Как стать учёным, если ты дно

@scienceDNO Нравится 0
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Извилистый путь к возвышенным целям чикулечки с заниженной самооценочкой. По вопросам науки и рекламы писать @lglinskih
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Образование


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Образование
Добавлен в индекс
30.04.2018 02:06
реклама
SearcheeBot
Ваш гид в мире Telegram-каналов
TGStat Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
TGAlertsBot
Мониторинг упоминаний ключевых слов в каналах и чатах.
721
подписчиков
~585
охват 1 публикации
~62
дневной охват
~2
постов / нед.
81.1%
ERR %
0.04
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
3 упоминаний канала
0 упоминаний публикаций
11 репостов
Senior Sigan blog
Emergent Order | (-273.15)+
archive@tiulp.in
Новые каналы
bravit-about
Forwarded
The Catcher in the Sky
The Catcher in the Sky
The Catcher in the Sky
Дорога к океану
Каналы, которые цитирует @scienceDNO
Упоминаний и репостов не обнаружено
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
У меня сейчас периодически проявляется какой-то экзистенциальный кризис в науке. И причин у этого несколько. Одна самая большая: я сейчас очень много делаю дел, но почти все они связаны либо с преподаванием, либо с моим обучением, а на науку остаётся минимум времени. Удовлетворения в итоге от процесса я получаю мало, а занятость у меня всегда часов 50 в неделю, что очень много, учитывая, что почти вся моя деятельность включает думанье. Но большая занятость меня не огорчала бы так сильно, если бы хотя бы 60% этой занятости было направленно на науку как таковую. А в итоге сейчас, когда я получаю стипендию за преподавание, на рисёч у меня остаётся где-то 20% времени (и 1% сил), что очень-очень мало.

Вторая важная причина: я лучше узнала как устроена академическая среда в Америке, которая всемирно признана лучшей и самой успешной, и мне страшновато. То, что все очень много работают, я уже по себе заметила. И судя по профессорам, и по постдокам вокруг меня, я не думаю, что занятость с получением опыта уменьшится. Выглядит так, будто пашут все, а профессора это главные мастера впахивания. У них и преподавания, и встреч больше, плюс они же ещё руководят студентами и ходят на митинги для профессоров, сидят в комитетах на конференциях и работают редакторами в журналах. Как они всё успевают — для меня загадочка.

Третья важная причина: при аналогичной квалификации в айти денег все получают гораздо больше. Я посмотрела по Бостону стартовую зарплату профессора без теньюр и удивилась, ведь она была равна моей зарплате стажёрки-программистки в Цюрихе, хотя мне на стажировке не надо было иметь докторскую степень и 20 отличных публикаций. Найти позицию даже постдока у нас в области достаточно трудно, а на профессорские позиции конкурс просто невероятный: я смотрела доклады кандидатов в профессора нашего факультета, и все люди были просто топовейшие, а берут из них только самых лучших. Это, конечно, не сюрприз, что в индустрии люди получают больше, но в науке, если учитывать порог вхождения и квалификацию нужную даже для постдока, то понимаешь, что между зарплатами просто дичайшая пропасть.

Пока я всё равно вижу своё будущее в науке, но, наверное, не вижу себя профессоркой в Америке, потому что меня как-то не вдохновляет всю жизнь работать в таком режиме с 50-часовой (в лучше случае) занятостью в неделю. Я хотела в аспирантуру в Америке как раз чтобы научиться много научно работать, стать эффективной, быть окружённой лучшими учёными и научиться многому у них. Я точно буду рада, если смогу пройти этот ~4-летний научный буткамп успешно, но, конечно, понимаю, что есть большая вероятность, что я просто не выдержу такой большой нагрузки, особенно если преподавать мне придётся часто. Но если выдержу, то дальше можно будет думать об академической работе в более расслабленной академической среде. Хотя может за следующие три года я полюблю пахать?
Читать полностью
Самой идеальной конференцией этого сезона для меня стала STOC’20. Я участвовала в Стоке и очно два года назад, и, на мой взгляд, атмосфера онлайн мероприятия была максимально близка к очному, а участников было гораздо больше, регистрация дешевле, и не было визового барьера (STOC проводят в недостижимой для большинства россиян Америке). Организаторы STOC настолько хороши, что подробно описали все детали организации в отдельном документе.
Attached file
Читать полностью
Независимо от вашего академического уровня, в резюме может появляться строчка про Academic service. В это входит и ревью статей для журналов и конференций, и организация научных мероприятий. Если вокруг вас кто-то организовывает конференцию и просит о помощи (то перешлите им эти советики) это может быть интересно и полезно для вас. Хочу порекомендовать вам вещи, которые отлично зашли для меня в онлайн формате, что может пригодиться вам при организации научных мероприятий.

Логистика
• В начале конференционного дня обязательно присылайте список всех сессий конференции со ссылками на соответствующие зум-встречи (не верите мне, поверьте Скотту Ааронсону). Много сайтов и гуглодоков это, конечно, здорово, но старый-добрый имейл со ссылками на доклады всегда удобнее.

• Вообще, упрощайте всё, что можно упростить: добавляйте время каждой презентации, добавляйте ссылки на видео докладов, присылайте дополнительные подробные инструкции пусть и с тривиальными шагами.

