Как стать учёным, если ты дно


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Образование


Извилистый путь к возвышенным целям чикулечки с заниженной самооценочкой. По вопросам науки и рекламы писать @lglinskih

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Образование
Статистика
Фильтр публикаций


Весной я побывала на менторском воркшопе, где основная цель была рассказать аспиранткам про то, как можно преуспеть в научной карьере, совмещая это всё со здоровой жизнью. На этой страничке есть ресурсы с прошлых воркшопов, очень рекомендую.

Сейчас я на инженерной стажировке в гугле, где для интернов тоже проводят много тренингов на похожие темы: как управлять временем, как делать хорошие презентации, как расти на работе, нормально ли менять специализацию на работе. Это не первая моя стажировка, и с каждой я выношу что-то новое, хотя изначально я надменно считала, что такие тренинги это «много унылой воды для будущих менеджеров». А сейчас мне наоборот кажется, что без понимания того, как в компаниях и науке устроен рост, я вряд ли вырасту в успешную учёную.

Итак, что я узнала исключительно на таких лекциях, что теперь использую или планирую использовать в моей карьере и жизни:

• Ваш результат/достижение/прогресс заметно меньше стоят, если вы про него не рассказали. Если повысить visibility своей работы, то про вас в будущем вспомнят с гораздо большей вероятностью как кандидатов на стипендию/премию/повышение. Доклады, поездки на конференци, нетворкинг оч нужны для того, чтобы про вас знали.

• Менять карьерные пути нормально в любом возрасте, на любом уровне карьеры. Это касается и перехода внутри индустрии на совершенно другую позицию, и перехода между академической и корпоративной карьерами. За последние полгода я узнала много примеров смены карьеры после чего понимаю, что то, что я всегда в пределах CS, так это у меня ещё очень однородная и скучная карьера🙂

• Если вы работаете больше времени, чем то, за что вам платят, вы обесцениваете свой труд, свои навыки и своё время. Мне лично такой подход помогает бороться со стыдом от чего-то недоделанного по пятницам: я не работаю по выходным не потому что я ленивая, а потому что я умею ценить своё время и свои успехи в рабочие часы.

• Даже самым замечательным и милым начальникам более выгодно, чтобы вы работали больше. Так что защищать границы вашего личного времени нужно самим.

• С какой-то периодичностью можно проводить переоценку ценностей: что вы хотите делать по жизни, что вы хотите получать от работы, что ваша работа сейчас вам даёт. Например, для меня пока очень важна возможность решать интересные задачи в большом количестве, писать своё имя на всех моих результатах, важно иметь свободу путешествий, время на хобби, а деньги важны, конечно, но не очень. В итоге на данный момент (если забыть про ковид и ограничения на путешествия) учёба в аспирантуре и летние инженерные стажировки меня полностью удовлетворяют. Но, если мои приоритеты изменятся и я захочу больше денег, или изменятся условия моей академической работы и мне придётся много преподавать, то мне надо будет серьёзно подумать, устраивает ли меня такое положение дел в долгосрочной перспективе или нет.

• Осознавать свои слабые стороны важно, и на любом этапе карьеры все продолжают учиться чему-то новому. Нет совершенных лидеров, которые уже умеют и знают всё. Не надо стремиться сразу научиться всему, но полезно иметь один-два навыка, которые вы осознанно пытаетесь улучшить сейчас.

• Возможностей всегда больше, чем вы знаете. Можно совмещать инженерную и научную работу, как и работу в индустрии и в университете. Можно работать только половину времени, можно брать творческий отпуск. Общение с людьми вне вашего круга может дать вам радикально новые идеи и расширить ваше представление о вашем будущем.

Все эти знания с тренингов безусловно можно почерпнуть и в обычной жизни, особенно если вы часто общаетесь с успешными людьми. И многие классные идеи и советы по улучшению карьеры я получила от друзей, руководителей и коллег. Но, как вы видите, не все. И хоть чем дальше, тем большая доля информации с разных тренингов мне кажется уже знакомой, я всё равно рекомендую хотя бы иногда на них заглядывать или просматривать слайды с таких презентаций. Какой-то невероятно простой и полезный совет может быть нов для вас.


За последние три месяца я успела и осознать, что выгорела, и попробовать несколько разных способов, как перестать выгорать. Всё ещё понимаю, что путь впереди длинный, но, как обычно, главное — начать.

Я осознала, что выгорела, когда после 2 недель отличного новогоднего отдыха работа у меня ассоциировалась с каторгой, тленом, я не понимала ни одной причины мне снова тратить море сил на рисёч, встречи, организацию семинаров, доклады. В американской аспе ещё надо брать курсы, каждый из которых съедает где-то 10 часов в неделю. Хотелось уехать в Рязань, хотя я там ни разу не была, но Рязань (или любой другой не гигантский город) был просто опцией в стиле «сбежать подальше от всей этой работы».

Что-то немного похожее у меня было во время отпуска в августе после лета непрерывной работы в карантин, но тогда я скорее чувствовала, что устала и с радостью бы отдохнула ещё неделечку, но к работе отвращения не было, а в январе было совсем безысходно. Но, к счастью, я пообщалась с выгоревшими и недовыгоревшими друзьями, узнала про канал Чтобы не выгорать, который очень рекомендую, прочитала разные статьи про выстраивание границ на работе и далее перечислю то, что применила на себе, и что мне очень помогает.

• Отдых. Такой отдых, когда вы можете сидеть у окна, или гулять по улице и не процессить в голове какие-то рабочие моменты, не вспоминать шуточки с последней рабочей встречи или какие-то варианты, как бы лучше ответить на письмо коллеги. Мне ещё очень помогают игры и выбор мебели/одежды/косметоса/продуктов, когда я фокусируюсь на своих областях жизни, которые не связаны напрямую с работой. Тем самым я забочусь только о себе в контексте нерабочей себя и это ключевой момент отдыха от работы.

