Репост из: Научно-образовательная политика
Цифровизация школы и цифры успеха
Цифровизация школьного образования – одна из самых горячих тем в последние несколько лет. Дискуссии чаще всего развиваются вокруг (чаще всего надуманных дилемм): планшеты или туалеты, педагоги или педаботы?
Необходимость поступательно и всестороннего внедрения цифровых инструментов в процесс обучения никем не оспаривается (здесь едина позиция Президента, Администрации, Правительства, Минпросвещения, профессионального сообщества, родителей и самих учеников) – дебаты ведутся о формах, масштабах и эффективности.
Наиболее широко онлайн и гаджеты используются в дополнительном образовании, а вот проникновение непосредственно в школу – вещь сколь насущная, столь и сложная.
Электронная школа открывает широкие возможности для повышения качества образования, улучшения и выравнивания его доступности. Однако, открытым остаются вопросы – насколько предлагаемые цифровые продукты адекватны запросам учителей, учеников и родителей; не чрезмерным ли становится экранное время в противовес реальной жизни; как оценить эффективность данных инструментов.
В массовое школьное обучение пытались зайти многие компании, но наиболее успешно это получилось, пожалуй, только у Яндекс.Учебника. Буквально за год он взорвал рынок и завоевал любовь как педагогов, так и учеников по всей стране. Сейчас сервисом пользуются 37 тысяч учителей и 600 тысяч школьников. Важно, что внедрение Яндекс.учебника в обучение не имело принудительный характер – кто хотел, тот и пользовался. Другой вопрос, что «сарафанное радио» среди школьников, учителей и родителей быстро разносило весть про эффективность.
И тут возник самый главный вопрос – как ее измерить? Можно ли положить конец хотя бы части споров – что лучше, тетрадка и учитель у доски или планшет и онлайн-уроки? Кстати говоря, эта задача была сформулирована на высшем уровне министром просвещения Ольгой Васильевой в начале года.
Институт образования Высшей школы экономики (один из лидеров отечественной педагогической науки и аналитики) вместе с Яндекс.учебником как раз задались этим вопросом. Они провели масштабное исследование успеваемости детей в начальной школе. В нем приняли участие более 200 учителей и 6000 учеников третьих классов. Пилотными стали сибирские регионы: Алтайский край и Новосибирская область.
Результаты были ожидаемы, но их значимость сложно недооценить.
В итоге те дети, что решали онлайн-задачки в Яндекс.Учебнике, показали рост успеваемости примерно на 20% больше, чем у тех, кто занимался в традиционной форме. Причем (это важно!) наибольший эффект это имело для изначально не очень хорошо успевающих учеников.
Второй важный вывод – использование онлайн-форматов позволяет, если не устранить падение мотивации к концу учебного года, то заметно снизить его масштаб при использовании онлайн-ресурсов.
Также выяснилось, что занятия в Яндекс.Учебнике стимулируют детей к использованию гаджетов именно в образовательных целях.
Эти выводы окончательно должны подтвердить высокую значимость перехода к цифровой школе. Онлайн-форматы позволяют детям глубже погружаться в образовательный процесс, получая немедленную обратную связь. Их использование дает возможность как «догнать» класс, так и закрепить материал перед контрольной, а для самых любопытных – освоить что-то вперед программы.
Также исследование Института образования и Яндекс.Учебника лишний раз подтвердило, что сами по себе гаджеты не несут вреда учебному процессы – проблемы начинаются в тот момент, когда дети их используют не по назначению во время урока.
Результаты исследования должны успокоить родителей – далеко не так плохо, что ребенок часть жизни проводит перед экраном, ведь так можно эффективно учиться.
Надо отметить успешность работы Яндекс.Учебника – авторам удалось создать качественный и эффективный инструмент. Это открывает возможности для компании активно включиться в цифровые мероприятия нацпроекта «Образование». Но самое главное – результат и повышение успеваемости детей.
