📊 За последние годы
появились исследования, доказавшие, что страх перед оценками действительно
повышает у студентов уровень стресса и тревожности. Кроме того, мысли об оценках снижают внутреннюю мотивацию, создают между студентами нездоровую конкуренцию, а также поощряют поверхностное запоминание фактов.
Уже есть данные, что отказ от отметок
снижает стресс и повышает ощущение благополучия у студентов,
благотворно сказывается на учебной мотивации. Но как безотметочные подходы влияют на академическую успеваемость?
🔎 Чтобы прояснить это влияние, сотрудники Копенгагенской школы бизнеса провели
исследование среди студентов своего университета. Рассказываем, как оно проходило и к каким результатам привело.
В Дании шансы поступить в университет во многом зависят от среднего балла в школьном аттестате абитуриента. То есть ещё во время учёбы в школе будущие абитуриенты испытывают сильное академическое давление, стремясь получать высокие отметки. И это давление не уменьшается после поступления в вуз.
Чтобы снизить стресс для первокурсников и создать для них более комфортную среду, члены студенческого совета Копенгагенской школы бизнеса предложили отказаться от отметок в первый год обучения на программе бакалавриата «Бизнес и психология».
📑 Как отказ от оценок повлиял на студентовАнализ собранных данных показал, что между студентами из разных групп
нет значимых различий в ощущении благополучия. По словам исследователей, это противоречит результатам других научных работ, демонстрирующих снижение стресса при отказе от отметок. Как предполагают авторы, первокурсники, привыкшие к балльной системе ещё в школе,
могут испытывать стресс от самого факта, что отметки им больше не ставят.
То есть без понятного ориентира, который даёт балльная система, студентам сложно понять, хорошо ли они справляются с учёбой. Более того, многие учащиеся идентифицируют себя именно через оценки. Поэтому, считают исследователи, внедряя безбалльную систему, важно её тщательно прорабатывать, а также поддерживать студентов во время адаптации к этим изменениям.
📖 Зато первокурсники, не получавшие отметок,
реже применяли поверхностные стратегии обучения и чаще применяли глубокие по сравнению со сверстниками из другой группы. То есть они скорее склонны осмыслять новую информацию, чем бездумно её заучивать. Это уже само по себе плюс. Кроме того, как и ожидали исследователи, отказ от оценок
положительно сказался на учебной мотивации — и
на внутренней, и на внешней.
И наконец, авторы исследования сравнили средние баллы, полученные на экзаменах, и
не обнаружили между ними значимых различий. Также не нашлось разницы между средними баллами за дипломные работы. Получается, что студенты, не получавшие оценок в течение первого курса, в целом справились с последующими этапами обучения не хуже студентов с оценками.
Однако различия проявились с учётом успеваемости студентов в прошлом:
чем выше был средний балл в школьном аттестате, тем больше риск, что отказ от отметок повлияет на учебные результаты негативно. 👨🎓 От себя добавим, что, возможно, дело в разных типах мотивации. Те, кто со школы привык учиться только ради хороших отметок, видимо, имели так называемую усвоенную мотивацию («Я учусь, чтобы гордиться собой») и теряли её при безбалльной системе, а вот те, кто имел внутреннюю мотивацию («Я учусь, потому что мне интересно») или соотнесённую со значимой целью («Я учусь, чтобы получить доходную профессию»), не зависели в ней от баллов и, соответственно, не теряли её.
Подробнее о деталях исследования 👉
тут.
#исследования