Громкая держава


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Образование


О Древнем Риме и не только: записи и выписки Виктора Сонькина, автора исторического путеводителя "Здесь был Рим".


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Образование
Статистика
Фильтр публикаций




Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/gYwHu2XP9Ie-fg

Тексты 1496–1511
https://disk.yandex.ru/d/YA39TLhSDCW-YA

Николай Клюев. Есть горькая супесь, глухой чернозем
https://disk.yandex.ru/d/nVnEAlyl0ubgnQ

Сергей Есенин. Не бродить, не мять в кустах багряных
https://disk.yandex.ru/d/McEZzd8GHHaQwg

Пимен Карпов. Черный знак
https://disk.yandex.ru/d/wTerumo6H3ZGCw

Сергей Клычков. Лада в поле
https://disk.yandex.ru/d/_fEIWaHV9fGd1g

Петр Орешин. Спят петухи под соломенной вышкою
https://disk.yandex.ru/d/CanVd5rNNjrLEw

Александр Ширяевец. На чужбине невеселой
https://disk.yandex.ru/d/iRFIXaxbwrFZ-w

Павел Радимов. Свиной хлев
https://disk.yandex.ru/d/cBWUEdDoy3DabA

Дмитрий Семеновский. Родина
https://disk.yandex.ru/d/CHCOUk-o-lxSog

Самобытник. Гребцы
https://disk.yandex.ru/d/iEVSYev-uiFkbg

Михаил Герасимов. Трубит завóдская сирена
https://disk.yandex.ru/d/B_SRhGgdEAte5A

Алексей Гастев. Гудки
https://disk.yandex.ru/d/H2Dy8Endx9GrEg

Демьян Бедный. Колесо и конь
https://disk.yandex.ru/d/yXBwTiZLGFCCUg

Саша Черный. Утешение
https://disk.yandex.ru/d/LAraiCCwj1eqYw

Петр Потемкин. Шуршит ледок
https://disk.yandex.ru/d/rRcFFJx0y1uiew

Николай Агнивцев. “План города Санкт-Петербурга”
https://disk.yandex.ru/d/YyVq_m8OdXYXSA

Сергей Горный. Надоели все тонкости…
https://disk.yandex.ru/d/VQFvSEuQfT2H1w


#pomespenyeach

[У меня как-то одновременно поломался интернет и впн — причем не исключено, что it's not them, it's me; из-за этого выложить подкаст прямо сейчас не удается, слушайте песню "Валенки", в смысле, пользуйтесь яндекс-диском. Надеюсь разрулить через некоторое время; если кто может посоветовать простой бесплатный впн для мака со старой — 10.13.6 — ос, посоветуйте; у меня платный и so far он работал сносно, но вдруг что-то.]
(А рожь etc.) Эта подборка, из всех иллюстраций к антологии “РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. 1890-1917”, пожалуй, самая унылая — почти исключительно стихи крестьянских и рабочих поэтов, с несколькими исключениями либо сословными, либо, как в случае с Есениным, сущностными: ну да, вроде крестьянский поэт, но масштаб делает все эти привязки бессмысленными. Тут есть очень советские по духу стихотворения (“Гребцы” Самобытника) — действительно некоторые из этих поэтов стали вполне советскими, взять хоть Демьяна Бедного. Есть мрачно-крестьянские (“Черный знак” Карпова), есть радостно-крестьянские (“Лада в поле” Клычкова); есть мрачно-пролетарские (“Трубит завóдская сирена” Герасимова), есть радостно-пролетарские (“Гудки” Алексея Гастева — интересные также тем, что это редкий для эпохи, а уж тем более для крестьянской или рабочей поэзии, натуральный, без оговорок, верлибр). Есть несколько стихотворений о травме чужбины, очень понятные ровно (плюс-минус, иногда почти точно) через сто лет — “План города Санкт-Петербурга” Агнивцева, “Шуршит ледок” Потемкина и, в меньшей степени, “На чужбине невеселой” Ширяевца. Есть трогательный и немножко нелепый эксперимент Радимова — простейшая бытовая сельская зарисовка, написанная элегическим дистихом (“Свиной Хлев”). Есть избыточно длинное стихотворение Горного про то, как все детали декадентской эпохи уже достали (кстати, про жаргон — там есть смешное употребление слова “валите”, но, кажется, не в том смысле, как мы обычно говорим сейчас) и надо сбежать в провинцию с непритязательной спутницей. Пожалуй, больше всего отзывается в сердце именно сейчас стихотворение Саши Черного — где, как нередко у него, за шуточками и прибауточками скрывается нетривиальная эмоция; она с одной стороны примыкает к известному кушнеровскому “Времена не выбирают” — мы, мол, жалуемся на нынешние времена, но в прежних нас бы просто не было (Гаспаров: “Существует ли прогресс? Конечно; только благодаря прогрессу мы с вами и разговариваем: тысячу лет назад мы бы оба умерли во младенчестве”); а потом он подспудно выворачивает к “да, все так, но ааааааААААААА!!!”

