liberté, visualité, identité


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Блоги



Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги
Статистика
Фильтр публикаций


Репост из: Розы и Слезы
Среда

Ко м
не пришли ребята из фестиваля Среда и попросили коротко ответить на простой вопрос: Что я думаю о фестивале Среда? Слово за слово, как говорится, и короткий ответ разросся до «текста». Итак:

Фестиваль который меняет среду — так наивно и оптимистично звучал манифест Среды.

Я, как и многие мои коллеги, до 22-ого года видел в своем профессиональном ремесле некую «высокую» миссию «преобразование отечественной среды». Поэтому девиз фестиваля в 2017 году срезонировал с профессиональной средой в том числе.

Желание жить по-человечески и нравственности в условиях текущего политического режима и общего уровня визуальной культуры приводило нас к этой «высокой» миссии. «Дизайн морального беспокойства» — так можно назвать русский дизайн до 2022 года.

Мне также кажется, что рост «популярности» инхайс-студий в больших компания (Сбер/Яндекс/и тд) тоже во многом связан с идеей «преобразования среды». Клиентская сторона предлагала в режиме реального времени влиять на повседневную жизнь людей через качественный сервис, продукт и дизайн.

К ужасу происходящего и по сей день, приходится признать, что вся наша «творческая» деятельность никак ни повлияла на среду, по крайней мере в том смысле как бы мне/нам хотелось бы. Таким образом большая и высока идея целого поколения дизайнеров была уничтожена.

Конечно, в каком-то смысле качественно дизайн стало намного больше, более того он стал нормой. Но не является ли это «нормальность» той самой лакировкой действительности?

Что дальше? Вместо старой «идеи русского дизайна» пока не появилась новая, кроме «идеи» быть подальше от «русского». Пока текущая творческая деятельность воспринимается скорее терапевтически, ремесло не позволяет сойти с ума в это время. Но поиск смыслов продолжается, и возможно в следующем 2024 году фестиваль сможет предложить новую идею, адекватную новому времени?

Но позволяю себе отдать должное самому фестивалю. Единственная среда, которую изменил фестиваль — это конечно профессиональная среда!

К моменту появления фестиваля, в профессиональном сообществе были исчерпаны и узурпированы практически все способы «самовыражения» для дизайн-студий (исключение составлял только доступные на тот момент Инстаграмм и Биханс).

Новосибирский фестиваль «Идея!», с 20 летней историей, закрылся в 2017. Фестиваль Red Apple в старом виде перестал быть интересен организаторам и его модернизировали в сторону «клиента». Клуб арт-директор перестал быть прозрачным и понятным для сообщества. АБКР превратился в партийную организацию, смысл которой также не понятен новому поколению дизайнеров, студий, агентств.

Такое ощущение, что фестиваль Среда родился из недр самого сообщества, вернее обновившегося сообщества. Большое количество безумно талантливых дизайнеров единолично ли в содружестве друг с другом на равных составляют конкуренцию «крупным» агентствам. Фестиваль стал тем «местом», где новое профессиональное сообщество смогло и может себя самовыразить.

В какой-то степени профессиональная среда родила Среду, но так же и верно, что и Среда родила профессиональную среду: молодую, талантливую, активную, легкую, мобильную и открытую. Среду, которая вряд ли будет грезить «имперскими амбициями» изменения среды, так как «среда» для многих стала понятием растяжимым, для кого-то это Берлин (где и так все хорошо с дизайном), для кого-то Дубай, Белград, Иерусалим, Барселона, Ереван, Тбилиси.

Фестиваль который меняет профессиональную среду — так гордо должен звучать манифест Среды.

878 0 11 4 35

Очень согласен с дружочком Сашей — и как председатель жюри этого года особенно


Вакансия что надо, поверьте — в «Щуке» работать очень классно (мне самому нравится). Ищем мы нечасто, интересных проектов у нас вагон, коллеженьки все симпатичные как на подбор, атмосфера по большей части благоприятствует росту (творческому); для любителей красоты и типографики самое то. Не проходите мимо и не поленитесь заполнить форму!

http://forms.gle/4tkNxTf2jgShR8Ev9?_imcp=1


В возможности любого делания заложена противоположная этой возможности возможность не-делания того же самого. Скорее всего, если вы «не можете не писать» — вы графоман. В неспособности не-делать таится мощный заряд дурновкусия. Конечно, дизайн — это работа, и местами довольно приятная: разнообразные проекты, мозговые штурмы и проч. — но скорее всего нужны более веские причины, чтобы ей заниматься. И чем дальше, тем чаще настоящая работа происходит после преодоления возможности не-делания, после того, как найден новый веский повод начать работу, после преодоления этой «разности потенциалов».

Важная часть всякой художественной деятельности сейчас — осмысление себя. Театр исследует чем может быть театр в современности. Важная часть современного кино, особенно авторского — исследование природы кино, объективности и субъективности. Современное искусство только и занято тем, что определяет собственные границы. Но не дизайн.

Когда-то Пикассо рисовал плакаты к собственным выставкам, Матисс делал книжки, а художники из Баухаус придумывали (помимо картин) кофейники, стулья и шрифты. Само слово «дизайн» (disegno в итальянском и dessin во французском) означало «рисовать», и художники Возрождения определяли disegno как метод, лежащий в основе любого произведения, будь то живопись, скульптура или архитектура; тем же методом, по их мнению, пользовался Бог-творец.