Общение на конференции
• Одна из самых классных идей: Junior/Senior Lunch. Всем участникам шарится гуглотабличка, где senior участники могут вписать своё имя и время, когда им удобно сходить на ланч, и 3–4 junior учёных могут вписать свои имена в соседние слоты, то есть записаться на ланч с этим профессором. Junior считаются все студенты и постдоки. Этот формат хорош и очно, но в онлайн мире он более актуален, потому что случайно в коридоре познакомиться с профессором и рассказать, чем вы занимаетесь, над чем вы работаете, трудновато, а это очень важная часть конференции для становления карьеры.

• Впрочем, на двух конференциях использовали классный сервис Gather, чтобы заменить и общение в коридорах. Идея такая: есть карта конференционного зала (с баром), где ты управляешь персонажем и можешь передвигаться и находить других людей. Если ты подходишь близко к кому-то, то у тебя включаются камера и микрофон и можно как в зуме общаться с этим человеком. Можно настроить радиус вступления в разговор, можно общаться с 9 людьми одновременно. В итоге мне было даже проще подходить к незнакомым группах людей и знакомиться с ними, чем на очных конференциях. Очень рекомендую этот сервис и для замены любых социальных мероприятий у вас в универе.

• Пространство для обсуждений вопросов конференции: Slack, Microsoft Teams. Там можно обсудить что угодно, задать вопросы авторам статьи, уточнить организационные вопросы, похвалить организаторов. У меня это минимально заходило, я ничего там не обсуждала, но регулярно заглядывала и чьи-то комментарии лайкала. Без такого сервиса я бы чувствовала себя более изолировано от конференции.

Формат конференции
• На всех конференциях, где я была в этом году, записи докладов (25–30 минут) загружали на YouTube за несколько дней до мероприятия. Таким образом была возможность заранее понять, хочешь ли ты идти на онлайн сессию с этой статьёй. Это и отличный ресурс на будущее: я перед чтением любой статьи, которую мне надо понять со всеми доказательствами, ищу видос доклада или хотя бы слайды. Презентации на конференциях очень помогают понять основную суть результата и главную техническую идею доказательства.

• Во время сессий — 10-минутные презентации, рекламирующие длинный доклад и позволяющие за 5–7 минут задать авторам вопросы и обсудить результат. В таком онлайн формате совершенно нормально не смотреть все доклады до онлайн сессии. Такой доклад-эбстракт.

• На ICALP’20 была очень классная вступительная сессия, где организаторы сделали нарезку оригинальных видео-презентаций и дали премию за самый классный видос. Это было очень здорово и меня, например, мотивировало проявлять больше оригинальности в моих будущих докладах, если онлайн формат нас ещё не скоро покинет.
Читать полностью
Близится начало осеннего семестра, в котором я буду вести практики к курсу сложности у аспирантов, где лекции читает мой научный руководитель. В общем, тема моя любимая, на курсы для аспирантов ходит обычно не 100 человек, а скорее 30, так что должно быть интересно и не бесконечно трудно. До этого я уже вела какие-то занятия в маткружке, была репетитором и один семестр вела практики по сложности у студентов бакалавриата. Мне очень интересно, что меня ждёт в преподавании у аспирантов в Америке, потому что и формат преподавания, и уровень подготовки студентов здесь очень сильно отличается от России.

Перед собой я на семестр ставлю (как обычно) две простые цели: выжить и не сойти с ума. Безусловно, хочется быть хорошим преподавателем: понятно объяснять, давать полезные упражнения, показывать красоту моей науки и ни в коем случае не взращивать в студентах ненависть к предмету. Но я не эксперт в этом, а только потихоньку учусь. И пока для себя я вывела основные моральные принципы преподавания, которые, думаю, буду стараться соблюдать всю свою преподскую жизнь.

Первый и самый важный принцип: соблюдать личные границы студентов. В это входит и совсем очевидное — не трогать студентов (и мне очень жаль, что не все преподаватели это понимают), и более незаметное: не трогать вещи студентов, например, не хватать их ручки и не писать на их бумажках, если сперва не уточнить, ок ли это для них.

Вести себя уважительно по отношению к студентам. Внимательно слушать их вопросы и отвечать на них, аккуратно объяснять ошибки и давать только конструктивный фидбек. Ещё очень важно уточнять, как студентам предпочтительнее, чтобы их называли, и особенно важно не путать произношение их имён. В Америке для меня это очень актуально, ведь я неплохо знаю как писать только русские имена.

Во время прошлого преподавания практик по сложности у меня были ещё два шутошных принципа, которые я особенно боялась не соблюсти: не шутить и не материться при студентах. Понятно, что материться на парах это вообще дно, но надо ещё следить за собой между занятиями или в чатиках в телеграме. Шуточки на парах это тонкий лёд, где я однозначно либо кого-то оскорбила бы, либо пробила бы дно тупостью шутки. Возможно, шутки заходят у опытных преподавателей, которые прекрасно чувствуют аудиторию, но я пока лучше ограничусь каламбурчиками в твиттере.