1496. Николай Клюев. Есть горькая супесь, глухой чернозем [1916]
1497. Сергей Есенин. Не бродить, не мять в кустах багряных [1916]
1498. Пимен Карпов. Черный знак [1911]
1499. Сергей Клычков. Лада в поле [1910]
1500. Петр Орешин. Спят петухи под соломенной вышкою [1917]
1501. Александр Ширяевец. На чужбине невеселой [1914]
1502. Павел Радимов. Свиной хлев [1913]
1503. Дмитрий Семеновский. Родина [1913]
1504. Самобытник. Гребцы [1912]
1505. Михаил Герасимов. Трубит завóдская сирена [1915]
1506. Алексей Гастев. Гудки [1913]
1507. Демьян Бедный. Колесо и конь [1916]
1508. Саша Черный. Утешение [1911]
1509. Петр Потемкин. Шуршит ледок [1920]
1510. Николай Агнивцев. “План города Санкт-Петербурга” [1923]
1511. Сергей Горный. Надоели все тонкости… [1913]


ПОДКАСТ "СЛОВА И ЗВУКИ"

Anchor
https://anchor.fm/victor0070

Spotify
https://open.spotify.com/show/2U2AYcLOPDMMflBwCoNkF8

Apple Podcasts
https://apple.co/3FM0W3g

Google
https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9hbmNob3IuZm0vcy83NjM4M2Q1MC9wb2RjYXN0L3Jzcw



Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/_9vLc4tMSzgKsQ

Тексты 1484–1495
https://disk.yandex.ru/d/OzefhQK4hhb4jg

Сергей Круглов. Ночное
https://disk.yandex.ru/d/Q0Y2o0Ge7JnFqQ

Осип Мандельштам. Соломинка
https://disk.yandex.ru/d/zPtnhu7T28qyoQ

Белла Ахмадулина. Жила в позоре окаянном
https://disk.yandex.ru/d/4P0GB723BcZYiw

Римма Казакова. Помпея
https://disk.yandex.ru/d/rPt8XLwH-4T2aQ

Николай Олейников. Однажды красавица Вера
https://disk.yandex.ru/d/Hml7w1481o8LJQ

Каролина Павлова. Зачем судьбы причуда
https://disk.yandex.ru/d/QPM0h16nD5k2Hg

Стефания Караскевич-Ющенко. Дома
https://disk.yandex.ru/d/wk3OqEKbx4Vsgw

Анна Русс. Хочется позвонить тебе
https://disk.yandex.ru/d/GMCdTNBJWAIq6w

Александр Кушнер. Мировая история нравится мне
https://disk.yandex.ru/d/QL2FTijO47yYqg

Елена Михайлик. Нам бы хватило железа, золота и бетона
https://disk.yandex.ru/d/2ELFYtJk6aVQPg

Светлана Кекова. Саранча
https://disk.yandex.ru/d/9ZzI4FQKLfm8yA

Марина Бородицкая. Тезей
https://disk.yandex.ru/d/lxPnFU_FXrirkQ


#pomespenyeach

(Сей; натыкаешься на окрик, что, мол, люди постят котиков или объявляют о каких-нибудь мероприятиях, когда такое происходит, и думаешь — может, правда? Может, это аморально? Ну и этот проект тоже, конечно, видимо, is past its prime, во всяком случае кажется, что число слушателей его невелико. От первой мысли меня удерживает небольшое, но постоянное количество слушателей из Украины, что видно в статистике подкастов; я думаю — если кто-то в этом аде находит силы на поэзию, как можно не найти их здесь. Про вторую не знаю что думать.)
Anyway. Круглов — священник, и это ярко богоборческое стихотворение (которым можно просто иллюстрировать разницу между богоборчеством и безбожием) в его устах убедительнее, чем было бы в иных. *** “Соломинка” — одна из многих мандельштамовских двойчаток; как большинство темных стихотворений, его можно долго и интересно разбирать (наверное, где-то у Гаспарова есть); сам Мандельштам к такой практике относился с отвращением, но это не то чтобы важно. Другое дело, что даже не понимая, о чем, собственно, тут идет речь, можно попасть (трудно не попасть) под дремотное влияние текста. *** У Казаковой используется типичное для русского контекста название “Помпея” (как у Брюллова) вместо правильного “Помпеи”; и типичное для русского контекста неправильное толкование древнеримского термина “плебей”. Интересно, что именно эта позднесоветская эпоха, кажется, отличалась особым интересом к Помпеям, причем в областях от античной истории весьма далеких; сюда же можно отнести удивительный фильм “Визит вежливости” Юлия Райзмана, хотя он, я вижу, постарше, 1972 года. *** Под говорящим номером оказалось вроде бы невинное стихотворение Олейникова — но все-таки можно его понять и как зловещее. *** Караскевич-Ющенко была довольно известным прозаиком (и это она представлена в виде тюремной мадонны в нашумевшей тогда картине Николая Ярошенко “Всюду жизнь”), но писала и стихи тоже. Покончила с собой Anna Karenina-style после того, как один из ее сыновей погиб на Первой мировой. *** Очень радует, что Кушнер продолжает писать стихи, и что его мудрая ироническая интонация та же. *** В стихотворениях Русс и Михайлик используется не то чтобы невиданный, но неизменно яркий прием — резкая, неожиданная концовка. *** Я говорил уже, что Кекова якобы засветилась среди каких-то неприятных подписантов, и настаивал, что к стихам как таковым это отношения не имеет. Но и ее свежие стихи, и издания, в которых она публикуется, заставляют меня сильно сомневаться и в самом факте.

