Интервью Боширова и Петрова, для нас хороший повод понять и проследить механизм превращения события в мем.
Если мы предположим, что каждое событие имеет определённый коэффициент мемичности, условную единицу, включающий в себя глобальность события, обширность его трактовок различными социальными группами, ярко выраженную образность, четкий символизм и вероятно множество других свойств, то событие с максимально большим коэффициентом мемичности – будет рождать каскад ситуативных мемов.
Первое на что мы можем обратить внимание, что такие ситуативные мемы в основном классические, имеют конфликт двух частей: первая часть сеттинг и образы реальности (в данном случае эта часть невербальная). Вторая часть в основном вербальная, подписи, комиксовые пузыри входящие в конфликт с визуальным образом персонажей.
Правда появляются и мемы обе части которых невербальные: например, где вместо голов Петрова и Боширова появляются головы Крутых Бобров.
Однако природа всех этих мемов конфликтная, это всегда конфликт двух разных сеттингов – сверхактуального и любого другого.
Петров и Боширов дающие интервью Симоньян маркируют для нас сегодняшний момент. Глядя на их образы в мемах, мы ощущаем себя здесь и сейчас, чувствуем глубокую связь с настоящим, с человечеством, с временем.
Это ощущение “сверки часов” которое эксплуатирует все ситуативные мемы.
Во время каскада ситуативных мемов во всех соцсетях возникает ситуация мемической риторики – огромное количество пользователей постулирует свою позицию через мемы актуального события.
Мемическая риторика подобна соревнованию ораторов, каждый новый ситуативный мем пытается быть качественнее предыдущего. (глубже, тоньше, многограннее)
У этого явления может быть множество объяснений – антропологических, бихеверистких, нейробиологических.
Имеется ввиду что эту ситуацию можно объяснить и как регулярное желание знать картину окружающего мира, которое древние люди использовали для охоты и безопасности и как часть некоего циркадного ритма, по которому человек всегда ищет координаты где он находится – здесь и сейчас.
Но мне нравится работать с ситуативностью опираясь на принцип Карты и Территории. Где территория — это событие в реальности, а карта это его всевозможные искажения. Не смотря на то что и Борхес и позже Бодрийар учат нас что карта давным-давно переросла территорию и мы безусловно имеем дело с путанной множественностью карт, это не отменяет того что в моменты ситуативного каскада человечество начинает судорожно отправлять свои координаты в холодный космос медиа.
В такие моменты для нас становится совершенно неважным психология аудитории, достаточно помнить о ее координатах. Нам важно лишь чтобы “сверка часов и компаса” прошла успешно.
Новости в этой системе больше не несут никакой смысловой нагрузки – Будем честными всем в сущности плевать на Боширова и Петрова, куда важнее победить в соревновании мемической риторики вызванной очередным каскадом.
Медиа-мир всего лишь карта с функциями календаря, единственный повод для шуток у странника, бредущего по заваленной ошметками прошлых карт пустыне.
Если мы предположим, что каждое событие имеет определённый коэффициент мемичности, условную единицу, включающий в себя глобальность события, обширность его трактовок различными социальными группами, ярко выраженную образность, четкий символизм и вероятно множество других свойств, то событие с максимально большим коэффициентом мемичности – будет рождать каскад ситуативных мемов.
Первое на что мы можем обратить внимание, что такие ситуативные мемы в основном классические, имеют конфликт двух частей: первая часть сеттинг и образы реальности (в данном случае эта часть невербальная). Вторая часть в основном вербальная, подписи, комиксовые пузыри входящие в конфликт с визуальным образом персонажей.
Правда появляются и мемы обе части которых невербальные: например, где вместо голов Петрова и Боширова появляются головы Крутых Бобров.
Однако природа всех этих мемов конфликтная, это всегда конфликт двух разных сеттингов – сверхактуального и любого другого.
Петров и Боширов дающие интервью Симоньян маркируют для нас сегодняшний момент. Глядя на их образы в мемах, мы ощущаем себя здесь и сейчас, чувствуем глубокую связь с настоящим, с человечеством, с временем.
Это ощущение “сверки часов” которое эксплуатирует все ситуативные мемы.
Во время каскада ситуативных мемов во всех соцсетях возникает ситуация мемической риторики – огромное количество пользователей постулирует свою позицию через мемы актуального события.
Мемическая риторика подобна соревнованию ораторов, каждый новый ситуативный мем пытается быть качественнее предыдущего. (глубже, тоньше, многограннее)
У этого явления может быть множество объяснений – антропологических, бихеверистких, нейробиологических.
Имеется ввиду что эту ситуацию можно объяснить и как регулярное желание знать картину окружающего мира, которое древние люди использовали для охоты и безопасности и как часть некоего циркадного ритма, по которому человек всегда ищет координаты где он находится – здесь и сейчас.
Но мне нравится работать с ситуативностью опираясь на принцип Карты и Территории. Где территория — это событие в реальности, а карта это его всевозможные искажения. Не смотря на то что и Борхес и позже Бодрийар учат нас что карта давным-давно переросла территорию и мы безусловно имеем дело с путанной множественностью карт, это не отменяет того что в моменты ситуативного каскада человечество начинает судорожно отправлять свои координаты в холодный космос медиа.
В такие моменты для нас становится совершенно неважным психология аудитории, достаточно помнить о ее координатах. Нам важно лишь чтобы “сверка часов и компаса” прошла успешно.
Новости в этой системе больше не несут никакой смысловой нагрузки – Будем честными всем в сущности плевать на Боширова и Петрова, куда важнее победить в соревновании мемической риторики вызванной очередным каскадом.
Медиа-мир всего лишь карта с функциями календаря, единственный повод для шуток у странника, бредущего по заваленной ошметками прошлых карт пустыне.