The Lost Chords


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Музыка


Вокруг джаза, но не только.
@LevBorovkov, сооснователь онлайн-журнала и лейбла «Джазист» (jazzist.ru)

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Музыка
Статистика
Фильтр публикаций


– Christian McBride & Edgar Meyer // «But Who’s Gonna Play the Melody?» (Mack Avenue, 2024)
– Сергей Хутас //
«August» (Hutas Music, 2024)

Два совершенно разных и по-своему ярких альбома контрабасистов.

Дуэт Крисчена Макбрайда и Эдгара Майера — это не демонстрация виртуозности выдающихся мастеров, а умная и кое-где задорная работа с жанрами, от джаза до блюграсса. Даже чередуясь в соло, Макбрайд и Майер не соревнуются, а соавторствуют, поэтому острых углов тут мало. Но ценность альбома не в драматургических виражах, а в благородстве, изысканности и утонченности дуэта.

На своей новой пластинке Сергей Хутас тоже наводит мосты между жанрами, замешивая джаз на академической музыке с легкими вкраплениями рока и фолка. «August» крайне меланхоличен, но Хутас — отличный композитор, поэтому альбом захватывает от начала до конца. Состав здесь первоклассный: Пётр Ившин (ударные), Павел Скорняков (альт-саксофон), Евгений Борец (рояль), Максим Шибин (гитара). В одном из треков гостит певица Лиза Павлюкова.

#альбомы
But Who's Gonna Play the Melody?, by Christian McBride, Edgar Meyer
15 track album


Репост из: Джаз.Ру | Jazz.Ru
28 марта в Санкт-Петербурге ушёл из жизни Владимир Борисович Фейертаг. Ему было 92 года.Как теперь будет отечественный джаз без Фейертага, без его точных и умных оценок, без его безукоризненно мудрого просветительства — трудно понять. Как-то будем пытаться справляться. Но память о великом российском джазовом просветителе и его творческое и теоретическое наследие будут нас поддерживать. Мы бесконечно благодарны Вам, дорогой Владимир Борисович, за всё, что Вы для нас делали все эти долгие годы. Нам будет Вас не хватать...
https://www.jazz.ru/2024/03/28/feyertag/


Интервью Марка Уитфилда

Никогда не был ярым поклонником Марка Уитфилда, но надо отдать ему должное: играет он страстно и со знанием дела. Когда он в ударе, любо-дорого слушать.

В интервью для «Джазиста» выяснилось, что это еще и более чем адекватный человек, верный себе, работящий и, главное, умеющий быть благодарным.

#jazzist


Chris Potter // «Eagle’s Point» (Edition, 2024)

Текст о новом альбоме Криса Поттера на сайте лейбла — наглядный пример того, как не надо писать. Многие из нас то и дело используют клише (и я не без греха), но собрать их все в одном тексте — это высший пилотаж.

Сам альбом, кстати, совершенно проходной. Состав олимпийский (Поттер! Мелдау! Патитуччи! Блэйд!), играют божественно, а музыка на удивление пресная. Пирожок без начинки.

#альбомы


Sunlight // «Live at FM Club» (Jazzist, 2024)
 
В феврале 2007 года на сцену московского FM Club выходят пятеро молодых людей. Это группа Sunlight, сливки российской фьюжн-сцены: саксофонист Николай Моисеенко, клавишник Евгений Лебедев, гитарист Юрий Топчий, басист Андрей Шило и барабанщик Алексей Кравцов. Гаснет свет, и музыканты начинают играть. Лебедев стелет аккорды, а Шило безапелляционно обозначает ритм. Кажется, грядет ураган…
 
Альбом «Live at FM Club» вышел в 2007 году на лейбле One Records как CD. Сейчас этот диск — коллекционная редкость, но лейбл Jazzist вдохнул в альбом новую жизнь, выпустив его на цифровых платформах. Все подробности — тут.

Спойлер: ураган действительно грянул.
 
#jazzist #альбомы


Аркадий Шилклопер // «New Hornology» (Jazzist, 2024)

Начните день правильно — послушайте новый альбом Аркадия Шилклопера.

«New Hornology», как и вся его музыка, — союз глубоких знаний и щедрой к слушателю простоты, уникального владения редкими инструментами и легкости в обращении с ними, мелодического дара и чувства динамики.

Но модальный джаз «Вуппера», хитринка «Кобры», торжественность «Хорала», безудержный танец «Take Seven» или подвиги благородного рыцаря из «Сказок для Александры» гораздо больше, чем отличная музыка. «New Hornology» — это сконцентрированный в восьми пьесах творческий и жизненный опыт великого музыканта.