1484. Сергей Круглов. Ночное [2008]
1485. Осип Мандельштам. Соломинка [1916]
1486. Белла Ахмадулина. Жила в позоре окаянном [1960–61]
1487. Римма Казакова. Помпея [1980]
1488. Николай Олейников. Однажды красавица Вера [1931]
1489. Каролина Павлова. Зачем судьбы причуда [1854]
1490. Стефания Караскевич-Ющенко. Дома [1912]
1491. Анна Русс. Хочется позвонить тебе [2017]
1492. Александр Кушнер. Мировая история нравится мне [2022]
1493. Елена Михайлик. Нам бы хватило железа, золота и бетона [2022]
1494. Светлана Кекова. Саранча [2022]
1495. Марина Бородицкая. Тезей [2021]


ПОДКАСТ "СЛОВА И ЗВУКИ"

Anchor
https://anchor.fm/victor0070

Spotify
https://open.spotify.com/show/2U2AYcLOPDMMflBwCoNkF8

Apple Podcasts
https://apple.co/3FM0W3g

Google
https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9hbmNob3IuZm0vcy83NjM4M2Q1MC9wb2RjYXN0L3Jzcw


Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/Q3hoSUX1qMRLNg

Тексты 1474–1483
https://disk.yandex.ru/d/d1bUdu-VfxXNKg

Алексей Крученых. У меня совершенно по-иному
https://disk.yandex.ru/d/SlwWTjgfVCbM7A

Владимир Маяковский. Лиличка!
https://disk.yandex.ru/d/K94Na7314WGK0w

Василий Каменский. Наследство ржавое
https://disk.yandex.ru/d/9CjxQzGgJXaTaw

Бенедикт Лившиц. Пророчество
https://disk.yandex.ru/d/HAJ4RPq3b_Dayw

Иван Аксенов. Мюнхен
https://disk.yandex.ru/d/2f2HgxFqL07fuw

Сергей Третьяков. Первоснег
https://disk.yandex.ru/d/-tVnUZ7mXD25xw

Константин Большаков. Городская весна
https://disk.yandex.ru/d/HygZES55W3xQ5g

Павел Филонов. Песня о Ваньке Ключнике
https://disk.yandex.ru/d/qahAeDRifRCJCA

Тихон Чурилин. Неторжественный гимн
https://disk.yandex.ru/d/584g9d86CRiUPw

Рюрик Ивнев. Себя ударить мне жалко
https://disk.yandex.ru/d/PhroHPyAW-0vtA


#pomespenyeach

(Сей.) Продолжаем “РУССКУЮ ПОЭЗИЮ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. 1890-1917”. На этот раз кусок довольно авангардистский. Маяковский при этом, несмотря на стопроцентную маяковскость стихотворения, офигительный (я раньше этого текста не знал). Я как раз читал статью Гаспарова про газетные стихи Маяковского к разным датам и годовщинам (к ним относится и “Разговор с товарищем Лениным”) — это ремесленная работа, и несмотря на очевидный дар автора, она и выглядит как ремесленная работа. А тут совершенно другой уровень — как “Письмо Татьяне Яковлевой” (хм, тоже письмо), только гораздо беззащитнее и вообще без всяких коммунистическо-социальных тем. *** “Пророчество” Лившица, строго говоря, ничего осмысленного не пророчит (ну разве что скорбь по поводу поворота спиной к Европе) — но последние строки сейчас читаются вполне актуально. Это на самом деле — о том, что настоящих пророчеств не бывает, это мы склонны подверстывать все многозначительное под пророчества и во всем видеть их сбычу (весь Нострадамус, например, такой). *** Несколько текстов совершенно заумные — как “Мюнхен” Ивана Аксенова, переводчика елизаветинцев, у которого есть чему поучиться. Я в среднем заумь скорее не люблю, но тут все прямо ух какое. (Да и заумь ли это? У Аксенова почти все слова совершенно нормальные, просто их сочетание, мм, необычное.) Кончается тоже пророчески, особенно в свете событий минувшей недели (я знаю, что это Гоголь). *** У Большакова зато натуральная заумь — вроде бы совершенно в духе Северянина, только гуще — но ощущение почему-то совсем другое. (А как у вас? — как любил спрашивать М. Л.) Филонов — это тот самый Филонов, художник, но он писал стихи тоже, и хотя тут есть закос под заумь, на самом деле сюжет вполне прозрачен и даже намеренно драматургичен. Рюрик Ивнев очень трогательный и не очень похожий на себя позднего — дело, впрочем, частое, Мандельштам и Пастернак тому разнонаправленные свидетели.

1474. Алексей Крученых. У меня совершенно по-иному [1919 (?)]
1475. Владимир Маяковский. Лиличка! [1916]
1476. Василий Каменский. Наследство ржавое [1917]
1477. Бенедикт Лившиц. Пророчество [1918]
1478. Иван Аксенов. Мюнхен [1914]
1479. Сергей Третьяков. Первоснег [1913]
1480. Константин Большаков. Городская весна [1913]
1481. Павел Филонов. Песня о Ваньке Ключнике [1915]
1482. Тихон Чурилин. Неторжественный гимн [1915]
1483. Рюрик Ивнев. Себя ударить мне жалко [1914]


ПОДКАСТ "СЛОВА И ЗВУКИ"

Anchor
https://anchor.fm/victor0070

Spotify
https://open.spotify.com/show/2U2AYcLOPDMMflBwCoNkF8

Apple Podcasts
https://apple.co/3FM0W3g

Google
https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9hbmNob3IuZm0vcy83NjM4M2Q1MC9wb2RjYXN0L3Jzcw



Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/5MbnPPeueXgShw

Тексты 1451–1462
https://disk.yandex.ru/d/gikm5Qzl8HNcTg

Владимир Щировский. Осень, некуда кинуться нам со всех ног
https://disk.yandex.ru/d/UN8L2yVGcP9rmw

Владимир Щировский. Элегия о письмах
https://disk.yandex.ru/d/342t0L96xo1PPw

Владимир Щировский. Быть может, это так и надо
https://disk.yandex.ru/d/VCYnO4W_CHLkDw

Владимир Щировский. Я хочу умереть, мне уже надоело
https://disk.yandex.ru/d/Kdq6yX-dSu9_kQ

Лета Югай. Жизнь — дискомфортное место
https://disk.yandex.ru/d/r0AK2lnpPL7_pA

Лета Югай. Росписи
https://disk.yandex.ru/d/lGyUiIr2Owvb_g

Вадим Шефнер. Глоток
https://disk.yandex.ru/d/oZGAEcWD2aCyuw

Борис Пастернак. Единственные дни
https://disk.yandex.ru/d/EE6vy1L7psPndg

Александр Твардовский. Две строчки
https://disk.yandex.ru/d/JqGgQiTOyh13cg

Вера Маркова. А так ли трудно расчеловечиться
https://disk.yandex.ru/d/GcylrNZ3PyEE-A

Мария Андреевская. Ночью с открытым балконом
https://disk.yandex.ru/d/xHsQ9MbDvjgStA


#pomespenyeach

(Сей.) Несколько стихотворений Владимира Щировского, почти не известного, но очень хорошего поэта межвоенного поколения; одно (про танцора галантного века, превращенного в медведя и попавшего в зверинец) я уже тут читал. Щировский происходил из очень статусной дореволюционной семьи (его отец был сенатором), а жизнь прожил как-то бесцельно, хотя в ранней юности был отмечен Волошиным (Волошин, правда, кажется, всех радостно отмечал). Когда я читал “Софью Петровну” Чуковской, меня (и, наверное, не только меня) мучал вопрос — а она действительно написана тогда или все-таки это позднейшее переосмысление происходившего? Ну вот в случае с Щировским (стихотворение “Быть может, это так и надо”) вопроса не возникает, оно после XX съезда быть написано не могло, потому что Щировский пошел на фронт и в 1941 же году, после тяжелого ранения, погиб, когда больничный транспорт попал под обстрел (немецкий или friendly fire?) в районе Геническа (неожиданно знакомое название, правда?). *** “Глоток” Шефнера — какое-то удивительно типичное стихотворение среднесоветской эпохи, что не мешает его вполне настоящей глубине. *** По наблюдению кого-то из филологов, зима у Пастернака в этом стихотворении весенняя. Предпоследняя строчка — альтернативное название романа Чингиза Айтматова “Буранный полустанок”, кажется, хорошего (читал более или менее когда он вышел или немного позже, в юности; хорошо помню оттуда слово, обозначающее отчетливо существующее и совершенно универсальное понятие, которого — слова — тем не менее в русском языке нет: “талгак” [в английском, кстати, скорее есть]). *** Финская война закончилась вроде как советской победой, но на таких невнятных и умеренных условиях (Финляндия же так и не стала советской), что уже в 43 году Твардовский называет ее “незнаменитой”. Интересно. Ну и вообще эмоция очень понятная (чему, конечно, радоваться трудно, лучше пусть бы оставалась глубоко исторической и совершенно туманной). *** Маркову я знал только как переводчицу Эмили Дикинсон (и восточной поэзии); ну вот по этому стихотворению вполне понятно, почему она так хорошо ее переводила.

1463. Владимир Щировский. Осень, некуда кинуться нам со всех ног [1940]
1464. Владимир Щировский. Элегия о письмах [1929]
1465. Владимир Щировский. Быть может, это так и надо [1932]
1466. Владимир Щировский. Я хочу умереть, мне уже надоело [1941]
1467. Лета Югай. Жизнь — дискомфортное место [2022]
1468. Лета Югай. Росписи [2013]
1469. Вадим Шефнер. Глоток [1961]
1470. Борис Пастернак. Единственные дни [1959]
1471. Александр Твардовский. Две строчки [1943]
1472. Вера Маркова. А так ли трудно расчеловечиться [1964]
1473. Мария Андреевская. Ночью с открытым балконом [1959]


ПОДКАСТ "СЛОВА И ЗВУКИ"

Anchor
https://anchor.fm/victor0070

Spotify
https://open.spotify.com/show/2U2AYcLOPDMMflBwCoNkF8

Apple Podcasts
https://apple.co/3FM0W3g

Google
https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9hbmNob3IuZm0vcy83NjM4M2Q1MC9wb2RjYXN0L3Jzcw


Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/1Z1hy4Ol_VEgEQ

Тексты 1451–1462
https://disk.yandex.ru/d/bx9UFvNzQybMhA

Велимир Хлебников. Годы, люди и народы
https://disk.yandex.ru/d/AAU4OvXazI_a_A

Елена Гуро. Лунная
https://disk.yandex.ru/d/rOVBcpNxmZ6b_g

Василиск Гнедов. Азбука вступающим
https://disk.yandex.ru/d/ftJtvFpG8DB4wg

Иван Игнатьев. Почему Я не Арочный Сквозь?
https://disk.yandex.ru/d/dfirrKvrhH9H4g

