Репост из: Женёк из Иерусалима
Разочарование в еврействе
Многие репатрианты постепенно разочаровываются в еврействе по переезде в Израиль. Так произошло и со мной и вот что я на этот счёт думаю.
По части рацио у меня довольно пессимистичный взгляд на мир и по-моему, мы все являемся винтиками чрезвычайно несправедливой системы порабощения, убийства, грабежа и алчности, окружённые бесконечным холодом безразличной вселенной. По части эмоцио я хочу долго жить, крепко любить, вкусно есть и желательно не чувствовать себя плохим человеком. Как можно заметить, между мыслями и чувствами здесь существует некоторое структурное несоответствие, так как ощущать себя хорошим человеком достойным любви не всегда просто, зная что ватные диски, которыми ты протираешь лицо, возможно, сделаны узбекскими детьми или уйгурскими заключёнными. Есть множество способов не совершить в таком случае самоубийство и люди ими активно пользуются, придумывая себе бога, нацию, государство, расу и прочие глупости, ведь одно дело, если ты сгусток клеток, тщетно ползущий по телу земли и совсем иное, если часть богоизбранного народа, стройным шагом марширующим со дна веков в негу их окончания с приходом мессии — чрезвычайно осмысленно, неописуемо прикольно. То же и с национализмом, превращающим тебя из суетной случайности посреди бесконечно долгой истории в часть чего-то большего, продолжателя древнего, в направление имеющего. Это достаточно выгодная сделка, учитывая что от человека в свою очередь требуется лишь выполнение некоторого количества обрядов с возможностью блюсти эту мысль более последовательно, если живётся им более абсурдно — можно надевать кипу иногда, можно не снимать вовсе. Это легитимные способы перестать беспокоиться и все мы ими пользуемся. Что для меня сломалось в Израиле?
Есть разница между ситуацией, когда вы небольшой компанией собираетесь дома и за плотно закрытыми шторами овладеваете своим экзистенциальным нарративом и ситуацией, когда строите на этой мысли государство. Еврейство в диаспоре гораздо более анархично — над вами нет государственных институтов и раввинских судов, решающих за вас, что есть правильное еврейство, а что нет, еврействовать в диаспоре значит вести постоянный диалог о своей идентичности и сосуществовать с окружающими, в Израиле же еврейство превратили в заурядную безвдохновенную бюрократическую поеботу, где за тебя решили и как Танах интерпретировать, и какую часть истории освещать — это глубоко закостенелая иерархическая структура, где нет места для диалога, потому что право его вести узурпировано дядьками с бородами. Разумеется, можно всегда быть против и придавать еврейству свой смысл, но я от копошений в этих идеях устал. Пока еврейство отнимает у нуждающихся общественный транспорт по субботам и запрещает лгбтк-парам вступать в брак, принимает национальные законы и призывает к насильному заселению чужих земель, я лучше буду верить во что-то другое, потому что с несправедливостью либо борются, либо сотрудничают
Многие репатрианты постепенно разочаровываются в еврействе по переезде в Израиль. Так произошло и со мной и вот что я на этот счёт думаю.
По части рацио у меня довольно пессимистичный взгляд на мир и по-моему, мы все являемся винтиками чрезвычайно несправедливой системы порабощения, убийства, грабежа и алчности, окружённые бесконечным холодом безразличной вселенной. По части эмоцио я хочу долго жить, крепко любить, вкусно есть и желательно не чувствовать себя плохим человеком. Как можно заметить, между мыслями и чувствами здесь существует некоторое структурное несоответствие, так как ощущать себя хорошим человеком достойным любви не всегда просто, зная что ватные диски, которыми ты протираешь лицо, возможно, сделаны узбекскими детьми или уйгурскими заключёнными. Есть множество способов не совершить в таком случае самоубийство и люди ими активно пользуются, придумывая себе бога, нацию, государство, расу и прочие глупости, ведь одно дело, если ты сгусток клеток, тщетно ползущий по телу земли и совсем иное, если часть богоизбранного народа, стройным шагом марширующим со дна веков в негу их окончания с приходом мессии — чрезвычайно осмысленно, неописуемо прикольно. То же и с национализмом, превращающим тебя из суетной случайности посреди бесконечно долгой истории в часть чего-то большего, продолжателя древнего, в направление имеющего. Это достаточно выгодная сделка, учитывая что от человека в свою очередь требуется лишь выполнение некоторого количества обрядов с возможностью блюсти эту мысль более последовательно, если живётся им более абсурдно — можно надевать кипу иногда, можно не снимать вовсе. Это легитимные способы перестать беспокоиться и все мы ими пользуемся. Что для меня сломалось в Израиле?
Есть разница между ситуацией, когда вы небольшой компанией собираетесь дома и за плотно закрытыми шторами овладеваете своим экзистенциальным нарративом и ситуацией, когда строите на этой мысли государство. Еврейство в диаспоре гораздо более анархично — над вами нет государственных институтов и раввинских судов, решающих за вас, что есть правильное еврейство, а что нет, еврействовать в диаспоре значит вести постоянный диалог о своей идентичности и сосуществовать с окружающими, в Израиле же еврейство превратили в заурядную безвдохновенную бюрократическую поеботу, где за тебя решили и как Танах интерпретировать, и какую часть истории освещать — это глубоко закостенелая иерархическая структура, где нет места для диалога, потому что право его вести узурпировано дядьками с бородами. Разумеется, можно всегда быть против и придавать еврейству свой смысл, но я от копошений в этих идеях устал. Пока еврейство отнимает у нуждающихся общественный транспорт по субботам и запрещает лгбтк-парам вступать в брак, принимает национальные законы и призывает к насильному заселению чужих земель, я лучше буду верить во что-то другое, потому что с несправедливостью либо борются, либо сотрудничают