Мой ребёнок


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Семья и дети


Канал про детей для родителей, развитие ребенка, его воспитание, отношения с ребенком, для мам и пап психология детей, публикуем интересные развивающие игры, советы по уходу за детьми.
То, каким вырастет ваш ребёнок - зависит исключительно от родителей!


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Семья и дети
Статистика
Фильтр публикаций


Как строить свои диалоги с ребенком (Часть 2)

Ошибка №4


Запреты! Если Вы за что-то запрещаете ребенка, то важно объяснить ему почему, или он решит, что Вы просто его не любите.

Не рисуй на обоях! Не играй в мяч! Не стучи ложкой!

Старайтесь объяснить запрет и предложить альтернативный вариант:

Ты очень красиво рисуешь, но давай делать это на бумаге, тогда мы сможем складывать твои рисунки в папку и просматривать через время. Ты хочешь поиграть в мяч? Помоги мне закончить уборку и мы выйдем играть на улицу, чтобы ничего не разбить дома. Пока я протру пыль, ты можешь собрать игрушки.

Ошибка №5

Старайтесь заменять фразы с частицей НЕ, на альтернативные варианты. Дети мыслят образами, а за словами с отрицательной частицей образов нет. В результате эффект будет обратным Вашему запросу.

Так, вместо того чтобы сказать:

Не кричи.

Стоит попробовать фразы вроде:

Давай попробуем говорить тише (самому тоже сказать фразу тихо), как будто вокруг все спят.

Ошибка №6

Он все равно ребенок, сойдет и так…

Нет! Не сойдет! Общайтесь со своим ребенком с таким же уважением, как хотели бы, чтобы говорили с Вами.

Ошибка №7

Ну сорвалась я на него, но не он вазу разбил, а даже если бы разбил, то не стоила она таких криков, ну что мне теперь…извиняться?

Да! Да! Да! И не просто извиняться, а объяснить, что поступили плохо, что Вам стыдно. Что ребенок ни в чем не виноват.

Любите и уважайте себя и тогда Вам будет намного легче общаться не только с собственными детьми, но и со всем миром.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Как строить свои диалоги с ребенком (Часть 1)

Мы становимся похожими на тех людей, с которыми общаемся. Об этом важно помнить, когда воспитываешь ребенка, ведь пройдет время и он также будет общаться с тобой.

Очень часто родители не задумываются над тем, как откликаются их слова в душе ребенка. Давайте немного подробнее разберем какие ошибки допускают родители в общении с детьми.

Ошибка №1

Уверенность мамы в том, что если она решила, ребенок должен беспрекословно выполнять. Например, мама приходит с ребенком в игровую и знает, что пробудет там с ним час, ребенку это неизвестно. Когда наступает момент уходить, она в приказном тоне заявляет:

Быстро собирайся и немедленно пошли домой!

Но ему нравится и здесь, зачем уходить?

Правильно: надо было заранее договориться с ребенком, что в игровой вы будете час, возможно даже обозначить это на часах. Когда время начнет близиться к уходу, важно предупредить ребенка:

Сейчас мы достроим замок и пойдем домой, где нас ждет обед, а после еще сможем прогуляться на улице.

Ошибка №2

Крики, упреки и оскорбления принесут мало пользы, если ребенок начал капризничать, или кричать.

Вместо фразы: Не ори, ты меня позоришь!

Правильнее сказать:

Я рядом и готова тебя выслушать, ты можешь успокоиться и спокойно мне рассказать, что тебя так расстроило.

Ошибка №3

Отрицание и игнорирование детских переживаний, приведет Вашего ребенка в кабинет психолога, но еще раньше, оно приведет туда Вас. Если малыша что-то беспокоит, то важно обсудить с ним это. То, что кажется для Вас мелочью, для него серьезное событие. Вместо фразы:

Ой, это ерунда, будет еще хуже в жизни. И ты из-за этой мелочи меня дергаешь!

Нужно дать ребенку понять, что его ситуацию можно решить и все наладится, а Вы готовы его поддержать:

Я вижу, как ты расстроен, что твой замок упал. Но зато теперь мы можем попробовать собрать с тобой новый замок!

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Навыки самостоятельной жизни, которым нужно научить ребенка (Часть 4)

3. Самоподдержка

Что вы делаете, когда у вас проблемы? Звоните друзьям/подругам? Ищете информацию в интернете? Утешаетесь тортиком или пивом? Знает ли ваш ребёнок, как взрослые люди обращаются с разнообразными жизненными трудностями? Какой у него репертуар самоподдержки?