• Общение с друзьями. И в выходные, и, особенно, в будние дни со взаимным напоминанием, что пора бы закрыть ноут и идти, например, за вкусным латте на районе. Я часто во время рабочей недели замыкаюсь на том, что моя работа это самое важное в моей жизни. Это звучит очень неадекватно, и в такие моменты полезен пинок со стороны, когда друзья показывают тебе свой бокал вина, и тебе уже важнее заварить свой очень дорогой цельнолистовой чай, чтобы вы удалённо насладились жизнью, а не надуманной производительностью.

• Понимание ожиданий ваших руководителей. Это наиболее актуально для студентов, ведь они в идеале должны вырастать в полноценных учёных под руководством профессоров. Это, конечно, очень страшно, но конструктивный фидбек о вашей работе может быть бесконечно полезным. Во-первых, он может помочь вам ненадолго избавиться от синдрома самозванца, во-вторых вы так узнаете, какие ещё навыки (например, начать делать больше докладов или менторить студентов) вы можете улучшить.

• Понимание как ваши ожидания соотносятся с ожиданиями других. Часто ваши руководители видят ваши цели не такими, какими их видите вы. Возможно, вы хотите научную степень, чтобы вас больше уважали на неакадемической работе. Либо, возможно, вы хотите быть наполовину учёным, наполовину пчеловодом, и в вашей жизни очень важен душевный баланс и большое количество полевого отдыха, тогда вам нужно меньше напрягаться ради топовейших статей, и больше узнавать про пчёл. В любом случае очень важно помнить, что вы и ваши друзья знают и понимают вас и ваши приоритеты лучше даже самых лучших коллег. И, оставив в стороне ваш стыд из-за недоделанных дел, периодически останаливайтесь подумать, чего хотите вы, а не все вокруг вас? На правильном ли вы пути или надо что-то в ваших рабочих приоритетах поменять?

Пожалуйста, не бойтесь признавать, что в ваших отношениях с работой (и с чем угодно) могут быть проблемы. Помните, что сейчас трудное время и мы уже год живём в нездоровом мире. Заботьтесь о своих близких и о своём здоровье. И не выгорайте!


Через месяц дедлайны на подачу в аспирантуры Америки и Канады. В честь этого хочу вам напомнить несколько простых истин, которые забываются, особенно в российской системе образования, но очень важны при подачах.

• Вы не куски дерьма и у вас есть много сильных сторон. Я прекрасно понимаю, что часто можно смотреть на других и думать, что у вас вообще ноль преимуществ. Но это не так. Быть отличником с безупречной репутацией это, конечно, всегда на руку, но это точно не единственный критерий успешности в науке. Попытайтесь спросить у своих друзей и дружественных коллег, какие качества в вас они бы назвали очень классными. У меня это, например, оптимизм и целеустремлённость, что даже с плохим знанием матеши тянет меня в науке не первый год. Ещё можете спросить родителей или учителей начальной школы — людей, которые знали ваши какие-то намечающиеся качества ещё до начала проявления вашей сильной неуверенности в себе. Знайте, что для американских писем не бывает понятий «перехвалили себя».

• Люди, которые курировали ваши проекты, руководители практик и дипломных работ это те, кто, в целом, должны спокойно писать вам рекомендательные письма. Не бойтесь их о них просить (можно напиться для храбрости и потом просить). Хорошим тоном считается при запросе отзыва присылать своё текущее резюме и список ваших достижений, сильных сторон, про которые авторы отзывов могут знать и описать в отзыве. Опять же, в российской системе ценностей это звучит очень нагло, но тут надо относиться к этому как к банковской операции: это просто нужно делать, для этого в цивилизованном научном мире есть протокол, просто так работает научный бизнес. Да и напоминание ваших достижений сильно облегчает задачу написания отзыва. И, безусловно, письмо с просьбой об отзыве надо писать вежливо и подчёркивать, как важен для вас отзыв того или иного человека.

• Даже если ваш диплом топовый, и вы из лучшего университета страны, в Америке про все российские университеты в среднем знают только то, что они в России. В лучшем случае сделают поблажку на плохой английский и грубоватые отзывы. Поэтому полезно как-то проявить себя научными результатами, стажировками, интересным опытом. Кстати, если вы даже делали рисёч в Яндексе, то надо разъяснить, что это за контора, и упомянуть, что вот вообще у Яндекса обычно больше нуля статей на NeurIPS каждый год, и попасть туда даже на стажировку трудно. Чем больше вы объясните, что в контексте России вы достигли многого, тем больше у вас шансов пробиться в неплохой вуз.

• Заведите (наконец) сайт. Если ваше присутствие в сети выражается только аккаунтом на kaggle (или вк), то этого мало. Даже простенький сайт, где лежит ваше резюме и указано ваше имя, уже в тысячу раз лучше, чем нулевое присутствие. Профессоры, которые захотят вас нанять, будут вас гуглить. Чем проще найти всю выигрышную информацию про вас, тем лучше.

• Не бойтесь. Пишите профессорам, просите отзывы, подавайтесь в университеты мечты. Вы удивитесь, как часто люди готовы помочь, и как просто может быть попасть в Оксфорд. Во всём нужна удача, конечно, но без попытки вероятность поступить в Оксфорд точно нулевая. И не обращайте, пожалуйста, внимания на мудаков, которые в вас не верят. К сожалению, в мире всегда будут душнилы, которые боятся идти к смелым целям, лучше не брать с них пример.

• И вдохновляйте, помогайте своим знакомым, особенно более робким и менее опытным. Даже если у вас были какие-то неудачные попытки поступить, любой ваш опыт может помочь многим.

Удачи всем поступающим!