#jazzist #альбомы


Джако Пасториус и Рэй Браун в непривычном амплуа бас-гитариста. Кстати говоря, в пародийном YouTube-канале басиста Робина Кёртса Рэю Брауну посвящен целый плейлист, где Браун «играет» того же Пасториуса, темы из Super Mario, Стиви Уандера и т. п. Смонтировано очень талантливо.

#фото #видео


Nikos Chatzitsakos // «Tiny Big Band 2» (2024)
 
Еще со времен чеховской «Свадьбы» известно: в Греции всё есть. А джаз? Есть, сказал бы контрабасист Никос Хадзицакос.
 
Никос родился в Афинах, получил крепкое музыкальное образование в Греции и с отличием окончил Бёркли. Его Tiny Big Band весной 2022 года выпустил первый альбом, а сегодня — второй. В многонациональном плавильном котле «Крошечного биг-бэнда» творятся интересные вещи: Хадзицакос берет джазовый стандарт, пишет аранжировку, близкую к канонам жанра, но при этом дает солистам полную стилистическую свободу. И там, где корнетист Роберт Мак Вега-Дауда играет абстрактное соло, в котором показано отличное знание новейшей истории джаза, пианист Уилфи Уильямс отвечает ему в манере, напоминающей условного Уинтона Келли.
 
Эклектика? Пожалуй, да. Но в ней-то и основное очарование альбома: вроде бы ждешь повторения пройденного, а музыканты начинают выискивать в проверенных временем пьесах что-то новое. Самый цельный трек здесь — «The Windmills of Your Mind», где наш соотечественник Артём Баденко выдает на-гора отличное саксофонное соло.
 
#альбомы


Вот программка первого в моей жизни джазового концерта: играли Аркадий Шилклопер, Алексей Кузнецов и Даниил Крамер, а вел вечер Алексей Баташев. Мне было тринадцать, но я хорошо помню шок и восторг от музыки Шилклопера, не похожей ни на какую другую. Даже программку сохранил.

Прошло 25 лет, и теперь я участвую в подготовке его нового альбома, который выйдет 16 февраля на лейбле Jazzist. Счастье.

«New Hornology» — это логическое продолжение «Hornology» (1996), сольного дебюта Шилклопера и его главного шедевра. Сохраняйте альбом заранее и расскажите друзьям — он того стоит.

#jazzist


Алексей Подымкин и Большой джазовый оркестр Петра Востокова // «Биоритм» (ArtBeat Music, 2024)

Биг-бэндовые альбомы у нас выходят нечасто, поэтому каждый — событие, тем более когда играет один из лучших джазовых оркестров страны. Сегодня слушаем свежий альбом пианиста Алексея Подымкина «Биоритм».

Программа интересная и полистилистическая — от хард-бопа и отголосков новоорлеанского джаза до фанка и фьюжна. Все эти вещи Алексей писал на протяжении последних 30 лет, а теперь их сшили вместе два аранжировщика — петербуржец Дмитрий Серебров и бразилец Рафаэль Роша. В их умелых руках фразы Телониуса Монка и Диззи Гиллеспи удивительно органично сочетаются с цитатами из Чайковского, Бородина и Прокофьева.

К записи привлечены отличные музыканты разных поколений: Большой джазовый оркестр Петра Востокова, гитарист Николай Куликов, певица Анастасия Лютова, саксофонист Макар Кашицын, барабанщик Алексей Беккер и контрабасист Владимир Кольцов-Крутов.

Этот материал я слышал вживую, а к альбому только приступаю, и вдруг захотелось интерактива: накидайте ваши мнения в виде эмодзи — сравним впечатления.

#альбомы


Фото дня. Слева направо: Джон Тедеско (один из самых активных сессионщиков в истории), барабанщик Джек Ранелли, неопознанный итало-американец в бордовом, гитарист и ресторатор Чарли Кьяренца, гитарист Джон Пизано, Фрэнк Заппа и Джо Пасс. Goodfellas.
Ресторан Pasta Amici, Лос-Анджелес, 1983 год.
#фото


Репост из: Слова с музыкой
Почему музыкальная журналистика в упадке?

Проблема гораздо серьёзнее, чем ситуация вокруг «Питчфорка», размышляет в своей рассылке The Honest Broker американский журналист, музыкальный критик и историк джаза Тед Джойя. Кратко пересказываю его колонку.

В среду 17 января редакционный директор издательского дома Condé Nast Анна Винтур разослала сотрудникам Pitchfork
(издание принадлежит Condé Nast с 2015 года — КС)
служебную записку, в которой сообщила, что наряду с сокращением значительной части авторов и редакторов в ближайшее время Pitchfork ожидает слияние с журналом GQ.