Сейчас такая цельность сознания нам более недоступна; промышленное производство требует специальных умений и утилитарного знания. Дизайн понимается порой как специфическая часть маркетинга, как всякое удобство пользования и шире того — любое упрощение и сокращение путей; в конце концов — как часть технологии увеличения конверсии через банальное манипулирование. Термин «визуальная коммуникация» — теперь это странный эвфемизм для простой продажи (коммуникация кого с кем? Разве что продавца с покупателем).

«Дизайн — не то, как это выглядит, а то, как это работает», сказал один великий мертвец. Порой мы совсем не понимаем, как это работает, но черт возьми — как же фантастически это выглядит! Но может быть бинарная оппозиция «выглядит» и «работает» вообще ложная? Советский авиаконструктор Туполев говорил — некрасивые самолеты не летают; а итальянский автоинженер Энцо Феррари говорил, что машина не может быть красивой, если она не выиграла ни одной гонки. Скорее всего для Леонардо, одновременно создавшего величайший символ — Мону Лизу — и при том проектировавшего (тоже disegno) вертолеты и технику — не существовало слов красиво и работает. Всё это объединяла концепция disegno.

Порой слова полностью меняют своё значение, но отблеск божественного творения внутри disegno вряд ли может быть заменён на «решение задач клиента». Безусловно, задачи клиента нужно решать; сама ситуация заказа неотделима от дизайна и — более того — от всех сфер искусства (в современном искусстве фигура заказчика просто чуть более скрыта, размыта, но это примерно те же отношения, что и в дизайне, и так было всегда). Но заказчик — такая же удаленная и внешняя к произведению фигура, как и создатель, и зритель.

Нам нравится профессия дизайнера во всём многобразии её проявлений, но чтобы прийти к её основам нужно начать осмыслять её так же, как театр, авторское кино и современное искусство изучает себя — через критику и через собственно работу, насыщенную не только техниками манипуляции и формальным поиском, но и рефлексией.
Преодоление разорванного сознания и достижение цельности возможно только через диалог: с историей искусства прошлого; с современностью; с клиентом; с людьми и событиями вокруг.

Альдо Росси, замечательный архитектор эпохи постмодерна определяет архитектуру как пространство возможности события, кажется это годится и для дизайна: возможность поэзии и исследования в собственной работе; возможность бренда и человека вступить в отношения, отличающиеся от товарно-денежных; возможность для человека высвободить свою фантазию и со-участвовать в процессе творения.

И поле напряжения для этих возможностей создают сильные образы, агенты будущих изменений.

5.6k 1 53 13 96

чтоб два раза не вставать — допишу заодно про Уолш. Есть даже (слегка выветрившийся) инфоповод — &Walsh давно ничего не показывали, а тут показали какую-то ерунду.

Изначально у меня в голове была очень стройная история — вот мол дополняли друг друга как инь с яном, как вахмурка с кржемелеком, оба голые и смешные, разошлись как в море корабли и теперь оба на мели: Загмайстер заделался инста-блогером чужих плохих картинок, а Уолш выдаёт скучную коммерцию вместо былой красоты. Но при ближайшем рассмотрении жизнь оказалась несколько сложнее моей фантазии.

Вроде бы Уолш — ужасно симпатичная наследница большой американской традиции с американской иронией и оптимизмом. Она прилежная ученица и Глейзера, и Любалина (от него — страсть к ар-нуво и общее любовное настроение). Вещи периода Sagmeister&Walsh наполнены живостью и переливистостью формы, тем, чего у соло-Загмайстера не наблюдалось. В них есть и образность, и радость от новой выдумки. Как публичная персона и как сооснователь студии Уолш придерживается условно «левой» либеральной и очень нью-йоркской линии поведения: она придумала вечеринки с вином для дизайнерок (даже в Москве есть!), она выпускала злые пины для борьбы с трампизмом, она уже checked her priveleges и её агентство теперь передовое в смысле всяческого разнообразия и управляется женщинами — без шуток довольно круто.

С другой стороны — трампизм трампизмом, но роль поверхностного высокомерия нью-йоркских умненьких ребяток (и рисовавших те самые кукрыниксовской интонации пины тоже) в нынешнем расколе Америки очевидна. Вообще поверхностность часто сквозит в работах студии; Уолш блестящий стилист и стилизатор, и съёмки удаются ей особенно хорошо. Кейсы, и старые и новые, выглядят самым конфеточным образом вне зависимости от их содержания. А содержание в сущности весьма неровное. Порой это бесконечный «стикербомбинг» (в каждом втором кейсе есть какие-нибудь наклейки), самоповторы и одноразовые ходы без перспективы, огромные трендовые лого на странных объектах и нерабочая типографика. Иногда это замечательные и НОВЫЕ вещи: ребрендинг самого агентства, сильно повлиявшие на индустрию Plenty и Parle Agro, и любимая всеми египетская забегаловка.

А ещё я посмотрел списки участников всех проектов на сайте &Walsh, и выяснилось, что роль Загмайстера в жизни студии (судя по этим спискам) было весьма эфемерной довольно давно — чуть ли не с 2014 года; и даже в тех работах, где есть рисованные буквы на живых людях, хотя казалось бы — его конёк! — креативным директором значится Уолш. Кое-где мелькает имя модного теперь Фелипе Роша из PortoRocha и наверняка ещё какие-то классные имена встречаются, но Загмайстера мало, при том что вроде бы большую часть общих кейсов Уолш оставила на сайте. Загмайстеровского брендинга почти нет (кроме на мой вкус довольно позорного Еврейского музея), есть обычные его расписные стены за всё хорошее против всего плохого, те самые «некоммерческие» слишком беззубые для настоящего искусства проекты, к которым он всегда стремился. Легко вообразить себе старика Зага, бездельно слоняющегося по нью-йоркской студии, бывшего почти венского почти акциониста: куда бы приколотить свои яйца, и где бы получить денег за работу, у которой нет клиента? Понятно, что в конце концов пришлось его выгнать.