И самое важное качество, какой преподавательницей я хочу быть, описывается словом approachable. Я хочу, чтобы студенты с проблемой не боялись мне про это рассказать. Неважно, вопрос это по курсу, просьба как-то иначе вести пары или предупреждение о болезни/пропуске занятия/продалбывании дедлайна. Я со старшей школы заметила, как у меня потихоньку пропадало желание задавать вопросы на уроках, а к концу бакалавриата я боялась задавать вопросы всем и всегда. Потому что преподаватели могли зло пошутить, подколоть, огрызнуться на то, что я чего-то не понимала или не помнила с прошлых 100 занятий. Я хочу, чтобы студенты ни в коем случае не боялись задавать мне вопросы и по занятиям, и по домашкам, чтобы я была не только говорительно-карательным преподом, которому они хотят поскорее сдать зачёт и забыть.

В общем, с нетерпением и трепетом жду начала своего первого преподавания на английском (надо же ещё будет говорить так, чтобы меня все понимали), постараюсь вырасти как преподаватель и помочь кому-то полюбить теорию сложности.
Читать полностью
Я в инстаграме уже давно использую хештег #какстатьучёнымеслитыдно, и периодически мне пишут знакомые и говорят: камон, ты уже не дно. И иногда мне правда кажется, что я приподнимаюсь со дна. Но в такие редкие моменты я успеваю сделать херовейший доклад или опозориться перед научными руководителями так, что меня вдавливает в дно ещё сильнее. Так что пока хештег и этот канал продолжают жить.

На днях вот мы с коллегой обсуждали небольшой вопрос по моей области (Computational Complexity). И пока мы его решали я успела опозориться, что не знаю решение простой задачки, перед коллегой, научруком и топовым профессором в сложности.

И с одной стороны, я безусловно себя хвалила за то, что я не постеснялась задать вопрос крутому профессору, вовремя попросила помощи у научного руководителя и попыталась до конца разобраться в вопросе коллеги, но итоговое ощущение своей тупости меня огорчило достаточно сильно.

Очень грустно, когда даже в своей области ты всё равно иногда не можешь решить какую-то простую задачу. Но это вообще-то нормально!
Все выходные я безусловно очень грустила, но понимала свои эмоции и убеждала себя, что ок погрустить, но позоры и тупняки однозначно не делают меня тупой и бездарной в области. И к счастью все, при ком я опозорилась, вели себя мило, а грусть у меня уже почти прошла, и я снова хочу заниматься своей сложностью.

Что я хочу сказать вам: нормально чего-то не знать. Даже в своей области! Нормально позориться в разной степени публичности. Я варюсь в Theoretical Computer Science достаточно серьёзно уже 5 лет. И я уже пробивщица дна международного уровня (позорилась на собеседованиях и докладах в разных странах). И я не могу сказать, что это как-то мне мешает получать позиции и деньги за свой рисёч, я (почти всегда) не сомневаюсь в своём светлом научном будущем. Задавать вопросы, высказывать своё мнение и ошибаться это нормально на любом уровне. И не правы только те, кто смеются над вашими вопросами и как-то неконструктивно указывают на ваши ошибки.
Читать полностью
В феврале прошла тест на выгорание в IT, и мне очень запомнился один вопрос: «Как часто вы считаете, что делаете меньше, чем должны?» Варианты ответов были: иногда, частенько, очень часто, каждый день. И я, в шоке для себя, сразу же ответила: каждый день.

Было достаточно страшно осознавать, что я каждый день, уже достаточно давно, недовольна собой. К счастью тогда у меня была запланирована поездка с подругой на выходные, и я целых три дня ничего не делала по работе: не читала почту, не читала статьи, не думала о задачах, зато много гуляла, вкусно ела и наслаждалась жизнью. И за выходные с подругой мы обсудили, что я могу как-то переоценивать ожидания научных руководителей + недооценивать сколько времени я реально работаю, сколько всего я на самом деле успеваю делать.

В итоге после тех выходных я стала делать следующие три вещи:
• Трекать всё рабочее время. Я использую просто гуглотабличку, и записываю каждый день, сколько времени я трачу на встречи, написание писем, лекции, домашки, рисёч, написание текстов. Задачи эти разбиваю на два типа: рисёч и учёба. Формально я должна заниматься научной работой 20 часов в неделю (за это мне платят стипендию), и оказалось, что я всегда работаю больше.
• Начала периодически вообще ничего не делать на выходных. Оказалось, что совсем не работать на выходных это очень классно! И, благодаря регулярному полноценному отдыху, я начала ещё продуктивней работать во время рабочей недели.
• Перестала гнобить себя, что я недостаточно много стараюсь, а даже наоборот: стала радоваться тому, что я вкладываю достаточно много сил и времени.

Вкратце, безусловно, любить и ценить себя, свой труд, своё время, регулярно давать себе отдохнуть это базовые принципы, про которые написано на каждом углу. Но внедрить их в свою жизнь далеко не так просто, и даже непросто осознать, что вы отдыхаете недостаточно и работаете слишком много. Мне очень помог трекинг времени и постоянное напоминание себе, что я топ. Вдруг это поможет и вам. И в любом случае, напоминаю: вы топ!
Читать полностью
Я успешно окончила первый год обучения в аспирантуре в Америке. Ура! Отличий от российской аспирантуры и магистратуры много. Одно яркое отличие, которое очень шокирует меня, русскую-чику: цена каждого курса. К счастью аспиранты в Америке получают стипендию, которая покрывает стоимость обучения. Хотя видеть выписки состояния моего счёта перед начислением стипендии всё равно очень стрёмно: десятки тысяч долларов за семестр, хотя прохожу я только 2-3 курса.

