Что такое интерактивный кинематограф?
Интерактивное кино – это художественное произведение на основе синтеза интерактивных технологий и видеосъемки, которое образует свой уникальный вид искусства, не вписываясь в концепцию компьютерных игр, классического кинематографа или мобильных интерактивных приложений. Интерактивное кино позволяет зрителю влиять на сюжет прямо или косвенно, взаимодействовать с героями и пространством фильма и при желании и возможности быть частью сюжета. Это дает технически и психологически сильнейший эффект вовлеченности и погружения зрителя в произведение.
История развития интерактивного кино начинается с 1980-х, когда была создана текстовая компьютерная игра, способная воспроизводить в определенные моменты времени видеофрагменты, записанные на подключенный к компьютеру проигрыватель первых лазерных дисков. Создатель игры – писатель и программист Дэвид Лубар. Первый интерактивный коммерческий мультфильм появился в 1983 году. Его название «Dragon´s Lair». Он обладал базовым интерактивным интерфейсом: в определенный момент пользователь должен был нажимать кнопки и выбирать действие, которое должен был выполнить герой, а после выбора запускался видеофрагмент анимации. Все это было примитивно. Максимальное развитие интерактивные игры на основе снятых видео сцен получили в 1990-х годах. Качество компьютерной графики было на низком уровне, но интерактивный интерфейс уже можно было обеспечить, поэтому вместо графики использовали видео - выглядело по современным меркам ужасно, но по сравнению с графикой того времени - круто. Такие игры пользовались популярностью и, можно сказать, были прототипами интерактивного кинематографа. С развитием компьютеров выросли их графические возможности, и видео сцены потеряли свою актуальность, т.к. графические программы и новые вычислительные мощности позволяли создавать виртуальных персонажей и миры с достаточно зрелищной детализацией. Таким образом, технология интерактивного кино проиграла индустрии компьютерных игр не успев развиться, т.к. первые зачатки интерактивных фильмов не могли составить конкуренцию развитой системе классического кинопроизводства, а компьютерные графические игры с постоянно улучшающейся графикой стали популярнее чем куски видеосцен связанные интерактивом. В следствии, к двухтысячному году жанр интерактивно кино окончательно потерял актуальность и был по большому счету забыт, как тупиковая ветвь.
Однако спустя несколько лет в игровой индустрии появились проекты, которые доказали самостоятельность, жизнеспособность и популярность жанра интерактивного кино у широкого круга зрителей. Это прежде всего проекты студии Quantic Dream - Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond. Игрой, которая возобновила разговоры об интерактивном кино, стала Heavy Rain в 2010 году. Последний проект этой студии Detroit: Become Human, выпущенный в 2018 году. Эти проекты формально по своему виду искусства - компьютерные игры, но по сути - это интерактивные фильмы созданные на базе компьютерной графики, полностью работающие на игровом движке. Все действующие лица там - это анимированные 3D модели, но модели, которые двигаются и живут в кадре только благодаря реальным актерам, сценаристам и режиссерам, которые работали над сценами. С появлением VR технологий и видео 360 идеи интерактивного кинематографа получили новые средства для своего развития.