Хорошо, если вы имеете хотя бы базовые представления о типах личности. Потому что одному человеку, чтобы отдохнуть, надо выйти в люди, сменить обстановку, поглазеть и пошататься среди огней и звуков (экстраверты), а другому — побыть одному в тишине и поразбираться в шкафу (интроверты). Кто-то нуждается в объятиях, чае с печенькой и теплом пледе, а кому-то необходимо время от времени совершать небольшой подвиг, чтобы получить аплодисменты и восхищение.

(Находим в сети книжки «Пять языков любви», «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», «Проект Счастье», изучаем, подсовываем детям. Мальчикам можно подсовывать выжимки и краткое содержание).

Вы знаете это о своём ребёнке? А он знает? Мои трое детей представляют собой практически 3D-модель: одной необходим порядок, тишина и общение с близкими подругами, другой — очень много событий и занятий, третьему — обожающая публика и кто-то нуждающийся в его заботе рядом. И я потратила довольно много времени, чтобы они научились себе эти источники энергии находить.

К сожалению, если девочек ещё как-то обучают искусству заботы о себе, мужчинам предписывается полностью отдать эту функцию матери или подруге/супруге

Максимум, что им разрешено культурной традицией — агрессивно жаловаться на жизнь. Всё. При этом о других заботиться можно и даже желательно. Но обращать внимание на своё самочувствие, настроение, желания — это фи, это так немужественно.

Итак, что мы получили в результате

Главная задача нас как родителей — подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в современной среде. Он должен уметь обращаться с деньгами, заботиться о своём здоровье, внешнем виде, окружающем пространстве. Хорошо, если молодой человек имеет представление о психологии — как своей, так и вообще людей. Это все гораздо важнее баллов ЕГЭ по математике, обществоведению и химии. Но почему-то этому не учат в школе. Придётся нам самим.

Хочется вас как-то успокоить и поддержать, сказать, что всё будет хорошо, дети вырастут, их жизнь, так или иначе, наладится. Да, им будет тяжко и временами совсем грустно. Так и нам было тяжко, поэтому мы и рвём себе жилы, пытаясь подстелить даже не соломки, а пуховых подушечек везде. Но они должны пройти это сами, чужой опыт присвоить невозможно. Зато как они гордятся своими достижениями! И как ощутимо прибывает у них сил, когда удаётся что-то преодолеть, справиться с трудностями, суметь. Не лишайте их этих побед, этих будущих воспоминаний, этих звёздочек на фюзеляже. Иначе им останется хвалиться только виртуальной жизнью.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Навыки самостоятельной жизни, которым нужно научить ребенка (Часть 3)

2. Самообслуживание

Из чего будет состоять его учебный день? Проснулся, обнаружил, что опаздывает (потому что дома мама будила к уже накрытому завтраку), пулей вылетел, неумытый, нечёсаный, голодный. Оделся в то, что с вечера (хорошо, если) снял. Погода могла поменяться, но кто ж обращает внимание на погоду! Большинство моих знакомых молодых людей носит шорты и кроссовки до серьёзного снега, а потом зимние ботинки — до летних каникул. Потому что, как мы все знаем, за одеждой следит мама. Плюс-минус проснулся ко второй паре, понял, что уже на грани голодного обморока, забежал в лавку, купил булку, нет, три, нет, пять булок и бутылку колы, вроде полегчало. В обед — какой-нибудь бургер, на ужин — большая кружка пива и мороженое. Повезло, если сразу появилась девушка, она хоть немного следит и направляет. И даже может мягко намекнуть, что толстовку пора постирать, да и джинсы уже превращаются в инсталляцию. К предложению почистить обувь современные дети относятся примерно как к «растопи печку и поставь самовар».

Понимаете, к чему я клоню? Мы сами, своими руками, выращиваем полностью непригодных к жизни молодых людей

Мы так зациклены на учёбе и поступлении в вуз, что забываем научить заботиться о себе, не говоря уже о тех, кто рядом.

Поэтому я предлагаю последовательно и настойчиво приучать детей обоих полов к уходу за собой. Конечная цель — полное самообслуживание к моменту окончания школы. Стирка, покупка одежды, продуктов, косметики, готовка — всё это подросток может и должен делать сам. Берите его с собой по магазинам, обсуждайте разные марки средств для посуды, учите правильно расходовать средства, не попадаться на всякие маркетинговые уловки, пользоваться скидками и спецпредложениями. Подпишите его на прекрасный мужской журнал Men&Health, да и девочек тоже можно, там полно всяких лайфхаков и инструкций класса «каша из топора», «что делать, когда отравился несвежей водкой», «10 способов выглядеть прилично, хотя ночь провёл на помойке».