При этом всего несколько недель назад, отмечает Джойя, [другой заметный американский музыкальный ресурс] Bandcamp уволил 58 из 120 сотрудников, включая примерно «половину основного редакционного состава». Владевшую Bandcamp до недавнего времени компанию Epic Games (в октябре 2023 музыкальную платформу у неё перекупил Songtradr) нельзя назвать убыточной: ожидаемый доход корпорации за минувший год составит около миллиарда долларов. Просто никто не хочет тратить деньги на музыкальную журналистику, подытоживает Джойя.

Многие эксперты предполагают, что такой сценарий типичен для традиционных СМИ, и музыкальный критик согласен, что отчасти так и есть. Однако проблема, по его мнению, куда серьёзнее, и она охватывает всю музыкальную индустрию. В подтверждение своей мысли Джойя перечисляет новости лишь последних недель о сокращениях в Universal Music, YouTube, Spotify, Tidal и о продаже Soundcloud.

В чём же истинная причина кризиса? По мнению эксперта, причинно-следственная цепочка такова:

• Ведущие игроки решили, что могут безбедно жить за счёт старой музыки и пассивных слушателей. Раскручивать новых исполнителей слишком сложно (и дорого — КС).

• Как следствие, крупные лейблы и инвесткомпании вкладывают огромные суммы в каталоги легаси-артистов.

• Тем временем стриминговые платформы поощряют пассивное прослушивание.

• Идеальным решением для новой музыки было переключение слушателей на треки, созданные ИИ, которые могут принадлежать стримингу. Музыкантам в этом случае даже не нужно выплачивать роялти.

• Все эти стратегии сработали: пользователи стримингов постепенно обращают всё меньше внимания на новую музыку.

Пользователи не слушают новую музыку, и им не нужны рецензии на неё, их не интересуют интервью с восходящими звёздами и т. д. Ещё поколение назад, уверен Джойя, слушатель не был настолько ленив.

В достриминговую эпоху музыкальные магазины просто разорились бы, слушай люди только старую музыку. Нужно было, чтобы они приходили за новинками. И то же было верно для всей индустрии: дистрибьюторы, лейблы, радиостанции, владельцы клубов и других площадок и, наконец, музыкальные журналисты — все охотились за новой музыкой. А конечным бенефициаром был слушатель. Теперь эта модель, кажется, навсегда сломана, причём руками всё тех же представителей индустрии, и получилось, что они сами подпилили сук, на котором сидели.

Успех Тейлор Свифт, пишет Джойя, это только подтверждает: критик отмечает, что певица боролась с лейблами звукозаписи как раз из-за их одержимости её старыми треками (дело дошло до их перезаписи). Но преуспела она, сосредоточившись на живых выступлениях, а не на работе со стриминговыми платформами.

Что же делать пишущим о музыке людям? Главный совет Теда Джойи: перестать доверять системе.

Перестаньте доверять редакторам, издателям и инсайдерам музыкального бизнеса.

Единственная ваша надежда — напрямую общаться со слушателями и читателями. И с самими музыкантами. А ещё с независимыми лейблами, которые пока ещё больше думают о будущем, чем о прошлом. Всё остальное — просто шум.

Перестать слушать редакторов? А так можно?

Знаете, все редакторы, которые учили меня писать статьи по готовым шаблонам, сейчас остались без работы. Но читатели всё ещё здесь. И музыканты. В музыкальной журналистике именно они — основа, соль земли, ваш самый надёжный источник. И так будет и впредь.

Верьте в музыку, а не в бизнес.


Mohini Dey // «Mohini Dey» (2023)

Мохини Дей по-хозяйски чувствует себя в рейтингах самых виртуозных бас-гитаристов. Ее фразы разбирают в учебных видео на YouTube, о ней пишут. К своим 27 годам Мохини успела поработать со сливками фьюжна, индийской музыки, джаза, рока. И в 2023 году она наконец выпустила дебютный альбом.

Как сделан «Mohini Dey»? Заслуженные американские и европейские фьюжн-монстры упражняются в математике и пополняют мировые запасы тестостерона под руководством девушки с обложки. Аккорды летят стрелой, горят огнем гитарные пассажи, барабанщики вколачивают слушателя в кресло. Но когда трек под названием «Introverted Soul» по динамике ничем отличается от, скажем, «Meat Eater» или «Kick'B'ass», возникает вопрос: зачем всё это? Где смысл?

