Сейчас будет пост про
ИММЕРСИВНЫЙ спектакль, уберите от экранов всех, кто уже не может видеть это прилагательное.
Недавно впервые — спустя 2,5 года после премьеры — сходила на иммерсивное шоу
«Вернувшиеся». Вы про него наверняка слышали, его спродюсировал Мигель (хореограф из «Танцев» на ТНТ), а поставили американцы Виктор Карина и Миа Занетти, опять же при участии Мигеля. В основе сюжета — пьеса Генрика Ибсена «Привидения». Место — особняк в Дашковом переулке, целиком отданный под спектакль.
Ради особняка туда стоит идти в первую очередь, он всю иммерсивность и создает. Художник Руслан Мартынов суперподробно обустроил три этажа, то есть 50 комнат, так, что хватило места и на господские комнаты, и на помещения для слуг, и на чердак со студией художника и настоящим сеновалом, и на пару часовен, и на кабинет врача, и на всякие потайные комнатки, куда можно попасть, например, через шкаф. Помню свой неофитский восторг, когда впервые попала на
The Drowning Man, шоу компании Punchdrunk в Лондоне: в огромном здании есть и бар, и жилые трейлеры, и деревенские дома, и темный лес, и пустыня! И ты ходишь, это все рассматриваешь, трогаешь, нюхаешь. Впервые с тех пор, как в России вообще начали делать иммерсивные проекты, вспомнила это ощущение.
Сам спектакль тоже симпатичный, хотя пластическая часть в нем куда сильнее драматической. Вообще такие представления — нехилые тренажеры для актеров, которым нужно, с одной стороны, не замечать толпу вокруг, а с другой — уметь из этой толпы кого-то вовремя выдергивать, чтобы с ними взаимодействовать (зрители в масках идут на любой интерактив куда охотнее, чем обычно в театральном зале, и вы не стесняйтесь, если что). Играют в основном в такой приподнято-вдохновенной манере, на сцене это выглядело бы скучно, наверное, а вот когда гоняешься за артистом по этажам и потом дышишь ему в затылок, уже и ничего. Но за некоторыми было наблюдать очень интересно, например, мне страшно понравилась хозяйка особняка фру Алвинг, очень хороши были ее демонический покойный муж (в обоих лицах) и здоровяк Энгстран. Простите, имен актеров не запомнила, потому что на сайте они все перечислены в общем поминальнике, а знакомых лиц я там почти не видела.
Сюжет «Привидений» лучше узнать заранее, так будет интереснее, он довольно незамысловатый и быстрый, поэтому почти все действие целиком за время спектакля разворачивается дважды с разными актерами (зрителей начинают пускать с 19:00 до 20:00, те, кто приходит позже, застают только второй комплект). Некоторые куски играют с текстом, некоторые только показывают танцем; есть масштабный общий финал, постарайтесь во время него устроиться в первом ряду, можете получить маленький сюрприз. Если вас интересует знаменитая оргия, то оргию я пропустила, потому что увлеклась, собственно, пластическим этюдом двух актеров и двух актрис. Но узнать ее издалека можно по стробоскопу в подвале.
Главное ощущение, которое остается от «Вернувшихся», вне зависимости от того, за какими героями вы наблюдали и поняли ли сюжет, — это очень добротно сделано. В позапрошлом году спектакль даже выдвинули на «Золотую маску» в номинации «Эксперимент», и правильно. Хорошего коммерческого театра у нас пока очень мало, его надо всячески поощрять.
В общем, если на современный экспериментальный театр у вас нет душевных сил, а в несовременном, но с народными артистами на сцене, тоже высиживать не хочется, то вот, пожалуйста, есть замечательное нестыдное развлечение в центре Москвы, отличная альтернатива тухлым антрепризам — еще и с приличным баром, — за которую не жалко отдать пять тысяч рублей (или 4500, или 3500, смотря во сколько зайдете). Отдать их
можно тут, показы в июле и августе будут почти каждые четверг, пятницу и субботу.