На самом деле это один из главнейших страхов человека, стоящего на пороге родного дома с узелком на плече: кто будет за мной ухаживать? Он не произносится, потому что засмеют, но вы не поверите, сколько юношей и девушек признавались мне в этом как в основном препятствии к самостоятельной жизни.

Кроме того, очень важно научить ребёнка выделять время на все эти упражнения. Ведь если вы обслуживали его целиком и полностью, чтобы «не отнимать время от уроков», он может даже не догадываться, что стирка вручную — это примерно час. Готовка — ещё час. И покупка продуктов на неделю — часа полтора. Соответственно, не будет резервировать время и силы под эти неинтересные дела.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Навыки самостоятельной жизни, которым нужно научить ребенка (Часть 2)

1. Саморегуляция

Для начала спросите себя: я различаю понятия «чувствую/ощущаю»? Что вы отвечаете на вопрос «Как ты?», а что — на вопрос «Как ты себя чувствуешь?». В нашем языке первый вопрос предполагает ответ о психическом состоянии, а второй — о физическом. Как ты сегодня? Мне хорошо, или грустно, или я озабочен, или в тревоге, или мне весело, я счастлив.

Большинство подростков оперирует понятиями «норм» и «хреново»

И дальше, как принято, следуют различные советы, как выйти из состояния «хреново» и вернуться в состояние «норм». Хотя, согласитесь, хреново потому, что не сделал домашку, а вспомнил об этом сейчас, или хреново, потому что любимая девушка порезала себе вены и сейчас в больнице, — это разные хреновости.

Так что первейшая наша обязанность — научить ребёнка различать свои эмоциональные состояния, правильно их называть, отличать эмоции от физиологии. То есть, грубо говоря, не пытаться заливать тоску вином, не соглашаться идти на каток, когда кашляешь, «чтобы развеяться, а то ты что-то грустная». Она не грустная, она после болезни слабая. В идеале — не путать гастрит с приступами паники. Девушки должны знать, что такое ПМС, чтобы не впадать в панику «ой, никто меня не любит, погибаю» каждый месяц. Все без исключения обязаны хорошо знать средства контрацепции и до «от зубов отскакивает» выучить правила безопасного секса.

Очень важно, чтобы к моменту отъезда из дома молодой человек был ознакомлен с функционирования своего организма в медицинском смысле. Чтобы вопросы медсестры на первом осмотре в студенческой поликлинике не ставили его в тупик. «Мам! Я чем болел? А травмы головы были? А откуда у меня этот шрам на пузе? Они спрашивают, какие прививки. А у нас в роду психи были? Шучу, шучу, это не врач, это ребята интересуются». Для девочек важная информация: болели они краснухой или нет, и когда, это на случай внезапной беременности.

Вообще, посвящайте ребёнка в тонкости его жизни, например: «Когда ты заболеваешь, у тебя в первый день очень высокая температура, помогает ибупрофен/парацетамол в таком-то виде, потом тебя обычно рвёт, потом ты лежишь пластом сутки, потом всё в порядке». Казалось бы, всё это происходило с ним не раз и не два, но дети не фиксируют и никак не обрабатывают эти события. Есть мама — она позаботится. Девочки обычно в курсе, мальчики обычно никак вообще.

Связь между «поздно лёг — с утра в глаза как песок насыпали» неочевидна, её надо устанавливать. Менее известные закономерности типа «если выпить жидкость из пузырька, на котором написано яд, рано или поздно почувствуешь недомогание», «сожрал два чебурека и шаурму возле вокзала — три дня не отходил от туалета», как оказалось, требуют экспериментального подтверждения на большом массиве данных. Одного раза явно недостаточно.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Навыки самостоятельной жизни, которым нужно научить ребенка (Часть 1)

Хорошая статья для родителей подростков. Проверьте, всё ли умеет ваш ребенок. И если что-то упущено - впереди почти целый год на исправление ситуации.