В том самом недавно вышедшем кейсе можно наблюдать набор трюизмов и все хоженые тропы последних пары лет: тонкие обводки, психоделия в буковках, «свои» эмоджи и снова стикеры. Все мы этими тропами так или иначе ходим, но всё же, всё же. И это — для дико бодро выглядевшего когда-то приложения Lex, впрочем не без гордости скажу — в целом повторявшего то, что мы с Дашей придумали когда-то для Pure в типографике, с почти такой же шрифтовой парой. Однако же теперь мне понятно, что никакого упадка и разложения в этом нет, есть только обычная для Уолш способность блестяще упаковать любую ерунду ровно так же, как в самом начале она упаковывала и загмайстерские поделки. Следующий кейс будет не менее блестящим, и может быть даже с дизайном всё получится!


30-го марта выходит шикарная книжка про Милтона Глейзера с кучей невиданных ранее картинок (уже предзаказал); а американский дизайнерский твиттер бурлит последние сутки тоже насчет Глейзера — город Нью-Йорк обновил свой туристический лого, попрощавшись с глейзеровским иконическим I♥NY.

В случае с недавней Нокией всё очень и очень понятно и вполне извинительно — мы больше не делаем телефоны, мы теперь совсем другая компания, би-ту-би, бубубу. Людям свойственна ностальгия и люди вообще-то любят бренды, но последние агрегаты нокиа не больно кому были нужны; а логотип, куда же делся любимый логотип? Ничего не поделаешь — нужно было веселее покупать их дурацкие смартфоны на виндоуз, теперь остается пенять на себя. «Теперь здесь офис», как говорили в старину.

С новым Нью-Йорком к сожалению тоже очень и очень понятно: МЫ вместо Я потому что мы это огого а я — последняя буква алфавита, NYC вместо NY потому что так все пишут, сердечко которое вам всем так нравилось нате пожалста на месте, только теперь это не просто сердечко, а иногда и ещё и любой эмоджи по душе; мы-пицца-nyc, мы-статуя свободы-nyc, айдентика с замахом на динамическую. Всё по уму и по науке, но отчего-то слегка подташнивает. Ну наверное и из-за идиотической визуальной конструкции (прошлая вписывалась и в строку и в квадрат и как угодно) и графической и смысловой невнятицы (что такое в сущности мы 🍕nyc?), плюс какой-то как-бы-нью-йоркский вычурный (и кажется значит вовсе НЕ ньюйоркский) шрифт в коммуникации — до кучи. Великий знак пропал, осталось лишь скучнейшая маркетинговая правильность; пусть купят себе медаль и гордятся до пенсии.

Мне очень нравится Глейзер и вся тусовка вокруг, все эти очаровательные, остроумные и ясные ньюйоркцы, испытывающие радость от самого графического дизайна, от шутки и от выдумки. Мне симпатична мысль о том, что дизайн может быть утешением, и Глейзер занимался именно таким утешительным дизайном. Счастье подсмотреть в жизни, украсть, хитро присвоить и рассказать другим: Глейзер говорит, что I♥NY он придумал, вспомнив вырезанные на скамейках и на деревьях в Центральном парке незамысловатые признания в любви (там обычно была ещё стрела, стрелу он выкинул, всё-таки дизайнер, дизайнеры любят выкидывать). Главная проблема нового лого в том, что его авторы кажется таких признаний в любви никогда не видели, слишком заняты были изучением успешных кейсов успешности.

Не могу попутно не признаться — тоже очень люблю NY.

2k 0 20 10 70

Умер Сергей Валентинович Леонтьев, великий фотограф; лет семь-восемь назад, в щучью эдиториал-эпоху, мы с ним сделали немало журнальных съемок, хоть сильно меньше чем хотелось бы. Я благодарен ему и за эти съемки, и за время, проведенное вместе, и за подслушанное у него выражение «катастрофическая композиция» (идиотическое касание предметов в кадре, высшая степень точного попадания, божественная случайность!), и за редкие совместные трапезы на кухне Афиши Еды.

На щучьем сайте тоже много леонтьевских картинок, мы просили его снимать наши работы — и нашу с Дашей книжку про Ливанова, и PRM. Они не выглядят как нынешние съемки для «кейсов», они не больно-то яркие и привлекательные, но в них есть авансирующее нас, молодых дураков, желание превратить предмет съемки во что-то большее, чем было до. После того, как наши поделки становились его картинками приходила и надежда на то, что и сами поделки не совсем уж бессмысленны.

Вот не лучшая его съемка, но памятная — и пронизывающим холодом, и пронзительностью ранней весны в средней полосе. Это был номер PRM про шифр. Мы зашифровали конандойлевским шифром из пляшущих человечков фразу и попросили друзей из Школы драматического искусства его изобразить среди пейзажа в снегу. После я с перебором уфотошопил все картинки, и Сергей Валентинович только деликатно сказал что-то вроде «ну я отдал, дальше дело ваше» (ретушь он, начинавший с Мухиным, Пальминым и Борисом Михайловым видимо терпеть не мог); сейчас мне хочется выложить её без моей дурацкой ретуши, но в верстке из журнала. А фраза вот такая: на этих высотах иллюзиям не хватит кислорода.


