Мой добрый знакомый, автор "Чужбины" пригласил поучаствовать в беседе на тему еврейской эмиграции. Обсуждали кое-какие детали предстоящего разговора и вдруг он мне напомнил про книжку о которой стоит написать.
Если кратко описать суть моего канала - это кабинет редкостей. Или, давайте чуть будем чуть более провокационными, кунстакамера. То бишь предок музея - комната отведенная джентльменом под собранные в его путешествиях диковинки. В моем случае, место, где максимально доступно и без видимого порядка(вроде бы) рассказываются истории из самых разных периодов и мест.
Однако, у меня есть несколько общих лейтмотивов, один из них – постоянное разоблачение шаблонов и стереотипов о собственном народе – евреях. Подчеркну, разоблачать не значит нахваливать – этим и без меня много кто занимается, причем предельно скучно и без огонька. Наоборот, мне интересно рассказывать о темной стороне Луны: еврейских пиратах, колдунах, маньяках и еретиках.
На мой взгляд, их существования крайне зримо и ярко доказывает, что еврейская культура может быть интересна далеко за пределами ее очагов. Это подтверждает и упомянутая в начале книжка: «Исход»(Exodus) – крупнейший бестселлер в истории США, который в момент выхода сравнивали по успеху с «Унесенными ветром»(наиглавнейшей книгой американской литературы).
По сюжету, книга нечто среднее между боевиком, иторическим романом и триллером, рассказывающим как погромы в царской России породили сионистское движение, спустя 70 лет уведшее Палестину у английских хозяев - благодаря мастерам тайных операций и пламенных борцам за свободу, имеющих небольшую слабость в виде блондинок.
Только первые издания «Исхода были изданы тиражом около 7 миллионов экземпляров. В СССР ее конечно не издавали, но тайком привозили «из-за бугра», перепечатывали на машинках, переписывали от руки и в таком виде читали в подпольных сионистских кружках. Самое удивительное в книге, как она задела стольких людей, хотя рассказывает не о центральных для мира событиях – всего лишь о появлении маленькой ближневосточной страны. В чем же ее секрет?
Во-первых, это настоящий эпос – с целой россыпью героев и сюжетных линий и растянутый почти на век. Не "Сага о Форсайтах" или "Война и мир", но внушительная, добротная историческая проза. При этом, не учебник истории, а куда более легко читаемый приключенческий роман. Можно прикончить его и получить весь необходимый объем знаний о рождении израильской нации.
Во-вторых, книга вышла в 1958 году, когда ныне угасший интерес к Израилю был колоссальным. Шутка ли, вдруг из ниоткуда возникла независимая страна и это не бывшая английская/французская колония, не нарезанные пьяной рукой белого человека барханы, а государство библейского народа – восставшее словно из праха.
Не случайно "Исход" – это еще и вторая книга Торы, так что библейские аналогии закономерны. Для тогда еще христианского, западного мира Израиль был настоящим чудом и бальзамом для больной совести: не всех евреев, стало быть, спалили – вот же они, маршируют в хаки и седлают боевые машины! Интерес к молодому сионизму, к несгинувшим в огне холокоста евреям, к новому их типу: бесстрашному солдату, перед которым склоняется не то что араб, но даже англичанин – все это породило огромный интерес к труду Юриса.
Которому, прямо скажем, повезло. Потомок польских евреев не был выдающимся писателем. Он так и остался автором одной Книги, хоть много писал и до, и после – последняя книжка вышла аж в 2003 году, в год его смерти. Слишком уж Юрис был прямолинеен, ходулен, шаблонен – его ходы предсказуемы, а диалоги лишены естественности. Зато он первым взял и увлекательно описал этот сияющий миф о гордых еврейских парнях спустя целую вечность вернувших себе родину – ту самую, которая еще и родина Христа.
Вот почему его русских и польских персонажей в итоге сыграли голливудские звезды вроде Пола Ньюмана. Да так сыграли, что и сейчас посмотреть не стыдно. Только будьте готовы: в книге страниц 800, в фильме три с половиной часа – и все про евреев.