Отъезд любимого ребёнка на учёбу рождает массу тревоги у всех участников: маме страшно, что дитя будет голодать-холодать, папе страшно, что тот учиться не будет. Самому новоиспечённому студенту страшно вообще всё. Как подготовить ребёнка к отъезду и жизни вдали от родителей

С самого раннего детства все функции регулирования жизни человека возложены на мать или её заместителя: все эти бесконечные переодевания, гуляния, кормления, а также волшебные «поцелуй, где болит», «пожалей, мне грустно», «мне скучно, бес» и прочие укладывания спать, хотя все вокруг веселятся. В норме основной задачей воспитания является как раз постепенное перекладывание заботы о себе на самого владельца. То есть мы предполагаем, что к трём годам ребёнок уже умеет чувствовать позывы сходить на горшок, в пять лет может понять, что он голоден, и сварганить себе простейшую еду, отличает «мне страшно» от «меня тошнит от мороженого», в школе сам следит, чтобы портфель был собран, уроки сделаны и хоть одна чистая рубашка была в наличии. Да, и отличает чистую рубашку от грязной.

В действительности мы наблюдаем сейчас уже второе поколение выросших детей, не имеющих ни малейшего представления о том, как происходит их жизнь.

В прямом смысле: откуда берётся еда на столе, какими заклинаниями грязная одежда за ночь превращается в чистую, почему болит голова или живот… Гиперопека и тревожность родителей приводит к тому, что до 12-13 лет детей водят и возят всюду буквально «за руку», единственной обязанностью объявлена учёба. Девочки в меньшей степени, мальчики практически поголовно не умеют готовить, стирать, выбирать продукты в магазине, заботиться о своём здоровье. Поэтому первоочередная задача в подготовке к отъезду из родительского дома, на мой взгляд, — не знание предметов, а навыки саморегуляции, самообслуживания и самоподдержки. Это три главных навыка Само-, которые необходимо привить детям до их отъезда из родного дома.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Я - сообщения (Часть 2)

Преимущества техники «Я-сообщения»

- Помогает выразить негативные чувства в безобидной для ребенка форме.

- Позволят ребёнку ближе узнать Вас, ведь когда Вы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся такими же в выражении своих. Проще говоря, Вы не оцениваете ребёнка и его поступки, а говорите о том, какие чувства эти поступки вызывают у Вас, что позволяет ребёнку не чувствовать себя плохим и самому принять правильное решение.

Просто сравните, как по-разному воспринимается одна и та же ситуация: «Что ты сделал - ты бросил в меня песком, зачем?!» (сколько здесь угрозы, обвинения — происходит осуждение поведения ребёнка и оценка его как плохого) и «Я не люблю, когда в меня бросают песком, потому что от него много грязи» (Вы высказали свои чувства, позволив ребёнку самому сделать правильные выводы о своём поступке).

Попробуйте перестроить своё общение с ребёнком и Вы увидите, что он начнёт Вам больше доверять, настолько же эмоционально откроется для Вас, станет более понимающим, уважающим чужую точку зрения и чужие чувства.

Использование этой, с виду простой, техники, однако, не окажется на практике таким лёгким — понадобится терпение, время и умение применять технику без ошибок.

Ошибки в применении техники «Я-сообщений»

1. Когда чувства отражены в неистинную силу, ведь несоответствие между словами «я слегка огорчён» и «кипящим» от гнева лицом сразу нарушит доверие ребёнка и родит неуверенность.

2. Переход с «Я -сообщения» на «Ты-сообщение», т.е. опять на стезю обвинений и оценок: «Я расстроена из-за того, что ты порвал мне цепочку».

3. Общайтесь с ребёнком правильно и с удовольствием!

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Я - сообщения (Часть 1)

Многим родителям иногда трудно сдержать отрицательные эмоции при общении с ребенком. Они срываются и кричат на сына или дочь, а потом мучаются чувством вины и спрашивают у психологов, что делать. Как этого избежать?

Несдержанным родителям психологи рекомендуют изучить технику «Я-сообщений».

Очень эффективной для использования во время общения с ребенком является техника «Я - сообщения», которую предложил представитель гуманистического направления в психологии К. Роджерс.

Когда ребёнок своим поведением вызывает отрицательные эмоции у взрослого, вместо того, чтобы уйти к привычным нотациям (а то и рукоприкладству), стоит попробовать применить технику «я-сообщения».

Что обозначает название этой техники? Всё довольно просто: предложения, содержащие личные местоимения «я, мне, меня», называются «Я-сообщениями», а высказывания с использованием слов «ты, тебя, тебе» получили название «Ты-сообщения».

Как правильно строить фразы, используя технику «Я-сообщения»?

1. Нужно точно и корректно описать чувство или эмоцию, которые на данный момент владеет Вами по отношению к поведению ребёнка: «Я огорчён», «Я расстроен», «Мне не нравится».

