2 сентября в Венеции после долгой болезни умер писатель и активист Дэвид Грэбер. 59-летний британец вполне подходит под разряд «несвятых» персонажей вроде желавшего ядерного Апокалипсиса финского эколога Линколы и британо-немецкого психолога Айзенка, слишком далеко зашедшего за грань расологии и других научных "ересей". Пожалуй нет лучше повода прервать мое затянувшееся молчание.
Грэбер всю жизнь интересовал феноменом бессмысленности в современном обществе, по-марксистки пытался с ним бороться и это само по себе было восхитительно бессмысленно. Анархист отказывавшийся принять ярлык анархизма, он был профессором антропологии в Лондонской школе экономики и политических наук – одном из самых элитных заведений в мире.
Естественно, учить детей пэров, сэров и русских олигархов науке о природе человека должен анархист и записной левак. По будням Дэвид читал лекции для диктаторских и аристократических отпрысков, а на выходные отправлялся в Рожаву – читать лекции чумазым курдским ополченкам и ополченцам только что вышедшим из обжигающего горнила боев.
Он же якобы придумал главный слоган радикально левого движения Occupy Wall Street: «Нас — 99%». Сам при этом был частью, вероятно, 0,001% привелегированной прослойки интеллектуалов на содержании одного из самых дорогих вузов мира. А вы говорите Пелевин! Весь мир – плохо сыгранная постмодернистская пьеса.
Если вам кажется, что я критикую или наезжаю на покойного профессора – это не так. Он написал неплохую «Долг: первые 5000 лет истории» и крайне любопытную «Дерьмовые работы».
В первой книге Грэбер изучает механизм долговых обязательств и приходит к выводу, что это старейший инструмент экономики, старше даже бартера и наличных денег. Верный своим радикальным идеалам, он также приходит к выводу, что четко оформленные долги, выбиваемые из людей по закону, есть плод государственного насилия над обществом – раньше, мол, верили друг другу на слово и одалживали не рассчитывая на выбивание долгов с помощью суда или вышибал.
А еще он вводит в этой же книге принцип «ежедневного коммунизма». Это когда живущие рядом люди помогают друг другу просто так: дают в «долг» инструменты, продукты, курево. То бишь дают каждому по потребностям в силу своих способностей. Идеалист Грёбер верил, что эти деревенские принципы можно экстраполировать на все общество.
В «Дерьмовых работах» Грэбер идет дальше и описывает бессмысленный труд как феномен Первого мира: охранники, маркетологи, сммщики, да и многие другие офисные служащие делают работу, которую можно сократить без ущерба для экономики. Грэбер выделял аж пять типов бесполезных и вредных работ, вроде бы не включая в них преподавание антропологии для элиты, и убеждал читателя в необходимости безусловного основного дохода, чтобы освободить прорву людей от бессмысленной траты времени. Что ж, полезная книга.
Еще Грэбер был левым радикалом, поддерживавшим лейбориста Корбина во время «антисемитского» скандала и ради этого предавшим анафеме газету «Гардиан». Он подписывал письмо в поддержку увольнения из Кембриджа «еретика» Ноя Карла, занимавшегося исследования связи интеллекта и генов, а перед самой смертью требовал уволить сммщика экологического движения за «плохой» твит про социализм(справедливости ради, он написал программу давшую название этому движению).
Была у этого нетерпимого левака-интеллектуала и связь с Россией: он был женат на ЖЖ-блогерше и художнице Нике Дубровской, вечно молодой русско-еврейской персоналии из ФРГ хорошо знакомой моему поколению. ЖЖ умер, а она все еще им пользуется, например, яростно агитируют людей в поддержку разведенных пенсионерок из ГДР(не спрашивайте).
Перед самой смертью Грэбера, она опубликовала фотографию с подписью «Венеция. Темно, влажно и холодно»(первая ссылка в посте). О его кончине Ника сообщила в твиттере и других своих медиа. #несвятые
Грэбер всю жизнь интересовал феноменом бессмысленности в современном обществе, по-марксистки пытался с ним бороться и это само по себе было восхитительно бессмысленно. Анархист отказывавшийся принять ярлык анархизма, он был профессором антропологии в Лондонской школе экономики и политических наук – одном из самых элитных заведений в мире.
Естественно, учить детей пэров, сэров и русских олигархов науке о природе человека должен анархист и записной левак. По будням Дэвид читал лекции для диктаторских и аристократических отпрысков, а на выходные отправлялся в Рожаву – читать лекции чумазым курдским ополченкам и ополченцам только что вышедшим из обжигающего горнила боев.
Он же якобы придумал главный слоган радикально левого движения Occupy Wall Street: «Нас — 99%». Сам при этом был частью, вероятно, 0,001% привелегированной прослойки интеллектуалов на содержании одного из самых дорогих вузов мира. А вы говорите Пелевин! Весь мир – плохо сыгранная постмодернистская пьеса.
Если вам кажется, что я критикую или наезжаю на покойного профессора – это не так. Он написал неплохую «Долг: первые 5000 лет истории» и крайне любопытную «Дерьмовые работы».
В первой книге Грэбер изучает механизм долговых обязательств и приходит к выводу, что это старейший инструмент экономики, старше даже бартера и наличных денег. Верный своим радикальным идеалам, он также приходит к выводу, что четко оформленные долги, выбиваемые из людей по закону, есть плод государственного насилия над обществом – раньше, мол, верили друг другу на слово и одалживали не рассчитывая на выбивание долгов с помощью суда или вышибал.
А еще он вводит в этой же книге принцип «ежедневного коммунизма». Это когда живущие рядом люди помогают друг другу просто так: дают в «долг» инструменты, продукты, курево. То бишь дают каждому по потребностям в силу своих способностей. Идеалист Грёбер верил, что эти деревенские принципы можно экстраполировать на все общество.
В «Дерьмовых работах» Грэбер идет дальше и описывает бессмысленный труд как феномен Первого мира: охранники, маркетологи, сммщики, да и многие другие офисные служащие делают работу, которую можно сократить без ущерба для экономики. Грэбер выделял аж пять типов бесполезных и вредных работ, вроде бы не включая в них преподавание антропологии для элиты, и убеждал читателя в необходимости безусловного основного дохода, чтобы освободить прорву людей от бессмысленной траты времени. Что ж, полезная книга.
Еще Грэбер был левым радикалом, поддерживавшим лейбориста Корбина во время «антисемитского» скандала и ради этого предавшим анафеме газету «Гардиан». Он подписывал письмо в поддержку увольнения из Кембриджа «еретика» Ноя Карла, занимавшегося исследования связи интеллекта и генов, а перед самой смертью требовал уволить сммщика экологического движения за «плохой» твит про социализм(справедливости ради, он написал программу давшую название этому движению).
Была у этого нетерпимого левака-интеллектуала и связь с Россией: он был женат на ЖЖ-блогерше и художнице Нике Дубровской, вечно молодой русско-еврейской персоналии из ФРГ хорошо знакомой моему поколению. ЖЖ умер, а она все еще им пользуется, например, яростно агитируют людей в поддержку разведенных пенсионерок из ГДР(не спрашивайте).
Перед самой смертью Грэбера, она опубликовала фотографию с подписью «Венеция. Темно, влажно и холодно»(первая ссылка в посте). О его кончине Ника сообщила в твиттере и других своих медиа. #несвятые