Вернусь ненадолго (надеюсь в последний раз!) к книжке Загмайстера и Уолш — не то чтоб она как-то меня ПЕРЕПАХАЛА, но тут нашёлся черновик моего старого текста и появилось к нему некое соображение, поэтому хочу дописать.

Книжка впечатлила меня количеством мелких передёргиваний и в целом интеллектуальной нечистоплотностью. Загмайстер и Уолш воюют с модернизмом и обучением студентов методиками Баухауса, будто бы забывая о том, что большая часть дизайнеров, определяющих сегодня цифровую и всё больше и физическую реальность вовсе не учились никаким методикам Баухауса. Вот самый возмутительный фрагмент этой борьбы, вынесенный на разворот: «архитектор Баухауса Фриц Эртль создал плевок функционализма в лицо человечеству — бараки для эффективного размещения как можно большего числа людей»! Звучит будто этот Эртль — фигура значимостью почти как Гропиус и заодно — вроде Гитлера, что-то среднее между.

На деле Эртль был мутный троечник, который да — учился пару лет в мастерской Кандинского, вступил ближе к 40-му году в СС, ну и да, спроектировал часть бараков в Освенциме.

У меня тоже учились выдающиеся люди: за пятнадцать лет в Британке думаю порядка тысячи человек. Уж не знаю какую газовую камеру построит кто-то из них в будущем, надеюсь лишь на то, что графический дизайн чисто физически не так травматичен, как архитектура. Хотя легко воображаю себе кого-то из бывших студентов, производящих убедительный зет-плакат для московской улицы — по всей науке нестыдной типографики.

Я в самом деле уверен, что Кандинский с Гропиусом не в ответе за дурака Эртля. Идея напрямую связать модернистский проект (корбюзьешные «машины для жилья») и тоталитарные машины для убийства людей представляется соблазнительной не только авторам поп-книжки про красоту, но и вполне серьезным мыслителям типа Гройса; идея вполне изящная, в конце концов тоталитарные системы действительно следовали сразу за расцветом авангарда — чисто хронологически. Но всё же она «соткана из пылких и блестящих натяжек» хотя бы потому, что на каждого эртля пришлись десятки затравленных и убитых художников, архитекторов и дизайнеров.

В какой мере я в ответе за студента, гипотетически нарисовавшего зет-плакат? И был ли у нас вообще хоть какой-то большой проект — вроде модернистского?

Мы не исследовали до одурения форму и не стремились преобразовать человека; только руины советского наследия и желание сделать чтобы все было как-то симпатичненько. На эту незамысловатую ниточку мы нанизывали жизнь, и каждый следующий год был лучше предыдущего, подтверждая верность направления движения. В 18-м году мы с Васиным выступали на конференции в Нью-Йорке с совершенно безумным по нынешним временам сообщением про весёлую апроприацию нами (молодыми русскими дизайнерами) всей мировой культуры — и сорвали аплодисменты. Было весело считать нашу деятельность воровской и чуточку подрывной — логотип в виде вагины, трахающиеся шахматы, длинноконь, спотыкающаяся ламода. Будто бы История действительно закончилась и началось сплошное веселье, омрачаемое порой дремучестью клиентов (что тоже скорее веселило).

Недавний чудовищно неуместный фильм от фестиваля Среда (понравился момент где парень на полном серьезе заявляет, что кефир теперь это не просто кефир, а целая философия), апология раздутого чувства собственной важности дизайнеров, тыкает меня лично носом в то, что никакой лучшей идеи у всех нас и не было. Считалось, что если избавить улицу от уродливых вывесок, то и уродливые мысли сами исчезнут из голов. У Сбера и ВК теперь замечательная реклама и красивые шрифты; мы всё сделали как мечталось, и этот дизайн — симпатичный, классный. Визуальная среда точно стала лучше, и я лично потратил на это двадцать лет своей жизни. Ракеты снова убивают людей.

Связь нашей самодовольной глупости и теперешнего варварства мне куда очевиднее, чем столетней давности отношения между большим стилем и большим террором; в конце концов идиотизм (в греческом смысле — как неучастие в жизни полиса) куда больше походит на источник зла, чем картины Кандинского.

4.2k 3 49 36 111

Насчет Burberry не могу сказать что в восторге — уж больно нравится мне старый сэвилловский стиль (хотя вовсе и не старый — пяти лет не прошло толком) и в особенности его финт с никогда не использовавшейся в истории «исторической» монограммой — жульничество с выдающимся графическим результатом. Сначала я подумал — вот сколько же раз все эти фешн-бренды смогут повторять фокус с поиском «настоящего» первоисточника и «настоящей» визуальной идентичности в архивах для каждого нового креативного директора (скорее всего смогут, графические дизайнеры оставляют после себя преизрядное количества барахла, которое удобно хранить в папках для бумаги), и какая же в итоге останется в памяти самой «настоящей» и той самой? Дэниэл Ли говорит про особую британскость — кажется скорее в духе чуть ли не Либерти, особенно их наборного шрифта; ну а у Сэвилла видимо была лондонскость и имперскость — потому что из монограммы всегда торчит какая-нибудь корона.