Но сегодня о классных отличиях американских курсов. За год я сдала 4,5 курса, и каждый семестр у меня была учебная нагрузка примерно 15-20 часов в неделю (это на все домашки, курсачи и подготовки к лекциям). То есть курсов меньше, лекций по ним больше, домашки объёмнее. И самая удивительная часть для меня: наличие проектов, на которые с середины семестра уходит много времени. (Сразу оговорюсь: когда я училась на программистку, у меня были семестровые кодерские курсачи, и это было правильно и здорово. Но на теоретических курсах проектов у меня до этого никогда не было.)

Все требования к проектам сообщаются в начале семестра. Основная цель: найти задачу, которая связана с курсом и интересна тебе (например, на пересечении с твоей областью рисёча) и попытаться её решить, регулярно обсуждая свой прогресс на личных встречах с преподавателем. На последних занятиях семестра надо сделать презентацию вашего проекта перед классом на 15-20 минут, а на экзаменационной неделе сдать финальную версию текста на 5-8 страниц с описанием проекта, мотивацией, списком литературы: ну в общем, настоящий мини-рисёч.

Какие в этом плюсы:
• Хорошее погружение в предмет, вы обязательно вынесете хоть что-то, ведь будете думать над какой-то своей задачей, которая лично вам интересна.
• Сотрудничество с профессорами, кроме научных руководителей, которое может перерасти в плодотворное научное сотрудничество, либо просто ещё один человек, будет знать вас как рисёчера, и сможет в будущем писать на вас отзыв.
• Опыт полноценного исследования: поиск интересного вопроса, литобзор в новой области, решение проблемы, обсуждение с другими учёными (с преподавателями плюс часто проекты делают в группах с другими студентами), написание игрушечной статьи по проделанному.

Безусловно такие проекты трудно организовывать на курсах, где больше 20ти студентов, но на маленьких курсах (а я ходила на такие) и особенно на теоретических, очень здорово, что такие проекты есть. В итоге в результате одного года обучения у меня было много личных встреч с профессорами, были написаны 5 приличных текстов (2 были написаны в группе с другими студентами, что тоже очень интересно) и были сделаны 4 разных презентации. И два проекта вполне можно попытаться добить до взрослых результатов и публикаций🧐
Читать полностью
Сегодня очень трудная для меня тема: тема научных руководителей.

Поиск и выбор научного руководителя это нелёгкая задача. Основное, что я точно рекомендую: заниматься научной работой с человеком, который вряд ли вас доведёт до самоубийства. Если у вас крепкая психика, то можно и рискнуть поработать с токсичным профессором, но медианным студентам я это не рекомендую. Всегда полезно заранее поговорить со студентами профессоров, с которыми вы планируете поработать. Иногда достаточно посмотреть, насколько у них несчастные глаза.

Безусловно важно понимать, над чем научный руководитель работает. В зависимости от страны и лаборатории ваши научные интересы должны быть либо очень близки, либо хоть как-то близки, чтобы научники всегда понимали, над чем вы работаете. В бакалавриате и магистратуре не бесконечно критично, чтобы задача была вами очень любима. Но в аспирантуре, думаю, можно быстро сойти с ума, если придётся работать над недостаточно интересными задачами.

Важно знать не только, над какими задачами профессора работают, но и как. Иногда научруки работают активно над проблемами вместе с вами, и на встречах вы часто вместе долго в тишине думаете. Лично мне такой подход очень нравится и даже часто необходим для плодотворного сотрудничества. Но кому-то больше нравится встречаться с научными руководителями только чтобы отчитываться о прогрессе и обсуждать планы на следующую неделю. И безусловно есть много промежуточных видов сотрудничества. Полезно узнавать у студентов, какого стиля какие профессора придерживаются.

Важные характеристики профессоров, которые стоит учитывать: успешность, социальность, личные качества, опытность. С научными руководителями вам возможно придётся долго работать и поддерживать хорошие отношения. С ними вы проходите через хорошие и плохие времена, решаете научные и иногда личные проблемы, поэтому очень здорово, если получается установить уважительные и доверительные отношения. И если вас человек чем-то прям бесит, думаю, не стоит начинать с ним работу.

Научный руководитель это ваш главный защитник и проводник в большой научный мир. Этот человек должен объяснить, как всё устроено, помочь научиться общаться, получать результаты, писать статьи. Помните, что научруки это ваши первые сммщики в социальной сети учёных: они должны знакомить вас с остальными профессорами, рекомендовать вас на будущие позиции, договариваться с коллегами, чтобы они с вами поработали. Безусловно смелым и общительным студентам просто и самим налаживать научные социальные связи. Но часто студенческого авторитета недостаточно, чтобы привлечь внимание очень серьёзных людей, да и отзывы научных руководителей нужны при подаче почти на все школы, стажировки и академические позиции.

