ВВС США и ВВС Израиля – кто сильнее?Массированная атака, которую Израиль предпринял против Ирана, породила у американцев вполне ожидаемый вопрос: а смогли бы, в случае необходимости, нанести аналогичный удар ВВС США? Израиль атаковал Иран 13 июня, используя, как сообщается,
примерно 200 истребителей. Эти удары нанесли серьезный ущерб возможностям Ирана по обогащению урана, а также проредив его военное руководство и уничтожив многие компоненты иранской системы ПВО.
При аналогичном нынешнему ирано-израильскому конфликте, ВВС США будут иметь возможность задействовать
40 из своих 52-х строевых эскадрилий. Двенадцать останутся «не у дел». Шесть из них должны выполнять задачи по защите от атак с воздуха территории США. Ещё шесть – «горячий резерв» на случай враждебных действий Китая или России.
При этом означенные 40 эскадрилий будут иметь в составе по три звена (12 машин). Общий ударный потенциал составит
480 готовых к развертыванию истребителей.
По мнению специалистов Института им. Митчелла, при текущем уровне готовности к выполнению боевых заданий
чуть более 60% это означает, что после развёртывания на театре военных действий
только 290 из этих 480 самолетов будут готовы к выполнению задания в первой волне. Это оптимистическая оценка – поскольку она не учитывает отказов техники при развёртывании. С учётом наличия запасных частей и расходников, вторая волна атаки составит чуть более двухсот единиц.
Для некоторых типов самолетов способность совершать боевые вылеты будет еще ниже. F-22, основной фронтовой истребитель ВВС, в прошлом году мог выполнить боевые задания только в 40-ка процентов случаев.
Готовность лётного состава также вызывает беспокойство. Налёт летчиков-истребителей
упал в среднем до 10–12-ти часов в месяц. Это примерно соответствует налёту советских лётчиков в период «холодной войны» - но считается недостаточным для лётчиков ВВС США. В 1980-х и 90-х годах они летали примерно
в два раза больше. Хотя такие требования руководства ВВС того времени многими оценивались как неадекватные.
«Из-за малого количества учебных вылетов в ВВС США нет ни одной эскадрильи, которая была бы готова к выполнению задания», — утверждает старший аналитик Института им. Митчелла, отставной полковник ВВС Джон Венейбл. — «Отправляя их в опасную среду без постоянных тренировок, мы, скорее всего, понесем гораздо больше потерь, чем израильтяне, и большая часть этих потерь будет вызвана неудачами при дозаправке в воздухе или даже при возвращении в пункты постоянного базирования».
Наземные экипажи также получают ограниченное количество тренировок для отработки комплексного обслуживания в условиях боевых действий. В частности, это относится к быстроте подготовки к повторному вылету (заправка и перевооружение). Существует убеждение, что эти операции не понадобятся военном конфликте с Китаем.
В конце 1980-х году американские истребители имели показатели готовности к выполнению миссии
~80%. Наземные экипажи могли готовить самолёт к повторному вылету
за 45 минут. Даже при выполнении удара на дистанции 1800 морских миль — это занимало примерно четыре часа, включая наземное обслуживание —
один экипаж мог совершить два боевых вылета за один день, а один самолет мог совершить четыре вылета.
Подобные результаты были достигнуты в последние годы в некоторых эскадрильях F-35. Однако это было возможно только за счет приоритетного снабжения запчастями и расходниками именно этих подразделений.
Вывод специалистов Института им. Митчелла:
ВВС США могли бы выполнить массированную воздушную атаку, аналогичную израильской, но это потребовало бы большого объёма логистических операций. Но не будем забывать, что ВВС Израиля насчитывает только 280 тактических самолётов. Понятно, что высокий уровень подготовки израильского лётного и технического состава никто не отменял, однако их американские коллеги выглядят достаточно бледно не только на их фоне, но и в сравнении с тем, что они могли несколько десятилетий назад.
Алексей Захаров,
авиаэксперт
#экспертВОВоенный Осведомитель