И я вовсе не уверен что похожая кутерьма пошла на пользу скажем Кензо — предыдущая их и опять выдающаяся айдентика, явившаяся вместе с очередным креативным директором, была от великих m/m paris, да и одежда была на мой вкус симпатичнее чем у нынешнего креативного директора, господина Nigo с его бесконечными утками — но скоро всё наверняка опять поменяется; то, что сделали m/m прожило совсем недолго, года два. У Кензо, впрочем, изменения всё время не столь радикальные и всё крутится всё равно вокруг одной и той же формы лого.

А позже мне пришло в голову что мы наблюдаем жанр поп-ап айдентики, небывалый до сих пор в такой серьёзной ситуации: теперь все эти бренды — сами по себе УЖЕ одна большая коллаборация художника (Ли, Риккардо Тиши, Миккеле, Андерсона) и бренда со всем его брендовым багажом — самих вещей, фотосъемок, логотипов; и даже иногда с участием именитого графического дизайнера — Сэвилла или m/m paris (хотелось бы и нам когда-нибудь попасть в их число, но теперь уж не в этой жизни, кажется); графика — всё время новая — тут возникает где-то между этими двумя или тремя полюсами.

Бренду здесь достаточно оставаться одним лишь только именем — никому не приходит в голову сказать что мол «коллеги кажется наш клиент перестанет нас узнавать»; потому что тут и «наш клиент» любопытен ко всему новому, и имя Burberry звучит более увесисто, чем любые логотипы; ну а будущее многообразие картинок в конечном счёте делают историю бренда ещё объёмнее, увеличивая тот самый багаж для будущих вариаций на тему.


Вчера вечером прилетело очередное поучительное напоминание о том, что вещи нужно делать вовремя даже если тебе кажется что ты и так спешишь; и о том что в сущности подключение к миру эйдосов доступно всем желающим, и монополии на идею нет ни у кого, даже если ты с этой идеей живёшь уже почти десять лет; и о том, что мода слишком уж быстро меняется даже в шрифтовом дизайне, который сам по себе небыстрый — и то, что в 2016-м выглядело свежо и было уникальным и желанным сегодня стало общим местом, вышедшим в тираж и даже во много тиражей.
Появились и уже сразу продаются буквы обидно схожие с моей новой Гертрудой до степени смешения, причем у студии вполне известной (любимым вами шрифтом Apoc например известной), ну то есть их увидят буквально ВСЕ. Мне-то конечно понятно, что пластически они совсем другие (хоть геометрия и то и то) — Гертруда чуть поуже и постройней, более закрытая и монолинейная, да разве ж это кому объяснить теперь — на вид-то один хрен!
Но кириллицу на моё счастье блейзтайп делать пока что не стали.


Мне больше уже не хотелось вдохновляться протобуковками Пауля Реннера и уж тем более снова переосмыслять Футуру, и вообще — стилизовать. Добавлять что-то в духе чего-то: в духе леттеринга со старых вывесок, кривых ранних гротесков и проч. Вообще хотелось выйти из парадигмы «я увидел удивительные буквы и они меня поразили» (при всём уважении к этому жанру формотворчества). Однако же про то, чего НЕ хотелось, говорить несколько проще чем про то, чего в действительности желал. Особенно если речь идет про пластику: тут не обойтись без сравнения получившейся формы и ритма с чем-то известным, и в конечном печальном итоге – без литературной метафоры. Всё равно — «что-то в духе чего-то»; пусть это будет хотя бы что-то не из мира типографики!

При поступлении на ШМ нам нужно было сделать презентацию про свой проект. Мне было нечего рассказать: в принципе я просто взял старую Гертруду, сделал светлее и вычистил до отсутствия характера; ну — чтобы набирать щучьи презентации, с такой ЦЕЛЬЮ. Однако ж звучало бы такое позорнейше; и как и все приличные современные художники я обратился к своему сраному детству. Панельки, ярмарка коньково и общая убогость жизни при всём ощутимом присутствии будто и не слишком меня коснулись: всё детство я просидел у прадеда в комнате под столом, собирая Лего; такое вот было убежище. Особенно хороши были рыцарские замки и автомобили, их я строил в строгой очерёдности меж собой, обитая будто не в панельке, а в двух чудесных мирах — подвигов и высоких технологий.

Лего оказалось хорошей метафорой для новой Гертруды — для скорости я строил шрифт из схожих кусочков, избегая оптических компенсаций и даже оптического контраста. И кажется что метафора, выбранная в середине движения, существенно повлияла на буквы далее: из неё появились и oversized диакритика, и моя маленькая гордость — запятая-палочка, и ощущение бисерности набора, и вариативность начертаний. Хочется, чтобы из этих букв было возможно собирать все что угодно, и лучше всего если этим чем угодно окажется более симпатичный мир.