У меня сейчас периодически проявляется какой-то экзистенциальный кризис в науке. И причин у этого несколько. Одна самая большая: я сейчас очень много делаю дел, но почти все они связаны либо с преподаванием, либо с моим обучением, а на науку остаётся минимум времени. Удовлетворения в итоге от процесса я получаю мало, а занятость у меня всегда часов 50 в неделю, что очень много, учитывая, что почти вся моя деятельность включает думанье. Но большая занятость меня не огорчала бы так сильно, если бы хотя бы 60% этой занятости было направленно на науку как таковую. А в итоге сейчас, когда я получаю стипендию за преподавание, на рисёч у меня остаётся где-то 20% времени (и 1% сил), что очень-очень мало.

Вторая важная причина: я лучше узнала как устроена академическая среда в Америке, которая всемирно признана лучшей и самой успешной, и мне страшновато. То, что все очень много работают, я уже по себе заметила. И судя по профессорам, и по постдокам вокруг меня, я не думаю, что занятость с получением опыта уменьшится. Выглядит так, будто пашут все, а профессора это главные мастера впахивания. У них и преподавания, и встреч больше, плюс они же ещё руководят студентами и ходят на митинги для профессоров, сидят в комитетах на конференциях и работают редакторами в журналах. Как они всё успевают — для меня загадочка.

Третья важная причина: при аналогичной квалификации в айти денег все получают гораздо больше. Я посмотрела по Бостону стартовую зарплату профессора без теньюр и удивилась, ведь она была равна моей зарплате стажёрки-программистки в Цюрихе, хотя мне на стажировке не надо было иметь докторскую степень и 20 отличных публикаций. Найти позицию даже постдока у нас в области достаточно трудно, а на профессорские позиции конкурс просто невероятный: я смотрела доклады кандидатов в профессора нашего факультета, и все люди были просто топовейшие, а берут из них только самых лучших. Это, конечно, не сюрприз, что в индустрии люди получают больше, но в науке, если учитывать порог вхождения и квалификацию нужную даже для постдока, то понимаешь, что между зарплатами просто дичайшая пропасть.

Пока я всё равно вижу своё будущее в науке, но, наверное, не вижу себя профессоркой в Америке, потому что меня как-то не вдохновляет всю жизнь работать в таком режиме с 50-часовой (в лучше случае) занятостью в неделю. Я хотела в аспирантуру в Америке как раз чтобы научиться много научно работать, стать эффективной, быть окружённой лучшими учёными и научиться многому у них. Я точно буду рада, если смогу пройти этот ~4-летний научный буткамп успешно, но, конечно, понимаю, что есть большая вероятность, что я просто не выдержу такой большой нагрузки, особенно если преподавать мне придётся часто. Но если выдержу, то дальше можно будет думать об академической работе в более расслабленной академической среде. Хотя может за следующие три года я полюблю пахать?


Самой идеальной конференцией этого сезона для меня стала STOC’20. Я участвовала в Стоке и очно два года назад, и, на мой взгляд, атмосфера онлайн мероприятия была максимально близка к очному, а участников было гораздо больше, регистрация дешевле, и не было визового барьера (STOC проводят в недостижимой для большинства россиян Америке). Организаторы STOC настолько хороши, что подробно описали все детали организации в отдельном документе.


Независимо от вашего академического уровня, в резюме может появляться строчка про Academic service. В это входит и ревью статей для журналов и конференций, и организация научных мероприятий. Если вокруг вас кто-то организовывает конференцию и просит о помощи (то перешлите им эти советики) это может быть интересно и полезно для вас. Хочу порекомендовать вам вещи, которые отлично зашли для меня в онлайн формате, что может пригодиться вам при организации научных мероприятий.

Логистика
• В начале конференционного дня обязательно присылайте список всех сессий конференции со ссылками на соответствующие зум-встречи (не верите мне, поверьте Скотту Ааронсону). Много сайтов и гуглодоков это, конечно, здорово, но старый-добрый имейл со ссылками на доклады всегда удобнее.

• Вообще, упрощайте всё, что можно упростить: добавляйте время каждой презентации, добавляйте ссылки на видео докладов, присылайте дополнительные подробные инструкции пусть и с тривиальными шагами.

Общение на конференции
• Одна из самых классных идей: Junior/Senior Lunch. Всем участникам шарится гуглотабличка, где senior участники могут вписать своё имя и время, когда им удобно сходить на ланч, и 3–4 junior учёных могут вписать свои имена в соседние слоты, то есть записаться на ланч с этим профессором. Junior считаются все студенты и постдоки. Этот формат хорош и очно, но в онлайн мире он более актуален, потому что случайно в коридоре познакомиться с профессором и рассказать, чем вы занимаетесь, над чем вы работаете, трудновато, а это очень важная часть конференции для становления карьеры.

• Впрочем, на двух конференциях использовали классный сервис Gather, чтобы заменить и общение в коридорах. Идея такая: есть карта конференционного зала (с баром), где ты управляешь персонажем и можешь передвигаться и находить других людей. Если ты подходишь близко к кому-то, то у тебя включаются камера и микрофон и можно как в зуме общаться с этим человеком. Можно настроить радиус вступления в разговор, можно общаться с 9 людьми одновременно. В итоге мне было даже проще подходить к незнакомым группах людей и знакомиться с ними, чем на очных конференциях. Очень рекомендую этот сервис и для замены любых социальных мероприятий у вас в универе.

• Пространство для обсуждений вопросов конференции: Slack, Microsoft Teams. Там можно обсудить что угодно, задать вопросы авторам статьи, уточнить организационные вопросы, похвалить организаторов. У меня это минимально заходило, я ничего там не обсуждала, но регулярно заглядывала и чьи-то комментарии лайкала. Без такого сервиса я бы чувствовала себя более изолировано от конференции.

