В нашем Ясно-Полянном марафоне прочитал две хорошие книжки, о каждой из них еще выйдут обзоры, но выйдут они не скоро, а читать я вам уже порекомендую (если вы еще сами не прочли без моих запоздалых советов).
Это «Бегуны» Ольги Токарчук и «Искусство воскрешения» Эрнана Риверы Летельера. Кажется, что книги совсем разные: первая претворяется бессюжетными записками о том, как нас поглощает воронка цивилизации, вторая вполне себе сюжетно рассказывает о живущем в XX веке чилийском самозванце-проповеднике. На деле же в романах много общего. Они оба (если не вдаваться в подробности, которые позже) — о непрекращающемся, спасительном движении, которым все мы заняты; байка о святом проходимце Летельера легко могла бы стать одной из вставных новелл в романе Токарчук.
Но главное — оба автора, говоря не (только) про 2019-й, довольно точно передают, что называется, дух нашего времени; Токарчук сосредотачивается на панике вечно бегущего человека, а Летельер — на желании этого человека поверить в чудеса, исправить свою жизнь с чей-то помощью и вернуться в былые времена, когда делались добрые дела. Мы часто говорим о том, как говорить о современности, и вот те формы, которые предлагают Али Смит или Ольга Токарчук, мне, наверное, наиболее интересны и близки — когда эта современность предстает не в бытовом измерении, а в какой-то химической передаче духа и настроения эпохи, того, что словами как раз не передается.
Это «Бегуны» Ольги Токарчук и «Искусство воскрешения» Эрнана Риверы Летельера. Кажется, что книги совсем разные: первая претворяется бессюжетными записками о том, как нас поглощает воронка цивилизации, вторая вполне себе сюжетно рассказывает о живущем в XX веке чилийском самозванце-проповеднике. На деле же в романах много общего. Они оба (если не вдаваться в подробности, которые позже) — о непрекращающемся, спасительном движении, которым все мы заняты; байка о святом проходимце Летельера легко могла бы стать одной из вставных новелл в романе Токарчук.
Но главное — оба автора, говоря не (только) про 2019-й, довольно точно передают, что называется, дух нашего времени; Токарчук сосредотачивается на панике вечно бегущего человека, а Летельер — на желании этого человека поверить в чудеса, исправить свою жизнь с чей-то помощью и вернуться в былые времена, когда делались добрые дела. Мы часто говорим о том, как говорить о современности, и вот те формы, которые предлагают Али Смит или Ольга Токарчук, мне, наверное, наиболее интересны и близки — когда эта современность предстает не в бытовом измерении, а в какой-то химической передаче духа и настроения эпохи, того, что словами как раз не передается.