Пару лет я не писал здесь вообще ничего — поначалу был придавлен грузом обещанного текста про Уолш на много тысяч знаков, затем целенаправленно и кажется небезуспешно разрушал «персональный бренд» (в некую странную пику всем его сооружающим), ну а в последний год сил порой хватало лишь на то, чтобы беспомощно, по-рыбьи, вдыхать воздух ртом: война, говна и просто мелкая каждодневная мерзость — какие уж тут слова про дизайн. И этим жутким летом я сделал лучшее из возможного для себя — пошел учиться рисовать буковки на полугодовой курс Шрифтовой мастерской. Оказалось и вдохновляюще, и утешительно — посреди руин привычной (и теперь уже понятно что бывшей счастливой) жизни заполнять ячейки внутри шрифтового редактора. На курс нужно было явиться со своим проектом, а он как раз у меня был: очень хотелось успокоить Гертруду, шрифт, который рисовался пять лет назад, когда мы с Машей Дореули собирались в Щуке и она учила меня и ещё нескольких энтузиастов шрифтовому дизайну совсем уж персонально. Тогдашняя Гертруда до сих пор видна на щучьем сайте — со всеми её реннеровскими формами букв и общей дикостью решения. С щучьего же сайта её многие и упёрли, в том числе сам знаменитый «продюсер» ВИКТОР ДРОБЫШ, которого мы успешно засудили и теперь бедолага вынужден скрываться от судебных приставов; новую Гертруду я думаю продавать вполне официально, но чуть позже (вообще же когда подобного рода спящая институция вроде этого канала просыпается — жди беды: гады хотят ваших деньжат!). У новой Гертруды семь начертаний вместо одного, футуристые формы спрятаны в альтернейты, а дикость перекочевала в italic — совсем пока что сырой. Про всё это мне хочется теперь тут написать; потому что в основном буковки почти готовы, и я хочу, чтобы первыми их увидели вы, мои самые преданные читатели — ну или те, кто забыл вовремя покинуть заведение!

1.9k 0 21 50 168

Завтра (и это не такое завтра, как в сообщении выше!) у нас с партнером Иваном волнительное событие: в первый раз защищается НАШ курс в британке, который мы затеяли минувшей осенью. Он называется А и Б: айдентика и бренд-дизайн.
Великий польский плакатист и учитель Хенрик Томашевский (скорее всего вы знаете его сынулю Филиппа Понговского, автора комдегарсоновского сердечка с глазами) рассказывал, как незамысловато случилась в своё время польская плакатная школа: получив послевоенный госзаказ на плакаты, Томашевский и ещё несколько деятелей созвонились и решили, что они будут делать какие-то плакаты, но главное чтобы не японские, не американские и не швейцарские.
В математике доказательства «от противного» вроде бы не слишком ценятся, да и в жизни от нас все чаще требуют действовать утвердительно и даже позитивно.
Когда нам предложили вести этот курс, мы решили, что хотим прежде всего всё делать не так. Если все вокруг прокачивают скиллы — мы будем учить мыслить цельно; если все делают прикольные упражнения — мы будем аскетически делать один единственный проект весь учебный год; если все хотят побеждать в профессиональных конкурсах — мы будем пытаться прославиться в мировой прессе; если вокруг бесконечно проверяют гипотезы и тестируют — мы будем говорить про чувственность, эмпатию и веру. если все говорят «учитесь до конца жизни» — мы говорим: нет, это ваш самый последний курс, после него уже можно наконец просто работать.
Завтра 17 ставших нам практически родными людей в час дня начнут показывать 17 очень симпатичных проектов; а ссылка на мероприятие вот https://facebook.com/events/680089675872498


утром прочёл симпатичную книжку Загмайстера и Уолш про красоту, она совсем недавно вышла по-русски. Я хотел кратко отрекомендовать книжку своим студентам, но что-то пошло не так, поэтому у меня на руках оказался десяток тысяч знаков моего собственного текста. Поменьше чем в самой книжке, но в один телеграм-пост не влезает!

1. Плохой Загмайстер
Загмайстер по-своему неприятный тип: строит из себя рок-звезду, будто бы он сам и есть группа роллинг стоунс, для которой студия sagmaister, inc. производила обложки; сообщает всему миру трюизмы, выдаваемые за чуть ли не буддистскую мудрость (грех, впрочем, не его собственный, а один из распространённейших); вроде бы ездит отдыхать раз в десять лет на целый год, вызывая у людей менее обеспеченных чёрную зависть; а его эксгибиционизм, включавший в себя круглосуточно включённую камеру на сайте студии (уже выключили) и плакатные самоистязания при помощи бритвы (и не без помощи великого швейцарца Мартина Вудтли) выглядят тем неуместней, чем больше коммерческий дизайн удаляет себя от «настоящего» искусства и его проблематики: замах и действие у Загмайстера всегда были крупнее, чем темы, за которые он брался. Он превращает дизайн в своего рода арт-деятельность для тех, кому с искусством неприятно, заимствуя методы например у своих земляков, венских акционистов, они любили что-нибудь резать до крови, или у ленд-артистов в духе Сантьяго Сьерры. Загмайстер тоже себя режет и тоже создаёт масштабные инсталляции с высказываниями, но рассказывает при этом про всё хорошее и положительное. То есть про то, про что «большому» искусству говорить немного стыдно.

Загмайстер стал настоящим героем дизайна нулевых. Статный мужчина с красивыми волосами и выдающимся подбородком (пока писал кстати понял, что они ужасно схожи с Тарантино: и судьбой, и возрастом) в конце концов вернул в профессию азарт и веселье, по-павианьи доминируя над унылыми создателями корпоративных стилей, и заставил дизайнеров думать, что они заняты вещами чуть более нужными, чем продажа дешёвых товаров втридорога.

И вот в конце концов ему изменило чутьё, безотказно работавшее раньше; недавно на лекции в новой зеландии он пошутил свою обычную шутку-метафору про ламантина, который сам у себя отсосал — и впервые никто не засмеялся. Полагаю, шутки и притчи на его лекциях всегда были примерно одинаковы — в конце концов, зачем менять то, что хорошо идёт; хотя в книжке Загмайстер с Уолш и сообщают, что их всегда привлекали люди, постоянно перепридумывающие своё искусство (и думаю что авторы имеют в виду самих себя не в последнюю очередь), но известно, что одной из первых работ Загмайстера был плакат, для которого он попросил своих однокурсников улечься на земле, изобразив своими телами букву А: спрашивается — ну и что же собственно поменялось в Загмайстере за прошедшие тридцать с небольшим лет, если всё это время мы видим те же буквы, выложенные из монеток, бананов и травинок, написанные на воздушных шариках?