Формат конференции
• На всех конференциях, где я была в этом году, записи докладов (25–30 минут) загружали на YouTube за несколько дней до мероприятия. Таким образом была возможность заранее понять, хочешь ли ты идти на онлайн сессию с этой статьёй. Это и отличный ресурс на будущее: я перед чтением любой статьи, которую мне надо понять со всеми доказательствами, ищу видос доклада или хотя бы слайды. Презентации на конференциях очень помогают понять основную суть результата и главную техническую идею доказательства.

• Во время сессий — 10-минутные презентации, рекламирующие длинный доклад и позволяющие за 5–7 минут задать авторам вопросы и обсудить результат. В таком онлайн формате совершенно нормально не смотреть все доклады до онлайн сессии. Такой доклад-эбстракт.

• На ICALP’20 была очень классная вступительная сессия, где организаторы сделали нарезку оригинальных видео-презентаций и дали премию за самый классный видос. Это было очень здорово и меня, например, мотивировало проявлять больше оригинальности в моих будущих докладах, если онлайн формат нас ещё не скоро покинет.


Близится начало осеннего семестра, в котором я буду вести практики к курсу сложности у аспирантов, где лекции читает мой научный руководитель. В общем, тема моя любимая, на курсы для аспирантов ходит обычно не 100 человек, а скорее 30, так что должно быть интересно и не бесконечно трудно. До этого я уже вела какие-то занятия в маткружке, была репетитором и один семестр вела практики по сложности у студентов бакалавриата. Мне очень интересно, что меня ждёт в преподавании у аспирантов в Америке, потому что и формат преподавания, и уровень подготовки студентов здесь очень сильно отличается от России.

Перед собой я на семестр ставлю (как обычно) две простые цели: выжить и не сойти с ума. Безусловно, хочется быть хорошим преподавателем: понятно объяснять, давать полезные упражнения, показывать красоту моей науки и ни в коем случае не взращивать в студентах ненависть к предмету. Но я не эксперт в этом, а только потихоньку учусь. И пока для себя я вывела основные моральные принципы преподавания, которые, думаю, буду стараться соблюдать всю свою преподскую жизнь.

Первый и самый важный принцип: соблюдать личные границы студентов. В это входит и совсем очевидное — не трогать студентов (и мне очень жаль, что не все преподаватели это понимают), и более незаметное: не трогать вещи студентов, например, не хватать их ручки и не писать на их бумажках, если сперва не уточнить, ок ли это для них.

Вести себя уважительно по отношению к студентам. Внимательно слушать их вопросы и отвечать на них, аккуратно объяснять ошибки и давать только конструктивный фидбек. Ещё очень важно уточнять, как студентам предпочтительнее, чтобы их называли, и особенно важно не путать произношение их имён. В Америке для меня это очень актуально, ведь я неплохо знаю как писать только русские имена.

Во время прошлого преподавания практик по сложности у меня были ещё два шутошных принципа, которые я особенно боялась не соблюсти: не шутить и не материться при студентах. Понятно, что материться на парах это вообще дно, но надо ещё следить за собой между занятиями или в чатиках в телеграме. Шуточки на парах это тонкий лёд, где я однозначно либо кого-то оскорбила бы, либо пробила бы дно тупостью шутки. Возможно, шутки заходят у опытных преподавателей, которые прекрасно чувствуют аудиторию, но я пока лучше ограничусь каламбурчиками в твиттере.

И самое важное качество, какой преподавательницей я хочу быть, описывается словом approachable. Я хочу, чтобы студенты с проблемой не боялись мне про это рассказать. Неважно, вопрос это по курсу, просьба как-то иначе вести пары или предупреждение о болезни/пропуске занятия/продалбывании дедлайна. Я со старшей школы заметила, как у меня потихоньку пропадало желание задавать вопросы на уроках, а к концу бакалавриата я боялась задавать вопросы всем и всегда. Потому что преподаватели могли зло пошутить, подколоть, огрызнуться на то, что я чего-то не понимала или не помнила с прошлых 100 занятий. Я хочу, чтобы студенты ни в коем случае не боялись задавать мне вопросы и по занятиям, и по домашкам, чтобы я была не только говорительно-карательным преподом, которому они хотят поскорее сдать зачёт и забыть.

В общем, с нетерпением и трепетом жду начала своего первого преподавания на английском (надо же ещё будет говорить так, чтобы меня все понимали), постараюсь вырасти как преподаватель и помочь кому-то полюбить теорию сложности.


Я в инстаграме уже давно использую хештег #какстатьучёнымеслитыдно, и периодически мне пишут знакомые и говорят: камон, ты уже не дно. И иногда мне правда кажется, что я приподнимаюсь со дна. Но в такие редкие моменты я успеваю сделать херовейший доклад или опозориться перед научными руководителями так, что меня вдавливает в дно ещё сильнее. Так что пока хештег и этот канал продолжают жить.

На днях вот мы с коллегой обсуждали небольшой вопрос по моей области (Computational Complexity). И пока мы его решали я успела опозориться, что не знаю решение простой задачки, перед коллегой, научруком и топовым профессором в сложности.

И с одной стороны, я безусловно себя хвалила за то, что я не постеснялась задать вопрос крутому профессору, вовремя попросила помощи у научного руководителя и попыталась до конца разобраться в вопросе коллеги, но итоговое ощущение своей тупости меня огорчило достаточно сильно.

Очень грустно, когда даже в своей области ты всё равно иногда не можешь решить какую-то простую задачу. Но это вообще-то нормально!
Все выходные я безусловно очень грустила, но понимала свои эмоции и убеждала себя, что ок погрустить, но позоры и тупняки однозначно не делают меня тупой и бездарной в области. И к счастью все, при ком я опозорилась, вели себя мило, а грусть у меня уже почти прошла, и я снова хочу заниматься своей сложностью.