2. Далее необходимо точно и в безличной форме охарактеризовать поведение ребёнка, которое вызывает Ваши отрицательные эмоции. Здесь обязательно следует использовать слово «когда»: «Мне не нравится, когда в меня бросают снегом».

3. Сказать причину, вызвавшую Вашу негативную реакцию, конкретизируя её словом «потому что»: «Мне не нравится, когда в меня бросают снегом, потому что мне холодно».

4. Закончить своё предложение, чётко сформулировав возможные последствия, которые нужно будет обязательно реализовать, если такое поведение ребенка будет продолжаться: «Мне не нравится, когда в меня бросают снегом, потому что мне холодно, и я пересяду дальше».

5. Опишите, какого поведения вы ждете от ребенка. Если ребенок уже вырос, то он может не согласиться с той линией поведения, которую вы предлагаете (например, просите подростка приходить домой раньше). В этом случае необходимо искать компромисс.

6. Опишите последствия продуктивного взаимодействия. Вы станете мастером в общении с собственным ребенком, если будете описывать не только то, что происходит, если ребенок не слушается, но и то, зачем вы требуете от него определенного взаимодействия. Например, за тревогой матери, которая волнуется, что дочь поздно приходит с прогулки, скрывается желание больше взаимодействовать с взрослеющим подростком. «Если ты будешь возвращаться раньше, мы с тобой сможем больше общаться и обсуждать, что происходит у тебя в жизни».

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Игры в тигры (Часть 2)

Бадминтон воздушными шарами

Эта игра хороша тем, что позволяет наносить удары, соответствующие реальным ударам человека в гневе. Также ее преимущества в том. Что воздушный шарик намного легче обычного мячика, а значит можно прикладывать максимальную силу удара. К тому же, шарик безопасен, а, значит можно не бояться нанести травму друг другу или что-то разбить.

Причем желательно, чтобы Вы, играя с ребенком, выкрикивали какие-то смешные слова. Например, пусть это будет бадминтон с упоминанием всех возможных звуков, которые произносят разные животные и птицы. Например: «Ку-ку», «кря-кря», «гав-гав», «рррр» и пр. Так будет и смешнее, и полезнее.

Изгнание микробов из дивана

В этой игре используется следующая легенда: «Сегодня мы отправляемся на войну с вредными микробами. Они обманом и хитростью захватили наш диван, и теперь считают себя его хозяевами. Для того чтобы битва была эффективной, нам потребуется: оружие (палки, «выбивалки», ракетки и пр.), маскировка (это не обязательно, но детям очень нравится, поэтому можете нарисовать на лице грозные полоски с помощью теней для век, шоколадной пасты или чего-то другого), а также обязательно крик воина».

Расскажите малышу, что все воюющие обязательно кричат во время нападения, так как это заставляет противника испугаться и пасть духом.

Ну и дальше, Вы нападаете на диван! Задача: наносить удары, пинать его, с криком, со «зверским выражением лица». В зимнюю погоду вы можете по аналогичному принципу чистить ковры снегом, или же выбивать пыль из дорожек, половиков и пр.

Это всего лишь примеры возможных игр. Вы можете на их основе придумать свои варианты и применять

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Игры в тигры (Часть 1)

Сегодня практикум по телесно-ориентированной терапии.
Познакомимся со специальными коррекционными играми для снижения агрессии

Для того, чтобы игра была эффективной, необходимо:

1. выбрать время для игры, чтобы Вы были абсолютно свободны, никуда не спешили

2. свободное и безопасное пространство, чтобы не возникало страха, что ребенок может что-то уронить и разбить, удариться и пораниться; можно проводить игры на улице,

3. приготовить все, что Вам может понадобиться для игры,

4. Ваша включенность, не бояться показаться смешным и глупым.

Зоопарк

Малыш и его родители играют в зоопарк.

Правила: сначала вся семья занимается изготовлением карточек, на которых будут изображены животные. Их можно нарисовать, скачать из интернета картинки и распечатать. Или же подойдут маленькие игрушечные фигурки животных, спрятанные в специальный мешок. Ведущий вытаскивает одну карточку (или фигурку), никому ее не показывает, только смотрит сам.

Далее, он должен изобразить, продемонстрировать это животное, а все другие должны угадать. Игру желательно проводить на полу, чтобы все участники могли ползать, бегать на четвереньках или прыгать. После того, как все расслабятся и втянуться в игру, родитель немного усложняет правила: теперь нужно не просто показывать это животное, а продемонстрировать, как оно злится.

Очень важно, чтобы при показе злого животного, малыш (да и родитель тоже) «выпускал» когти, рычал, фыркал, шипел, бил лапами воображаемого противника.