Но мир вокруг точно поменялся. Загмайстер начал свою карьеру в начале 90-х с того, что сфотографировал для рекламы какого-то важного ОТРАСЛЕВОГО мероприятия четыре мужские жопы просто так, безо всякого повода. Это во многом стало его дальнейшей творческой стратегией, но вот сам повод, по которому жопа была показана в первый раз, несколько поистёрся. Зато теперь у нас есть: климатические изменения, трамп, гвасалия, брекзит, европутинизм в разных его изводах, дизайн мобильных приложений, социальное неравенство и чёрт знает что ещё. Снова стало важно быть серьёзным, а это непросто, если ты всю жизнь шутил шутки и просто старался быть на позитиве. И кажется, что ответ, который нашёл Загмайстер, единственно для него верный. И красота, и юмор связаны с некой божественной необязательностью, с зазором, в котором проглядывает лицо улыбающегося Бога. Мир спасёт старая добрая красота, потому что шутки уже не работают.

То ли дело Уолш! Про неё завтра.


Вчера в 144-м автобусе две нарядные девушки, сидевшие позади меня, обсуждали вчерашний же ребрендинг союзмультфильма (https://ony.ru/soyuzmult) в восторженных тонах; одной очень понравилось, что в графике есть узнаваемые силуэты «свиньи из винни-пуха», и обе сошлись на том, что жаль, что силуэта чебурашки нет, он потому что суперузнаваемый, но его нет, потому что чебурашку «продали японцам». Я был впечатлён — не всякий раз услышишь обсуждение ребрендинга в автобусе, особенно на этом маршруте!

Серёжа Лавриненко, арт-директор ony, в разговоре со мной выражал некоторую обеспокоенность насчёт того, как же люди отреагируют на перемены в их самом любимом бренде — собственно, на сайте ony так и написано (довольно торжественно): «детство нескольких поколений».
Честно сказать, совсем не моё детство; моё детство прошло вместе мишками гамми и скруджем макдаком, а вовсе не с героями мультиков режиссёра Котёночкина; а уж если заглядывать глубже — то покажется навеки застывшая в темном омуте полу-сознания черно-белая заставка с ужасной, ужасной каменной головой телекомпании вид (ВИD!) в и без того черно-белом прадедушкином телевизоре (жаль, кстати, что «виду» скорее всего не нужен ребрендинг — было бы поучительно поработать с такого рода мистическим ХЕРИТЕЙДЖЕМ).

Но совершенно необязательно быть частью поколения, чтобы потом мочь вдохновиться его, поколения, образами; заставка stranger things и новейший ребрендинг twitch от collins работают ровно с такой эмоцией, с никогда не существовавшим для огромной части увидевших эту айдентику воспоминанием, и таком образом включая это воспоминание в общее пространство культуры. У ony есть великая способность делать образ приглушённым, постоянной работой в «нижнем регистре», там, где не слишком ловят мои собственные радары; вроде бы лого поменялся — а вроде бы и не совсем; вроде бы мы уже видели эти приятные цвета, и силуэт «свиньи из винни-пуха» тоже припоминаем. В работе с наследием всегда важно, к какой части наследия обращаться, и, хотя в пресс-релизе пишут, что лого у союзмультфильма всегда был разный, за основу взят самый гуглимый вариант, родом, как мне кажется, из конца 60-х; и выглядит он так, что кажется, что иначе выглядеть и не могло. Классно, что удалось немного расшевелить общую форму (моя личная и ничем не мотивированная ненависть к логотипам, собирающимся в кирпич, см. старый лого).

И самая замечательная часть брендинга — шрифт. Не так часто бывает в России, когда собственно шрифт становится главным героем события, тут это случилось; что даёт надежду на то, что будет случаться дальше чаще и чаще. Чебурашку не забрали у японцев совершенно напрасно, однако радует и то, что силуэта чудовищного кота леопольда мы в стиле союзмультфильма не увидим: он, к счастью, принадлежит другой студии.




Коллекционная вакансия — в «Щуку» нужен арт-директор. Обратите внимание даже если считаете, что мы слишком чёрно-белые или разноцветные, избыточно любим иллюстрацию, слишком угорели по шрифтам, чересчур умничаем или бессмысленно веселы. Возможно, мы всё равно сработаемся.
https://goo.gl/forms/0Dy5YEvEO24CdyZh1