Если кратко описать суть моего канала - это кабинет редкостей. Или, давайте чуть будем чуть более провокационными, кунстакамера. То бишь предок музея - комната отведенная джентльменом под собранные в его путешествиях диковинки. В моем случае, место, где максимально доступно и без видимого порядка(вроде бы) рассказываются истории из самых разных периодов и мест.
Однако, у меня есть несколько общих лейтмотивов, один из них – постоянное разоблачение шаблонов и стереотипов о собственном народе – евреях. Подчеркну, разоблачать не значит нахваливать – этим и без меня много кто занимается, причем предельно скучно и без огонька. Наоборот, мне интересно рассказывать о темной стороне Луны: еврейских пиратах, колдунах, маньяках и еретиках.
На мой взгляд, их существования крайне зримо и ярко доказывает, что еврейская культура может быть интересна далеко за пределами ее очагов. Это подтверждает и упомянутая в начале книжка: «Исход»(Exodus) – крупнейший бестселлер в истории США, который в момент выхода сравнивали по успеху с «Унесенными ветром»(наиглавнейшей книгой американской литературы).
По сюжету, книга нечто среднее между боевиком, иторическим романом и триллером, рассказывающим как погромы в царской России породили сионистское движение, спустя 70 лет уведшее Палестину у английских хозяев - благодаря мастерам тайных операций и пламенных борцам за свободу, имеющих небольшую слабость в виде блондинок.
Только первые издания «Исхода были изданы тиражом около 7 миллионов экземпляров. В СССР ее конечно не издавали, но тайком привозили «из-за бугра», перепечатывали на машинках, переписывали от руки и в таком виде читали в подпольных сионистских кружках. Самое удивительное в книге, как она задела стольких людей, хотя рассказывает не о центральных для мира событиях – всего лишь о появлении маленькой ближневосточной страны. В чем же ее секрет?
Во-первых, это настоящий эпос – с целой россыпью героев и сюжетных линий и растянутый почти на век. Не "Сага о Форсайтах" или "Война и мир", но внушительная, добротная историческая проза. При этом, не учебник истории, а куда более легко читаемый приключенческий роман. Можно прикончить его и получить весь необходимый объем знаний о рождении израильской нации.
Во-вторых, книга вышла в 1958 году, когда ныне угасший интерес к Израилю был колоссальным. Шутка ли, вдруг из ниоткуда возникла независимая страна и это не бывшая английская/французская колония, не нарезанные пьяной рукой белого человека барханы, а государство библейского народа – восставшее словно из праха.
Не случайно "Исход" – это еще и вторая книга Торы, так что библейские аналогии закономерны. Для тогда еще христианского, западного мира Израиль был настоящим чудом и бальзамом для больной совести: не всех евреев, стало быть, спалили – вот же они, маршируют в хаки и седлают боевые машины! Интерес к молодому сионизму, к несгинувшим в огне холокоста евреям, к новому их типу: бесстрашному солдату, перед которым склоняется не то что араб, но даже англичанин – все это породило огромный интерес к труду Юриса.
Которому, прямо скажем, повезло. Потомок польских евреев не был выдающимся писателем. Он так и остался автором одной Книги, хоть много писал и до, и после – последняя книжка вышла аж в 2003 году, в год его смерти. Слишком уж Юрис был прямолинеен, ходулен, шаблонен – его ходы предсказуемы, а диалоги лишены естественности. Зато он первым взял и увлекательно описал этот сияющий миф о гордых еврейских парнях спустя целую вечность вернувших себе родину – ту самую, которая еще и родина Христа.
Вот почему его русских и польских персонажей в итоге сыграли голливудские звезды вроде Пола Ньюмана. Да так сыграли, что и сейчас посмотреть не стыдно. Только будьте готовы: в книге страниц 800, в фильме три с половиной часа – и все про евреев.