Вадим Шершеневич. Из-за глухонемоты серых портьер, це-
https://disk.yandex.ru/d/7yOcFcMiH45qzg

Юлиан Анисимов. Прикасаюсь к руке — и вижу
https://disk.yandex.ru/d/lrykicwUCbbSjw

Сергей Бобров. Конец сраженья
https://disk.yandex.ru/d/uz8eXgGW1IHNbQ

Борис Пастернак. Не подняться дню в усилиях светилен
https://disk.yandex.ru/d/GcwOw2H1kw_3Jg

Николай Асеев. Башня королей
https://disk.yandex.ru/d/-me7SCzTmBAF9w

Божидар. Пляска воинов
https://disk.yandex.ru/d/KMU7q9uXJh2ZSg

Давид Бурлюк. Оп. 59
https://disk.yandex.ru/d/bvTG_yF7evRxzg

Николай Бурлюк. С легким вздохом тихим шагом
https://disk.yandex.ru/d/BBzOQ1lEFL4HVg


#pomespenyeach

(Рожь.) Снова антология “РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. 1890-1917”. На этот раз много экспериментов с формой стиха, которые не всегда просто передать при чтении вслух. Скажем, в “Азбуке вступающих” Гнедова каждая строчка записана без пробелов, поэтому отличие двух последних строк от всех остальных, заумных, проявляется не так явно, как на бумаге (или, скорее, проявляется слишком явно, вопреки художественному намерению). Много экспериментов с новыми формами слов и новыми словами — как и на другом конце художественного спектра того времени, скажем, у Северянина. У Шершеневича слова разорваны на границе отдельных строк (“стихов”, в стиховедческой терминологии), что опять-таки прием в большей степени зрительный, нежели звуковой. У Анисимова, наоборот — традиционное по форме, но довольно эзотерическое по смыслу стихотворение, которое, правда, слегка банализируется максимально банальной последней рифмой (но, может быть, это нарочно?). Риторически превосходное стихотворение Боброва, про которого я (как, наверное, многие) больше всего знаю по короткому мемуару в “Записях и выписках”. С Пастернаком я впервые в рамках этой книги отошел от приведенного в ней текста; дело в том, что стихи Пастернака (подготовленные для этой антологии Евгением Борисовичем Пастернаком) там приводятся в авторской отредактированной версии 1928 года, что сильно за рамками заявленного периода. И ладно бы там были поправлены два-три слова — нет, версия, которая у всех на слуху (там, где “Я один, я спать услал ученика”), совпадает с версией “Близнеца в тучах” 1913 года буквально несколькими словами, и даже первая строка там другая — “Не поправить дня усильями светилен” (после первой строфы там не совпадает вообще почти ничего: слова “портьера”, “уверуй”, “одно”, “филин” — и все; четыре значимых слова!). Это к вопросу о том, каковы бывают “позднейшие версии”. Стихотворение Асеева неожиданное: по словам из “Юбилейного” — “Правда есть у нас Асеев Колька / Этот может. Хватка у него моя” — кажется, что это должен быть такой Маяковский-лайт; так и есть, но позже, а тут совершенно другой, смутно-романтический (отличный) мотив. У Божидара (Богдан Гордеев, украинец) стихотворение размечено специальными знаками (подчеркивания для быстрого проговаривания, словоразделы-паузы) для чтения, которым я пытался следовать. Братья Бурлюки выступали социально вместе, но младший, Николай, “был мало похож на правоверного будетлянина” (О. Смола), осознавая себя скорее как “пьяный трубач неисчислимых весен”.

1451. Велимир Хлебников. Годы, люди и народы [1915]
1452. Елена Гуро. Лунная [1909]
1453. Василиск Гнедов. Азбука вступающим [1913]
1454. Иван Игнатьев. Почему Я не Арочный Сквозь? [1913]
1455. Вадим Шершеневич. Из-за глухонемоты серых портьер, це- [1916]
1456. Юлиан Анисимов. Прикасаюсь к руке — и вижу [1915]
1457. Сергей Бобров. Конец сраженья [1914]
1458. Борис Пастернак. Не подняться дню в усилиях светилен [1913]
1459. Николай Асеев. Башня королей [1910]
1460. Божидар. Пляска воинов [1914]
1461. Давид Бурлюк. Оп. 59 [1913]
1462. Николай Бурлюк. С легким вздохом тихим шагом [1910]


ПОДКАСТ "СЛОВА И ЗВУКИ"

Anchor
https://anchor.fm/victor0070

Spotify
https://open.spotify.com/show/2U2AYcLOPDMMflBwCoNkF8

Apple Podcasts
https://apple.co/3FM0W3g

Google
https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9hbmNob3IuZm0vcy83NjM4M2Q1MC9wb2RjYXN0L3Jzcw

Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/4Gt2W5l3y_m_DA

Тексты 1441–1450
https://disk.yandex.ru/d/hj3g3iEkG5qAtg

Александр Францев. вы меня не поняли наверно
https://disk.yandex.ru/d/swj51Kf9DgrHPA

Денис Давыдов. Маша и Миша (шутка)
https://disk.yandex.ru/d/gYbK4YACUgWxKw

Рюрик Ивнев. Жизнь прошла. О! Боже! Боже! Боже!
https://disk.yandex.ru/d/U0qNFSuKONRnjg