Помните, пожалуйста, что научных руководителей можно менять и это часто происходит. Даже через два года после начала работы, даже за полгода до защиты. Я очень удивляюсь, что большинство людей находят научных руководителей с первой попытки и работают с ними много лет. Ищите человека, с которым вам комфортно и работать, и обсуждать погоду. Уважайте и цените себя, пытайтесь выстроить хорошие рабочие отношения с научным руководителей, чтобы вы понимали стили работы друг друга и не боялись и косячить, и признаваться в этом. Если вы чувствуете, что у вас есть какое-то постоянное недопонимание и приуныние после общения с руководителем, то обсудите это с друзьями, со стороны многие проблемы понятны лучше.

Помните, что и вы, и научруки это обычные люди, а не идеальные модели студентов и научруков. В целом, если научное сотрудничество не приводит к новым психологическим травмам, то его можно однозначно считать успешным.
Читать полностью
Ежегодная реклама летних стажировочек

• Стажировка для студентов бакалавриата в Филдсовском математическом институте: http://www.fields.utoronto.ca/generalinfo/Fields-Undergraduate-Summer-Research-Program
• Технические стажировки в CERN для студентов бакалавриата и магистратуры: https://careers.cern/summer
• Технические стажировки в университете EPFL в прекрасной Швейцарии тоже для студентов бакалавриата и магистратуры: https://summer.epfl.ch/

Для PhD студентов есть много исследовательских стажировок в больших компаниях (типа google, microsoft, intel и IBM) плюс PhD студенты могут договориться с профессорами из других университетов на научный визит летом, например, на месяц. Лучше это делать с одобрения научных руководителей, которые, могут и подсказать к кому лучше напрашиваться, и помочь вам написать письма. Я в этом всё ещё слаба, кстати, надеюсь через пару лет у меня появится больше советиков на эту тему.

На айтишные стажировки набор начинается с октября и часто заканчивается где-то зимой. Но, если вам это интересно, то рекомендую в любом случае просто взять и прямо сейчас податься хоть в какую-то из множества компаний: facebook, google, github, apple, microsoft, nvidia, intel, airbnb, amazon, redhat, twitter, twitch, ну или какие там ещё компании есть?

В российских офисах компаний часто идёт набор на стажировки по весне, где-то в марте можно начинать искать студенческие летние программы в яндексе, jetbrains, digital design, epam, openway.

Есть ещё программы удалённых SWE стажировок с набором весной: Google Summer of Code (https://summerofcode.withgoogle.com/), Outreachy (https://www.outreachy.org/), Rails Girls Summer of Code (https://railsgirlssummerofcode.org/).

А, и главное: онлайн подаваться совсем не страшно и отнимает это мало времени. Часто разные профессора и компании могут никак не отвечать на ваши письма и заявки, поэтому рекомендую подаваться в максимальное количество мест. Особенно важно помнить, что на все стажировки попадают такие же земные люди как вы, и шанс есть у всех. Пожалуйста, не бойтесь, не ленитесь и подавайтесь. И помогайте друзьям и знакомым не лениться, не бояться и подаваться.
Читать полностью
Я успешно окончила первый семестр в американской аспирантуре. Ощущения топовые — не зря ехала. Хорошего всего много: научное окружение, курсы, много научной работы, движухи, нормальная стипендия.

У меня давно уже была маленькая мечта поучиться за границей, а когда я стала много тусоваться с учёными, то для себя вывела, что аспирантуры в Америке это самые сильные аспирантуры. Ну и потихоньку поступление в такую аспу стало моей целью.

Три года я с разным успехом подавалась (хотя в первый год только пыталась податься), в этом году наконец-то поступила — 1 февраля я получила оффер. И сразу же впала в ступор. И потом я ещё испытывала букет разных эмоций, в основном это были страх, тревога, паника, неуверенность. Первый раз я испытала полноценную радость от этого оффера где-то в середине октября, то есть через полтора месяца после начала учёбы и больше чем через полгода после получения оффера. А всё лето у меня было ощущение, что я стою на краю пропасти и мне надо туда прыгнуть с надеждой на то, что там будет ок и это всё не зря.

К чему это я... Принимать ответственные решения трудно. Особенно, когда эти решения влекут сильные перемены в вашей жизни. Даже если вы этого давно очень-очень хотели. Мне только после получения оффера стало страшно, что может не понравиться университет, город, окружение. Я особенно боялась за то, что не найду научного руководителя и интересные задачи, что не смогу расти, что не приживусь, буду скучать по дому, ну и конечно же, что меня застрелят в этой дурацкой Америке.

Некоторые тревоги у меня всё ещё немного остались (особенно про застрелят), но в остальном я уже вернулась к своему домашнему уровню научного стресса. Если вы сейчас так же стоите перед серьёзным выбором и ваш мозг выдаёт совершенно неразумные выводы в стиле: «ничего, что мы к этому долго шли, у нас и так жизнь сейчас ок, давай тихо сольёмся», то, пожалуйста, попытайтесь обсудить это с друзьями, которым вы возможно рассказывали про свои планы и мечты, чтобы они вам напомнили, чего вероятнее всего вы реально хотите в спокойном состоянии. И в любом случае не бойтесь прыгать в разумную неизвестность: даже если вам нужно уйти из универа или с работы и переехать, то все эти операции часто обратимы. А опыт от прыжка будет однозначно интересным.
Читать полностью
Классная школа по естественным наукам аж на два месяца для студентов бакалавриата в университете Вейцмана в Израиле:
https://www.weizmann.ac.il/feinberg/admissions/kupcinet-getz-international-summer-school/about-program-0.

