🤰 Монеточка — все еще поп-звезда, и никакая эмиграция этому не мешает. Но есть опасения. Часть 1
Эмиграция для музыканта, как мы уже
выяснили, не самая простая история — во многом поэтому поуехавшая наша сцена все еще в процессе формирования. Проблемы политического («иноагентство»), бытового (визы, адаптация в новой стране), творческого (а о чем вообще писать?) характера дают о себе знать — своего
«анти-Шамана» и вправду эмигрантская сцена не породила. Немного
сомневаюсь в том, что прямо это нужно, но зафиксируем этот момент.
Но зато у нас есть Лиза Гырдымова, она же Монеточка. И ее карьерная траектория мне кажется если не идеальным, то оптимальным маршрутом для многих.
Что она успела сделать? Выступила с кучей благотворительных
концертов в компании Noize MC, собрала
супергруппу с ним, откатала сольный тур, стала
«иноагенткой», продолжила вести ироничный
инстаграм, выпустила пронзительный
клип на «Переживу» (лучшую песню с ее последнего альбома, вышедшего в 2020 году, не устаревшую ни разу), выпустила ироничный хит
«Остановилось» про беременность и вот 8 марта выкатила песню
«У мамы есть секрет» и клип на нее. В перспективе — альбом.
Что она не сделала? Не стала отдавать свою музыку на плаху «духа времени», не стала записывать злые памфлеты и политические куплеты, не остановилась, не скурвилась, не начала переводить тексты независимых эмигрантских изданий на язык музыки. Не то что бы это какой-то криминал — наоборот, тоже полезное дело. Только оно сразу ограничивает артиста, закупоривает его в эмигрантском междусобойчике, превращает в колумниста. Монеточка заслуживала и заслуживает большего.
А почему у нее получилось?
Во-первых, творческий багаж (извините за штамп). Гырдымова смотрела на тот самый «дух времени» с иронией, с юмором и, главное, с оптимизмом. Та же «Переживу» стоит сотен колонок о прекрасной/ужасной России будущего. Это восклицательный марш во имя жизни. Та же «Русский Ковчег» — это ответ на любые разговоры об «отмене» культуры: идет ковчег и нас с вами унесет куда-нибудь в будущее. Девяностые как непритязательная точка притяжения. Эта долька для ежа, смерть легавым от ножа. Гоша Рубчинский. Облако тегов, из которого льется водопад красочных мелодий. И продолжает литься. Сонграйтерскую хватку Гырдымова не растеряла и после переезда в Вильнюс.
Во-вторых, Витя Исаев. Муж и творческий партнер Монеточки и сам по себе удивительный сонграйтер (жалко его
сольный альбом 2020 года мало кто расслушал), который даже из Цоя может
сделать Фрэнка Оушена. Но для ее едких и метких песен он выстраивает идеальный звук. «Остановилось» — лихой хаус для дискотеки. «У мамы есть секрет» — простецкий нео-поп. Оп — и оно застряло в тебе раз и навсегда.
В-третьих, позиция и место в поп-культуре. У Монеточки понятные и простые взгляды — война дерьмо, за сильными женщинами будущее. У нее нет «зашкваров» в прошлом: она не стала, не успела, не захотела вступать, состоять, примыкать к каким-либо силам разной степени сомнительности. Она не создает этот шлейф в настоящем: опять же, ее взгляды помогают ее творческим задачам, но не являются определяющими — музыка все еще на первом месте. Она — кошмар пропагандиста: замужняя мать, сама себя сделала, успешная, продвигала нашу культуру за рубежом, опять же не состояла и не примыкала — и при этом в этических и эстетических разногласиях с режимом. Не за что зацепиться толком.
В-четвертых, оптимизм. В своих новых работах Гырдымова не обличает, не призывает, не оплакивает. Она напоминает, что любое зло заканчивается, что надо любить себя, что мы — вы, ты, они — сила, которые любые горы потом свернут. Она фиксирует лучшее в нас — и не разменивается на дешевые лозунги. «У мамы есть секрет» даже с клипом про детей сильных женщин не превращается в колонку под биток. Это все еще поп-хит, который интересен не как высказывание к 8 марта, а как песня. В этом его сила.
Что в итоге? Хваткая поп-музыка от имени людей, которые все про этот мир прекрасно понимают и при этом не плачут по прошлому, а находят надежду в настоящем. Идеально? Ну, почти (см. следующий пост)