«Ясно, понятно», индустрия и мои макароны с сыром
Сегодня дочитал «Ясно, понятно» Максима Ильяхова. Ну как дочитал — скорее, досмотрел. Вторую часть книги больше листал и просматривал — спасибо структуре и удобным заголовкам :) Как и написано в самом начале, книга не всех удивит или произведет вау-эффект. Но то, что за Максимом надо следить редакторам и копирайтерам — это точно.
Для меня его лучшее время — примерно с 10-го по 15 годы, дальше, как по мне, многовато повторов. Но это неизбежно и необходимо. Ну и базовый с продвинутым курсы Главреда — конечно, топ. Мне вообще всегда больше заходили его письма и статьи, а не книги. Они более живые и примеры там как-то ярче, что ли.
Означает ли это, что его книги хуже статей? Нет. Потому что гениальность его книг в том, что они написаны не для авторов и редакторов. Они для заказчиков. Научил ли Максим писать всех, кто работает со словом? Тут можно спорить — многие лучшие моменты он заимствовал (или просто переизобрел), с какими-то его высказываниям можно долго и аргументировано спорить.
Однако факт остается фактом, он сделал три очень крутые штуки:
1. С каждой его книгой формируется рынок — а заказчики понимают, что за материалы и бернд-медиа надо платить больше. По сути, он научил заказчиков платить не за знаки, а за качество, и убедил всех, что контент — полноценный и недешевый инструмент. Если бы не это, сидеть бы нам всем на 20 000 в месяц :) Кстати, заслуга команды КБ Палиндром — в том же. Они убедили заказчиков, что на бренд-медиа надо тратить 30 млн в год. И это на руку всем, кто работает с контентом. Я вот сижу, ем макароны с сыром, а ведь мог бы и без сыра есть :)
2. Он сумел масштабировать приемы создания и редактирования контента. То есть сформировал большую когорту людей, которые умеют делать это на базовом или среднем уровне. А это очень важно: индустрия держится не на гениях, а на большой прослойке крепких профессионалов. Например, сильная медицина не там, где есть Пирогов, а там, где любой среднестатистический врач умеет действовать по понятным алгоритмам и просто хорошо выполнять свою работу. Кстати, Белинский в одном из своих обзоров русской литературы сетовал: мол, у нас есть очень талантливые, гениальные писатели, но наша русская литература слаба — в ней не хватает просто крепких беллетристов.
3. Он создал отраслевой стандарт — кто-то его принимает, кто-то — нет, но «инфостиль» стал некоей точкой отсчета: нам нужен не инфостиль, нам нужен почти инфостиль и т.п. То, как он разметил профессию, позволяет говорить на одном языке и понимать друг друга.
И все это гораздо мощнее, чем выпустить две хорошие книги о профессии.
Надо ли читать «Ясно, понятно»? Если занимаетесь контентом — однозначно надо. Найдете ли вы там какие-то откровения? Если читали рассылки и хотя бы время от времени следите за блогом Максима — не найдете.
P.S. А если вы уже несколько лет в профессии, почитайте рассылку Ирины Ильяховой — она доступно и четко пишет о роли и задачах редактора. Не того редактора, который допиливает тексты, а того, который строит редакцию, коммуницирует с сотрудниками, заказчиками и т.п. Более толкового, практичного и простого переложения науки менеджмента на нашу контентную почву.