Подробнее в «Российской газете».
Цифровизация школьного образования – одна из самых горячих тем в последние несколько лет. Дискуссии чаще всего развиваются вокруг (чаще всего надуманных дилемм): планшеты или туалеты, педагоги или педаботы?
Необходимость поступательно и всестороннего внедрения цифровых инструментов в процесс обучения никем не оспаривается (здесь едина позиция Президента, Администрации, Правительства, Минпросвещения, профессионального сообщества, родителей и самих учеников) – дебаты ведутся о формах, масштабах и эффективности.
Наиболее широко онлайн и гаджеты используются в дополнительном образовании, а вот проникновение непосредственно в школу – вещь сколь насущная, столь и сложная.
Электронная школа открывает широкие возможности для повышения качества образования, улучшения и выравнивания его доступности. Однако, открытым остаются вопросы – насколько предлагаемые цифровые продукты адекватны запросам учителей, учеников и родителей; не чрезмерным ли становится экранное время в противовес реальной жизни; как оценить эффективность данных инструментов.
В массовое школьное обучение пытались зайти многие компании, но наиболее успешно это получилось, пожалуй, только у Яндекс.Учебника. Буквально за год он взорвал рынок и завоевал любовь как педагогов, так и учеников по всей стране. Сейчас сервисом пользуются 37 тысяч учителей и 600 тысяч школьников. Важно, что внедрение Яндекс.учебника в обучение не имело принудительный характер – кто хотел, тот и пользовался. Другой вопрос, что «сарафанное радио» среди школьников, учителей и родителей быстро разносило весть про эффективность.
И тут возник самый главный вопрос – как ее измерить? Можно ли положить конец хотя бы части споров – что лучше, тетрадка и учитель у доски или планшет и онлайн-уроки? Кстати говоря, эта задача была сформулирована на высшем уровне министром просвещения Ольгой Васильевой в начале года.
Институт образования Высшей школы экономики (один из лидеров отечественной педагогической науки и аналитики) вместе с Яндекс.учебником как раз задались этим вопросом. Они провели масштабное исследование успеваемости детей в начальной школе. В нем приняли участие более 200 учителей и 6000 учеников третьих классов. Пилотными стали сибирские регионы: Алтайский край и Новосибирская область.
Результаты были ожидаемы, но их значимость сложно недооценить.
В итоге те дети, что решали онлайн-задачки в Яндекс.Учебнике, показали рост успеваемости примерно на 20% больше, чем у тех, кто занимался в традиционной форме. Причем (это важно!) наибольший эффект это имело для изначально не очень хорошо успевающих учеников.
Второй важный вывод – использование онлайн-форматов позволяет, если не устранить падение мотивации к концу учебного года, то заметно снизить его масштаб при использовании онлайн-ресурсов.
Также выяснилось, что занятия в Яндекс.Учебнике стимулируют детей к использованию гаджетов именно в образовательных целях.
Эти выводы окончательно должны подтвердить высокую значимость перехода к цифровой школе. Онлайн-форматы позволяют детям глубже погружаться в образовательный процесс, получая немедленную обратную связь. Их использование дает возможность как «догнать» класс, так и закрепить материал перед контрольной, а для самых любопытных – освоить что-то вперед программы.
Также исследование Института образования и Яндекс.Учебника лишний раз подтвердило, что сами по себе гаджеты не несут вреда учебному процессы – проблемы начинаются в тот момент, когда дети их используют не по назначению во время урока.
Результаты исследования должны успокоить родителей – далеко не так плохо, что ребенок часть жизни проводит перед экраном, ведь так можно эффективно учиться.
Надо отметить успешность работы Яндекс.Учебника – авторам удалось создать качественный и эффективный инструмент. Это открывает возможности для компании активно включиться в цифровые мероприятия нацпроекта «Образование». Но самое главное – результат и повышение успеваемости детей.
Подробнее в «Российской газете».