Необходимо телесно смоделировать гнев и сопроводить его гневным голосом. После того, как кто-то из играющих верно назвал загаданное животное, он становится ведущим, и теперь уже он вытягивает себе животное и показывает его остальным. Обязательные животные, которые должны быть включены: тигр, слон, змея, волк, крокодил, горилла, лев, бегемот. Остальных можно добавить уже по собственному усмотрению.

Лампочка

Данная игра направлена на сброс вербальной агрессии и телесного напряжения одновременно. Причем здесь прорабатывается еще очень важный компонент – страх перед родителями. Особенно она будет полезна тем семьям, в которых родители строги по отношению к своим детям.

Правила: каждый участник надувает себе воздушный шарик, завязывает его. Это является его оружием. Далее, когда все готовы, кто-то один начинает игру. Он подходит (или подбегает) к другому участнику, бьет его воздушным шариком (лучше всего по голове), и обзывает любым необидным словом (лампочка, стул, шпрот, шнурки). Затем тот, кого ударили, подбегает к другому участнику (или же, если играющих двое, то к нападавшему) и делает тоже самое.

Эта игра может служить для Вас диагностикой. Понаблюдайте, кому из родителей ему проще подойти? Кто является для него более близким и не таким страшным? Кого он бьет больше, когда все уже втянулись в игру и раскрепостились?

Обычно тот родитель, к которому больше претензий, поначалу избегается, а потом становится главной «мишенью». Более простой вариант этой игры – только обзывание друг друга, без драки шариками. Это будет профилактика только вербальной агрессии, что тоже не плохо. В нее можно играть, когда Вы стоите в очереди, ждете чего-то, и малыш начинает скучать. Это позволит сэкономить Вам нервы из-за отсутствия надобности делать постоянные замечания: «не шуми», «не ходи туда» и пр. И еще будет профилактикой эмоционального напряжения.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Телесно-ориентированная терапия (Часть 2)

Как работает телесная терапия?
Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную.

Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены - смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение.
При этом малыш не теряет осознания происходящего, в отличие от различных гипнотических техник, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или по-научному «кинестетического транса». Это позволяет снять все переживания родителей относительно вмешательства в его психику, опасности применения данного метода и пр.

Фактически, Вы сами работаете телесно-ориентированным терапевтом, когда крепко-крепко обнимаете свое чадо, прижимая к себе. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его.

Так вот пассивная работа и представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.

Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.
Эти игры позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями.

Они позволяют стать ближе, роднее друг другу, избавится от обоюдных обид и претензий. Одной из основных задач для психолога в рамках данного направления является обучение родителей и малышей этим играм, чтобы они смогли самостоятельно играть дома и тем самым проводить профилактику возможных проблем.

Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности.

Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности.

Если такие проблемы есть в Вашей семье, то в первую очередь Вам стоит задуматься: с чем может быть связаны его проблемы? Может быть с атмосферой в семье? Может быть, выбранный Вами стиль воспитания не эффективен? И, разумеется, чем раньше Вы начнете решать проблему, тем легче будет все изменить.

Ведь здоровый и радостный малыш - это счастье любого родителя!

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Телесно-ориентированная терапия (Часть 1)

Известное изречение «в здоровом теле – здоровый дух» актуально и сегодня. Большую популярность приобрела телесно-ориентированная терапия, способная избавить человека от эмоциональных проблем. В чем сила этого оригинального психологического инструмента

Что такое детская телесно-ориентированная терапия? В чем ее уникальность? Почему она столь эффективна?
Телесно-ориентированная психотерапия - это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога - о детках.

Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голодный, мокрый или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать.

У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно - то плохо и эмоционально. И, наоборот - от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга.

Ведь мы же не плачем, когда хотим есть или спать. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений.

Если это радость, то и тело «радуется»: оно расширяется, мышцы расслабляются. А если негативные чувства - то и тело также «горюет, тоскует и гневается». Это проявляется в напряжении основных групп мышц, которые могли бы помочь дать обидчику сдачи или убежать; сердце начинает биться чаще, повышается давление и пр.

А теперь еще раз снова вспомним о том, что детки в младенчестве были абсолютно телесными. И они справлялись с помощью имеющегося у них напряжения следующим способом: Они срыгивали, если было напряжение в горле или животике от лишнего съеденного или попавшего воздуха. Еще они писали, когда было напряжение в области мочевого пузыря. Еще они дергали ручками или ножками, если что-то их беспокоило.