Подаваться надо до 15 или 30 ноября (на сайте расхождение с постером), но в любом случае надо потратить время, чтобы собрать нужные бумажки, так что, если хотите податься, то лучше начните сегодня, чтобы не продолбать😉
Читать полностью
Недавно наблюдала короткую дискуссию двух умных пацанов вокруг темы, которая мне интересна, в которой, я была уверена, что разбираюсь на неплохом уровне. После их диалога я поняла, что мне не светит это всё узнать. И проблема даже не в умении думать, а в чистом времени, которое бы у меня ушло на загрузку в мозг всего этого моря результатов.

И хоть ребята эти профессора с теньюр, занимающиеся наукой лет на 20 дольше меня, всё равно у меня в голове горит воображаемая красная лампочка с надписью:

«Я никогда не буду такой крутой!»

И от осознания этого факта на какое-то мгновение и грустно, и страшно, и обидно разом. Но потом меня успокаивают два момента:

1) Мне деваться некуда. Мне нравится быть в науке, и даже средним учёным быть классно. Да и я себя не вижу сейчас на каком-то другом пути. Поэтому после этого диалога, я пообедала и пошла ботать свои земные задачки дальше.

2) На самом деле я так думала и раньше про любые уровни достижений в науке. Думала, что никогда не смогу нормально ориентироваться в области, никогда не смогу доказать хоть что-то новое, никогда не подсяду на грант. Я искренне не верила, что у меня всё это может получиться, но пункт 1 помогал мне пилить дальше. Сейчас всё это кажется не таким и сложным, но я узнала про новые ачивки в науке и познакомилась с топовыми учёными, так что мой список «Никогда», к сожалению, не сокращается.

Я ощущаю себя дном в науке, хоть это и не очень приятно, если долго об этом думать, но главное, что наука мне нравится и становиться учёной мне тоже очень нравится. Поэтому я боюсь не того, что я никогда не докажу что-то супер-фэнси, а того, что я в науке разочаруюсь или перестану наслаждаться ботаньем. Но об этом страхе тоже лучше лишний раз не думать, а лучше хорошо питаться, гулять и много ботать любимое.
Читать полностью
Я сейчас начала учиться в американской аспирантуре, про которую постоянно слышала, что люди здесь часто выгорают. Я выгорать и сходить с ума не хочу, поэтому, пока была в достаточно рассудительном состоянии, набросала список вещей, про которые надо не забывать во время учебного/научного года.

• Не надо сравнивать себя с другими. Наука это не соревнование, как бы трудно ни было так считать.

• Многие вещи, которых вы боитесь, надо потихоньку учиться делать. Писать тексты, делать доклады, учить детей, браться за новую область, общаться на конференциях, признавать, что вы чего-то не знаете.

• Надо обязательно отдыхать, много гулять, хорошо кушать и любить себя. Весь (научный) мир всегда подождёт!

• Друзья и их поддержка очень важны. Не надо бояться и лениться просить помощи, надо писать друзьям, когда вы сами не можете разобраться в себе. Надо социализироваться, звать знакомых в бар, общаться с нетоксичными коллегами. В науке очень часто одиноко, так что дополнительное общение искать необходимо.

И отдельно у меня всюду написано: «Не выгорай» и «Ты умница». Посмотрим, насколько я буду в своём уме через пару месяцев✌🏻
Читать полностью
Тема поступления в американские вузы для меня очень неоднозначна: последние три года я в какой-то степени потихоньку изучала вопрос и даже, наконец-то, поступила в один университет (хотя в сумме я подавалась в 8 разных университетов).

Мне повезло, что мои одноклассники при поступлении в Америку написали классную инструкцию, которая актуальна до сих пор и, на мой взгляд, полноценно подходит как минимум для CS: http://evtikhiev.me/russian/2016/07/23/PhD-abroad.html

Сразу поправка на то, что мои одноклассники большие ответственные молодцы, а я мастер-продалбывания, так что кое-какие моменты хочу уточнить для таких же продолбышей, как я:

• Statement of purpose это только кажется изи, но на него уходит море времени и оно имеет очень большой вес при поступлении. То есть неделя чистого времени у меня ушла на такое письмо, а лучше недели три с каким-то перерывом к нему возвращаться. При написании я прочла просто океаны инструкций и несколько раз переписывала большие куски этого письма вновь и вновь. Если у вас есть какие-то косяки в вашем портфолио (если вы один год где-то потеряли или по матеше у вас тройка в универе была), то гладко объяснить ситуацию вы как раз можете в вашем statement of purpose.

• Есть топовые вузы, есть средние вузы, есть, наверное, вузы, названий которых никто вне Америки и не слышал никогда. Для топовых вузов у вас не должно быть лютых косяков: плохой средний балл, TOEFL iBT меньше 100, очень слабый GRE — это всё замечательные поводы сказать вам до свиданья без лишний раздумий. Думаю при таких раскладах спасти может статья в самом крутом журнале в вашей области, либо если какой-то профессор в комиссии будет сильно топить за вас. Я, конечно, всё равно подавалась, хотя у меня все эти плохие факторы присутствовали, но понимала, что даже людей с идеальными портфолио и хорошими публикациями часто прокатывают с поступлениями в Гарвард и Принстон.

