для постановки целей. Я предлагаю в этом свою помощь. Каждому пожелавшему спортсмену я бесплатно помогу поставить цели на сезон. Пишите, договоримся о сессии – @feliks_shifrin


В процессе наблюдения за спортсменами у меня сформировались характеристики атлетов высокого класса. То, что отличает успешных от не очень успешных.

Одна из таких конфигураций, на мой взгляд, достаточно важная, часто упускается ребятами из спортивных школ.

Это приверженность к своему виду спорта, которая дает необходимый приоритет над другими областями жизни.

По сути, это глубина, на которую ты опускаешься, чтобы познать свой вид спорта.

И здесь речь идет не только о техническом, тактическом или физическом аспекте. Но и об общей экспертности — информированности, эрудиции, охвате знаний.

Это пускает корни интереса и вовлеченности. А это и есть приверженность.

Рекомендую не ограничиваться только тренировками и соревнованиями со своим участием.

Стабильно следите за происходящим в вашем виде спорта, посещайте соревнования и смотрите трансляции.

Изучайте историю своего вида спорта, станьте в нем экспертом.


Была ли рука у Аленичева?
Опрос
  •   Да, касание рукой было
  •   Нет, мяч отскочил в грудь
42 голосов

Показано 20 последних публикаций.