Итак, про магнит и его букву-знак — раз уж вскорости этой М суждено встать в один ряд с двумя другими спасительными знаками М, обещающими усталому путнику спасение посреди ледяной пустыни — знаком метро и знаком макдональдса.
В сущности подземка, дайнер и магазин и являют собой архетипические образы убежища: в метро можно успеть на последний поезд и исчезнуть с радаров, в макдональдсе — ясное дело — пописать, ну а магазин магнит очевидно главный проводник всякой цивилизации на просторах российского фронтира (в этом смысле у магазина совершенно гениальное название, если вообразить себе сельскую автолавку и буквально прилипших к ней покупателей).
Большому ребрендингу федеральное внимание, и как и всегда — федеральные потоки злых комментариев в интернете. Знаки важны и знаки тревожат «простых людей» больше, чем любой look-and-feel, больше чем удобство приложений, больше, чем новая упаковка старого продукта. Айдентика потенциально более медийна, чем любая другая сфера деятельности графического дизайна (я, конечно, на себя сейчас примеряю — нам через месяц тоже предстоит запустить крупный ребрендинг: он пусть и чуть поменьше, на медузе не напишут — но говно определённо прольётся!).
Для профессионалов всякий большой ребрендинг важен: вдруг нам покажут такое, после чего можно будет делать не так, как раньше, а лучше, красивей и смелей; такое редко случается, разве что вот ермолаевские «чебурашкины» сильно поменяли ситуацию в упаковке — целое огромное агентство депо впф уже пару лет трудится над тем, чтобы показать что-нибудь схожее.
В случае с магнитом инноваций на поле графического дизайна не случилось; угловых скобок мы все и видели и даже кажется делали предостаточно. Меня немного расстроила графика в том смысле, что иконки внутри скоб выглядят дохловато и будто проваливаются, особенно тележка; единого языка для М, тележки, бабочки и крестика тоже не нашлось.
Но смыслово значок очень хорош, особенно если оставить в стороне благостные рассуждения про заботливые руки, которые держат букву М (не дай Бог увидеть такие руки в жизни!). Это графика военного времени, созданная в федеральных целях, и призванная насаждать закон по нужную сторону кордильер. Это М, зажатая в тиски и зафиксированная струбциной; и как же приятно будет вновь увидеть нашу новую знакомую М рядом с метро и макдональдсом в мире после ядерной катастрофы!


сегодня я собирался рассказать, чем кончилось дело с винодельней, но вместо этого запнулся об хорошенький фейсбучный срач про шрифты: Маша Дореули написала, что шрифт, которым набраны все сообщения мероприятия «лекторий» — таксебешный, и кириллица в нём жуткая. В каментах проявился автор стиля, Денис Башев, с мнением совсем противоположным (всё это вот тут: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10204688770695669&set=a.1024611912062.3688.1728195896&type=3&theater).
Денис назначил в стиль модный шрифт, сделанный какими-то поляками на волне общей любви к геометрическим гротескам со странненькими графемами в духе первой версии футуры. Кириллица в шрифте и вправду жутковата, причём главная её проблема выглядит как faux cyrillic — строчная буква м сделана как латинская m, с тремя вертикальными палками, и оттого выглядит ровно как буква т из школьных прописей. Собственно моя личная нелюбовь к этиму полонийному шрифту ровно оттого, что в моей «гертруде», геометрическом гротеске со странненькими графемами в духе первой версии футуры, которой набраны заголовки на shuka.design, эта же графема означает букву т. Вдобавок — нелепо-разные ширины у некоторых символов и общая разнородность тона набора, что, впрочем, в заголовках не так заметно.
Но зачем? — спросила Маша.
Денис пояснил за выбор шрифта концептуальностью решения — шрифт конечно кривой, но всё так противоречиво как сама жизнь и само мероприятие, где люди встречаются друг с другом, они в нём как буквы: кто-то кривой, кто-то получше.

Я думаю что в дизайне модность нестыдная категория, одна из главных, хоть про неё многие и говорят пренебрежительно в том смысле, что вот вы тут пытаетесь «модненько», а мы делаем свою упаковку для йогурта прямиком в вечность (потому что она не перерабатывается и не разлагается). Но это нормально: поставить в стиль мероприятия для около-дизайнерской аудитории модный шрифт. Он может быть просто модным, без нелепых объяснений.

Беда в том, что геометрических гротесков со странненькими графемами в духе первой версии футуры в нашей стране не производят на продажу и, как почти всегда к несчастью из этого следует, нормальной кириллицы ждать не приходится. Это могла бы быть претензия к той же самой Маше, но на самом деле нет, не могла бы: такие дела не в её темпераменте и жизненном ритме, да и скорее всего вне сферы её интересов. И для машиного CoFo ([https://www.instagram.com/contrastfoundry/)], и для Brownfox, и скорее всего даже для type.today выгодно делать и продавать шрифты более долгоиграющие. Я подумал, что таким производством вполне могли бы заняться в паратайпе: у них есть МОЩНОСТИ для того, чтобы делать техническую часть качественно и быстро, и шрифт не успеет выйти из моды ещё до релиза. Я даже поглядел у них на сайте: там обнаружился ровно один свежий геометрический гротеск со странностями, вот он (https://www.paratype.ru/cinfo/news.asp?NewsID=3495), и вид его сокрушителен. Благодаря аннотации становится ясно, что от электронного фолка до научной фантастики путь недалёк, может быть даже вовсе без остановок. Единственное разумное объяснение происходящему в том, что моя дорогая Саша Королькова (артдиректор паратайпа) сидит с ребёночком и строит дом и ей видимо совсем не до того.
Есть ещё питерские typetype, готовые выдавать трендовые проделки вполне быстро, наполовину копируя чужое, наполовину корячясь самостоятельно. Но когда я пару лет назад написал что-то дурное про них на том же проклятом фейсбуке, мне пришлось удалять пост и разве что не извиняться, а поскольку я сейчас в питере и завтра ещё нужно отсюда уехать, то лучше вообще не буду поднимать эту тему.
В общем одна надежда — на то, что польские дизайнеры образумятся и улучшат качество своей кириллицы и вообще своей работы и будут поставлять Денису нормальный продукт, ну или в моду снова войдет набор незамысловатым базовым таймсом, как уже бывало не раз, и можно будет обсуждать не только шрифт, но и композицию, или вообще — идею и сообщение!

Показано 19 последних публикаций.