Что я хочу сказать вам: нормально чего-то не знать. Даже в своей области! Нормально позориться в разной степени публичности. Я варюсь в Theoretical Computer Science достаточно серьёзно уже 5 лет. И я уже пробивщица дна международного уровня (позорилась на собеседованиях и докладах в разных странах). И я не могу сказать, что это как-то мне мешает получать позиции и деньги за свой рисёч, я (почти всегда) не сомневаюсь в своём светлом научном будущем. Задавать вопросы, высказывать своё мнение и ошибаться это нормально на любом уровне. И не правы только те, кто смеются над вашими вопросами и как-то неконструктивно указывают на ваши ошибки.


В феврале прошла тест на выгорание в IT, и мне очень запомнился один вопрос: «Как часто вы считаете, что делаете меньше, чем должны?» Варианты ответов были: иногда, частенько, очень часто, каждый день. И я, в шоке для себя, сразу же ответила: каждый день.

Было достаточно страшно осознавать, что я каждый день, уже достаточно давно, недовольна собой. К счастью тогда у меня была запланирована поездка с подругой на выходные, и я целых три дня ничего не делала по работе: не читала почту, не читала статьи, не думала о задачах, зато много гуляла, вкусно ела и наслаждалась жизнью. И за выходные с подругой мы обсудили, что я могу как-то переоценивать ожидания научных руководителей + недооценивать сколько времени я реально работаю, сколько всего я на самом деле успеваю делать.

В итоге после тех выходных я стала делать следующие три вещи:
• Трекать всё рабочее время. Я использую просто гуглотабличку, и записываю каждый день, сколько времени я трачу на встречи, написание писем, лекции, домашки, рисёч, написание текстов. Задачи эти разбиваю на два типа: рисёч и учёба. Формально я должна заниматься научной работой 20 часов в неделю (за это мне платят стипендию), и оказалось, что я всегда работаю больше.
• Начала периодически вообще ничего не делать на выходных. Оказалось, что совсем не работать на выходных это очень классно! И, благодаря регулярному полноценному отдыху, я начала ещё продуктивней работать во время рабочей недели.
• Перестала гнобить себя, что я недостаточно много стараюсь, а даже наоборот: стала радоваться тому, что я вкладываю достаточно много сил и времени.

Вкратце, безусловно, любить и ценить себя, свой труд, своё время, регулярно давать себе отдохнуть это базовые принципы, про которые написано на каждом углу. Но внедрить их в свою жизнь далеко не так просто, и даже непросто осознать, что вы отдыхаете недостаточно и работаете слишком много. Мне очень помог трекинг времени и постоянное напоминание себе, что я топ. Вдруг это поможет и вам. И в любом случае, напоминаю: вы топ!


Я успешно окончила первый год обучения в аспирантуре в Америке. Ура! Отличий от российской аспирантуры и магистратуры много. Одно яркое отличие, которое очень шокирует меня, русскую-чику: цена каждого курса. К счастью аспиранты в Америке получают стипендию, которая покрывает стоимость обучения. Хотя видеть выписки состояния моего счёта перед начислением стипендии всё равно очень стрёмно: десятки тысяч долларов за семестр, хотя прохожу я только 2-3 курса.

Но сегодня о классных отличиях американских курсов. За год я сдала 4,5 курса, и каждый семестр у меня была учебная нагрузка примерно 15-20 часов в неделю (это на все домашки, курсачи и подготовки к лекциям). То есть курсов меньше, лекций по ним больше, домашки объёмнее. И самая удивительная часть для меня: наличие проектов, на которые с середины семестра уходит много времени. (Сразу оговорюсь: когда я училась на программистку, у меня были семестровые кодерские курсачи, и это было правильно и здорово. Но на теоретических курсах проектов у меня до этого никогда не было.)

Все требования к проектам сообщаются в начале семестра. Основная цель: найти задачу, которая связана с курсом и интересна тебе (например, на пересечении с твоей областью рисёча) и попытаться её решить, регулярно обсуждая свой прогресс на личных встречах с преподавателем. На последних занятиях семестра надо сделать презентацию вашего проекта перед классом на 15-20 минут, а на экзаменационной неделе сдать финальную версию текста на 5-8 страниц с описанием проекта, мотивацией, списком литературы: ну в общем, настоящий мини-рисёч.

Какие в этом плюсы:
• Хорошее погружение в предмет, вы обязательно вынесете хоть что-то, ведь будете думать над какой-то своей задачей, которая лично вам интересна.
• Сотрудничество с профессорами, кроме научных руководителей, которое может перерасти в плодотворное научное сотрудничество, либо просто ещё один человек, будет знать вас как рисёчера, и сможет в будущем писать на вас отзыв.
• Опыт полноценного исследования: поиск интересного вопроса, литобзор в новой области, решение проблемы, обсуждение с другими учёными (с преподавателями плюс часто проекты делают в группах с другими студентами), написание игрушечной статьи по проделанному.

Безусловно такие проекты трудно организовывать на курсах, где больше 20ти студентов, но на маленьких курсах (а я ходила на такие) и особенно на теоретических, очень здорово, что такие проекты есть. В итоге в результате одного года обучения у меня было много личных встреч с профессорами, были написаны 5 приличных текстов (2 были написаны в группе с другими студентами, что тоже очень интересно) и были сделаны 4 разных презентации. И два проекта вполне можно попытаться добить до взрослых результатов и публикаций🧐


Сегодня очень трудная для меня тема: тема научных руководителей.

Поиск и выбор научного руководителя это нелёгкая задача. Основное, что я точно рекомендую: заниматься научной работой с человеком, который вряд ли вас доведёт до самоубийства. Если у вас крепкая психика, то можно и рискнуть поработать с токсичным профессором, но медианным студентам я это не рекомендую. Всегда полезно заранее поговорить со студентами профессоров, с которыми вы планируете поработать. Иногда достаточно посмотреть, насколько у них несчастные глаза.