А теперь посмотрим: что происходит, скажем, при энурезе? Тело малыша знает, что мочеиспускание помогало ему справиться с напряжением. И теперь, когда напряжение внутри малыша зашкаливает, его тело «приходи ему на помощь».

А напряжение может быть из-за тяжелой атмосферы в семье, авторитарного воспитания, построенного на страхе и наказании, рождении братика или сестренки или возникновения обычного детского страха: «я больше родителям не нужен, они меня больше не любят».

И получается, что изначально психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению. Такие болезни, как энурез, принято относить к разряду «психосоматических», то есть возникающих по психологическим причинам.

Также к детским психосоматическим заболеваниям относят нарушения пищеварения (склонность к рвоте, спазмы, запоры), тики, навязчивое сосание пальца или грызение ногтей, кожные заболевания, аллергия, бронхиальная астма, расстройства сна и аппетита.

И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированную психотерапию. Она позволяет малышам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается еще и в том, что малыш сам толком не может сформулировать свое беспокойство.

Даже взрослому, подчас, бывает трудно понять: какие эмоции он испытывает, что мешает ему жить радостно. А уж ребенок, особенно маленький, может и вовсе не осознавать тех негативных эмоций, которые у него есть.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Пытаться привить аккуратность ребенку до двух лет совершенно бессмысленно

Вспомните, как малыши кушают. Если перед ними появляется новое блюдо, то они его пробуют, рассматривают, щупают, кусают. Именно так они знакомятся с новыми вещами.

Покусать цветок, раздавить чернику, помять клубнику — это способы малыша познать мир. Не мешайте, а еще лучше, помогайте своему сыну/дочери в этом увлекательном занятии. Вы находитесь дома, или на улице, в гостях — совершенно неважно. Просто имейте при себе влажные салфетки.

Расслабьтесь на пару лет. Не связывайте такие действия с неаккуратностью и неопрятностью. Они ничего общего не имеют между собой. Просто осознавайте, что так ваш ребенок учится познавать жизнь.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Тренируйте у вашего ребенка умение отказывать

Это должно быть у него на уровне рефлексов. Часто первый шаг в дурную компанию начинается с неумения дать отпор фразе: «а слабО»? Научите его дежурным, но исчерпывающим фразам, против которых нечего возразить. Например, на предложение попробовать водку, можно ответить: «Я уже пробовал, она невкусная. Мне не понравилось». Моя родственница, на предложение проколоть бровь, ответила: «Я не буду чувствовать себя счастливой с дыркой в брови». Больше к ней с подобными предложением не обращались. А что возразишь? Счастье - понятие субъективное.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


"Я хочу быть другом своему ребенку", - говорит родитель. И делает ошибку. Друг - это тот, кто не запрещает, друг - это тот, с кем может быть весело, но не тот, кто по-взрослому поможет и направит. Друг - это равный. А родитель - это тот, кто старше, тот, кто учит, тот, кто поможет. Несмотря на то, что нынешняя воспитательная культура склоняется ко вседозволенности, все-таки родительская функция во многом должна быть запретительной. Именно родитель устанавливает границы. Так можно, а вот так - нельзя. Ребенок эти границы "нащупывает", проверяет. И тут задача родителя четко обозначить правила, запреты, нормы. Родитель МОЖЕТ запретить, МОЖЕТ сказать, что нужно делать. Когда ребенок чувствует границы, он чувствует и опору, стабильность, уверенность, что за его спиной кто-то стоит. Без этого ощущения - растерянность, неуверенность, страх.

Многие боятся быть строгими, боятся поругаться, боятся не понравиться ребенку и не прослыть добрым родителем. Установить границы - это не значит постоянно быть злым и неприступным, это значит быть уверенным: сказал - сделал, нельзя - значит, нельзя.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Соблюдаем границы

Когда у ребенка возникает потребность в приватности? По-видимому, это происходит где-то в возрасте двух-трех лет – в то время, когда у ребенка развивается обостренное чувство самостоятельности и он пытается все делать сам. Приватность возникает как потребность быть индивидуальностью, что составляет важнейший аспект развития и взросления.