Аркадий Бухов. Тыловик
https://disk.yandex.ru/d/FCIwyBkzzvcDZQ

Роман Сеф. Кошка пролезла в калитку
https://disk.yandex.ru/d/0cP68FaatejJKg

Семен Липкин. Короткие рассказы
https://disk.yandex.ru/d/qymkrHXW2027hg

Осип Мандельштам. Мастерица виноватых взоров
https://disk.yandex.ru/d/S76OjttUSlev2g

Евгений Баратынский. Завыла буря; хлябь морская
https://disk.yandex.ru/d/yH0rfERTqGj9rQ

Владимир Шуф. Раскаяние
https://disk.yandex.ru/d/EJPORNowHtJ-vg

Александр Пушкин. Кто из богов мне возвратил
https://disk.yandex.ru/d/b0SG7bCkyNNMTg


#pomespenyeach

(А рожь.) “Маша и Миша” Дениса Давыдова так похожа на какого-нибудь обэриута типа Олейникова (для Хармса слишком оптимистично, для Введенского, наверное, слишком просто), что прямо удивительно; из этого понятно, что очень похожие (по крайней мере, поверхностно) стилистически вещи могли строиться на основе радикально разных предпосылок. *** Рюрику Ивневу (настоящее имя Михаил Ковалев) в 1938 году было 48 лет; впрочем, прожил он потом еще 42 года, так что все-таки не то чтобы совсем “прошла”. Мне кажется, что пунктуация первой строки такова исключительно для того, чтобы слово “Боже” писалось с большой буквы. *** “Мастерица” Мандельштама, как известно, обращена к Марии Петровых, в которую в тот момент Мандельштам был коротко и безответно влюблен. Первая строка последнего четверостишия обычно почти везде печатается в виде “Ты, Мария — гибнущим подмога”; это по тексту, где первые два слова (на месте пропуска) вписаны Н. Я. Мандельштам; между тем нашлась потом авторская рукопись, где так, как я читаю. *** Стихотворение Баратынского, как я осознал уже прочтя его — о нынешнем состоянии умов, в том числе о вопросе эмиграции. *** “Кто из богов” Пушкина — перевод, сравнительно вольный, оды 2.7 Горация к Помпею Вару (O saepe mecum tempus in ultimum); при жизни не печатался; есть перевод Фета (1856), существенно более точный, но почему-то рифмованный — была у Фета такая манера время от времени при переводе латинских стихов. Пушкин, конечно, тут тянет простыню Горация налево и направо, но получается офигительно.

1441. Александр Францев. вы меня не поняли наверно [2022]
1442. Денис Давыдов. Маша и Миша (шутка) [1830-е]
1443. Рюрик Ивнев. Жизнь прошла. О! Боже! Боже! Боже! [1938]
1444. Аркадий Бухов. Тыловик [1917]
1445. Роман Сеф. Кошка пролезла в калитку [1960]
1446. Семен Липкин. Короткие рассказы [1979]
1447. Осип Мандельштам. Мастерица виноватых взоров [1934]
1448. Евгений Баратынский. Завыла буря; хлябь морская [1824]
1449. Владимир Шуф. Раскаяние [1898]
1450. Александр Пушкин. Кто из богов мне возвратил [1835]


Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/PMcw5c6OSEJl3A

Тексты 1426–1440
https://disk.yandex.ru/d/LKaZdC8RdH158A

Алексей Гмырев. Призыв
https://disk.yandex.ru/d/fZbTG9S79PnXmA

Филипп Шкулев. Гуди, набат!
https://disk.yandex.ru/d/SwuI-YI7mXUctw

Евгений Тарасов. Спите, братья
https://disk.yandex.ru/d/IzKVk2qYYcBozg

Глафира Галина. Как хорошо!.. Взгляни: вдали
https://disk.yandex.ru/d/6unWd3wunS5GZw

Скиталец. Четверо
https://disk.yandex.ru/d/Xqlg1J3gRhAZzQ

Николай Гумилев. Соединение
https://disk.yandex.ru/d/vkOCtUB_WcjTaQ

Анна Ахматова. Вечерние часы перед столом
https://disk.yandex.ru/d/7CEuomX3WR6wlw

Осип Мандельштам. Петербургские строфы
https://disk.yandex.ru/d/D1ki1XxT6iYYuA

Михаил Зенкевич. Сумрачный бог
https://disk.yandex.ru/d/EUeEBg19Wj9IYg

Владимир Нарбут. Одно влеченье: слышать гам
https://disk.yandex.ru/d/FfqP8E01fqR47A

Михаил Лозинский. Соблазненный
https://disk.yandex.ru/d/JOrnPeIX-lQJrg

Николай Недоброво. Ты помнишь камыш над гладью моря?
https://disk.yandex.ru/d/11y_wbJrphI2mA

Елизавета Кузьмина-Караваева. Завороженные годами
https://disk.yandex.ru/d/1l3bn-mvEMtdDQ

Владимир Шилейко. Над мраком смерти обоюдной
https://disk.yandex.ru/d/12wbZc497nwKBA

Георгий Иванов. Как древняя ликующая слава
https://disk.yandex.ru/d/AVevl9NdEeNqkg

Георгий Адамович. Опять, опять, лишь реки дождевые
https://disk.yandex.ru/d/fJKAB9U7-Co0xw

