Увидел у уважаемого Незыгаря @russica2 обсуждение строительства верфи «Звезда» на Дальнем Востоке. Он размышляет, кто виноват в срыве проекта. Но дело обстоит проще в поиске виноватых: проект с самого начала был обречён на провал.
Дело в том, что для строительства крупонтоннажного флота на «Звезде» требуется судовой толстолистовой прокат. Для тех объёмов строительства, которые задумывались, это 300-350 тыс. тонн в год. Однако его надо откуда-то везти. На Дальнем Востоке был комбинат «Амурсталь», который до времени вставания с колен мог бы дать такой лист. Все нулевые годы он хирел и к 2012 году пришёл к банкротству. Сейчас там остатки производства. Тогда выяснилось, что в России такой прокат для звезды может дать Магнитогорский меткомбинат. Но для его провоза на Дальний Восток надо реконструировать инфраструктуру РЖД, в том числе подвижной состав и главное - Северомуйский туннель. Это требует затрат в десятки миллиардов рублей и несколько лет работ.
Помимо немалых расходов на это стоит учесть и транспортное плечо: от Магнитки до «Звезды» 5 тыс. км.
И выяснилось, что единственный вариант для «Звезды» - это покупать толстолистовой прокат в Южной Корее или Китае (похуже качеством). Рушится сама идея «суверенного судостроения», которым и задумывалась «Звезда». Боле того, в итоге суда со «Звезды» получатся примерно на 30-50% дороже, чем если бы купить такой аналог в Южной Корее.
Это ещё вышло и потому, что в России больше нет машиностроения для строительства судов. Пришлось на «Звезду» покупать китайские и корейские станки, а также приглашать на работу немецких и финских инженеров и наладчиков. Российская промышленность в итоге почти ничего не выигрывает от появления «Звезды».
Михельсон и прочий бизнес потому и сопротивляются навязываемой им продукции «Звезды», что она банально дороже. В прямом смысле дешевле купить газовоз (на 30-50%) в Южной Корее, чем со «Звезды».
(«Ведомости» приводили эти цены: «Суда на «Звезде» стоят дороже, чем в Корее или у других судостроительных компаний, рассказывали «Ведомостям» несколько контрагентов «Звезды». Они же говорили, что «Звезда» предлагала исполнить контракты примерно на 20-40% дороже рынка. «Звезда» направляла в Минпромторг письмо, в котором указывала, что строительство газовозов Arc7 для проекта «Арктик СПГ – 2» может стоить до $603 млн. за штуку (при заказе 15 судов). Аналогичное судно стоит в Корее $305 млн.)
И не надо им ждать поставки этого российского судна. Проект затягивается, первые суда хорошо если будут сданы с этой верфи во второй половине 2020-х. Напомню, что в 2014 году первую очередь предприятия планировали запустить в 2016-2017 годах, сейчас эта дата сместилась на 2021 год, но снова говорят, что надо подвинуть сроки до 2022-23 года.
«Звезда» - показательный пример того, как в современной России сами разучились не то что строить сложные промышленные проекты, но даже и проектировать их. С участием иностранцев – пожалуйста, как тот же Крымский мост или СПГ Ямала. Верхняя планка возможностей для таких менеджеров из силовиков – это просто обслуживать советские проекты (скважины и трубопроводы) или туда-сюда гонять деньги из банков и офшоров.
В теории положение с листом для «Звезды» можно было бы исправить – это реконструировать «Амурсталь». Для этого нужны будут десятки миллиардов рублей инвестиций и 3-5 лет строительства. Но тогда сроки реализации проекта на «Звезде» сместятся уже ближе к 2030-м.
Дело в том, что для строительства крупонтоннажного флота на «Звезде» требуется судовой толстолистовой прокат. Для тех объёмов строительства, которые задумывались, это 300-350 тыс. тонн в год. Однако его надо откуда-то везти. На Дальнем Востоке был комбинат «Амурсталь», который до времени вставания с колен мог бы дать такой лист. Все нулевые годы он хирел и к 2012 году пришёл к банкротству. Сейчас там остатки производства. Тогда выяснилось, что в России такой прокат для звезды может дать Магнитогорский меткомбинат. Но для его провоза на Дальний Восток надо реконструировать инфраструктуру РЖД, в том числе подвижной состав и главное - Северомуйский туннель. Это требует затрат в десятки миллиардов рублей и несколько лет работ.
Помимо немалых расходов на это стоит учесть и транспортное плечо: от Магнитки до «Звезды» 5 тыс. км.
И выяснилось, что единственный вариант для «Звезды» - это покупать толстолистовой прокат в Южной Корее или Китае (похуже качеством). Рушится сама идея «суверенного судостроения», которым и задумывалась «Звезда». Боле того, в итоге суда со «Звезды» получатся примерно на 30-50% дороже, чем если бы купить такой аналог в Южной Корее.
Это ещё вышло и потому, что в России больше нет машиностроения для строительства судов. Пришлось на «Звезду» покупать китайские и корейские станки, а также приглашать на работу немецких и финских инженеров и наладчиков. Российская промышленность в итоге почти ничего не выигрывает от появления «Звезды».
Михельсон и прочий бизнес потому и сопротивляются навязываемой им продукции «Звезды», что она банально дороже. В прямом смысле дешевле купить газовоз (на 30-50%) в Южной Корее, чем со «Звезды».
(«Ведомости» приводили эти цены: «Суда на «Звезде» стоят дороже, чем в Корее или у других судостроительных компаний, рассказывали «Ведомостям» несколько контрагентов «Звезды». Они же говорили, что «Звезда» предлагала исполнить контракты примерно на 20-40% дороже рынка. «Звезда» направляла в Минпромторг письмо, в котором указывала, что строительство газовозов Arc7 для проекта «Арктик СПГ – 2» может стоить до $603 млн. за штуку (при заказе 15 судов). Аналогичное судно стоит в Корее $305 млн.)
И не надо им ждать поставки этого российского судна. Проект затягивается, первые суда хорошо если будут сданы с этой верфи во второй половине 2020-х. Напомню, что в 2014 году первую очередь предприятия планировали запустить в 2016-2017 годах, сейчас эта дата сместилась на 2021 год, но снова говорят, что надо подвинуть сроки до 2022-23 года.
«Звезда» - показательный пример того, как в современной России сами разучились не то что строить сложные промышленные проекты, но даже и проектировать их. С участием иностранцев – пожалуйста, как тот же Крымский мост или СПГ Ямала. Верхняя планка возможностей для таких менеджеров из силовиков – это просто обслуживать советские проекты (скважины и трубопроводы) или туда-сюда гонять деньги из банков и офшоров.
В теории положение с листом для «Звезды» можно было бы исправить – это реконструировать «Амурсталь». Для этого нужны будут десятки миллиардов рублей инвестиций и 3-5 лет строительства. Но тогда сроки реализации проекта на «Звезде» сместятся уже ближе к 2030-м.