Безусловно важно понимать, над чем научный руководитель работает. В зависимости от страны и лаборатории ваши научные интересы должны быть либо очень близки, либо хоть как-то близки, чтобы научники всегда понимали, над чем вы работаете. В бакалавриате и магистратуре не бесконечно критично, чтобы задача была вами очень любима. Но в аспирантуре, думаю, можно быстро сойти с ума, если придётся работать над недостаточно интересными задачами.

Важно знать не только, над какими задачами профессора работают, но и как. Иногда научруки работают активно над проблемами вместе с вами, и на встречах вы часто вместе долго в тишине думаете. Лично мне такой подход очень нравится и даже часто необходим для плодотворного сотрудничества. Но кому-то больше нравится встречаться с научными руководителями только чтобы отчитываться о прогрессе и обсуждать планы на следующую неделю. И безусловно есть много промежуточных видов сотрудничества. Полезно узнавать у студентов, какого стиля какие профессора придерживаются.

Важные характеристики профессоров, которые стоит учитывать: успешность, социальность, личные качества, опытность. С научными руководителями вам возможно придётся долго работать и поддерживать хорошие отношения. С ними вы проходите через хорошие и плохие времена, решаете научные и иногда личные проблемы, поэтому очень здорово, если получается установить уважительные и доверительные отношения. И если вас человек чем-то прям бесит, думаю, не стоит начинать с ним работу.

Научный руководитель это ваш главный защитник и проводник в большой научный мир. Этот человек должен объяснить, как всё устроено, помочь научиться общаться, получать результаты, писать статьи. Помните, что научруки это ваши первые сммщики в социальной сети учёных: они должны знакомить вас с остальными профессорами, рекомендовать вас на будущие позиции, договариваться с коллегами, чтобы они с вами поработали. Безусловно смелым и общительным студентам просто и самим налаживать научные социальные связи. Но часто студенческого авторитета недостаточно, чтобы привлечь внимание очень серьёзных людей, да и отзывы научных руководителей нужны при подаче почти на все школы, стажировки и академические позиции.

Помните, пожалуйста, что научных руководителей можно менять и это часто происходит. Даже через два года после начала работы, даже за полгода до защиты. Я очень удивляюсь, что большинство людей находят научных руководителей с первой попытки и работают с ними много лет. Ищите человека, с которым вам комфортно и работать, и обсуждать погоду. Уважайте и цените себя, пытайтесь выстроить хорошие рабочие отношения с научным руководителей, чтобы вы понимали стили работы друг друга и не боялись и косячить, и признаваться в этом. Если вы чувствуете, что у вас есть какое-то постоянное недопонимание и приуныние после общения с руководителем, то обсудите это с друзьями, со стороны многие проблемы понятны лучше.

Помните, что и вы, и научруки это обычные люди, а не идеальные модели студентов и научруков. В целом, если научное сотрудничество не приводит к новым психологическим травмам, то его можно однозначно считать успешным.


Ежегодная реклама летних стажировочек

• Стажировка для студентов бакалавриата в Филдсовском математическом институте: http://www.fields.utoronto.ca/generalinfo/Fields-Undergraduate-Summer-Research-Program
• Технические стажировки в CERN для студентов бакалавриата и магистратуры: https://careers.cern/summer
• Технические стажировки в университете EPFL в прекрасной Швейцарии тоже для студентов бакалавриата и магистратуры: https://summer.epfl.ch/

Для PhD студентов есть много исследовательских стажировок в больших компаниях (типа google, microsoft, intel и IBM) плюс PhD студенты могут договориться с профессорами из других университетов на научный визит летом, например, на месяц. Лучше это делать с одобрения научных руководителей, которые, могут и подсказать к кому лучше напрашиваться, и помочь вам написать письма. Я в этом всё ещё слаба, кстати, надеюсь через пару лет у меня появится больше советиков на эту тему.

На айтишные стажировки набор начинается с октября и часто заканчивается где-то зимой. Но, если вам это интересно, то рекомендую в любом случае просто взять и прямо сейчас податься хоть в какую-то из множества компаний: facebook, google, github, apple, microsoft, nvidia, intel, airbnb, amazon, redhat, twitter, twitch, ну или какие там ещё компании есть?

В российских офисах компаний часто идёт набор на стажировки по весне, где-то в марте можно начинать искать студенческие летние программы в яндексе, jetbrains, digital design, epam, openway.

Есть ещё программы удалённых SWE стажировок с набором весной: Google Summer of Code (https://summerofcode.withgoogle.com/), Outreachy (https://www.outreachy.org/), Rails Girls Summer of Code (https://railsgirlssummerofcode.org/).

А, и главное: онлайн подаваться совсем не страшно и отнимает это мало времени. Часто разные профессора и компании могут никак не отвечать на ваши письма и заявки, поэтому рекомендую подаваться в максимальное количество мест. Особенно важно помнить, что на все стажировки попадают такие же земные люди как вы, и шанс есть у всех. Пожалуйста, не бойтесь, не ленитесь и подавайтесь. И помогайте друзьям и знакомым не лениться, не бояться и подаваться.


Я успешно окончила первый семестр в американской аспирантуре. Ощущения топовые — не зря ехала. Хорошего всего много: научное окружение, курсы, много научной работы, движухи, нормальная стипендия.

У меня давно уже была маленькая мечта поучиться за границей, а когда я стала много тусоваться с учёными, то для себя вывела, что аспирантуры в Америке это самые сильные аспирантуры. Ну и потихоньку поступление в такую аспу стало моей целью.

Три года я с разным успехом подавалась (хотя в первый год только пыталась податься), в этом году наконец-то поступила — 1 февраля я получила оффер. И сразу же впала в ступор. И потом я ещё испытывала букет разных эмоций, в основном это были страх, тревога, паника, неуверенность. Первый раз я испытала полноценную радость от этого оффера где-то в середине октября, то есть через полтора месяца после начала учёбы и больше чем через полгода после получения оффера. А всё лето у меня было ощущение, что я стою на краю пропасти и мне надо туда прыгнуть с надеждой на то, что там будет ок и это всё не зря.