И вот парадокс: Мохини Дей слишком ограничена своей виртуозностью, чтобы создать нечто глубокое и оригинальное. Индивидуальность ее манеры стремится к нулю, и для авторского высказывания, которое не копировало бы чужой стероидный фьюжн, она еще не созрела. Отсутствие смысла за стеной звука не спрячешь: здесь все умело месят, но получается не замес, а месиво.

Чуть подробнее.

#альбомы


Sam Fribush Trio // «People Please» (Flybird Music, 2024)

Грув, как и свинг, — это смещенное время, их среда обитания — пространство между ударами метронома. Телесное (всем нутром) ощущение безграничности этого пространства, способность оттягивать его и отпускать, не теряя точности темпа, — вот что такое грув.

Возьмем сингл «People Please» органиста Сэма Фрайбуша. У Фрайбуша, гитариста Чарли Хантера и барабанщика Кэлвина Нэппера грув густой и прозрачный, как смола. Он не терпит суеты и любит тишину: самое интересное происходит в паузах, когда на миг прерывается органный бас, умолкает гитара или делают сбивку ударные. Именно паузы по-настоящему качают.

Никто толком не солирует, да и не надо: грув здесь просто какой-то терапевтический.

Альбом «People Please» выйдет 15 марта, и пропускать его не стоит.

#синглы


Tim Sparks // «The Nutcracker Suite» (Acoustic Music, 1993)

В честь выноса елки поделюсь еще одним из самых любимых «Щелкунчиков» — в аранжировке гитариста Тима Спаркса. Строго говоря, этот вариант по ведомству джаза не проходит, но Спаркс щелкает как орехи любую музыку — и джаз, и фолк, и клезмер, и Балканы, и Джона Зорна; you name it.

Тим Спаркс — отличный технарь, но любим мы его не только за это. «Щелкунчика», написанного для полусотни с лишним инструментов, Спаркс так лихо перекладывает для классической гитары соло, что и дух оригинала сохраняется, и озорству место остается: не обошлось тут без едва уловимых рэгтайма и джаза. Как будто Спаркс нам хитро подмигнул — и моментально вернулся к Чайковскому.

#щелкунчик #xmas #альбомы


The 8-Bit Big Band // «Game Changer» (2023)

Мульиинструменталиста, аранжировщика и композитора Чарли Розена по праву можно считать отцом-основателем жанра «геймсплотейшн»: он берет довольно незамысловатые темы из видеоигр, навешивает на них сотню (буквально!) инструментов, сильно приджазовывает и упаковывает всё это в броские обложки, напоминающие коробки для картриджей. (Уважаемые зумеры, картриджи — это не только то, что вставляется в принтер, но и нелепого вида носители информации, за которыми доисторические геймеры 90-х годов стояли в очереди в магазин «Электроника».)

С каждым новым альбомом «Восьмибитного биг-бэнда» у аранжировок всё больше лоска, а у Чарли, кажется, всё меньше задора. Возможно, сказывается постоянная конвейерная работа над плюс-минус однотипными бродвейскими постановками: когда рука набита, не так просто выйти из привычного стереотипа. Но трудно не поддаться очарованию затеи Розена; наверное, здесь даже больше ностальгических причин, чем музыкальных. Разве можно отказаться от очередной встречи со старыми друзьями — Супер Марио, Соником и Зельдой?

Когда умелые руки аранжировщика сталкивают фанковую группу Tower of Power с серией игр «Marvel vs Capcom», а тема из «Zelda: Ocarina of Time» превращается чуть ли не в пародию на альбом Камаси Вашингтона «The Epic» с мимолетной цитатой из «Impressions» Колтрейна, осечек быть не может.

Альбом «Game Changer» рекомендован не только тем, кто помнит магазины «Электроника», но и ценителям отличных биг-бэндов с налетом симфоджаза.

#альбомы


Вдогонку 2023 году хочется рассказать еще о двух альбомах, которых объединяет верность мейнстриму и свежесть взгляда.

Трио Евгения Гречищева // «Всякое дыхание…» (ArtBeat Music)
Евгений Гречищев, выдающийся пианист, педагог и композитор, — коренной житель мейнстрима. Своеобразие его музыки не в форме, а в содержании: нотный стан, карандаш и рояль — всё это продолжение гречищевской души. В его пьесах, манере игры и «режиссуре» трио (Сергей Хутас на контрабасе, Игорь Ямпольский на ударных) угадывается восхищение Биллом Эвансом, а композиция «Аська» явно вдохновлена «Waltz for Debby» Эванса. Но какие бы аллюзии ни всплывали на новом альбоме Евгения Станиславовича, это чистый, рафинированный Гречищев и только он. «Всякое дыхание…» — слова из 150-го псалма: «Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе... Всякое дыхание да хвалит Господа». Иногда кажется, что у Гречищева с Ним прямая связь.