• В России чаще всего в аспирантуру идут после магистратуры, в Америке вы соревнуетесь в основном с бакалаврами. Поэтому средний балл бакалавриата, к сожалению, важен. Хорошая новость: средние вузы могут вас взять с ок стипендией, даже если ваш средний балл в бакалавриате был 3,4 из 5.

• Если главное, что вы умеете, — болтать и шутить, то заведите блог и пишите про что-то актуальное в науке. Куча статей написаны плохо, всегда здорово, когда кто-то аккуратно, просто и понятно объясняет доказательства. Это один из вариантов как сделать своё присутствие в мире более заметным для американских профессоров, упомянуть такой блог можно и в анкете при поступлении, и в вашем statement of purpose. Вообще максимально используйте все свои таланты. Если публикации или средний балл на 3 из 5, то проявите креативность на 5 из 5.

В целом всё поступление отнимает кучу времени, сил и денег. Я в сумме потратила где-то 2000$, подавалась 2 года подряд, две зимы от декабря до апреля провела в постоянном ожидании и обновлении thegradcafe. В первый год у меня не было коллег по подаче, в этом же году я подавалась с коллегой, и мы обе, к счастью, поступили. Со взаимной поддержкой проходить через все эти месяцы поступления гораздо легче! Кстати, даже после поступления волнений из-за виз и мелких проблем достаточно, поэтому классно, что всё это всегда есть с кем обсудить.
Читать полностью
Я уже не раз рекламировала научные школы, хочу перечислить важные плюсы участия в них (не буду упоминать банальное «узнать что-то новое», это даже не главное):

• Познакомиться с людьми из других стран и вузов. Плюсов в этом много: можно получить кучу советиков/инсайдов про другие вузы, что полезно если вы думаете учиться в другой стране, можно найти единомышленников и соавторов, можно познакомиться с профессорами и податься потом к ним — без знакомств в науке, к сожалению, тяжело получить топовые позиции, так что учитесь знакомиться с нужными людьми смолоду. Кстати, научные школы часто зовут докладчиков и из индустрии, так что участие в них может помочь и при поиске будущей работы.

• Потренировать важные для конференций навыки: как социализироваться, отвечать на вопросы про свой рисёч, ну и даже слушать разные лекции с утра до ночи. Особенно полезно получить практику разговорного английского, которая часто отсутствует у студентов в России.

• Это в любом случае интересный и веселый опыт: путешествие, тусы с ровесниками, культурные мероприятия, организуемые школами.

Пожалуйста, знакомьтесь с максимальным количеством людей, подписывайтесь на их твиттеры и дружите на фейсбуке. Про многие группы и рассылки я узнала от ребят на школах, и многие объявления про позиции я получаю через эти рассылки или напрямую от таких знакомых. Наука не ограничивается вашим универом, городом и страной, да и попасть на школу и получить грант на участие в ней не так уж и трудно, главное не лениться и подаваться.
Читать полностью
Отгремели последние звонки, даже из самых тормозных американских аспирантур всем высланы аксепты и реджекты, и если все ваши ровесники поступили, а вы — нет, то я хочу вас спокойно поддержать.

Брать год перерыва от учёбы это более чем нормально и называется это gap-year. В это время можно поработать, дополнительно поботать, получше узнать требования университета и податься с бóльшим количеством сил, времени и знаний ещё раз.
У меня из близких знакомых сейчас половина пришли к защитам без пропусков лет, но другая половина хотя бы год просто работали. Все ребята успешные, все довольные жизнью. Я вообще пример gap-жизни: и вылетала из вуза, и два года не могла поступить в магистратуру (куда в итоге поступила и хорошо окончила), и сейчас я заканчиваю второй год в аспирантуре, но только этой зимой смогла поступить в аспирантуру в Америке, где учиться мне вероятно ещё лет пять.

Я не считаю года и для меня пропуск года ничего не значит и я как-то не сомневаюсь что ради чего-то стоящего, чего тебе очень хочется, пропускать год точно нужно. Я не чувствую себя старой на фоне моих сокурсников, хотя в Америке я буду учиться с выпускниками бакалавриата, и может наконец даже почувствую разницу🤔. Но я не хочу через 50 лет сидеть у камина с мыслями: «Ох, может я была бы более успешным учёным, если бы попыталась поступить в ту магистратуру ещё раз» или «Ох, как же я хотела поступить в зарубежный вуз, но не хватило сил». На фоне количества лет в моей будущей рабочей жизни пропуск года-двух-трёх выглядит незначительным.

Окружите себя адекватными и понимающими людьми, и сами, пожалуйста, поддерживайте своих друзей и знакомых при всех реджектах. Непоступление куда-то это отличный опыт, который должен вам помогать поступить куда-то в следующий раз, непоступление не должно определять, что вы бесперспективное дно.
Читать полностью
В «чистой» науке часто есть какой-то неявный манишейминг людей, которые выбрали рисеч работу в большой компании или, не дай бог, пошли просто работать в компанию, без научного выхлопа. Да что уж тут, я всё время с грустью вздыхаю, когда мои умные знакомые уходят зарабатывать деньги, а не продолжают упорно выживать как учёные. Мне грустно за науку, вот прям душа болит за неё.

