Планирование выручки Автосервиса
Часто сталкиваюсь с тем, что руководители СТО не знают как рассчитать производственную мощность своего предприятия, измеряемую в Нормочасах. Считается всё достаточно просто, но есть нюансы, на которых остановлюсь более подробно.
Для начала разберём от чего зависит эта мощность :
1. Количество рабочих постов
2. Фонд рабочего времени поста (продолжительность рабочего дня и наличие выходных дней)
3. Коэффициента использования рабочего времени поста, который обычно равен 0,72 и учитывает потери времени на загон-выгон а/м, обед и прочие "перекуры".
Давайте посчитаем её для станции из 5 постов с режимом работы с 9 до 19ч без выходных дней :
5постов*10часов*30дней*0,72=1080 НЧ.
Теперь мы знаем сколько мы сможем произвести работ, но нам интересно прежде всего а сколько денег то мы положим в кассу. Для этого мы умножаем стоимость НЧ=1000р на полученное количество НЧ:
1080НЧ*1000р=1.080.000 рублей.
Мы посчитали выручку по услугам. Теперь расскажу как посчитать выручку по запчастям. Здесь тоже всё просто. Для этого мы используем Коэффициент ЗЧ/услуги, который показывает сколько мы продаём ЗЧ на каждый рубль выручки по услугам. Обычно в нашей отрасли он составляет 1.4, НО он очень зависит от специализации СТО и от региона, например в Москве он будет ниже из-за более высокой стоимости НЧ. Для примера, в нашем московском филиале стоимость НЧ=1400р, в Новосибирске НЧ=1000р, в Иркутске НЧ=900р, а запчасти стоят примерно одинаково. Теперь про зависимость от специализации СТО - если у вас мелкосрочный сервис и основной поток это ТО, то коэффициент будет явно выше. Например прикинем какой коэффициент у нас получится при замене масла ДВС:
масло 4л*500р=2000р+фильтр масляный 400р+фильтр воздушный 500р
Замена масла и воздушного фильтра 500р.
2900/500=5,8
При более крупных агрегатных ремонтах такой коэффициент редко поднимается выше 1.2.
Так как у нас специализированные автосервисы, связанные, в основном, с заменой крупных агрегатов, то для своих подразделений в Сибири для расчётов принимаю коэффициент 1-1.1, для западного региона 0,6-0,7.
Таким образом, выручка по ЗЧ должна составить 1.080.000*1,1=1.188.000 руб.
Общая выручка автосервиса=1.080.000+1.188.000=2.268.000 руб.
Вот мы и посчитали ту сумму, на которую будем ориентироваться при планировании. Но при планировании также нужно учитывать сезонность и стадию развития СТО. Сезонность в разных регионах тоже разная и специфика СТО тоже влияет на сезонность. Прилагаю диаграмму коллег со среднестатистическими коэффициентами сезонности для мелкосрочных сервисов. Можно использовать для расчётов её. Можете вывести свои коэффициенты.
Тогда с учётом коэффициента сезонности наша расчётная выручка в августе должна составить 2.268.000*0,89=2.018.520 руб.
#планирование