В Казанском федеральном университете прошло заседание Экспертного совета по общественно-политическим вопросам. Обсуждали предстоящую выборную повестку в Госдуму. Пожалуй, самым интересным было выступление в дистанционном формате политтехнолога, президента Национальной лиги специалистов по связям бизнеса и государства Марата Баширова на тему Электоральный цикл и социально-политическая ситуация в РФ.
Основные тезисы:
✅ Трендом избирательной кампании становится популизм. Более молодые и менее подкованные в политтехнологиях люди с высокой активностью и вовлеченностью лучше воспринимают популистские высказывания и идеи. Это один из фактором роста значимости левой повестки, так как популизм удобнее маскировать под борьбу за социальную справедливость.
✅ В новой технологической реальности теряет прежнюю эффективность модель взаимоотношений между избирателями и политиками по принципу «хорошо мне –хорошо тебе». Теперь для многих избирателей важно, чтобы политики чётко артикулировали интересы общества с проекцией на будущее (хорошо мне – хорошо тебе – хорошо обществу – хорошо будущему). Это открывает широкие возможности для новых игроков, тем более что в обществе крепнет запрос на новые лица и новые политические силы.
✅ Существующая партийно-политическая конфигурация (власть, опирающаяся на квартет 4 парламентских партий – ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР) теряет свою устойчивость. Этому способствуют следующие факторы:
🔹 появление 24 млн избирателей, родившихся после распада СССР и в массе своей лишённых позитивной памяти о советском прошлом и неценящих стабильность (запрос на перемены);
🔹 деструктивные последствия пенсионной реформы, разрушающие прежний «социальный контракт» между властью и обществом;
🔹 негативное влияние пандемии COVID-19, сопровождающееся психологическим давлением и страхами;
🔹 падение уровня жизни;
🔹 бурное развитие соцсетей, вытеснение традиционных СМИ;
🔹 усталость от 4 парламентских партий.
✅ Традиционные партии и политики при высокой узнаваемости теряют доверие. Избиратель в соответствии со своим запросом начинает более активно интересоваться новыми лицами в политике, появляется интерес их узнать. При эффективной работе новичков начнут нарастать проблемы у традиционных участников выборов.
✅ Тренды избирательной кампании 2021 года:
🔹 избиратель начинает вновь фокусировать внимание на программах и содержание риторики в соответствии с принципом «хорошо мне – хорошо тебе – хорошо обществу – хорошо будущему»;
🔹 в условиях взаимной конкуренции неформальная риторика соцсетей вытесняет на периферию официоз традиционных СМИ;
🔹 нарастает сегментирование групп избирателей;
🔹 фактор неопределённости снижает административные возможности и требует дополнительных усилий для легитимизации результатов выборов.
Основные тезисы:
✅ Трендом избирательной кампании становится популизм. Более молодые и менее подкованные в политтехнологиях люди с высокой активностью и вовлеченностью лучше воспринимают популистские высказывания и идеи. Это один из фактором роста значимости левой повестки, так как популизм удобнее маскировать под борьбу за социальную справедливость.
✅ В новой технологической реальности теряет прежнюю эффективность модель взаимоотношений между избирателями и политиками по принципу «хорошо мне –хорошо тебе». Теперь для многих избирателей важно, чтобы политики чётко артикулировали интересы общества с проекцией на будущее (хорошо мне – хорошо тебе – хорошо обществу – хорошо будущему). Это открывает широкие возможности для новых игроков, тем более что в обществе крепнет запрос на новые лица и новые политические силы.
✅ Существующая партийно-политическая конфигурация (власть, опирающаяся на квартет 4 парламентских партий – ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР) теряет свою устойчивость. Этому способствуют следующие факторы:
🔹 появление 24 млн избирателей, родившихся после распада СССР и в массе своей лишённых позитивной памяти о советском прошлом и неценящих стабильность (запрос на перемены);
🔹 деструктивные последствия пенсионной реформы, разрушающие прежний «социальный контракт» между властью и обществом;
🔹 негативное влияние пандемии COVID-19, сопровождающееся психологическим давлением и страхами;
🔹 падение уровня жизни;
🔹 бурное развитие соцсетей, вытеснение традиционных СМИ;
🔹 усталость от 4 парламентских партий.
✅ Традиционные партии и политики при высокой узнаваемости теряют доверие. Избиратель в соответствии со своим запросом начинает более активно интересоваться новыми лицами в политике, появляется интерес их узнать. При эффективной работе новичков начнут нарастать проблемы у традиционных участников выборов.
✅ Тренды избирательной кампании 2021 года:
🔹 избиратель начинает вновь фокусировать внимание на программах и содержание риторики в соответствии с принципом «хорошо мне – хорошо тебе – хорошо обществу – хорошо будущему»;
🔹 в условиях взаимной конкуренции неформальная риторика соцсетей вытесняет на периферию официоз традиционных СМИ;
🔹 нарастает сегментирование групп избирателей;
🔹 фактор неопределённости снижает административные возможности и требует дополнительных усилий для легитимизации результатов выборов.