Но я прекрасно понимаю людей, которые уходят из науки. Каждый год у меня бывает момент (длиною в неделю-две), когда я думаю, а может это... выбрать что-то с большим количеством комфорта? И это всегда тяжелые мысли, ибо моё становление учёным это что-то в стиле чистой прекрасной мечты, которую мне посчастливилось найти. Но свернуть с пути к этой мечте очень легко, хоть и очень не хочется. Часто кажется, что пора типа «взрослеть»: у всех людей есть подушка безопасности, а ты уже пятый год спишь на граните. С другой стороны на еду я себе зарабатываю, дом строить себе я пока не хочу, собаку думаю завести лет через 10, а свободу и возможность постоянно учиться считаю ключевыми для меня.

В общем я пока в науке, и вам советую тоже понимать, что сейчас важнее вам, и прошу не бояться манишейминга и не шеймить других.
Читать полностью
У меня за время учёбы были три очень мудрые мысли, которые мне не приходили в голову сами, ко мне их приводили замечательные люди вокруг меня. Я им не сразу поверила, но в итоге они мне помогли заметно прокачаться до некого уровня учёности.

Мысль первая: если вы хотите стать учёным/специалистом в какой-то области, то, даже если вы не попали в волшебное место, где этому учат (ака магистратура, курсы, стажировка), вы можете всё равно стать учёным/специалистом в этой области. Если вам что-то интересно, то просто начните ботать. Есть книжки, конспекты, видосики, даже онлайн курсы, которые помогут вам узнать побольше. В какой-то момент, конечно, вам лучше будет влиться в тусовку, где специалистов по этой теме много, найти какую-то позицию в этой области, но первый и главный шажище заключается в том, чтобы начать изучать область самим, не дожидаясь волшебного момента. Просто однажды сесть дома в трениках поудобней и начать ботать.

Мысль вторая: чтобы добиться чего-то крутого (особенно, если вы сейчас не фонтан), надо много работать. Для меня в какой-то момент, когда я была просто дном дна, это перешло в то, что фоново я смотрела не сериальчики, а лекции, в метро читала не твиттер, а бложики учёных или википедию про какие-то простые технические вещи. По выходным покупала ванильный донат и кофе в старбаксе и с красивым стаканчиком шла на открытые лекции. Я случайно эволюционировала в задрота и, если что, ощущаю себя прекрасно, рекомендую, если у вас тоже есть желание.

Мысль третья (тут уже для реализации нужен научный руководитель): в науке очень-очень важна регулярность. В работе с научным руководителем очень страшна регулярность, ведь иногда не получилось ничего, а часто не было сил, времени или желания даже попытаться что-то сделать. Но это не страшно! Надо собираться и смело говорить научному руководителю про прогресс/отсутствие прогресса. Вся тема с «лежать в нужном направлении» точно придумана про науку. Шажочек за шажочком бывает только у люто крутых ребят. Часто это ничего за ничем, а потом иногда шажочек. Помните, что в результате вашей научной работы заинтересованы обе стороны (ну если у вас научный руководитель не для галочки), да и научные руководители тоже продалбывают не хуже вас (у них часто больше опыта). Так что не бойтесь признаваться в своей лени и пытайтесь научиться работать вместе, мотивировать друг друга и регулярно общаться о проблемах.
Читать полностью
Я не верю в теорию, что есть self-made люди, которые вот всего добились сами. Безусловно играет большую роль воля, трудоспособность, целеустремлённость человека, может даже мифический талант, но нельзя отрицать огромную роль удачи. Удача может заключаться в том, что человек родился в отличной семье и его хорошо воспитали, в том, что человеку встречались в жизни люди, которые его сильно вдохновляли, мотивировали и наставляли, попадались случайно или по рекомендации книжки, созвучные его только зарождающимся идеям. Конечно взрослый человек с хорошим уровнем осознанности может сам понять/погуглить и как-либо найти правильный путь к своей цели, но до такого уровня надо ещё дорасти. И у многих это не получается. И не только из-за того, что они не слишком целеустремлённые или волевые, а просто пару раз в моменты сильной слабости им не попался хороший мотивирующий постик или хороший человек, который правильно подбодрил и вдохновил.

Недавно умер Жорес Алфёров, знакомство с которым было моей огромной удачей. Он основал школу и университет, в которых мне, без лишнего преувеличения, люто повезло учиться. Особенно эти учебные заведения отличались тем, что там детей уважали, а это дорогого стоит. И о науке нам там всегда рассказывали как о чём-то великом и прекрасном, но в то же время доступном даже подросткам. Хоть я и не пошла в физики, и не стала научным сотрудником Петербургского физтеха (и вообще в физике я особенное дно), но это воспитание в научной среде (когда нобелевский лауреат, например, ест рядом с тобой в столовке каждый день) сильно повлияло на мою веру в себя на пути становления учёным.

Огромное спасибо Жоресу Ивановичу.
Светлая память.
Читать полностью