Игорь Северянин. Январь
https://disk.yandex.ru/d/p8V-TOhDxsBGxw




*** Недоброво, по воспоминаниям Мандельштама, на всех поэтических тусовках читал Тютчева, “как бы [представительствуя] за него”. Умер в Ялте в 1919 году, но от туберкулеза. *** Кузьмина-Караваева — “мать Мария” — погибла в газовой камере Равенсбрюка в 1945 году; я уже читал ее религиозное стихотворение, почти пародийное в своем пафосе; “Завороженные годами” выглядят немного серьезнее. *** Шилейко, опять же якобы по словам Гумилева, “не муж, а катастрофа” (в 1918–21 он ненадолго сменил самого Гумилева в качестве мужа Ахматовой) — крупнейший ученый-ассириолог, большинство его (посмертных) публикаций — это переводы ассиро-вавилонской поэзии. *** Иванова и Адамовича я несколько путаю: ровесники, оба прожили довольно долгую жизнь, оба умерли во Франции, даже приведенные два стихотворения похожи почти до степени смешения (одинаковый размер в обоих смыслах, схожая тема); правда, Адамович был несопоставимо лаконичнее, написал всего около ста стихотворений за жизнь. *** Из Северянина я постарался выбрать стихотворение с минимальным количеством ажурной пены и офлеренного экстаза; ну уж как получилось.


#pomespenyeach

1426. Алексей Гмырев. Призыв [1905–06]
1427. Филипп Шкулев. Гуди, набат! [1912]
1428. Евгений Тарасов. Спите, братья [1905]
1429. Глафира Галина. Как хорошо!.. Взгляни: вдали [1902]
1430. Скиталец. Четверо [1905]
1431. Николай Гумилев. Соединение [1917–18]
1432. Анна Ахматова. Вечерние часы перед столом [1913]
1433. Осип Мандельштам. Петербургские строфы [1913]
1434. Михаил Зенкевич. Сумрачный бог [1912]
1435. Владимир Нарбут. Одно влеченье: слышать гам [1920]
1436. Михаил Лозинский. Соблазненный [1909]
1437. Николай Недоброво. Ты помнишь камыш над гладью моря? [1916]
1438. Елизавета Кузьмина-Караваева. Завороженные годами [1916]
1439. Владимир Шилейко. Над мраком смерти обоюдной [1917]
1438. Георгий Иванов. Как древняя ликующая слава [1915]
1439. Георгий Адамович. Опять, опять, лишь реки дождевые [1916]
1440. Игорь Северянин. Январь [1910]

(А рожь.) Продолжаем антологию “РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. 1890-1917”. *** Гмырев — рабочий, без всякого образования (окончил три класса), умер молодым. *** Шкулев больше всего известен (надо, наверное, уточнять “был” — вряд ли постсоветское поколение такое знает) текстом песни “Мы кузнецы, и дух наш молод”. *** Тарасов — довольно яростный революционер (встречался с Лениным, возвращался в Россию из эмиграции с чужим паспортом), впоследствии переквалифицировавшийся почти в управдомы (работал инженером, экономистом). *** Галина после революции тоже не писала; из ее гражданской лирики было хорошо известно стихотворение “Лес рубят, молодой, нежно-зеленый лес”, но, наверное, больше всего прославилась приведенная миниатюра — благодаря романсу Рахманинова (op. 21, двенадцать романсов — на очень свежие стихи, потому что написал он это в том же 1902 году; завершает этот цикл, кстати, еще один романс на стихи Галиной, “Как мне больно”). То ли по музыкально-содержательной надобности, то ли случайно первая строчка превратилась из “Как хорошо” в “Здесь хорошо”. В романсе синтаксис стихотворения разметан по кочкам, не очень понятно, где кончаются и начинаются строчки, при том что вроде бы проще использованного Галиной четырехстопного ямба ничего и быть не может. *** Скиталец (Степан Гаврилович Петров) был не только поэтом, но и музыкантом (гусляром), который успешно декламировал и пел свои стихи. Приведенное стихотворение страшноватое: казалось бы, что может быть риторически проще, чем рассказать историю про четырех братьев в трудное время? Но построение разваливается, не успев соорудиться; завораживающее зрелище. *** Дальше начинается немножко другая история. Вот коротенькое, почти салонное стихотворение Гумилева — и мы сразу как будто перепрыгиваем в другой мир. *** Same Ахматова. *** Same, конечно, и Мандельштам, хотя приведенное стихотворение очень трудно сопоставить, скажем, с темными воронежскими стихами; но все они, четверо, таковы (может быть, Цветаева чуть меньше прочих; интересно, что было бы со стихами Гумилева, если бы его жизнь закончилась как у нормальных людей, в 1937-м). *** Зенкевич в советскую пору работал по большей части как поэтический переводчик; его собственные стихи — нагромождение биологических и геологических, в основном намеренно отталкивающих образов. *** Нарбут, вероятно, погиб в 1938, как и Мандельштам, хотя официально в свидетельстве о смерти был указан 1944 год. Украинец; в этом смысле интересно, что украинское слово “курча” (цыпленок), которым заканчивается стихотворение — вопреки видимости, среднего рода, поэтому “баюкаемое”. *** Про Лозинского, еще одного прапрадеда моих детей, великого переводчика, мне больше всего нравится история, которую рассказывала (мне, или по крайней мере при мне) его дочка, Наталья Михайловна: она родилась — в 1915 году — очень страшненькой, но, увидев новорожденную, Гумилев сказал счастливому отцу: “Держу пари на дюжину тутавенского, она будет прехорошенькой!” [Конечно, оказался прав.] Мы потом всем семейством пытались разобраться, что он имел в виду, что исказилось в “тутавенское”; видимо, тотавельское (Tautavel), сухое красное из Русийона. (cont'd below)


