✉️К брату Тео*
Я сделал набросок, изображающий шахтеров — откатчиков и откатчиц, когда они на рассвете идут в шахту по заснеженной тропинке вдоль живой изгороди: неясные тени, скользящие в полутьме. На заднем плане, на фоне неба, огромные контуры надшахтных строений и подъемника.
Посылаю тебе набросок, чтобы ты представлял себе все это, но я понимаю, как мне необходимо учиться рисовать фигуры у таких мастеров, как Милле, Бретон, Брион или Боутон и др. Что ты скажешь о наброске? Нравится ли тебе идея?
Если мне не изменяет память, одна из фотографий Бингема с работ Ж. Бретона изображает собирательниц колосьев**. Темные силуэты на фоне неба и красного заката. Вот такие вещи мне нужно иметь перед глазами. По-моему, тебе будет приятно узнать, что я не бездельничаю, а делаю что-то стоящее; вот почему я и пишу тебе об этом; к тому же это, может быть, явится поводом к восстановлению нашей былой сердечности и взаимной привязанности, и мы вновь станем полезны друг другу. Мне очень бы хотелось выполнить упомянутый рисунок лучше, чем я это сделал. На моем рисунке в его теперешнем виде высота фигур примерно 10 см. Парный к нему рисунок изображает шахтеров, расходящихся после работы, но выполнен он менее удачно; сделать его было очень трудно: тут пришлось столкнуться с эффектом темных силуэтов, окруженных светом на фоне полосатого закатного неба.
Вышли мне обратно со следующей почтой «Полевые работы»***, если, конечно, не возражаешь. Я написал несколько слов господину Терстеху**** и осведомился, нельзя ли мне получить на время «Упражнения углем» Барга — этюды обнаженной модели, с которыми ты знаком.
Не знаю, согласится ли он, я хочу сказать — пришлет он мне их или нет, но не замолвишь ли ты за меня словечко в случае отказа? Эти «Упражнения углем» были бы мне исключительно полезны. Быть может, он будет настолько любезен и вышлет мне если уж не весь курс целиком, то хотя бы несколько листов.
Кем, Боринаж
20 августа 1880
__________________
*Письмо о первых шагах Винсента на пути к «самому себе». Холодный тон подавленности предыдущих писем сменился яркими и резкими оттенками решительности. Словно перед нами человек, долгое время прятавший от самого себя нечто дорогое ему и, вдруг, в одночасье решившийся отыскать и взглянуть на это. Ведь известно, что это далеко не первая попытка Ван Гога начать рисовать. Ещё в детстве и в ранней юности он часто, в тяжелые минуты, прибегает к этому, как к некому акту «освобождения». Тогда рисование выступало для него неким «лекарством», призванным «закрыть» терзающие его душевные переживания. Кстати сказать, ещё Анна Корнелия Карбентус - мать художника - прекрасно владела карандашом и кистью. Этот факт немаловажен в понимании сознательных и бессознательных мотивов в биографии знаменитого художника.
**См. Альбом
***Серия работ Ж.Ф.Милле
****Господин Терстех (Терстег) - директор Гаагской галереи, где некогда работал Винсент.
🔍[К предыдущему письму этого периода]
📒[Биографическая справка: Боринаж]
#боринаж
Я сделал набросок, изображающий шахтеров — откатчиков и откатчиц, когда они на рассвете идут в шахту по заснеженной тропинке вдоль живой изгороди: неясные тени, скользящие в полутьме. На заднем плане, на фоне неба, огромные контуры надшахтных строений и подъемника.
Посылаю тебе набросок, чтобы ты представлял себе все это, но я понимаю, как мне необходимо учиться рисовать фигуры у таких мастеров, как Милле, Бретон, Брион или Боутон и др. Что ты скажешь о наброске? Нравится ли тебе идея?
Если мне не изменяет память, одна из фотографий Бингема с работ Ж. Бретона изображает собирательниц колосьев**. Темные силуэты на фоне неба и красного заката. Вот такие вещи мне нужно иметь перед глазами. По-моему, тебе будет приятно узнать, что я не бездельничаю, а делаю что-то стоящее; вот почему я и пишу тебе об этом; к тому же это, может быть, явится поводом к восстановлению нашей былой сердечности и взаимной привязанности, и мы вновь станем полезны друг другу. Мне очень бы хотелось выполнить упомянутый рисунок лучше, чем я это сделал. На моем рисунке в его теперешнем виде высота фигур примерно 10 см. Парный к нему рисунок изображает шахтеров, расходящихся после работы, но выполнен он менее удачно; сделать его было очень трудно: тут пришлось столкнуться с эффектом темных силуэтов, окруженных светом на фоне полосатого закатного неба.
Вышли мне обратно со следующей почтой «Полевые работы»***, если, конечно, не возражаешь. Я написал несколько слов господину Терстеху**** и осведомился, нельзя ли мне получить на время «Упражнения углем» Барга — этюды обнаженной модели, с которыми ты знаком.
Не знаю, согласится ли он, я хочу сказать — пришлет он мне их или нет, но не замолвишь ли ты за меня словечко в случае отказа? Эти «Упражнения углем» были бы мне исключительно полезны. Быть может, он будет настолько любезен и вышлет мне если уж не весь курс целиком, то хотя бы несколько листов.
Кем, Боринаж
20 августа 1880
__________________
*Письмо о первых шагах Винсента на пути к «самому себе». Холодный тон подавленности предыдущих писем сменился яркими и резкими оттенками решительности. Словно перед нами человек, долгое время прятавший от самого себя нечто дорогое ему и, вдруг, в одночасье решившийся отыскать и взглянуть на это. Ведь известно, что это далеко не первая попытка Ван Гога начать рисовать. Ещё в детстве и в ранней юности он часто, в тяжелые минуты, прибегает к этому, как к некому акту «освобождения». Тогда рисование выступало для него неким «лекарством», призванным «закрыть» терзающие его душевные переживания. Кстати сказать, ещё Анна Корнелия Карбентус - мать художника - прекрасно владела карандашом и кистью. Этот факт немаловажен в понимании сознательных и бессознательных мотивов в биографии знаменитого художника.
**См. Альбом
***Серия работ Ж.Ф.Милле
****Господин Терстех (Терстег) - директор Гаагской галереи, где некогда работал Винсент.
🔍[К предыдущему письму этого периода]
📒[Биографическая справка: Боринаж]
#боринаж