К чему это я... Принимать ответственные решения трудно. Особенно, когда эти решения влекут сильные перемены в вашей жизни. Даже если вы этого давно очень-очень хотели. Мне только после получения оффера стало страшно, что может не понравиться университет, город, окружение. Я особенно боялась за то, что не найду научного руководителя и интересные задачи, что не смогу расти, что не приживусь, буду скучать по дому, ну и конечно же, что меня застрелят в этой дурацкой Америке.

Некоторые тревоги у меня всё ещё немного остались (особенно про застрелят), но в остальном я уже вернулась к своему домашнему уровню научного стресса. Если вы сейчас так же стоите перед серьёзным выбором и ваш мозг выдаёт совершенно неразумные выводы в стиле: «ничего, что мы к этому долго шли, у нас и так жизнь сейчас ок, давай тихо сольёмся», то, пожалуйста, попытайтесь обсудить это с друзьями, которым вы возможно рассказывали про свои планы и мечты, чтобы они вам напомнили, чего вероятнее всего вы реально хотите в спокойном состоянии. И в любом случае не бойтесь прыгать в разумную неизвестность: даже если вам нужно уйти из универа или с работы и переехать, то все эти операции часто обратимы. А опыт от прыжка будет однозначно интересным.




Классная школа по естественным наукам аж на два месяца для студентов бакалавриата в университете Вейцмана в Израиле:
https://www.weizmann.ac.il/feinberg/admissions/kupcinet-getz-international-summer-school/about-program-0.

Подаваться надо до 15 или 30 ноября (на сайте расхождение с постером), но в любом случае надо потратить время, чтобы собрать нужные бумажки, так что, если хотите податься, то лучше начните сегодня, чтобы не продолбать😉


Недавно наблюдала короткую дискуссию двух умных пацанов вокруг темы, которая мне интересна, в которой, я была уверена, что разбираюсь на неплохом уровне. После их диалога я поняла, что мне не светит это всё узнать. И проблема даже не в умении думать, а в чистом времени, которое бы у меня ушло на загрузку в мозг всего этого моря результатов.

И хоть ребята эти профессора с теньюр, занимающиеся наукой лет на 20 дольше меня, всё равно у меня в голове горит воображаемая красная лампочка с надписью:

«Я никогда не буду такой крутой!»

И от осознания этого факта на какое-то мгновение и грустно, и страшно, и обидно разом. Но потом меня успокаивают два момента:

1) Мне деваться некуда. Мне нравится быть в науке, и даже средним учёным быть классно. Да и я себя не вижу сейчас на каком-то другом пути. Поэтому после этого диалога, я пообедала и пошла ботать свои земные задачки дальше.

2) На самом деле я так думала и раньше про любые уровни достижений в науке. Думала, что никогда не смогу нормально ориентироваться в области, никогда не смогу доказать хоть что-то новое, никогда не подсяду на грант. Я искренне не верила, что у меня всё это может получиться, но пункт 1 помогал мне пилить дальше. Сейчас всё это кажется не таким и сложным, но я узнала про новые ачивки в науке и познакомилась с топовыми учёными, так что мой список «Никогда», к сожалению, не сокращается.

Я ощущаю себя дном в науке, хоть это и не очень приятно, если долго об этом думать, но главное, что наука мне нравится и становиться учёной мне тоже очень нравится. Поэтому я боюсь не того, что я никогда не докажу что-то супер-фэнси, а того, что я в науке разочаруюсь или перестану наслаждаться ботаньем. Но об этом страхе тоже лучше лишний раз не думать, а лучше хорошо питаться, гулять и много ботать любимое.


Я сейчас начала учиться в американской аспирантуре, про которую постоянно слышала, что люди здесь часто выгорают. Я выгорать и сходить с ума не хочу, поэтому, пока была в достаточно рассудительном состоянии, набросала список вещей, про которые надо не забывать во время учебного/научного года.

• Не надо сравнивать себя с другими. Наука это не соревнование, как бы трудно ни было так считать.

• Многие вещи, которых вы боитесь, надо потихоньку учиться делать. Писать тексты, делать доклады, учить детей, браться за новую область, общаться на конференциях, признавать, что вы чего-то не знаете.

• Надо обязательно отдыхать, много гулять, хорошо кушать и любить себя. Весь (научный) мир всегда подождёт!

• Друзья и их поддержка очень важны. Не надо бояться и лениться просить помощи, надо писать друзьям, когда вы сами не можете разобраться в себе. Надо социализироваться, звать знакомых в бар, общаться с нетоксичными коллегами. В науке очень часто одиноко, так что дополнительное общение искать необходимо.

И отдельно у меня всюду написано: «Не выгорай» и «Ты умница». Посмотрим, насколько я буду в своём уме через пару месяцев✌🏻


Тема поступления в американские вузы для меня очень неоднозначна: последние три года я в какой-то степени потихоньку изучала вопрос и даже, наконец-то, поступила в один университет (хотя в сумме я подавалась в 8 разных университетов).

Мне повезло, что мои одноклассники при поступлении в Америку написали классную инструкцию, которая актуальна до сих пор и, на мой взгляд, полноценно подходит как минимум для CS: http://evtikhiev.me/russian/2016/07/23/PhD-abroad.html

Сразу поправка на то, что мои одноклассники большие ответственные молодцы, а я мастер-продалбывания, так что кое-какие моменты хочу уточнить для таких же продолбышей, как я:

• Statement of purpose это только кажется изи, но на него уходит море времени и оно имеет очень большой вес при поступлении. То есть неделя чистого времени у меня ушла на такое письмо, а лучше недели три с каким-то перерывом к нему возвращаться. При написании я прочла просто океаны инструкций и несколько раз переписывала большие куски этого письма вновь и вновь. Если у вас есть какие-то косяки в вашем портфолио (если вы один год где-то потеряли или по матеше у вас тройка в универе была), то гладко объяснить ситуацию вы как раз можете в вашем statement of purpose.