UP Quintet // «Keep Swingin’»
Петербургских джазовых музыкантов принято считать консерваторами. Среди них есть те, кто механистично повторяет чужие находки 60–70-летней давности, а другие в хорошем смысле «присваивают» канон и сохраняют его жизнеспособность. Лидеры UP Quintet — молодые питерские музыканты Полина Ильина (тенор-саксофон) и Андрей Середа (труба) — чувствуют себя в кул-джазе и бибопе как рыба в воде. Они не сдувают пыль с (пра)дедушкиных жанров — никакой пыли для Полины и Андрея там просто нет. Из семи композиций альбома «Keep Swingin’» четыре — авторские вещи Полины и Андрея, и их чувству стиля можно только позавидовать. Именно так нужно хранить наследие — не в сундуке с нафталином, а нараспашку, с огоньком и, главное, c огромной любовью.

#альбомы


Mike Judge // «Tales from the Tour Bus» (Cinemax, 2017–2018)

Анимадок Майка Джаджа «Tales from the Tour Bus» («Байки из турне») — просто пир духа. Расшифрую по пунктам.

1. Анимадок — документальное кино, созданное средствами анимации. Выход «Баек из турне» пришелся на пик популярности этого жанра, когда анимадок срывал призы на престижных фестивалях, а остальная анимация глотала пыль.

2. Майк Джадж известен в первую очередь как автор «Бивиса и Баттхеда» и «Царя горы». Не самый выдающийся режиссер, но связно рассказывать истории и делать фильмы, где много разговаривают, он умеет.

3. «Байки из турне» — сериал из двух сезонов. Первый рассказывает о кантри, второй — о фанке. И там, и там творится всякая дичь: звезда кантри и рок-н-ролла Джерри Ли Льюис, например, решает разбудить дремлющих друзей пальбой из автомата, а появление Принса на вечеринке никто не замечает только потому, что он не вышел ростом.

4. С технической точки зрения сериал сделан предельно просто (фрагменты интервью — это эклер, то есть покадрово обрисованная видеосъемка, а «игровые» эпизоды тоже не блещут виртуозностью), но Майк Джадж строит «Байки из турне» на таких тонких нюансах и деталях текста, действия и монтажа, что просто закачаешься! Пересказывать их — такое же бессмысленное и неблагодарное дело, как объяснять анекдот. Посмотрите.

Для законопослушных зрителей оставляю ссылку на «Амедиатеку». Лучше смотреть без перевода.

#кино


Tedeschi Trucks Band «Revelator» (Sony Music Entertainment, 2011)

Когда мне было лет 14-15, я слушал только блюз. Чем меньше струн и зубов было у отдельно взятого негра с берегов Миссисипи, тем более чистой казалась мне его музыка. Если бы я вовремя не отшатнулся от такого подхода, близкого к снобизму, мне бы не открылось очень многое. Например, вокалистка и гитаристка Сьюзан Тедески.

У Сьюзан Тедески и зубы на месте, и все шесть струн, и за рамки 12-тактового блюзового квадрата она готова выйти без специального приглашения. С чистым блюзом она давно покончила, и блюзовые пуритане зря обламывают копья об ее альбомы: дело тут не в жанровой чистоте, а в том, что до такой жизненной правды, какую Тедески способна выдать своим хрипловатым голосом, дорастают единицы.

И тут из-за кулис выходит Дерек Тракс, муж Тедески. Один из лучших слайд-гитаристов современности, этот музыкант вдохновляется не только столпами блюза (Элмор Джеймс, Джон Ли Хукер и три короля — Би Би Кинг, Альберт Кинг и Фредди Кинг), но и Джоном Колтрейном, Майлзом Дэвисом, Джанго Рейнхардтом, Сан Ра, Чарли Крисченом, Уэйном Шортером, etc. И если этот человек делает простую для восприятия музыку, то причина ее простоты (мнимой!) — не простодушие авторов, а умение разглядеть простое в сложном.

Альбом Tedeschi Trucks Band «Revelator» — это и блюз-рок, и ловко спрятанные джазовые гармонии, и фанк, и кантри, и даже ситар. Избыточно? Да ни капли. Сермяжная правда, умноженная на багаж наслушанности. Шедевр.

#альбомы


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
До чего же «Щелкунчик» всё-таки джазогеничен. Это в Клубе Алексея Козлова играют саксофонист Антон Залетаев и его «Летный Сезон», а я, помнится, уже рассказывал о пути «Щелкунчика» в джазе.

#щелкунчик

Показано 20 последних публикаций.