Иногда я себя ловлю на мысли, что в каком-то смысле работа нашего комьюнити-центра не сильно отличается от работы церкви, в том смысле, в каком церкви должно выполнять свою работу. Мы точно также открываем двери страждущим и гонимым и пытаемся помочь тем, для кого человеческая ситуация оказалась сложнее, чем для других. У нас также есть какая-то своя, кажущаяся нам целостной, правда. Мы пытаемся привнести мир в души людей, у которых эти души в смятении, гневе и злости, даже если люди эти чувства не осознают. И, что самое парадоксальное, мы схожим с церковью образом обещаем людям лучший мир или хотя бы убежище, и часто испытываем глубокое сомнение в том, что это посулы не напрасны, а мир, тот, какой он есть, когда-нибудь изменится. Священники, кажется, знали про выгорание более многих, потому что как можно утешать людей в мире, в котором столько нескончаемой боли? Как можно так долго верить, что Царство Божие придет? Слишком часто кажется, что это вера в невозможное, а идея темной ночи души не выглядит такой уж мистической.
Я стойкий противник позитивного взгляда на мир, и если я иногда кажусь мрачным, то это скорее от того, что я предпочитаю иметь дело с тем, что есть в реальности, и не лгать себе и людям, что стоит только закрыть глаза или перепредставить мир, и станет не так тяжело. Хотя, конечно, есть очень много активистов, которые верят, что можно сформировать другое восприятие реальности. При этом я не отрицаю моменты счастья, спокойствия и радости. У нас в центре много смеха, много любви, у людей есть надежды. Мне кажется, мы все нуждаемся в честном утешении, особенно когда двери церкви оказываются для нас закрыты. Мы сами себе создаем священное пространство и ищем ответы на сложные вопросы и все в меру своих сил пытаемся стать по возможности лучше.
У Пауля Тиллиха в проповедях есть очень утешительные строки. Тиллиха в принципе можно прекрасно читать без религиозного чувства, потому что он слишком сближается с экзистенциальной философией и обращается к смыслу человеческого существования в его самые сложные периоды.
"Человеческий порядок, порядок истории, есть прежде всего порядок роста и умирания: "Так и народ - трава". Человеческое переживание печали, пробужденной видом вянущей и гибнущей природы, символизирует преходящий характер человеческой жизни. Поколение за поколением растет, борется, наслаждается и исчезает. Следует ли относится к этому всерьез? Следует ли относится к этому серьезнее, чем к росту и увяданию травы? Пророк, когда от него требовалось, чтобы он обратился к народу со словом, спрашивал: зачем говорить к ним? Они - трава. Мы могли бы продолжить: зачем писать, работать и бороться за людей? - Они трава. Что проку от того, когда через несколько лет все, для кого мы писали, к кому обращались со словом, ради кого боролись, - исчезнут? Они были травой, трава засохла, цветы завяли. Таков порядок истории. Но на горизонте возникает иной порядок: слово Бога пребудет вечно".
Я стойкий противник позитивного взгляда на мир, и если я иногда кажусь мрачным, то это скорее от того, что я предпочитаю иметь дело с тем, что есть в реальности, и не лгать себе и людям, что стоит только закрыть глаза или перепредставить мир, и станет не так тяжело. Хотя, конечно, есть очень много активистов, которые верят, что можно сформировать другое восприятие реальности. При этом я не отрицаю моменты счастья, спокойствия и радости. У нас в центре много смеха, много любви, у людей есть надежды. Мне кажется, мы все нуждаемся в честном утешении, особенно когда двери церкви оказываются для нас закрыты. Мы сами себе создаем священное пространство и ищем ответы на сложные вопросы и все в меру своих сил пытаемся стать по возможности лучше.
У Пауля Тиллиха в проповедях есть очень утешительные строки. Тиллиха в принципе можно прекрасно читать без религиозного чувства, потому что он слишком сближается с экзистенциальной философией и обращается к смыслу человеческого существования в его самые сложные периоды.
"Человеческий порядок, порядок истории, есть прежде всего порядок роста и умирания: "Так и народ - трава". Человеческое переживание печали, пробужденной видом вянущей и гибнущей природы, символизирует преходящий характер человеческой жизни. Поколение за поколением растет, борется, наслаждается и исчезает. Следует ли относится к этому всерьез? Следует ли относится к этому серьезнее, чем к росту и увяданию травы? Пророк, когда от него требовалось, чтобы он обратился к народу со словом, спрашивал: зачем говорить к ним? Они - трава. Мы могли бы продолжить: зачем писать, работать и бороться за людей? - Они трава. Что проку от того, когда через несколько лет все, для кого мы писали, к кому обращались со словом, ради кого боролись, - исчезнут? Они были травой, трава засохла, цветы завяли. Таков порядок истории. Но на горизонте возникает иной порядок: слово Бога пребудет вечно".