• Есть топовые вузы, есть средние вузы, есть, наверное, вузы, названий которых никто вне Америки и не слышал никогда. Для топовых вузов у вас не должно быть лютых косяков: плохой средний балл, TOEFL iBT меньше 100, очень слабый GRE — это всё замечательные поводы сказать вам до свиданья без лишний раздумий. Думаю при таких раскладах спасти может статья в самом крутом журнале в вашей области, либо если какой-то профессор в комиссии будет сильно топить за вас. Я, конечно, всё равно подавалась, хотя у меня все эти плохие факторы присутствовали, но понимала, что даже людей с идеальными портфолио и хорошими публикациями часто прокатывают с поступлениями в Гарвард и Принстон.

• В России чаще всего в аспирантуру идут после магистратуры, в Америке вы соревнуетесь в основном с бакалаврами. Поэтому средний балл бакалавриата, к сожалению, важен. Хорошая новость: средние вузы могут вас взять с ок стипендией, даже если ваш средний балл в бакалавриате был 3,4 из 5.

• Если главное, что вы умеете, — болтать и шутить, то заведите блог и пишите про что-то актуальное в науке. Куча статей написаны плохо, всегда здорово, когда кто-то аккуратно, просто и понятно объясняет доказательства. Это один из вариантов как сделать своё присутствие в мире более заметным для американских профессоров, упомянуть такой блог можно и в анкете при поступлении, и в вашем statement of purpose. Вообще максимально используйте все свои таланты. Если публикации или средний балл на 3 из 5, то проявите креативность на 5 из 5.

В целом всё поступление отнимает кучу времени, сил и денег. Я в сумме потратила где-то 2000$, подавалась 2 года подряд, две зимы от декабря до апреля провела в постоянном ожидании и обновлении thegradcafe. В первый год у меня не было коллег по подаче, в этом же году я подавалась с коллегой, и мы обе, к счастью, поступили. Со взаимной поддержкой проходить через все эти месяцы поступления гораздо легче! Кстати, даже после поступления волнений из-за виз и мелких проблем достаточно, поэтому классно, что всё это всегда есть с кем обсудить.


Я уже не раз рекламировала научные школы, хочу перечислить важные плюсы участия в них (не буду упоминать банальное «узнать что-то новое», это даже не главное):

• Познакомиться с людьми из других стран и вузов. Плюсов в этом много: можно получить кучу советиков/инсайдов про другие вузы, что полезно если вы думаете учиться в другой стране, можно найти единомышленников и соавторов, можно познакомиться с профессорами и податься потом к ним — без знакомств в науке, к сожалению, тяжело получить топовые позиции, так что учитесь знакомиться с нужными людьми смолоду. Кстати, научные школы часто зовут докладчиков и из индустрии, так что участие в них может помочь и при поиске будущей работы.

• Потренировать важные для конференций навыки: как социализироваться, отвечать на вопросы про свой рисёч, ну и даже слушать разные лекции с утра до ночи. Особенно полезно получить практику разговорного английского, которая часто отсутствует у студентов в России.

• Это в любом случае интересный и веселый опыт: путешествие, тусы с ровесниками, культурные мероприятия, организуемые школами.

Пожалуйста, знакомьтесь с максимальным количеством людей, подписывайтесь на их твиттеры и дружите на фейсбуке. Про многие группы и рассылки я узнала от ребят на школах, и многие объявления про позиции я получаю через эти рассылки или напрямую от таких знакомых. Наука не ограничивается вашим универом, городом и страной, да и попасть на школу и получить грант на участие в ней не так уж и трудно, главное не лениться и подаваться.


Отгремели последние звонки, даже из самых тормозных американских аспирантур всем высланы аксепты и реджекты, и если все ваши ровесники поступили, а вы — нет, то я хочу вас спокойно поддержать.

Брать год перерыва от учёбы это более чем нормально и называется это gap-year. В это время можно поработать, дополнительно поботать, получше узнать требования университета и податься с бóльшим количеством сил, времени и знаний ещё раз.
У меня из близких знакомых сейчас половина пришли к защитам без пропусков лет, но другая половина хотя бы год просто работали. Все ребята успешные, все довольные жизнью. Я вообще пример gap-жизни: и вылетала из вуза, и два года не могла поступить в магистратуру (куда в итоге поступила и хорошо окончила), и сейчас я заканчиваю второй год в аспирантуре, но только этой зимой смогла поступить в аспирантуру в Америке, где учиться мне вероятно ещё лет пять.

Я не считаю года и для меня пропуск года ничего не значит и я как-то не сомневаюсь что ради чего-то стоящего, чего тебе очень хочется, пропускать год точно нужно. Я не чувствую себя старой на фоне моих сокурсников, хотя в Америке я буду учиться с выпускниками бакалавриата, и может наконец даже почувствую разницу🤔. Но я не хочу через 50 лет сидеть у камина с мыслями: «Ох, может я была бы более успешным учёным, если бы попыталась поступить в ту магистратуру ещё раз» или «Ох, как же я хотела поступить в зарубежный вуз, но не хватило сил». На фоне количества лет в моей будущей рабочей жизни пропуск года-двух-трёх выглядит незначительным.

Окружите себя адекватными и понимающими людьми, и сами, пожалуйста, поддерживайте своих друзей и знакомых при всех реджектах. Непоступление куда-то это отличный опыт, который должен вам помогать поступить куда-то в следующий раз, непоступление не должно определять, что вы бесперспективное дно.

Показано 20 последних публикаций.

824

подписчиков
Статистика канала