У атрофии политической субъектности постсоветского (и особенно российского) мира есть много серьёзных причин. Эссе Марии Рахманиновой посвящено разбору не самых очевидных из них, но, вероятно, по-своему значимых – она объясняет, как организация быта и скудность эстетического опыта влияет на формирование картины мира:
«В этом смысле аполитичность предстаёт перед нами как безучастность, дремотная рассеянность и неспособность сосредоточиться более чем на одном раздражителе разом; определить важное (отталкиваясь от соотношения общего и частного); собрать важное в тему, вопрос; собрать вопросы в группы, вещи и явления — в классы; расположить их в перспективе и соотнести друг с другом, опираясь на должный (или хотя бы смутно желаемый) образ мира и отталкиваясь от имеющегося. Потому что последний не схватывается восприятием, а первый и вовсе не мыслится, уступив место вечно пластичному и вариативному “сейчас так“».
https://syg.ma/@maria-rahmaninova/ot-zrieniia-k-mirovozzrieniiu-estietichieskii-opyt-kak-nastroika-politichieskogho-soznaniia
«В этом смысле аполитичность предстаёт перед нами как безучастность, дремотная рассеянность и неспособность сосредоточиться более чем на одном раздражителе разом; определить важное (отталкиваясь от соотношения общего и частного); собрать важное в тему, вопрос; собрать вопросы в группы, вещи и явления — в классы; расположить их в перспективе и соотнести друг с другом, опираясь на должный (или хотя бы смутно желаемый) образ мира и отталкиваясь от имеющегося. Потому что последний не схватывается восприятием, а первый и вовсе не мыслится, уступив место вечно пластичному и вариативному “сейчас так“».
https://syg.ma/@maria-rahmaninova/ot-zrieniia-k-mirovozzrieniiu-estietichieskii-opyt-kak-nastroika-politichieskogho-soznaniia