Я знала семью, в которой было пять человек: трое маленьких детей и двое взрослых, они жили в маленькой двухкомнатной квартире. Мать этих ребятишек рассказывала мне: «Мы сходили с ума от их ссор и стычек, от соперничества и ревности. Муж предположил, что это связано с тем, что у каждого из них нет места или вещи, которая бы принадлежала только ему. Он купил три металлические коробки с замками и дал по ключу каждому из мальчиков, объяснив, что, поскольку мы живем в тесноте, трудно хранить свои личные вещи, но теперь каждый из них может иметь сокровища, которые будут принадлежать только ему, и никто другой не сможет их взять. Результат превзошел все ожидания. Мы помогли нашим мальчикам осознать, что каждый из них – это личность со своими правами и тайнами и что мы уважаем индивидуальность каждого из них»

Когда мы нарушаем чью-либо приватность, мы заявляем об отсутствии доверия и уважения к человеку, превращая жертву нашего оскорбления в «неличность». Повлиять на моральные нормы наших детей можно скорее тогда, когда они знают, что мы уважаем их индивидуальность. Ясно, что оскорбление ребенка разобщает его и его родителей, а не объединяет их. Лучшим выражением подлинной заботы родителей, на мой взгляд, является предоставление ребенку возможности найти себя в самостоятельных поступках, а это может произойти только в атмосфере доверия и уважения. Ребенку нельзя расти под стеклянным колпаком; родители не должны постоянно держать его под надзором, так как это препятствует естественному процессу развития личности.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Одна моя знакомая, мама подростка, периодически жалуется, что раньше сын был очень ласковым, а сейчас он даже не позволяет себя приобнять. И это часто становиться причиной ее обид и слез.

Когда мы обнаруживаем, что наши дети уже не младенцы и их не устраивают проявления любви, которые они принимали с охотой совсем недавно, это сбивает нас с толку. С ребенком, у которого с возрастом пропадает потребность в объятиях и поцелуях, ничего страшного не происходит. Ничего особенного не происходит и с ребенком, который не все время «в настроении». Его чувства к родителям вполне нормальны. Не стоит расстраиваться.

Если мы проявляем любовь только объятиями, то что-то не в порядке не с нашими детьми, а с нами самими. Дети растут, осознают себя отдельными личностями и уже сами решают, когда принимать родительскую ласку.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


О чем расскажет детский рисунок

Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора.
Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора.

Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вы вод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.

Прежде всего – обратите внимание на сюжет рисунков

Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы.

Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов – не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Цвет передает эмоции

При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные».

Синий - цвет уверенности и спокойствия. Школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительности.

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

Размер деталей рисунка

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо – маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам.

Главное

Помните, что главное при анализе рисунка – это общее впечатление от рисунка. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или тоска, страх, одиночество – что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать Вам своим рисунком?

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


НЕПРИОРИТЕТ СНА

В последнее время существует тенденция, когда родители сводят к минимуму важность сна. Для нормального развития ребенок должен достаточно отдыхать. Ужесточение режима в виде ограничений в этом плане не показатель устойчивости.

Недостаточный сон отрицательно влияет на поведение; он также нарушает умственную функцию и коррелирует с увеличением веса с течением времени. Рекомендуемый минимум – восемь с половиной часов для подросшего организма и от 11 до 12 часов для деток по-младше (от 5 до 12 лет).

В реальном выражении это означает, что в 15 лет чадо, которое должно просыпаться к 7 часам утра, обязано находиться в постели не позднее 10:30 вечера, а в 10 лет – к 20:00, чтобы быть отдохнувшим к утру.

Что делать:

продумайте режим дня с вашим ребенком. Запланируйте периоды активности и отдыха, включите внешкольные мероприятия, уроки, обязанности по дому. Если вы видите, что на данный момент обязательства вашего ребенка урезают здоровый сон, вы должны помочь ему сделать жесткий выбор – снизить активности, чтобы выиграть некоторое время для релаксации.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy


Раз в год пишите ПИСЬМО своему ребенку

И обязательно от руки.
НЕ ленитесь, не печатайте на компьютере.

Письмо, которое он прочитает, когда станет взрослым.

Расскажите ему забавные истории о том, что случилось с ним за этот год, о трудностях и радостях, о том, что было важного в вашей и его жизни, о ваших мыслях о будущем и так далее.

Дополните письмо фотографиями, открытками, записочками, рисунками и другими памятными вещами, которые иначе со временем исчезнут.

И конечно, не забудьте, рассказать, как сильно вы его любите.

Сложите в папку и забудьте на много лет.
И так каждый год.
Когда он вырастет и повзрослеет, подарите ребенку эту папку.

Она станет для него бесценным хранилищем родительской любви и памяти о детстве.
И в радостные, и в тяжелые минуты она будет для него напоминанием, что ВАША ЛЮБОВЬ оберегает его всегда.

📌 Мой ребёнок
@rebenokmoy

Показано 20 последних публикаций.