Когда разговор заходит о вашей музыке, вы часто отсылаете к трансу в широком смысле этого слова. Что, на ваш взгляд, особенного в трансе?
Для меня это наиболее интересный аспект музыки как для слушателя и музыканта. Возможно, сама по себе музыка для меня менее интересна, чем то, что она способна сделать со мной. Важно, какую энергию я могу принести, когда играю. Влияние музыки важнее, чем она сама. Для меня это и есть транс. И он не обязательно связан с репетитивным ритмом, хотя у многой трансовой музыки он есть — в музыке Гнауа или Мали, в польском фолке. Но можно быть в трансе и когда исполняешь классику. Например, мне кажется, Гленн Гульд тоже в состоянии транса, когда играет на записи «Гольдберг-вариаций».
В трансе странные вещи происходят с восприятием времени. В эмбиенте, например, нет никаких репетитивных ритмов, но и такая музыка часто вызывает транс, потому что заставляет сконцентрироваться на звуке самом по себе. Это может привести к измененному состоянию сознания и тела. Я думаю, что есть разные виды транса, но их объединяет то, что в этом состоянии сознание оказывается по ту сторону времени.
А помогает ли вам эта идея остановленного времени приблизиться к архаичной музыке в её чистом состоянии?
Я думаю, что это всё существует в музыке с самого начала. И несмотря на то, что я играю современную музыку, эти ценности важны для меня. Я не думаю, что в музыке ещё есть что изобретать, или, возможно, не так важно изобретать новое. Я думаю, гораздо интереснее оставаться частью той генеалогии, которая идёт от первых фолк-музыкантов. Они действительно понимали, в чём суть музыки, что это социальный опыт, который происходит с людьми и для людей.
https://www.youtube.com/watch?v=60b5oQ-cqiA
Для меня это наиболее интересный аспект музыки как для слушателя и музыканта. Возможно, сама по себе музыка для меня менее интересна, чем то, что она способна сделать со мной. Важно, какую энергию я могу принести, когда играю. Влияние музыки важнее, чем она сама. Для меня это и есть транс. И он не обязательно связан с репетитивным ритмом, хотя у многой трансовой музыки он есть — в музыке Гнауа или Мали, в польском фолке. Но можно быть в трансе и когда исполняешь классику. Например, мне кажется, Гленн Гульд тоже в состоянии транса, когда играет на записи «Гольдберг-вариаций».
В трансе странные вещи происходят с восприятием времени. В эмбиенте, например, нет никаких репетитивных ритмов, но и такая музыка часто вызывает транс, потому что заставляет сконцентрироваться на звуке самом по себе. Это может привести к измененному состоянию сознания и тела. Я думаю, что есть разные виды транса, но их объединяет то, что в этом состоянии сознание оказывается по ту сторону времени.
А помогает ли вам эта идея остановленного времени приблизиться к архаичной музыке в её чистом состоянии?
Я думаю, что это всё существует в музыке с самого начала. И несмотря на то, что я играю современную музыку, эти ценности важны для меня. Я не думаю, что в музыке ещё есть что изобретать, или, возможно, не так важно изобретать новое. Я думаю, гораздо интереснее оставаться частью той генеалогии, которая идёт от первых фолк-музыкантов. Они действительно понимали, в чём суть музыки, что это социальный опыт, который происходит с людьми и для людей.
https://www.youtube.com/watch?v=60b5oQ-cqiA