Почему музыкальная журналистика в упадке?Проблема гораздо серьёзнее, чем ситуация вокруг «Питчфорка», размышляет в своей рассылке The Honest Broker американский журналист, музыкальный критик и историк джаза Тед Джойя. Кратко пересказываю его колонку.
В среду 17 января редакционный директор издательского дома Condé Nast Анна Винтур разослала сотрудникам Pitchfork
(издание принадлежит Condé Nast с 2015 года — КС)
служебную записку, в которой сообщила, что наряду с сокращением значительной части авторов и редакторов в ближайшее время Pitchfork ожидает слияние с журналом GQ.
При этом всего несколько недель назад, отмечает Джойя, [другой заметный американский музыкальный ресурс] Bandcamp уволил 58 из 120 сотрудников, включая примерно «половину основного редакционного состава». Владевшую Bandcamp до недавнего времени компанию Epic Games (в октябре 2023 музыкальную платформу у неё перекупил Songtradr) нельзя назвать убыточной: ожидаемый доход корпорации за минувший год составит около миллиарда долларов. Просто никто не хочет тратить деньги на музыкальную журналистику, подытоживает Джойя.
Многие эксперты предполагают, что такой сценарий типичен для традиционных СМИ, и музыкальный критик согласен, что отчасти так и есть. Однако проблема, по его мнению, куда серьёзнее, и она охватывает всю музыкальную индустрию. В подтверждение своей мысли Джойя перечисляет новости лишь последних недель о сокращениях в
Universal Music,
YouTube,
Spotify,
Tidal и о продаже
Soundcloud.
В чём же истинная причина кризиса? По мнению эксперта, причинно-следственная цепочка такова:
• Ведущие игроки решили, что могут безбедно жить за счёт старой музыки и пассивных слушателей. Раскручивать новых исполнителей слишком сложно
(и дорого — КС).
• Как следствие, крупные лейблы и инвесткомпании вкладывают огромные суммы в каталоги легаси-артистов.
• Тем временем стриминговые платформы поощряют пассивное прослушивание.
• Идеальным решением для новой музыки было переключение слушателей на треки, созданные ИИ, которые могут принадлежать стримингу. Музыкантам в этом случае даже не нужно выплачивать роялти.
• Все эти стратегии сработали: пользователи стримингов постепенно обращают всё меньше внимания на новую музыку.
Пользователи не слушают новую музыку, и им не нужны рецензии на неё, их не интересуют интервью с восходящими звёздами и т. д. Ещё поколение назад, уверен Джойя, слушатель не был настолько ленив.
В достриминговую эпоху музыкальные магазины просто разорились бы, слушай люди только старую музыку. Нужно было, чтобы они приходили за новинками. И то же было верно для всей индустрии: дистрибьюторы, лейблы, радиостанции, владельцы клубов и других площадок и, наконец, музыкальные журналисты — все охотились за новой музыкой. А конечным бенефициаром был слушатель. Теперь эта модель, кажется, навсегда сломана, причём руками всё тех же представителей индустрии, и получилось, что они сами подпилили сук, на котором сидели.
Успех Тейлор Свифт, пишет Джойя, это только подтверждает: критик отмечает, что певица боролась с лейблами звукозаписи как раз из-за их одержимости её старыми треками (дело дошло до их перезаписи). Но преуспела она, сосредоточившись на живых выступлениях, а не на работе со стриминговыми платформами.
Что же делать пишущим о музыке людям? Главный совет Теда Джойи:
перестать доверять системе.
Перестаньте доверять редакторам, издателям и инсайдерам музыкального бизнеса.
Единственная ваша надежда — напрямую общаться со слушателями и читателями. И с самими музыкантами. А ещё с независимыми лейблами, которые пока ещё больше думают о будущем, чем о прошлом. Всё остальное — просто шум.
Перестать слушать редакторов? А так можно?
Знаете, все редакторы, которые учили меня писать статьи по готовым шаблонам, сейчас остались без работы. Но читатели всё ещё здесь. И музыканты. В музыкальной журналистике именно они — основа, соль земли, ваш самый надёжный источник. И так будет и впредь.
Верьте в музыку, а не в бизнес.