ПОДКАСТ "СЛОВА И ЗВУКИ"

Anchor
https://anchor.fm/victor0070

Spotify
https://open.spotify.com/show/2U2AYcLOPDMMflBwCoNkF8

Apple Podcasts
https://apple.co/3FM0W3g

Google
https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9hbmNob3IuZm0vcy83NjM4M2Q1MC9wb2RjYXN0L3Jzcw


Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/0ep4S0cVitN_qw

Тексты 1414–1425
https://disk.yandex.ru/d/kOJiAbaXfMVs_Q

Аполлон Майков. Барельеф
https://disk.yandex.ru/d/c-AyyG5jj4hwZw

Ольга Рожанская. Клавдий Тиберий Германик, опора сограждан
https://disk.yandex.ru/d/h3nbOH9x19D9jw

Федор Тютчев. Опять стою я над Невой
https://disk.yandex.ru/d/Rdb5xhGUT6ZmPg

Валентин Берестов. Загреб — Милан, 1978
https://disk.yandex.ru/d/6sLiEj_xEtkc7A

Анатолий Гаврилов. Перед сном я рассказываю про ужасы
https://disk.yandex.ru/d/8QY4Ggz_J49neg

Александр Куляхтин. Ты знаешь, с той пор как мне стукнуло пять
https://disk.yandex.ru/d/wESxeTuBhNkoHQ

Александр Пушкин. Гонимый рока самовластьем
https://disk.yandex.ru/d/3gr6eBrWRJ_oRA

Михаил Михайлов. Недоразумение
https://disk.yandex.ru/d/fCVzUmcCVsu52g

Николай Заболоцкий. Медленно земля поворотилась
https://disk.yandex.ru/d/hOqu57h7-OT2qQ

Игорь Белов / Галина Крук. множество вещей исчезает быстрее чем мы успеваем их заметить
https://disk.yandex.ru/d/CwLLD-OrG6JUEA

Елена Сунцова. У хлеба есть лицо
https://disk.yandex.ru/d/rb7S0Auzxh2dGA


#pomespenyeach

1414. Аполлон Майков. Барельеф [1842]
1415. Ольга Рожанская. Клавдий Тиберий Германик, опора сограждан [ante 2000]
1416. Федор Тютчев. Опять стою я над Невой [1868]
1417. Валентин Берестов. Загреб — Милан, 1978 [1978]
1418. Анатолий Гаврилов. Перед сном я рассказываю про ужасы [2018]
1419. Александр Куляхтин. Ты знаешь, с тех пор как мне стукнуло пять [2001]
1420. Александр Пушкин. Гонимый рока самовластьем [1832]
1421. Михаил Михайлов. Недоразумение [1862–64]
1423. Николай Заболоцкий. Медленно земля поворотилась [1957]
1424. Игорь Белов / Галина Крук. множество вещей исчезает быстрее чем мы успеваем их заметить [2007]
1425. Елена Сунцова. У хлеба есть лицо [2012]

(А рожь.) “Барельеф” я прочитал уже довольно давно, но с каким-то браком в аудиозаписи, отчего отложил, и теперь вот вспомнил и перечитал. *** Попавшееся мне в ленте стихотворение Рожанской риторически безупречное и абсолютно достоверное — действительно, на римских памятниках такие надписи встречаются, “этот водопровод, от ветхости расшатавшийся” — при том, что возвели его типа пять лет назад. *** Аэропортная зарисовка Берестова предсказывает куда более серьезные проверки, вошедшие во всеобщую практику после событий 2001 года. *** Вот тот стишок Куляхтина, про который я в позапрошлый раз вспоминал; очень хороший, по-моему. *** У Пушкина альбомные стихи бывают очень проходные, как и положено альбомным стихам, а бывают вдруг совершенно настоящие, как это. (Сегодня на переводческой конференции коллега-китаист поделился воспоминанием о том, как на другой конференции коллега-китаец подсел к нему и сказал: “Ты мне только одно скажи. Вот Пушкин — он почему великий?” Ну тут только плакать в ответ.) *** Стихотворение Галины Крук — перевод с украинского.


Но рожь-то сеять надо? В том числе плуг там, лошадь, стойло, то-се? Иными словами — открыт для предложений работы. Самое прямолинейное — перевод на английский (я подозреваю, что сейчас это много кому может понадобиться). Уровень — от такого, которому порадуется любой зарубежный работодатель, до такого, которое спокойно можно отдавать в печать (это значит, что в процессе участвует высококвалифицированный британский или американский редактор). Первое дорого, второе еще дороже, но тут ничего не поделать. Интересуют меня не медицинские документы и проч. (их я тоже умел переводить, но сколько можно), а скорее, условно говоря, книги и статьи.
Менее прямолинейные виды деятельности сильно осложняются текущим состоянием рыбной промышленности. Тем не менее — интеллектуальная поддержка путешествий, лекции, поиск информации и прочее что придет в голову. Я знаю иностранные языки (некоторые даже довольно хорошо) и хорошо умею пользоваться интернетом (что, как я постоянно убеждаюсь при контакте с молодежью, умение на удивление редкое). Спасибо за внимание, за рекомендации буду признателен. Очередной выпуск "Слов и звуков" запланирован, как обычно, в воскресенье.
@Herewasrome

Показано 20 последних публикаций.